Проект по опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ "Волшебная лаборатория"
проект (старшая группа)
Проект предназначен для воспитателей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Рассчитан на 2 года и предполагает обобщение и систематизацию полученной дошкольником информации по опытно-экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnaya_laboratoriya.docx | 32.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
по опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
«Волшебная лаборатория»
для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
Срок реализации 2 года.
Проект разработала:
воспитатель А.В. Жихарева
Актуальность.
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).
Пояснительная записка.
Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.
В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно- экспериментальной деятельности.
Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.
Проект рассчитан на 2 года и предполагает обобщение и систематизацию полученной дошкольником информации по опытно-экспериментальной деятельности.
Содержание проекта построено на принципах:
- научности - отобранные знания четко определены и не могут быть опровергнуты;
- доступности - материал доступен пониманию ребенка, он может увидеть связь организма и среды, выделить признаки и свойства живого организма, установить причинно-следственные, временные и функциональные связи в природе;
- конкретности - объем знаний увеличивается, знания конкретны (нельзя давать неверные ответы на вопросы ребенка).
- наглядности - позволяет расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира; формировать наблюдательность.
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители.
Цель проекта:
Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.
Задачи проекта:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
- Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва - состав, влажность, сухость;
- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.
- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач;
- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
Предполагаемые результаты:
Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Этапы реализации проекта
- Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.
- Разработка перспективного плана работы с детьми.
- Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.
- Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
- Анкетирование родителей.
- Разработка перспективного плана работы с родителями.
- Оформление консультативного материала для родителей.
Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:
- специально-организованное обучение в форме занятий;
- совместная деятельность взрослого с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей
Формы работы:
- Занятия;
- Эксперименты;
- Беседы;
- Наблюдение и труд;
- Работа в лаборатории.
Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).
Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в «Уголке природы», плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.
Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.
В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:
- Осознание того, что хочешь узнать;
- Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;
- Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;
- фиксирование результатов, анализ полученных данных;
- Словесный отчет об увиденном, формулирование выводов.
Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.
Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать. С детьми проводится экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.
Занятия проводятся два раза в месяц.
Экспериментальные занятия построены на совместном творчестве педагога и детей. Они стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.
Всем известно, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.
После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Ход занятий может меняться. Это зависит от того, что именно заинтересует детей. Например: детям очень нравятся опыты с водой, поэтому вместо двух занятий, было проведено три. Или, например, после занятия о вулканах, дети попросили рассказать о цунами, морском шторме и торнадо. Занятия были показаны с просмотром презентации, видеоролика, а также проведён опыт с использованием фена (имитация ветра).
Структура проведения занятий по исследовательскому обучению и экспериментированию в основном, такая:
- Создание проблемной ситуации.
- Поиск возможных решений.
- Прогноз результата эксперимента.
- Проверка возможных решений, исходя из данных.
- Формулировка вывода в соответствии с результатами проверки.
- Обобщение.
Планирование работы свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Дети проводят опыты в «лаборатории», используя пособия и материал для проведения исследования.
Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов – в изо деятельности.
Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.
Перспективный план работы с детьми
Занятия | Беседы | Наблюдения | Экскурсии, другие мероприятия |
1 год обучения | |||
Сентябрь | |||
«Где прячется воздух. Свойства воздуха» Цель: установить, где находится воздух и как его обнаружить, познакомить детей с его свойствами, показывать опыт с феном (ветер); на примерах опытов с воздушными шариками, пакетами показать, что воздух находится везде; объяснить понятие «невесомость в космосе», закреплять у детей полученные понятия | Беседы о правильном дыхании, вреде различных респираторных болезней. | Наблюдение за осенним воздухом на прогулке. Учить детей анализировать (воздух чистый, прозрачный, прохладный) | Вводить дыхательную гимнастику на занятиях и в свободное время («Поиграем носиком») Просмотр открытого занятия «Свойства воздуха" |
«Огонь наш друг и враг» Цель: познакомить со свойствами огня (выделяет тепло, на нём можно греть пищу, огонь может уничтожить бумагу и др); рассказывать о пользе огня и о мерах предосторожности в обращении с ним; воспитывать безопасность при проведении опытов, рассказывать об опасностях, которые могут произойти, если играть с огнём. | Беседовать об опасностях при игре с огнём, приучать детей не шутить с огнём. Рассказывать об ожогах. Показ презентации «Как добывали огонь наши предки» | Оформить альбом «Его величество огонь», «Кто такой Прометей» | Экскурсия к ППЧ |
Октябрь | |||
«Свойства некоторых вещей» Цель: познакомить детей с пластмассой, железом, тканью и другими материалами, окружающими нас; учить пользоваться журналом научных наблюдений. | «Что окружает нас в группе и из чего оно состоит?» | В группе организовать выставку предметов, изготовленных из разных материалов (стекло, железо, пластмасса, ткань, глина) | Изготовление журнала наблюдений. |
«Свойства песка» Цель: показывать разные виды песка, расширять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка; расширять знания детей о применении песка в строительстве, стеклопроизводстве. | Беседа «Горы» Цель: знакомить детей с применением полезных ископаемых. Учить соблюдать безопасность при проведении. Закреплять знания о пройденном материале. | Наблюдать за песком в песочнице (сухой, сырой, лепится). Оформить выставку изделий из стекла | Постройки из песка на участке |
Ноябрь | |||
«Виды масла, его применение и свойства» Цель: познакомить детей на реальных примерах с различными видами масла: растительное, оливковое, сливочное, ароматическое, техническое, рассказывать детям о его применении, назначении и значении, познакомить детей со свойствами масел, учить сравнивать различные виды масла по запаху, состоянию; посмотреть может ли масло растворяться; продолжать учить детей соблюдать безопасность во время проведения опытов. | Беседа с показом презентации «Египет. Мумии, Масла» | Показать детям разные виды арома масел. | Оформить альбомы о разных странах. |
«Волшебное электричество? Живые волосы» Цель: познакомить детей с электричеством, его применении, способах безопасности при работе с ним (только со взрослым!!!), познакомить с профессией электрика, энергетика, ГЭС, АЭС; опыты с использованием трения, использовать проектор для наглядности (показ презентации). | «О звёздах» Беседа с показом презентации. Беседовать о применении электричества в современном мире. | Оформить альбом «Главные ГЭС в России» Выставка бытовых электроприборов. | Занятие «Волшебное электричество» |
Декабрь | |||
Занятие «Бумага – наша помощница» Цель: познакомить детей с историей происхождения бумаги и современным её производством, свойствами, применением | Беседы: «Берегите бумагу» «Где изобрели бумагу» «Почему бумага разная?» | Под контролем взрослого организовать опыты с бумагой. | Изготовление альбома «Разные виды бумаги» |
«Лакмусовая бумага» Цель: способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через экспериментирование; познакомить с понятиями: кислота, щелочь; упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление | Беседы об ученых-химиках, знакомство с моющими и чистящими средствами | Под контролем взрослого организовать опыты с лакмусовой бумагой на выявление кислоты в овощах и фруктах | Занятие «Лаборатория юных химиков. Лакмусовая бумага» |
Январь | |||
«Ветер» Цель: Познакомить детей с причиной возникновения ветра - движением воздушных масс. Уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх - лёгкий; холодный опускается вниз - он тяжёлый. Развивать навыки проведения опытов. | Рассказывать о влиянии ветра на животных, растения в природе. | Под контролем взрослого организовать опыты с ветром. | Занятие «Рисование ветром» |
«Свет и тень» Цель: понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. | Беседа «Свет в жизни человека» | Под контролем взрослого организовать опыты по теме. |
|
Февраль | |||
«Удивительные камни» Цель: показать виды камней (галька, булыжник, гранит), закреплять знания об их свойствах (холодные, тяжёлые), расширять знания детей о свойствах камней. | «Где применяются камни?» | В группе организовать выставку различных камней (гранит, булыжник, камни разной формы и размеров). | Рисование на камне. |
«Глина» Цель: Развивать у детей познавательно – исследовательскую активность через экспериментирование и практическую деятельность; уточнить представления детей о свойствах глины, формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека предметам. | «Где применяется глина?» | Под контролем взрослого проведение опытов по теме. | Выставка поделок из глины. |
Март | |||
«Волшебница соль» Цель: познакомить детей со свойствами и назначением соли, её применением в быту, медицине, кулинарии; показать разные виды соли: морская, каменная, мелкая йодированная; показать, как действует лёд на снег; учить готовить соляной раствор. | Предложить детям вспомнить дорогу зимой. Спросить, почему на дороге тает снег. Рассказывать детям о том, как добывают соль (солончаки). Почему в море вода солёная? Закреплять знания о применении соли. | Наблюдать за работой повара (как она солит еду, зачем это делает, какой солью пользуется) | Занятие «Рисование солью» |
«Как хлеб на стол пришёл» Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба, изготовлении муки, техникой, старинными инструментами для обработки хлеба, воспитывать бережное отношение к хлебу. | Беседа «Виды хлеба» Цель: показать детям хлебные изделия (баранки, булки, каравай, пряники, сухари и др). Сравнить их свойства и состав. | Наблюдение за колосьями, сбор полевых букетов, составление икебаны с колосьями. Оформление уголка «Хлеб» | Выставка рисунков «Как хлеб на стол попал» |
Апрель | |||
«Наша Земля» Глобус» Цель: расширять знания детей об окружающем мире, жизни на земле, растениях, животных, живой и неживой природе; углублённо знакомить с водой, водными резервуарами (океаны, реки, моря, озёра) и её свойствами; продолжать знакомить с макетом Земли, картой мира, России. | «Что есть на нашей Земле» Цель: расширять знания детей о поверхности земли: травой, цветами, водой. Показ презентаций о явлениях природы, морях, океанах | Наблюдения за облаками, небом, тучами, солнцем и другими явлениями природы. Оформление альбомов о водных ресурсах | Экскурсия в рощу. Зарисовки детей «Портрет Земли», «Глобус» |
«Вулканы» Цель: познакомит с явлением природы – вулкан, на примере макета вулкана показать механизм его действия; познакомить с профессиями вулканолога, метеоролога, геолога; закреплять знания безопасности при проведении опытов | «Цунами» Беседа с показом видеофильма «Торнадо. Ветер» Беседа с показом видеофильма Цель: закреплять знания о явлениях природы. Познакомить детей с необычными явлениями природы. Показ презентации о явлениях природы | Под контролем взрослого организовать опыт «Вулкан» | Просмотр открытого занятия «Вулканы». |
Май | |||
«Магнит. Как достать скрепку?» Цель: познакомить с магнитом, дать понятие притяжения, магнитного поля, учить рисовать схемы. | Рассказы воспитателя о необычных явлениях природы | Под контролем взрослого организовать опыты с магнитом. | Оформить альбом наблюдений. |
2 год обучения | |||
Сентябрь | |||
«Зачем нужна вода» Цель: расширять знания детей о значении воды, её применении, рассказывать о её местоположении (море, океан, колодец и др); дать понятие чистой и грязной воды; воспитывать в детях бережное отношение к воде; объяснять, что жизнь зародилась в воде. | Беседы с показом опытов «Солёная вода» Беседы об охране воды. | Наблюдаем за снегом, льдом, сосульками (если есть) Изготовление цветного льда. | Экскурсия на реку Саймы |
«Свойства воды» Цель: совершенствовать знания детей о воде и её свойствах, закрепить представление детей о свойствах воды (бесцветная, не имеет запаха, без вкуса), развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, выполнять элементарные опыты, развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядных средств, схем и информационно коммуникационных технологий, активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы, познакомить со словом фильтр, фильтрация, воспитывать умение работать в коллективе, развивать дружеские взаимоотношения, развивать художественно- эстетические качества. | «Где применяется вода» | На прогулке: «Что получится, если поливать снег горячей водой и почему?» | Просмотр открытого занятия «Свойства воды» |
Октябрь | |||
«Свойства снега и льда» Цель: закреплять знания детей о зиме, явлениях природы, продолжать знакомить с тремя состояниями воды, свойством льда и снега. | Беседа «Осторожно, гололед» | Опыты с водой на улице «Цветные бусы для Снеговика» Цель: учить сравнивать снег и лёд. | Рисуем снежные постройки |
«Круговорот воды в природе» Цель: объяснять понятие круговорота воды в природе, показывать зависимость воды от температуры, учить соблюдать безопасность. | Познавательные беседы о крупных и мелких водных резервуарах. | Под контролем взрослого опыты с водой. | В альбоме для научных наблюдений рисуем схему круговорота воды в природе. |
Ноябрь | |||
«Наше здоровье» Цель: закрепить знания о частях своего тела, строением, продолжать знакомить детей с понятием «здоровье», кто такой здоровый человек; учить детей укреплять здоровье. | В беседах рассказывать детям о разных видах закаливания (воздушные, водные). | Оформить альбомы, изображающие полезные и вредные факторы для здоровья. | Экскурсия в рощу |
«Опорно-двигательный аппарат» Цель: расширять представления детей о строении нашего тела, дать понятие о значении костей, их расположении в нашем теле, показать позвоночник, его значение, учить детей анализировать, делать выводы, расширять знания о пользе физкультуры, спорта, прививать навыки ЗОЖ | Беседа «Что полезно есть для укрепления костей». | Плакат с изображением скелета, муляж скелет человека. | Физкультурный досуг совместно с инструктором по физической культуре) |
Декабрь | |||
«Наши помощники - органы чувств» Цель: расширять знания детей о своём теле, познакомить с органами чувств и их назначением; дать практическое подтверждение функции анализаторов (нос, глаза, язык); продолжать работать в научном журнале. Прививать навыки ЗОЖ | Беседа «Мы такие разные» Цель: учить наблюдать и сравнивать себя и других (волосы, руки, цвет глаз и другие особенности). | Предложить детям дома наблюдать за домашними животными (особенности их органов чувств) | Рисование: «Мой портрет» |
«Сердце» Цель: познакомить детей с назначением сердца, показать его положение; познакомить детей с понятием пульс, что это такое, как его определять. рассказывать детям о мероприятиях для укрепления сердца, прививать навыки ЗОЖ | Беседа о спортсменах, занятиях физкультурой, пользе занятий физической культурой. Беседа о врачах. Познакомить со специальностями врачей. | Плакат с изображением сердца, муляж сердца. | Экскурсия в детскую консультацию |
Январь | |||
«Пищеварение» Цель: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, прививать основы правильного питания, прививать навыки ЗОЖ | Беседовать о вкусовых предпочтениях детей. Режим питания. Для чего его необходимо соблюдать. | «Как правильно сидеть за столом», рассматривание макета «Пищеварение» | Альбом «Полезные и вредные продукты» |
«Ткань и ее свойства» Цель: Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д. | Презентация «Как появилась ткань» Рассматривание ткани под микроскопом. | Под контролем взрослого проведение опытов по теме. | Изготовление альбома «Разные виды ткани» |
Февраль | |||
«Увеличительные стекла» Цель: Познакомить с прибором-помощником «лупа». Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность. | Беседа «Что такое лупа и для чего она нужна» | Проведение опытов с использованием увеличительного стекла. | Творческая работа «Микромир» |
«В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича» Цель: Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла. | Беседа и просмотр презентации о свойствах дерева и металла. | Под контролем взрослого проведение опытов по теме. | Изготовление альбома «Металл и дерево» |
Март | |||
«Наши друзья - растения» Цель: развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, учить наблюдать, уметь делать выводы; развивать логическое мышление, речь, кругозор; воспитывать любознательность, любовь к природе и бережное отношение к своему здоровью; знакомить с различными свойствами растений. | Беседы, презентации: «Строение цветка», «Польза растений для человека» | Наблюдения за растениями на прогулке. Организация опыта «Рост цветов в тени и на свету» | Ведение журнала наблюдения «Рост цветов в тени и на свету» |
«Нужен ли корешкам воздух» Цель: Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями. | Просмотр презентации «Комнатные растения» | Наблюдения за ростом комнатных растений. | Организация огорода на окне. |
Апрель | |||
«Посадка лука» Цель: расширять экологические знания детей, знакомить со способами посадки лука (почва и опилки), учить наблюдать за ростом растений в различных условиях (свет, тень, полив и его отсутствие) и заносить наблюдения в журнал, воспитывать любовь к природе и желание охранять и ухаживать за ней, закреплять способы ухода за комнатными растениями, учить соблюдать безопасность. | Беседовать с детьми о растениях, уходе за ними. Что необходимо для их роста. Закреплять знания классификации растений (трава, кусты, деревья, цветы) | Наблюдаем за ростом лука. Посадить лук в тени и на солнце. | Экскурсия по территории детского сада. Показывать первоцветы (мать и-мачеха, подснежник, первая трава) |
«Как влияет солнце на растения. Есть ли в солнце витамины?» Цель: учить детей наблюдать за солнцем, выделять его свойства (тёплое, светлое), показать детям спектр, учить делать солнечного зайчика с помощью зеркала. | Показ презентации о солнечной системе. Беседа: «О пользе и вреде солнечных лучей» «Что такое загар» | Продолжаем наблюдать за луком в тени и на солнце | Изготовление журнала наблюдений. |
Май | |||
«Мы - экспериментаторы» Цель: развивать познавательную активность детей путём создания проблемных ситуаций (педагогом) и их решения. Формировать умение организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход для получения желаемого результата; развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний, умение понятно для окружающих выражать свои мысли, активизировать словарь; способствовать развитию коммуникативных навыков, партнёрских взаимоотношений с родителями. | Отгадывание загадок, чтение познавательной литературы. | Экспериментирование с водой, воздухом, магнитом. | Занятие в виде КВН. |
Заключение
Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ» СРЕДНЯЯ ГРУППА
ПРОЕКТ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»...
Проект по опытно-экспериментальной деятельности "Огород на окне". Вторая младшая группа.
Название проекта: «Огород на подоконнике».Тип проекта: творческий, исследовательский, игровой.Возраст детей: 2-я младшая группа (3-4 года).Продолжительность: кратковременно, 7 недель.Раздел программы:...
Проект создания опытно - экспериментального центра Детская лаборатория"
Проект создания центра в старшей группе...
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...
Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория Почемучкина» в подготовительной группе.
Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста....
Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория Почемучкина» в подготовительной группе.
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди-часть этого мира — открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращ...
Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория Почемучкина»
Опытно-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей.Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая ...