Семинар -практикум для педагогов на тему: "Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста"
методическая разработка
Семинар-практикум для педагогв о системе мероприятий по ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rannyaya_proforientatsiya.docx | 26.56 КБ |
rannyaya_proforientatsiya.ppt | 843 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум
«Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста»
1.Теоретическая часть
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой -либо конкретной области.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов.
Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в
будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Например, если ваш кроха мечтает работать на заводе игрушек, то не стоит его отговаривать. Просто поговорите с ним о том, как он представляет себе эту работу, что привлекает его в этой сфере деятельности, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать и т.п., чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка.
Мы должны готовить детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:
- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;
- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;
- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;
- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей:
- Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере.
- Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.
- Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.
- Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Во II младшей группе нашего детского сада используются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, летчиков. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.
В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей, перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин, труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для игр предметы, игрушки.
В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника). Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. Так же в играх дети стараются изобразить профессии родителей.
Дошкольники седьмого года жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на пароходе есть не только капитан, но и штурман, матрос, кок и т. д. развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг.
Достижение заявленных результатов возможно, если в дошкольной образовательной организации ведѐтся планомерная профориентационная работа с воспитанниками.
Поэтому деятельность педагогов по реализации задач ранней профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно.
Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные формы и методы:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы, разучивание стихотворений, отгадывание загадок, викторины);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда, рисование , аппликация, конструирование, изготовление атрибутов к играм);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, театрализованные, дидактические игры, настольно – печатные ,игровые ситуации).
Нетрадиционные формы работы:
-это оформление лэпбуков, альбомов, стенгазет, коллажей;
- использование для ознакомления с профессиями интерактивной панели;
-экскурсии и встречи с людьми разных профессий
.
В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.
Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьѐй.
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого. В процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно нужно уточнять, дополнять, закреплять сведения, полученные ими во время наблюдений.
Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольной образовательной организации, можно организовать экскурсии:
- в медицинский кабинет;
- в прачечную;
- в библиотеку;
- в школу;
- в магазин;
- в аптеку;
- в парикмахерскую;
- в ателье;
- к светофору;
- на почту;
- на приусадебный участок;
- на работу к родителям.
Виртуальные экскурсии помогают в реализации направления «промышленный туризм»
Социализация ребенка – дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе.
Немаловажную роль в решении задач играет создание полноценной предметно-развивающей среды:
- организация работы мини-музея;
- создание папок по ознакомлению с профессиями;
- пополнение атрибутов для организации сюжетно-ролевых и театрализованных игр по данной тематике;
- оформление альбомов «Профессии Ханты-мансийского округа»
- собрание видеоматериалов;
- сюжетно – ролевые, дидактические и развивающие игры;
- презентации
- праздники
- Творческие мастерские:
Сейчас мы предлагаем вам поиграть вместе с нами, уважаемые педагоги.
ИГРЫ
-Одним из перспективных методов ознакомления дошкольников с профессиями взрослых является метод проекта, так как он позволяет усвоить детям сложный материал через совместный поиск решения проблем, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка, а также заинтересовать его, вовлечь в эту деятельность. Разновидностью проектной деятельности является технология лэпбукинга.
Зачем нужен лэпбук?
-Он помогает ребёнку по своему желанию организовать информацию по изучаемой профессии и лучше понять и запомнить материал.
- Это отличный способ для повторения пройденного . В любое удобное время ребёнок открывает лэпбук и рассматривает сделанную своими руками книгу.
-Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
-Лэпбук подойдет для занятий, где обучаются одновременно дети разного возраста.
- Уважаемые Коллеги Современный педагог- это педагог профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в практике своей работы, умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать. Желаем вам успехов в работе, креативности, творчества творите, повышайте свою квалификацию, делитесь опытом. Спасибо за внимание и благодарим за сотрудничество.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На современном этапе основной целью воспитания детей дошкольного возраста является поддержка разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования вступил в силу с 1 января 2014 года). Прогрессивный характер ФГОС ДО (далее – Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию и направлен на решение ряда задач. В том числе создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС ДО. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников.
Профориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Важно, чтобы наши дети: - понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни; - уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда; - познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате; - были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо; - учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года). Задачи работы: -формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах; -учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Задачи работы: -формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества; -формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах; -формировать первичные представления о мотивах труда людей; -формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе; -учить сравнивать профессии; -учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат; -знакомить с наиболее распространѐнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Задачи работы с детьми 5-6 лет: -расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости; -расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека; -формировать первоначальные представления о труде как экономической категории; -формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы; -систематизировать знания о труде людей в разное время года; -знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи работы с детьми 6-7 лет: -расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории); -расширять и систематизировать представления о современных профессиях; -расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий; -расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека; -формировать представление о видах производственного труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.
Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов : - ребѐнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых; - называет профессии разных сфер экономики; - различает профессии по существенным признакам; - называет профессионально важные качества представителей разных профессий; имеет представления о семейном бюджете. - выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат); - объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий; - объясняет роль труда в благополучии человека; - эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом; - демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.
Создание полноценной предметно-развивающей среды: организация работы мини-музея; создание папок по ознакомлению с профессиями; пополнение атрибутов для организации сюжетно-ролевых и театрализованных игр по данной тематике; оформление альбомов «Профессии Ханты-мансийского округа» собрание видеоматериалов; сюжетно – ролевые, дидактические и развивающие игры; презентации праздники творческие мастерские
Традиционные методы и формы: - наглядный (наб- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы, разучивание стихотворений, отгадывание загадок, викторины); людение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций); - практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда, рисование , аппликация, конструирование, изготовление атрибутов к играм); - игровой (сюжетно-ролевые игры, театрализованные, дидактические игры, настольно – печатные ,игровые ситуации).
Нетрадиционные формы работы: -это оформление лэпбуков, альбомов, стенгазет, коллажей; - использование для ознакомления с профессиями интерактивной панели; -экскурсии и встречи с людьми разных профессий
Разновидностью проектной деятельности является технология лэпбукинга . Зачем нужен лэпбук? -Он помогает ребёнку по своему желанию организовать информацию по изучаемой профессии и лучше понять и запомнить материал. - Это отличный способ для повторения пройденного . В любое удобное время ребёнок открывает лэпбук и рассматривает сделанную своими руками книгу. -Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию. -Лэпбук подойдет для занятий, где обучаются одновременно дети разного возраста.
Д/и «Что лишнее?»
Словесня игра «Расскажи-ка»
Процесс и успех работы по раннему профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста во многом будет зависеть от материально-технической базы детского сада, сетевого взаимодействия с образовательными организациями, участниками проекта, а также организованной работы с социальными партнерами.
В основе работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста и ознакомлению с профессиями взрослых, очень важным является раннее выявление интересов и склонностей ребенка. Это позволяет определить, к какому типу профессий испытывает больший интерес дошкольник 5-7 летнего возраста. На основе этого можно планировать деятельность детей по их интересам и склонностям, что несомненно приведёт к более высоким и цельным результатам деятельности дошкольников в целом.
Современный педагог- это педагог профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями , уверенный в эффективности применениях их в практике своей работы , умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать. Желаем вам успехов в работе , креативности, творчества творите, повышайте свою квалификацию, делитесь опытом. Спасибо за внимание и благодарим за сотрудничество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии"
Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии в условиях сельской местности...
Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»
Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»...
Сценарий семинара-практикума для педагогов детского сада "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям"
Уважаемые коллеги - воспитатели и старшие воспитатели!В рамках празднования Дня народного единства в нашем детском саду был проведен муниципальный семинар-практикум для педагогов "Нравственно-пат...
Проблемы профессиональной ориентации детей дошкольного возраста
Формирование у воспитанников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) первичных представлений о мире профессий обосновывается требованиями Федерального государственного образовательного стандарта...
Семинар – практикум для педагогов на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Семинар-практикуи для педагогов детского сада...
Семинар-практикум для педагогов «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум для педагогов«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»Цель: Повышение качества педагогического процесса в ДОУ.Задачи:Ввести ...
семинар - практикум для педагогов "Техники телесно-ориентированной терапии для детей дошкольного возраста"
Тело человека и его сознание тесно связаны между собой. Организм ребёнка — это целостная система, в которой все функции оказывают влияние друг на друга. Так, с помощью дыхания можно за короткий ...