Семинар-практикум для педагогов «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности

Гучетль Зурет Гиссовна


Семинар-практикум для педагогов

«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение качества педагогического процесса в ДОУ.

Задачи:

  1. Ввести понятие «функциональная грамотность» на уровне дошкольного образования;
  2. Познакомить с особенностями формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников;
  3. Через собственные знания и умения подвести педагогов к осмысленному повышению качества образовательного процесса;
  4. Способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Участники:  воспитатели и специалисты

Результат:  освоение  слушателями понятия «функциональная грамотность», особенностями  ее формирования на уровне дошкольного образования,   повышение качества образовательного процесса.

Ход мероприятия:

СЛАЙД 1

Педагоги проходят в зал, присаживаются за столы в 3 подгруппы по желанию. На столах отличительные символы «Цветочный чай», «Травяной чай», «Фруктовый чай».

   I. Вводная часть:

 Организационный момент:

СЛАЙД 2

 - Одна из важнейших задач современного обучения – формирование функционально грамотных людей. Прежде чем приступить к работе, прошу вас оценить знания по данной теме.

Педагоги оценивают знания по теме, поднимая цветовую карточку (красный цвет – я ничего не знаю об этом, желтый - имею представление по данной теме, но недостаточно, зеленый – я изучал данную тему и могу поделиться опытом). Анализ.

- А теперь поднимите, пожалуйста, правую руку, показывая тем самым свою готовность к дальнейшей работе.

- Спасибо.

- Попробуйте поаплодировать себе и товарищам, используя только поднятую руку.

- Не получается?

- Попробуйте сделать хлопок с другим участником семинара.

- Это говорит о том, что только вместе, а не по одному, мы сегодня сможем раскрыть данную тему в ходе нашей совместной плодотворной работы.

- Вы все сегодня приглашены на чайную церемонию, в ходе которой в теплом педагогическом кругу, мы откроем для себя тайны по формированию предпосылок функциональной грамотности  дошкольников.  И начнем нашу встречу с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.

СЛАЙД 3 Она так и называется «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –

с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник» –

добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник» –

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

- Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя? /самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний./

- Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что

СЛАЙД 4

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

   II. Основная часть:

- Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность человека».

СЛАЙД 5

- Что же такое функциональная грамотность? Ваши предположения? (педагоги озвучивают несколько предположений)

Задание 1. Попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий "личность", "функционировать", "грамотность".

Задание для 1 группы: Используя каждую букву слова "личность" записать личностные качества.

- Любознательность, инициативность, человечность, нестандартность, ответственность, самостоятельность, творчество.

Задание для 2 группы: Подберите слова - синонимы к слову "функционировать".

- Работать, действовать, внедрять, применять...

Задание для 3 группы: Дайте определение слову "грамотность".

- Грамотность -  степень владения человеком навыками, фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.

 СЛАЙД 6 Опираясь на наши результаты работы, попробуем сформулировать понятие "функционально грамотная личность" (это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач). А предпосылки функциональной грамотности мы должны закладывать уже в дошкольном возрасте!

Обратимся к понятиям некоторых известных психологов:

СЛАЙД 7

«Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

А. А. Леонтьев

СЛАЙД 8

Функциональная грамотность связана с готовностью:

- добывать знания;

- применять знания и умения;

- оценивать знания и умения;

- осуществлять саморазвитие.

СЛАЙД 9

 - Термин «Функциональная грамотность» далеко не новый, он был введен в 1957 году в документах ЮНЕСКО.

В 2019 году в РФ дан старт реализации Национального проекта ОБРАЗОВАНИЕ. Срок реализации проекта 5 лет, основная цель -  повысить качество образования на всех уровнях и ступенях, сделать образование в РФ конкурентно-способным на мировом уровне.

Федеральный Проект «Образование» включает 8 подпроектов. Непосредственно  дошкольников затрагивают пять проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Цифровая образовательная среда», «Поддержка семей имеющих детей», «Учитель будущего».

Каждый педагог дошкольной образовательной организации должен понимать, что  функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях, для решения разнообразных жизненных задач (для дошкольного возраста примером могут быть: функциональная готовность к школе).

СЛАЙД 9

А мы возвращаемся к нашей чайной церемонии.   Чай – один из самых популярных напитков в мире. Культура его употребления насчитывает не одну сотню лет. В каждой стране или регионе есть свои традиции и церемонии, которые сложились благодаря местной философии, особенностям быта, религией и предпочтениям местных жителей.

Решая задачи, мы составим пазл-компоненты функциональной грамотности, применимые в дошкольном возрасте, используя собственные знания и опыт.

СЛАЙД 10

Задание 2

Задача для 1 группы: Пачка чая стоит 120 рублей. В пачке 25 пакетиков чая. Сколько будет стоить 1 пакетик чая?

- Уважаемые коллеги, какая грамотность пригодилась вам, для решения этой задачи? (Математическая и финансовая). Совершенно верно. И первым компонентом функциональной грамотности является

Математическая/финансовая грамотность. Математическая/финансовая  грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, использовать математические навыки в повседневной жизни.

СЛАЙД 11

Задача для 2 группы:  Вас попросили заварить чай. Не очень крепкий, ароматный, полезный. Какой чай и как Вы приготовите, используя собственный опыт?

- Вторым компонентом формирования функциональной грамотности дошкольника является естественнонаучная-научная и экологическая грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни.

СЛАЙД 12

Задача для 3 группы:  Вы направились в магазин для покупки чая определенного сорта. Продавец продал Вам не тот, который бы Вам хотелось купить. Вы возвращаетесь в магазин, чтобы обменять товар. Какая грамотность, по Вашему мнению, пригодится для обмена покупки?

Формирование речевой активности, умение правильно и грамотно излагать свои мысли, иметь широкий словарный запас – следующий компонент функциональной грамотности на уровне дошкольного образования.

СЛАЙД 13

Уважаемые коллеги. Для того, чтобы работать в группах, слушать и слышать друг друга, действовать сообща, уважать мнение коллег, как и дошкольнику  в коллективе, вам пригодилась социально-коммуникативная грамотность, которая является четвертым компонентом функциональной грамотности дошкольника.

Благодаря совместной работе, мы собрали пазл «Функциональная грамотность дошкольника».

СЛАЙД 14 Говоря простым языком, в основе функциональной грамотности  лежит формирование важнейших компетенций, закладываемых в предшкольный период и ориентированных на следующие показатели: 

•        готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;

•        возможность решать различные, в том числе нестандартные учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

•        способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими требованиями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

•        совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию,  самообразованию и дальнейшему развитию, умением прогнозировать свое будущее

В связи со всем вышесказанным, запомним одну формулу успеха, которая позволит сформировать у детей  качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.

СЛАЙД 15

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»

- А сейчас мы попробуем составить

СЛАЙД 16

 модель формирования и развития функциональной грамотности:

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель

(для того, чтобы поливать, педагог должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием)

Задание 3

Выполнив задание, педагоги по очереди выходят к мольберту с изображением дерева, зачитывают свое мнение и размещают на плакате.

СЛАЙД 17 Задание для 1 группы:  Подумайте, каким образом педагог может заниматься самообразованием, повышать свою квалификацию? Напишите на лейке.

- В дополнение к вышесказанному функционально грамотный педагог должен уметь:

СЛАЙД 18

1. Мыслить критично: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, каков главный посыл.

2. Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций — своей, слушателя (читателя), автора. Не бояться выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.

3. Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, рассматривать ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.

4. Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или «Тотальных диктантах» по русскому языку.

5. Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.

СЛАЙД 19

Задание для 2 группы: Подберите педагогические технологии, помогающие сформировать и развить функционально грамотную личность дошкольного возраста?  Напишите их на струйках воды.

Для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:

СЛАЙД 20 проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

- технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

-  технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини- исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

-  информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.

Таким образом, достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии.

СЛАЙД 21 Задание для 3 группы: Подберите ключевые компетенции (т.е. какими учебными действиями должен овладеть ребенок в предшкольный период). Напишите на яблоках.

- Составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определенного типа, основанные на прочных знаниях, а именно:

организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Эти умения могут быть приобретены детьми дошкольного возраста при условиях, если воспитание носит деятельностный характер. Воспитательный процесс  должен быть ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности детей дошкольного возраста за результаты своей деятельности. Детям необходимо предоставлять возможность для приобретения опыта достижения цели.

- Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.  Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности дошкольников.

СЛАЙД 22

Что нужно поменять  педагогам ДОО в работе?

1. Стремиться к максимальной поддержке инициативы и самостоятельной активности детей в проектной деятельности, в решении образовательных и жизненных задач.

2. Использовать интегрированный подход, позволяющий решать задачи нескольких образовательных областей в рамках одного мероприятия (события).

3. В организации образовательных мероприятий максимально активизировать психические процессы (внимание, воображение, мышление).

 4. Познакомить родителей с национальным проектом «Образование», понятием «функциональная грамотность», оказать поддержку в организации развивающей работы в условиях семьи.

5. Внести изменения в среду группы, так чтобы само пространство группы стимулировало активности ребёнка (экспериментировать, наблюдать, творческая деятельность и др.) («среда группы – как второй педагог»).

СЛАЙД 23

Как это сделать?

1. Изучать практики поддержки детской инициативы, в т. ч. зарубежный опыт. / Подготовка с детьми различных плакатов (например, с правилами для группы, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов).

2. Планировать и проводить образовательные мероприятия (в т. ч.  НОД) в группе и на прогулке, интегрируя несколько образовательных областей.

3. К каждому образовательному мероприятию, в независимости от образовательной области, подбирать игры, упражнения, организационные моменты способствующие развитию психических процессов (внимания, воображения, мышления). /Формировать картотеку интересных приёмов, игр, упражнений. / Создавать образовательные «проблемные ситуации».

4. В доступной форме представить основные положения проекта. / Показать открытое интегрированное образовательное мероприятие с детьми с последующим комментированием. / Организовывать мероприятия, где дети представят родителям результаты проекта, мини-исследования. / Активно привлекать родителей к совместной детско-взрослой исследовательской, проектной деятельности.

5. Познакомиться с опытом организации среды в других ДОУ/ Не бояться пробовать.

СЛАЙД 24

Таким образом, функциональная грамотность детей – это определенный уровень образованности детей дошкольного возраста на ступени дошкольного образования, выражающий степень овладения детьми ключевыми компетенциями.

III. Подведение итога мероприятия: 

- В конце нашей чайной церемонии хочется сыграть с вами в игру для развития критического мышления. Называется она «Черный ящик». В нем находится предмет. Вам нужно угадать с помощью 10 вопросов, что в нем. Педагоги задают вопросы (В ящике находится коробка чая и буклеты «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»).

Рефлексия:

- В заключение нашего семинара, я снова попрошу вас поднять карточки-индикаторы, чтобы оценить знания по данной теме. Спасибо. С какими трудностями вы столкнулись, достаточно понятно ли была раскрыта тема?

СЛАЙД 25

Закончим наш семинар высказыванием: Иоганна Генриха Песталоцци

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

Желаю вам удачи в формировании предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста!!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Семинар-практикум для педагогов

«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение качества педагогического процесса в ДОУ.

Задачи:

  1. Ввести понятие «функциональная грамотность» на уровне дошкольного образования;
  2. Познакомить с особенностями формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников;
  3. Через собственные знания и умения подвести педагогов к осмысленному повышению качества образовательного процесса;
  4. Способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Участники:  воспитатели и специалисты

Результат:  освоение  слушателями понятия «функциональная грамотность», особенностями  ее формирования на уровне дошкольного образования,   повышение качества образовательного процесса.

Ход мероприятия:

СЛАЙД 1

Педагоги проходят в зал, присаживаются за столы в 3 подгруппы по желанию. На столах отличительные символы «Цветочный чай», «Травяной чай», «Фруктовый чай».

   I. Вводная часть:

 Организационный момент:

СЛАЙД 2

 - Одна из важнейших задач современного обучения – формирование функционально грамотных людей. Прежде чем приступить к работе, прошу вас оценить знания по данной теме.

Педагоги оценивают знания по теме, поднимая цветовую карточку (красный цвет – я ничего не знаю об этом, желтый - имею представление по данной теме, но недостаточно, зеленый – я изучал данную тему и могу поделиться опытом). Анализ.

- А теперь поднимите, пожалуйста, правую руку, показывая тем самым свою готовность к дальнейшей работе.

- Спасибо.

- Попробуйте поаплодировать себе и товарищам, используя только поднятую руку.

- Не получается?

- Попробуйте сделать хлопок с другим участником семинара.

- Это говорит о том, что только вместе, а не по одному, мы сегодня сможем раскрыть данную тему в ходе нашей совместной плодотворной работы.

- Вы все сегодня приглашены на чайную церемонию, в ходе которой в теплом педагогическом кругу, мы откроем для себя тайны по формированию предпосылок функциональной грамотности  дошкольников.  И начнем нашу встречу с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.

СЛАЙД 3 Она так и называется «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –

с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник» –

добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник» –

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

- Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя? /самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний./

- Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что

СЛАЙД 4

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

   II. Основная часть:

- Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность человека».

СЛАЙД 5

- Что же такое функциональная грамотность? Ваши предположения? (педагоги озвучивают несколько предположений)

Задание 1. Попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий "личность", "функционировать", "грамотность".

Задание для 1 группы: Используя каждую букву слова "личность" записать личностные качества.

- Любознательность, инициативность, человечность, нестандартность, ответственность, самостоятельность, творчество.

Задание для 2 группы: Подберите слова - синонимы к слову "функционировать".

- Работать, действовать, внедрять, применять...

Задание для 3 группы: Дайте определение слову "грамотность".

- Грамотность -  степень владения человеком навыками, фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.

 СЛАЙД 6 Опираясь на наши результаты работы, попробуем сформулировать понятие "функционально грамотная личность" (это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач). А предпосылки функциональной грамотности мы должны закладывать уже в дошкольном возрасте!

Обратимся к понятиям некоторых известных психологов:

СЛАЙД 7

«Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

А. А. Леонтьев

СЛАЙД 8

Функциональная грамотность связана с готовностью:

- добывать знания;

- применять знания и умения;

- оценивать знания и умения;

- осуществлять саморазвитие.

СЛАЙД 9

 - Термин «Функциональная грамотность» далеко не новый, он был введен в 1957 году в документах ЮНЕСКО.

В 2019 году в РФ дан старт реализации Национального проекта ОБРАЗОВАНИЕ. Срок реализации проекта 5 лет, основная цель -  повысить качество образования на всех уровнях и ступенях, сделать образование в РФ конкурентно-способным на мировом уровне.

Федеральный Проект «Образование» включает 8 подпроектов. Непосредственно  дошкольников затрагивают пять проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Цифровая образовательная среда», «Поддержка семей имеющих детей», «Учитель будущего».

Каждый педагог дошкольной образовательной организации должен понимать, что  функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях, для решения разнообразных жизненных задач (для дошкольного возраста примером могут быть: функциональная готовность к школе).

СЛАЙД 9

А мы возвращаемся к нашей чайной церемонии.   Чай – один из самых популярных напитков в мире. Культура его употребления насчитывает не одну сотню лет. В каждой стране или регионе есть свои традиции и церемонии, которые сложились благодаря местной философии, особенностям быта, религией и предпочтениям местных жителей.

Решая задачи, мы составим пазл-компоненты функциональной грамотности, применимые в дошкольном возрасте, используя собственные знания и опыт.

СЛАЙД 10

Задание 2

Задача для 1 группы: Пачка чая стоит 120 рублей. В пачке 25 пакетиков чая. Сколько будет стоить 1 пакетик чая?

- Уважаемые коллеги, какая грамотность пригодилась вам, для решения этой задачи? (Математическая и финансовая). Совершенно верно. И первым компонентом функциональной грамотности является

Математическая/финансовая грамотность. Математическая/финансовая  грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, использовать математические навыки в повседневной жизни.

СЛАЙД 11

Задача для 2 группы:  Вас попросили заварить чай. Не очень крепкий, ароматный, полезный. Какой чай и как Вы приготовите, используя собственный опыт?

- Вторым компонентом формирования функциональной грамотности дошкольника является естественнонаучная-научная и экологическая грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни.

СЛАЙД 12

Задача для 3 группы:  Вы направились в магазин для покупки чая определенного сорта. Продавец продал Вам не тот, который бы Вам хотелось купить. Вы возвращаетесь в магазин, чтобы обменять товар. Какая грамотность, по Вашему мнению, пригодится для обмена покупки?

Формирование речевой активности, умение правильно и грамотно излагать свои мысли, иметь широкий словарный запас – следующий компонент функциональной грамотности на уровне дошкольного образования.

СЛАЙД 13

Уважаемые коллеги. Для того, чтобы работать в группах, слушать и слышать друг друга, действовать сообща, уважать мнение коллег, как и дошкольнику  в коллективе, вам пригодилась социально-коммуникативная грамотность, которая является четвертым компонентом функциональной грамотности дошкольника.

Благодаря совместной работе, мы собрали пазл «Функциональная грамотность дошкольника».

СЛАЙД 14 Говоря простым языком, в основе функциональной грамотности  лежит формирование важнейших компетенций, закладываемых в предшкольный период и ориентированных на следующие показатели: 

•        готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;

•        возможность решать различные, в том числе нестандартные учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

•        способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими требованиями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

•        совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию,  самообразованию и дальнейшему развитию, умением прогнозировать свое будущее

В связи со всем вышесказанным, запомним одну формулу успеха, которая позволит сформировать у детей  качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.

СЛАЙД 15

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»

- А сейчас мы попробуем составить

СЛАЙД 16

 модель формирования и развития функциональной грамотности: 

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель

(для того, чтобы поливать, педагог должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием)

Задание 3

Выполнив задание, педагоги по очереди выходят к мольберту с изображением дерева, зачитывают свое мнение и размещают на плакате.

СЛАЙД 17 Задание для 1 группы:  Подумайте, каким образом педагог может заниматься самообразованием, повышать свою квалификацию? Напишите на лейке.

- В дополнение к вышесказанному функционально грамотный педагог должен уметь:

СЛАЙД 18

1. Мыслить критично: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, каков главный посыл.

2. Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций — своей, слушателя (читателя), автора. Не бояться выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.

3. Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, рассматривать ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.

4. Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или «Тотальных диктантах» по русскому языку.

5. Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.

СЛАЙД 19

Задание для 2 группы: Подберите педагогические технологии, помогающие сформировать и развить функционально грамотную личность дошкольного возраста?  Напишите их на струйках воды.

Для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:

СЛАЙД 20 проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

- технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

-  технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини- исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

-  информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.

Таким образом, достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии.

СЛАЙД 21 Задание для 3 группы: Подберите ключевые компетенции (т.е. какими учебными действиями должен овладеть ребенок в предшкольный период). Напишите на яблоках.

- Составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определенного типа, основанные на прочных знаниях, а именно:

организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Эти умения могут быть приобретены детьми дошкольного возраста при условиях, если воспитание носит деятельностный характер. Воспитательный процесс  должен быть ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности детей дошкольного возраста за результаты своей деятельности. Детям необходимо предоставлять возможность для приобретения опыта достижения цели.

- Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.  Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности дошкольников.

СЛАЙД 22

Что нужно поменять  педагогам ДОО в работе?

1. Стремиться к максимальной поддержке инициативы и самостоятельной активности детей в проектной деятельности, в решении образовательных и жизненных задач.

2. Использовать интегрированный подход, позволяющий решать задачи нескольких образовательных областей в рамках одного мероприятия (события).

3. В организации образовательных мероприятий максимально активизировать психические процессы (внимание, воображение, мышление).

 4. Познакомить родителей с национальным проектом «Образование», понятием «функциональная грамотность», оказать поддержку в организации развивающей работы в условиях семьи.

5. Внести изменения в среду группы, так чтобы само пространство группы стимулировало активности ребёнка (экспериментировать, наблюдать, творческая деятельность и др.) («среда группы – как второй педагог»).

СЛАЙД 23

Как это сделать?

1. Изучать практики поддержки детской инициативы, в т. ч. зарубежный опыт. / Подготовка с детьми различных плакатов (например, с правилами для группы, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов).

2. Планировать и проводить образовательные мероприятия (в т. ч.  НОД) в группе и на прогулке, интегрируя несколько образовательных областей.

3. К каждому образовательному мероприятию, в независимости от образовательной области, подбирать игры, упражнения, организационные моменты способствующие развитию психических процессов (внимания, воображения, мышления). /Формировать картотеку интересных приёмов, игр, упражнений. / Создавать образовательные «проблемные ситуации».

4. В доступной форме представить основные положения проекта. / Показать открытое интегрированное образовательное мероприятие с детьми с последующим комментированием. / Организовывать мероприятия, где дети представят родителям результаты проекта, мини-исследования. / Активно привлекать родителей к совместной детско-взрослой исследовательской, проектной деятельности.

5. Познакомиться с опытом организации среды в других ДОУ/ Не бояться пробовать.

СЛАЙД 24

Таким образом, функциональная грамотность детей – это определенный уровень образованности детей дошкольного возраста на ступени дошкольного образования, выражающий степень овладения детьми ключевыми компетенциями.

III. Подведение итога мероприятия: 

- В конце нашей чайной церемонии хочется сыграть с вами в игру для развития критического мышления. Называется она «Черный ящик». В нем находится предмет. Вам нужно угадать с помощью 10 вопросов, что в нем. Педагоги задают вопросы (В ящике находится коробка чая и буклеты «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»).

Рефлексия: 

- В заключение нашего семинара, я снова попрошу вас поднять карточки-индикаторы, чтобы оценить знания по данной теме. Спасибо. С какими трудностями вы столкнулись, достаточно понятно ли была раскрыта тема?

СЛАЙД 25

Закончим наш семинар высказыванием: Иоганна Генриха Песталоцци

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

Желаю вам удачи в формировании предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, эк...

«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».

 В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политичес...

Семинар-практикум для педагогов ДОО «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста» Цель: Повышение качества педагогического процесса в ДОУ.Задачи:Ввести...

Консультация для педагогов: «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Данная консультация составлена для педагогов ДОО, но может быть интересна и другим участникам образовательного процесса. В ней простым доступным языком раскрывается понятие "функциональная грамот...

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»в рамках работы региональной стажировочной площадк...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста как направление деятельности педагогов ДОО

В 2023 году  все детские дошкольные образовательные учреждения перешли на новую Федеральную образовательную программу дошкольного образования. И теперь при составлении своих образовательных прогр...

Выступление для педагогов ДОО Республики Адыгея: "Использование игровой технологии для формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста"

Использование игровой технологии для формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста...