программа дополнительного образования по художественно- творческой деятельности "Маленькие фантазеры"
методическая разработка (средняя группа)

ЖИРОВА ЕЛЕНА АЙДЫНОВНА

Программа дополнительного образования по художественно-творческой деятельности "Маленькие фантазеры" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Pictures\img019.jpg

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка (направленность, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность)        

2.Цель        

3.Задачи:        

4.Принципы построения программы:        

5.Расписание и формы занятий:        

6.Целевые ориентиры:        

7.Таблица результатов обучения (согласно целевым ориентирам).        

8.Учебно-тематический план:        

9.Календарно-тематическое планирование        

10.Работа с родителями.        

11.Список литературы:        

Пояснительная записка (направленность, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность)

Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к  нему со стороны взрослых.

Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее  его ассоциации.

Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.

Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.

Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования.   Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.

Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует  эффективному развитию детского творчества.

Цель: Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.

Задачи:

- Познакомить детей с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.

- Развивать у детей художественный вкус, фантазию, изобразительность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание, устойчивый интерес к художественной деятельности.

- Сформировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

- Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание доводить начатое дело до конца.

Возраст воспитанников: 4-5 лет.

Срок реализации:1 год (2019-2020 учебный год)

Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю, 20 минут в зависимости от возраста воспитанников во второй половине дня с17:00 до 17:20 часов.

Год обучения

Количество занятий

 в неделю

Количество занятий

 в месяц

Количество занятий в год

Количество воспитанников

2019-2020

1

4

32

Принципы построения программы:

- системность – занятия  проводят в системе в течение всего учебного

  процесса;

- последовательности – знания  давать постепенно, без перегрузки,

с нарастающим объемом информации;

- принцип творчества – программа  заключает в себе неиссякаемые

  возможности для воспитания и развития творческих способностей детей;

- принцип доступности – учет  возрастных и индивидуальных особенностей;

- принцип научности – детям  сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.;

- принцип сравнений и выбора – разнообразие  вариантов заданной темы,

  методов и способов изображения, разнообразие материала.

Расписание и формы занятий:

День недели

Время

Четверг/пятница

17.00-17.20

- подгрупповые занятия;

- коллективные занятия.

Целевые ориентиры:

1. Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в нетрадиционном рисовании.

2. Использование цвета для создания различных образов.

3. Проявлять интерес к изобразительной деятельности.

4.Проявлять творческую активность и уверенность в себе.

Таблица результатов обучения (согласно целевым ориентирам).

Фамилия, имя ребенка

Владение способами нетрадиционного рисования

Изображение предметов разных форм

Умение смешивать краски

Наличие элементарных композиционных умений

Умение использовать изобразительный материал

Интерес к изобразительной деятельности

Уровень сформиро-ванности культурно-гигиенических навыков при выполнении творческих заданий.

Итоговый результат

Начало, конец учебного года

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

+ высокий уровень

* средний уровень

– низкий    уровень

Учебно-тематический план:

Тема

Количество занятий

Рисование ватными палочками

(пуантилизм)

4

«Золотая осень»

«Яблоко»

«Ветка рябины в вазе».

«Черемуха»

Печать растениями

4

«Осенний лес»

«Осенний букет»

«Лебеди»

«Бабочка»

Рисование ладошками

4

«Солнышко- лучистое»

«Елочка»

«Снегирь»

«Деревья в снегу».

Рисование сухой жесткой кистью

4

«Зайчик»

«Пушистый котенок»

«Овечка»

Рисование мятой бумагой

4

«Маковое поле».

«Я люблю пушистое, я люблю колючее».

«Ветка мимозы»

«По морям, по волнам».

Рисование вилкой, расчёской

4

«Иголки для ежика».

«Одуванчики»

«Первый весенний цветок»

«Елочка»

Рисование водой и восковыми мелками, свечой

4

«Волшебная ночь».

«Улитка»

«Морское дно»

«Салют»

Набрызг

4

«Букет для мамы»

«Рыбы в аквариуме»

«Лес»

«Самолеты летят»

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Нетрадиционные техника рисования

Название

Задачи

Материалы и оборудование

Количество занятий

Октябрь

Рисование ватными палочками

(пуантилизм)

«Золотая осень»

Познакомить учащихся с нетрадиционной техникой рисования осенних листьев, научить детей рисовать ватными палочками, совершенствовать навыки работы с гуашью; прививать интерес к данному виду техники рисования, воспитывать эстетический вкус, прививать интерес к творческой работе, прививать аккуратность;  развивать мелкую моторику, развивать у учащихся творческие способности, воображение и фантазию.

Альбом
Гуашь
Ватные палочки
Шаблоны листьев
Стаканчик для воды

1

«Яблоко»

Развивать у детей интерес к окружающему, закреплять знания о фруктах, местом их выращивания; учить описывать фрукты, воспитывать интерес к нетрадиционному рисованию, рисовать красками с помощью ватных палочек, развивать чувство ритма.

муляжи фруктов, картинки с изображением фруктов, три картинки яблок разного цвета, листы с контуром яблок, гуашевые краски (красного, желтого, зеленого цвета, ватные палочки.

1

«Ветка рябины в вазе»

Формировать эстетическое отношение к натюрморту из рябины и вазы; упражнять в комбинировании различного цвета для изображения ягод; развивать чувство композиции при составлении и рисовании натюрморта.

Целые листы бумаги формата А4 (для печати пробкой или печатками) и пол-листа формата А4 (для рисования пальчиками), тонированные пастельными тонами, гуашь в мисочках, кисти разного размера в зависимости от формата листа, простой карандаш, ветка рябины, иллюстрации и педагогические эскизы, игрушечная белочка.

1

«Черемуха»

Учить детей рисовать черемуху методом тычка ватной палочкой; развивать чувство ритма и цвета;

воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе;

воспитывать интерес к природе и отображению впечатлений в рисунке;

развивать мелкую моторику.

Гуашь белого цвета в баночках, консистенции жидкой сметаны, ватные палочки, тряпочки, белая бумага формата А3, незавершенные композиции «ветка черемухи», подготовленные заранее воспитателем.

1

Ноябрь

Печать растениями

«Осенний лес»

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Печать растениями». Развивать творческое воображение, воспитывать аккуратность.

Гуашевые краски; природный материал: листья; листы бумаги, кисти, баночки с водой, тряпочки.

1

«Осенний букет»

Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Познакомить с новым видом изобразительной техники - «печать растений». Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы; чувства композиции, цветовосприятия.

листья разных пород деревьев (4-5 видов);

1 альбомный лист, размер А4; ватман, размер А1;

набор гуашевых красок;

кисть; стаканчик с водой;

салфетка; репродукции картины «Золотая осень».

1

«Лебеди»

Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей; воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц; закрепить навыки печатанья сухими листьями; воспитывать самостоятельность в создании образа.

осенние листья с различных деревьев, альбомный лист, дополнительные листы бумаги под лист для раскрашивания; набор гуашевых красок, 2 кисти №2, №4, стаканчик с водой, влажные салфетки, музыкальное сопровождение, иллюстрации с изображением лебедей.

1

«Бабочка»

Совершенствовать умение детей обследовать предметы, сравнивать. Развивать цветовосприятие и цветоразличение, учить называть оттенки цветов. Совершенствовать изобразительные навыки.

1 альбомный лист, размер А4; ватман, размер А1;

набор гуашевых красок;

кисть; стаканчик с водой;

салфетка.

1

Декабрь

Рисование ладошками

 

     

«Солнышко- лучистое»

Формировать умение рисовать ладошками, рисовать солнышко; закрепить знания детей о желтом цвете.

Развивать творческие способности.

Воспитывать аккуратность в работе.

Закрепить умения детей работать в коллективе.

Будить воображение, развивать фантазию.

Воспитывать интерес к рисованию, отзывчивость, желание помочь

Ватман, гуашь, тарелочка, иллюстрация «Солнышко»

1

«Елочка»

Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа елочки; упражнять в рисовании ладошкой, оттисками печаток, в нанесении рисунка равномерно по всей поверхности листа; развивать цветовосприятие.

Лист бумаги голубого цвета формата А-5; гуашь; кисти; салфетки; баночки с водой; различные печати.

2

«Снегирь»

Воспитывать самостоятельность, уверенность, желание заниматься изобразительной деятельностью, позитивное отношение к результату своего творчества. Учить детей рисовать птицу нетрадиционным способом оттиск - ладошкой, располагать изображение по центру листа бумаги.

Развивать творческие способности: цветовое восприятие.

Бумага формата А-5, краски; пластиковые ванночки с гуашевой краской, разведённой до консистенции жидкой сметаны, салфетки матерчатые, кисточки.

1

Январь

Рисование сухой жесткой кистью

«Деревья в снегу»

Познакомить детей с техникой рисования сухой жесткой кистью; воспитывать самостоятельность, уверенность, желание заниматься изобразительной деятельностью; развивать творческие способности.

Бумага формата А-5 голубого цвета; гуашь; кисть щетина; салфетки; баночки с водой.

1

«Зайчик»

Учить детей рисовать зайчика, передавая части тела, их форму, соотношение по величине, характерный цвет. Учить рисовать крупно в центре листа, используя краски. По желанию прорисовывать мордочку. Продолжать учить рисовать округлые формы с лева направо, не отрывая руки от бумаги слитной линией. Закрашивать, не выходя за контур с помощью ватного тампона тычком. Учить рисовать прямыми линиями сверху вниз. Воспитывать интерес к рисованию, аккуратность в работе.

Бумага голубого или зеленого цвета листы формата А-5, краски, кисти щетина на каждого ребенка, салфетки, стаканы с водой.

1

«Пушистый котенок»

продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение держать кисть; углублять представления о цвете и геометрических формах (круг, овал, треугольник); воспитывать сострадание и любовь ко всему живому.

альбомный лист с карандашным контуром кошки, кисть, чёрная, серая и зелёная гуашь, салфетки, подставки для кисточек, пайетки (на каждого ребёнка), мольберт, изображения кошек, конверт с письмом и образцом, кошка.

1

«Овечка»

Учить тонировать лист, промакивать салфеткой (изображая облака, шерсть), учить детей техникой рисования тычком полусухой кистью. Закрепить умение рисовать пальчиками. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Листы бумаги А-5 с изображенными на них овечками; кисть щетина, гуашь; баночки с водой.

2

Февраль

Рисование мятой бумагой

«Маковое поле».

Знакомство детей с техникой рисования мятой бумагой; воспитывать бережное отношение к природе; развитие внимания, мышления и вкуса; воспитание аккуратности.

Листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой.

1

«Я люблю пушистое, я люблю колючее».

Воспитывать эстетическое отношение к животным через их изображение в различных художественных техниках; упражнять в выразительной передаче фактуры, цвета, характера животного, зверя.

Тонированная бумага бледно -зеленого цвета, жесткая кисть, гуашь, скомканная бумага, эскизы, фото, иллюстрации с изображением разных животных.

1

«Ветка мимозы»

Учить технике  рисования мятой бумагой, создавая изображение путем использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (желтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; развивать ассоциативное мышление, восприятие цвета, формы, величины предмета; воспитывать интерес к творческой изобразительной деятельности

Гуашь желтого цвета; разлитая в баночки; клей; шарики из бумаги; листы бумаги, на которых нарисованы листья мимозы на каждого ребенка; изображения солнышка; пушистых цыплят и воздушных шариков круглой формы.

1

«По морям, по волнам».

Закреплять у детей умение создавать образ моря различными нетрадиционными техниками, передавать композицию в сюжетном рисунке при помощи «отпечатка». Развивать плавные движения руки, мелкую моторику пальцев, воображение, фантазию. Воспитывать самостоятельность, инициативность, аккуратность при работе с красками.

Видеозапись моря (шум волны, всплески воды); краски (синяя, голубая, фиолетовая, белая); тычок поролоновый; кусочки поролона; зубные щётки; мятая бумага (смятая в комок); кисточки.

1

Март

Рисование вилкой, расчёской

«Иголки для ежика».

Познакомить с новым приёмом нетрадиционного рисования; воспитывать аккуратность, заботливое отношение к своему здоровью, взаимопомощь.

Компьютер с изображениями лесных жителей, альбомные листы, силуэты ежиков, кисточки, подставки для кисточек, гуашь (черная), непроливайки, расческа.

1

«Одуванчики»

Обучение детей методам и приёмам нестандартной технике рисования. Развитие творческого мышления и воображения при создании рисунка нетрадиционным методом.

Листы бумаги А-5; гуашь желтая, зеленая, одноразовые пластиковые вилки, салфетки, стаканчики – непроливайки.

1

«Первый весенний цветок»

Продолжить знакомить детей с нетрадиционным способом изобразительной деятельности - рисование ватными палочками (пуантилизм), отпечатки вилками, пальчиковое рисование; обогащать знания о весне, первых весенних цветах, расширить словарный запас, развивать воображение, чувство композиции, развитие мелкой моторики рук, воспитывать экологическую культуру и интерес детей к объектам природы, формировать желание охранять природу.

тонированные листы бумаги, гуашь, ватные палочки, вилки.

1

«Елочка»

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования вилкой; развивать воображение, чувство композиции, формировать уважительное отношение к результату своей деятельности; учить доводить начатое дело до конца.

Листы бумаги формата А-5; кисти; баночки с водой; салфетка; гуашь; образец работы; изображение елочки.

1

Апрель

 

Рисование водой и восковыми мелками, свечой

«Волшебная ночь».

Познакомить детей с данной техникой рисования; воспитывать интерес к художественной деятельности.

Альбомный лист, цветные карандаши, акварельные краски, свеча, баночки с водой, салфетки.

1

«Улитка»

Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать

Альбомные листы, восковые мелки, акварельные краски, салфетки, баночки с водой

1

«Морское дно»

Продолжаем знакомить детей с данной техникой рисования; воспитывать интерес к художественной деятельности.

Альбомные листы, восковые мелки, акварельные краски, салфетки, баночки с водой

1

«Салют»

Продолжаем закреплять знания и умения детей работать в данной технике; воспитывать интерес к художественной деятельности. Учить доводить начатое дело до конца.

Альбомные листы, восковые мелки, акварельные краски, салфетки, баночки с водой

1

Май

Набрызг

«Букет для мамы»

Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования «набрызг», воспитывать интерес к художественной деятельности.

Альбомные листы формата А4; зубная щетка; стаканчик с водой; шаблоны цветов и вазы; салфетка; гуашь.

1

«Рыбы в аквариуме»

Научить работать в нестандартной художественной технике «набрызг»; развивать аккуратность, творческое мышление, воображение; воспитывать интерес к изобразительному искусству, любознательность.

Альбомные листы формата А4; зубная щетка; стаканчик с водой; шаблоны рыб и водорослей; салфетка; гуашь.

1

«Лес»

Учить правильно, располагать изображение на листе бумаги.

Закреплять умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений.

Обобщить и расширить знания детей о нетрадиционной техники рисования.

Альбомные листы формата А4; зубная щетка; стаканчик с водой; шаблоны деревьев; салфетка; гуашь.

1

«Самолеты летят»

Учить правильно, располагать изображение на листе бумаги, радоваться результату своего труда.

Закреплять умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений.

Обобщить и расширить знания детей о нетрадиционной техники рисования.

Альбомные листы формата А4; зубная щетка; стаканчик с водой; шаблоны самолетов; салфетка; гуашь.

1

Работа с родителями.

Месяц

Планируемая работа с родителями

Октябрь

Оформление уголка «Вот мы какие».

Ноябрь

Консультация для родителей «Методы нетрадиционного рисования».

Декабрь

Консультация для родителей «Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребёнка».

Январь

Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.

Февраль

Памятка «Как развивать творческие способности дошкольников».

Март

Мастер-класс для родителей «Рисовальные фантазии»- нетрадиционные техники рисования.

Апрель

Оформление папки-передвижки «Рисуем всей семьей».

Май

Творческий отчёт о работе кружка.

Список литературы:

Общеобразовательная программа дошкольного образования « Детство» Т.И. Бабаева, З. А. Михайлова, А.Г. Гогоберидзе.

Р.Г. Казакова « Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.

К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.

И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа

И.А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Программа дополнительного образования по художественно-творческому развитию детей 5-7 лет «Мастерская Оригами» на 2017 – 2020 учебный год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 55 «Мишутка» города Смоленска Рассмотрена и утверждена на Педагогическом советеПротокол от «_____&raq...

Программа дополнительного образования по художественно творческому развитию "МИР ЦВЕТА РАДУГИ"

Программа дополнительного образования по художественно эстетическому развитию дошкольников. «Мир цвета радуги»Возраст обучающихся: 5 -6 летСрок реализаци...

Программа дополнительного образования по художественно творческому развитию правополушарное рисование "РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Центр развития ребёнка детский сад «99»  Согласована и утвержденапедагогическим советомпротокол №от «...

Парциальная программа дополнительного образования "Фантазёры" художественно-творческого развития детей 3-6 лет средствами театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность - оказывает: целостное воздействие на личность ребёнка, раскрытие его творческого потенциала, раз­витие познавательных процессов; способствует самопознанию и само­...