Программа дополнительного образования по художественно-творческому развитию детей 5-7 лет «Изодеятельность»
рабочая программа (старшая группа)

Щеглова Анна Александровна

Авторская программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_izodeyatelnost.docx40.17 КБ

Предварительный просмотр:

Принято                                                                                          Утверждаю                            педагогическим советом                                                Заведующая МКДОУ                                                                                                                           МКДОУ Вознесенского детского сада                                  Т.А.Темникова                                                       Протокол  № 1от 31.08.20 10.г.                                                  Приказ № 21                              

от 31.08.201 0г.

 

     

Программа

дополнительного образования по художественно-творческому развитию детей 5-7 лет

 «Изодеятельность»

с. Вознесенка

2010г.

Пояснительная записка

Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.

Мы прекрасно понимаем, что кем бы в будущей жизни не стал маленький человечек, наличие развитых художественных способностей сделает его увереннее и успешнее. Поэтому эстетическому воспитанию следует уделять особое внимание.

Рисование – самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру. Занятия юных художников в кружке «Умелые ручки» поможет детям 5-7 лет реализовать потребность в самовыражении с помощью изобразительной деятельности, развить универсальную способность – воображение. Формируясь в художественно-изобразительной деятельности, воображение впоследствии проявится не только в каком-либо виде искусства, но и в любой другой области жизни человека. Старший дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для художественно-эстетического развития, так как именно в это время дети становятся организованными, учатся планировать деятельность, могут решать художественные задачи, начинают чувствовать цвет, форму, размер, состав и фактуру материала, обладают большим потенциалом фантазии, у них вырабатывается точность движения рук, координируются действия, поэтому программа предусматривает расширение этого потенциала, формирование и совершенствование уникальных способностей любого ребёнка, а не только одарённого от природы.

Новизна программы отражена  в содержании учебного материала, подходах к обучению изобразительной деятельности, отборе форм и методов нетрадиционных техник рисования.

Программа по дополнительному образованию детей 5-7 лет в кружке «Умелые ручки» рассчитана на два года обучения.

Цель программы: – развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами  изобразительного искусства и нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.

Задачи художественно-творческого развития дошкольников:

 - овладевать элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности;

 - дать знания о нетрадиционных техниках изобразительной деятельности;

 - развивать художественно-творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира;

 - развивать мелкую моторику;

 - формировать творческую активность, художественный вкус.

В содержание программы включены моделирование, экспериментирование, развивающие  и художественно-дидактические игры, творческие задания. В системе работы используются нетрадиционные методы и техники рисования: рисование свечой и акварелью, монотипия, рисование губкой, набрызг, рисование тычком, рисование по сырому, граттаж, рисование с использованием природного  материала и др.

В своей работе я решила обратиться к нетрадиционным художественным техникам, чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству. Возникает вопрос: «Почему техники называются нетрадиционными, если они уже вошли в практику работы многих детских учреждений?»

Во-первых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными.

Во-вторых, педагогический опыт применения данных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен ( в должной степени) в современных образовательных программах.

В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в педагогике и искусстве свою историю, хотя известны много лет.

В-четвёртых, в способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля. Зато есть  творческая свобода и подлинная радость.

Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умелости и способностей.

Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов. Например, обычными красками, фломастерами, карандашами можно рисовать на белой и цветной, сухой и влажной, ровной и мятой, гладкой и наждачной бумаге.

В основе данного подхода – естественное и непринуждённое приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Каждая из существующих нетрадиционных техник – это маленькая игра.

Освоение нетрадиционных техник рисования помогает раскрыть личность ребёнка, его творческий потенциал.

Занятия в кружке проводятся с небольшой подгруппой (6-8 детей). Занятия проходят 2 раза в неделю во второй половине дня по 25-30 минут в уголке изодеятельности.

Занятия планируются с учётом возрастных особенностей, на основе индивидуально-дифференцированного подхода, интереса и желания детей, с опорой на имеющиеся уже умения и навыки в художественно-продуктивной деятельности.

Занятия кружка носят творческий характер, отличающийся от обычных занятий:

  1. Приобретается более широкий спектр изоматериалов, их использование по желанию детей.
  2. Дети осваивают нетрадиционные способы изображения (рисование свечой, монотипия, рисование губкой, мыльная живопись, набрызг, рисование тычком, изолентой и т.д.)
  3. Познают свойства материалов (бумага, природные материалы)

У них возникает желание экспериментировать для создания художественных образов, композиций.

  1. Малое количество детей даёт возможность для индивидуального контакта.
  2. Форма организации занятий кружка носит свободный характер. Дети могут отходить от рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою.

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование на каждый месяц.

Название блока

месяц

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в месяц

«Необыкновенное рисование»

сентябрь

2

8

«Волшебные картинки»

октябрь

2

8

«Сказки Лесовичка»

ноябрь

2

8

«Бабушкин сундучок»

декабрь

2

8

«Бумажные выкрутасы»

январь

2

8

«Мозаика»

февраль

2

8

«Тестопластика»

март

2

8

«Разноцветные фантазии»

апрель

2

8

«Мы художниками стали, что хотим – нарисовали»

май

2

8

В образовательном процессе используются разнообразные формы и методы:

- беседа, рассказ;

- практическое занятие;

- эксперимент;

- чтение художественной литературы;

- рассматривание произведений изобразительного искусства;

- экскурсия;

- наблюдение;

- выставка художественно-изобразительного и детского творчества.

Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач.

Выставки детского изобразительного творчества, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников кружка с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.

Использование произведений изобразительного  искусства, литературы, музыки, фольклора и игрового материала позволяет сделать занятия доступными, интересными, содержательными и познавательными. В основе образовательного  процесса кружка  лежат следующие педагогические принципы:  

- уважения личности ребёнка;

- деятельности. На занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний;

- креативности. Создание условий для творческой активности детей;

- вариативности. Свобода выбора ребёнком способов решения творческих заданий.

Методика работы с детьми построена таким образом, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности формировать у ребят такие качества: самостоятельность, инициативность, творческая активность, позволяющие  самореализовываться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности; снижать закомплексованность, скованность.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании, самореализовываться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности; снижать закомплексованность, скованность.

Ожидаемые результаты:

- активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Для определения уровня развития используются контрольные занятия в начале и конце учебного года. С помощью наблюдений и анализа продуктивной деятельности детей оформляются диагностические карты, на основе которых корректируется тематический план программы.

Результаты творчества кружка «Умелые ручки» представлены систематическими выставками, участием детей в конкурсах разного уровня, оформлении работами интерьера детского сада.

Мониторинг

Мониторинг используется для корректировки плана, правильного распределения учебной нагрузки, выявления уровня освоения детьми образовательной программы, а также развития личностных качеств ребёнка.

Один из наиболее эффективных методов мониторинга – наблюдение, осуществляемое в процессе художественно-продуктивной деятельности.

Проявление детьми творчества можно проследить на выставках разного уровня: в детском саду, районных.

Для того чтобы можно было судить о результативности обучения, я провожу необходимые в начале и конце года контрольные занятия.

Тема таких занятий – «Мы любим рисовать». Цель: изучить интересы и возможности в рисовании. Детям предлагаю разнообразный изобразительный материал, и каждый ребёнок по желанию выполняет рисунок карандашами, красками, мелками, используя нетрадиционные техники рисования.

Итоговое занятие. На первом занятии детям предлагаю рассмотреть изобразительные материалы, имеющиеся в уголке изодеятельности (цветные карандаши, гуашь, восковые мелки, шариковые ручки, фломастеры и т.п.) Затем каждый выбирает тот материал, который больше всего ему понравился, и изображает им то, что ему хочется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно-творческому развитию детей 5-7 лет «Мастерская Оригами» на 2017 – 2020 учебный год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 55 «Мишутка» города Смоленска Рассмотрена и утверждена на Педагогическом советеПротокол от «_____&raq...

программа дополнительного образования по художественно- творческой деятельности "Маленькие фантазеры"

Программа дополнительного образования по художественно-творческой деятельности "Маленькие фантазеры"...

Программа дополнительного образования по художественно творческому развитию "МИР ЦВЕТА РАДУГИ"

Программа дополнительного образования по художественно эстетическому развитию дошкольников. «Мир цвета радуги»Возраст обучающихся: 5 -6 летСрок реализаци...

Программа дополнительного образования по художественно творческому развитию правополушарное рисование "РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Центр развития ребёнка детский сад «99»  Согласована и утвержденапедагогическим советомпротокол №от «...

Парциальная программа дополнительного образования "Фантазёры" художественно-творческого развития детей 3-6 лет средствами театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность - оказывает: целостное воздействие на личность ребёнка, раскрытие его творческого потенциала, раз­витие познавательных процессов; способствует самопознанию и само­...