Программа дополнительного образования по художественно-творческому развитию детей 5-7 лет «Изодеятельность»
рабочая программа (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Принято Утверждаю педагогическим советом Заведующая МКДОУ МКДОУ Вознесенского детского сада Т.А.Темникова Протокол № 1от 31.08.20 10.г. Приказ № 21
от 31.08.201 0г.
Программа
дополнительного образования по художественно-творческому развитию детей 5-7 лет
«Изодеятельность»
с. Вознесенка
2010г.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.
Мы прекрасно понимаем, что кем бы в будущей жизни не стал маленький человечек, наличие развитых художественных способностей сделает его увереннее и успешнее. Поэтому эстетическому воспитанию следует уделять особое внимание.
Рисование – самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру. Занятия юных художников в кружке «Умелые ручки» поможет детям 5-7 лет реализовать потребность в самовыражении с помощью изобразительной деятельности, развить универсальную способность – воображение. Формируясь в художественно-изобразительной деятельности, воображение впоследствии проявится не только в каком-либо виде искусства, но и в любой другой области жизни человека. Старший дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для художественно-эстетического развития, так как именно в это время дети становятся организованными, учатся планировать деятельность, могут решать художественные задачи, начинают чувствовать цвет, форму, размер, состав и фактуру материала, обладают большим потенциалом фантазии, у них вырабатывается точность движения рук, координируются действия, поэтому программа предусматривает расширение этого потенциала, формирование и совершенствование уникальных способностей любого ребёнка, а не только одарённого от природы.
Новизна программы отражена в содержании учебного материала, подходах к обучению изобразительной деятельности, отборе форм и методов нетрадиционных техник рисования.
Программа по дополнительному образованию детей 5-7 лет в кружке «Умелые ручки» рассчитана на два года обучения.
Цель программы: – развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами изобразительного искусства и нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.
Задачи художественно-творческого развития дошкольников:
- овладевать элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности;
- дать знания о нетрадиционных техниках изобразительной деятельности;
- развивать художественно-творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира;
- развивать мелкую моторику;
- формировать творческую активность, художественный вкус.
В содержание программы включены моделирование, экспериментирование, развивающие и художественно-дидактические игры, творческие задания. В системе работы используются нетрадиционные методы и техники рисования: рисование свечой и акварелью, монотипия, рисование губкой, набрызг, рисование тычком, рисование по сырому, граттаж, рисование с использованием природного материала и др.
В своей работе я решила обратиться к нетрадиционным художественным техникам, чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству. Возникает вопрос: «Почему техники называются нетрадиционными, если они уже вошли в практику работы многих детских учреждений?»
Во-первых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными.
Во-вторых, педагогический опыт применения данных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен ( в должной степени) в современных образовательных программах.
В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в педагогике и искусстве свою историю, хотя известны много лет.
В-четвёртых, в способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля. Зато есть творческая свобода и подлинная радость.
Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умелости и способностей.
Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов. Например, обычными красками, фломастерами, карандашами можно рисовать на белой и цветной, сухой и влажной, ровной и мятой, гладкой и наждачной бумаге.
В основе данного подхода – естественное и непринуждённое приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Каждая из существующих нетрадиционных техник – это маленькая игра.
Освоение нетрадиционных техник рисования помогает раскрыть личность ребёнка, его творческий потенциал.
Занятия в кружке проводятся с небольшой подгруппой (6-8 детей). Занятия проходят 2 раза в неделю во второй половине дня по 25-30 минут в уголке изодеятельности.
Занятия планируются с учётом возрастных особенностей, на основе индивидуально-дифференцированного подхода, интереса и желания детей, с опорой на имеющиеся уже умения и навыки в художественно-продуктивной деятельности.
Занятия кружка носят творческий характер, отличающийся от обычных занятий:
- Приобретается более широкий спектр изоматериалов, их использование по желанию детей.
- Дети осваивают нетрадиционные способы изображения (рисование свечой, монотипия, рисование губкой, мыльная живопись, набрызг, рисование тычком, изолентой и т.д.)
- Познают свойства материалов (бумага, природные материалы)
У них возникает желание экспериментировать для создания художественных образов, композиций.
- Малое количество детей даёт возможность для индивидуального контакта.
- Форма организации занятий кружка носит свободный характер. Дети могут отходить от рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою.
Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование на каждый месяц.
Название блока | месяц | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц |
«Необыкновенное рисование» | сентябрь | 2 | 8 |
«Волшебные картинки» | октябрь | 2 | 8 |
«Сказки Лесовичка» | ноябрь | 2 | 8 |
«Бабушкин сундучок» | декабрь | 2 | 8 |
«Бумажные выкрутасы» | январь | 2 | 8 |
«Мозаика» | февраль | 2 | 8 |
«Тестопластика» | март | 2 | 8 |
«Разноцветные фантазии» | апрель | 2 | 8 |
«Мы художниками стали, что хотим – нарисовали» | май | 2 | 8 |
В образовательном процессе используются разнообразные формы и методы:
- беседа, рассказ;
- практическое занятие;
- эксперимент;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание произведений изобразительного искусства;
- экскурсия;
- наблюдение;
- выставка художественно-изобразительного и детского творчества.
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач.
Выставки детского изобразительного творчества, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников кружка с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.
Использование произведений изобразительного искусства, литературы, музыки, фольклора и игрового материала позволяет сделать занятия доступными, интересными, содержательными и познавательными. В основе образовательного процесса кружка лежат следующие педагогические принципы:
- уважения личности ребёнка;
- деятельности. На занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний;
- креативности. Создание условий для творческой активности детей;
- вариативности. Свобода выбора ребёнком способов решения творческих заданий.
Методика работы с детьми построена таким образом, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности формировать у ребят такие качества: самостоятельность, инициативность, творческая активность, позволяющие самореализовываться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности; снижать закомплексованность, скованность.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании, самореализовываться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности; снижать закомплексованность, скованность.
Ожидаемые результаты:
- активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Для определения уровня развития используются контрольные занятия в начале и конце учебного года. С помощью наблюдений и анализа продуктивной деятельности детей оформляются диагностические карты, на основе которых корректируется тематический план программы.
Результаты творчества кружка «Умелые ручки» представлены систематическими выставками, участием детей в конкурсах разного уровня, оформлении работами интерьера детского сада.
Мониторинг
Мониторинг используется для корректировки плана, правильного распределения учебной нагрузки, выявления уровня освоения детьми образовательной программы, а также развития личностных качеств ребёнка.
Один из наиболее эффективных методов мониторинга – наблюдение, осуществляемое в процессе художественно-продуктивной деятельности.
Проявление детьми творчества можно проследить на выставках разного уровня: в детском саду, районных.
Для того чтобы можно было судить о результативности обучения, я провожу необходимые в начале и конце года контрольные занятия.
Тема таких занятий – «Мы любим рисовать». Цель: изучить интересы и возможности в рисовании. Детям предлагаю разнообразный изобразительный материал, и каждый ребёнок по желанию выполняет рисунок карандашами, красками, мелками, используя нетрадиционные техники рисования.
Итоговое занятие. На первом занятии детям предлагаю рассмотреть изобразительные материалы, имеющиеся в уголке изодеятельности (цветные карандаши, гуашь, восковые мелки, шариковые ручки, фломастеры и т.п.) Затем каждый выбирает тот материал, который больше всего ему понравился, и изображает им то, что ему хочется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по социально - личностному развитию детей "Я + ТЫ = МЫ"
программа дополнительного образования "Я + ТЫ = МЫ"...
Программа дополнительного образования «Мастерилочка» (художественно – творческой направленности) Программа ориентирована для детей 4 - 5 лет Срок реализации 1 год
Данная программа может быть использована по дополнительному образованию в детском саду...
Программа дополнительного образования по художественно-творческому развитию детей 5-7 лет «Мастерская Оригами» на 2017 – 2020 учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 55 «Мишутка» города Смоленска Рассмотрена и утверждена на Педагогическом советеПротокол от «_____&raq...
программа дополнительного образования по художественно- творческой деятельности "Маленькие фантазеры"
Программа дополнительного образования по художественно-творческой деятельности "Маленькие фантазеры"...
Программа дополнительного образования по художественно творческому развитию "МИР ЦВЕТА РАДУГИ"
Программа дополнительного образования по художественно эстетическому развитию дошкольников. «Мир цвета радуги»Возраст обучающихся: 5 -6 летСрок реализаци...
Программа дополнительного образования по художественно творческому развитию правополушарное рисование "РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Центр развития ребёнка детский сад «99» Согласована и утвержденапедагогическим советомпротокол №от «...
Парциальная программа дополнительного образования "Фантазёры" художественно-творческого развития детей 3-6 лет средствами театрализованной деятельности
Театрализованная деятельность - оказывает: целостное воздействие на личность ребёнка, раскрытие его творческого потенциала, развитие познавательных процессов; способствует самопознанию и само­...