Перспективное планирование по познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности для детей от 4-7 лет
календарно-тематическое планирование

Галеева Наиля Рафаильевна

Перспективное планирование 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_issledovatelskoy_i_konstruktivnoy_deyat-ti.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

                    Дошкольная группа при МКОУ «Сулюклинская СОШ»

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности.

                              Для занятий с детьми от 4 -7 лет

                     Образовательная область « Познавательное развитие»

                                        Соответствует ФГОС.

                                       

                                       Подготовила: воспитатель дошкольной группы Галеева Н.Р.

                                             2021-2022 учебный год

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности.

Соответствует ФГОС.

Литература:                                                                                                                                                 Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Для работы с детьми 4-7 лет.                

Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова  «Конструирование из строительного матекриала» 4-5,5-6,6-7 лет

О.В.Дыбина «Ознакомление с  предметным и социальным окружением в старшей группе детского сада»

Сентябрь

1-2 неделя Мониторинг

3 неделя

1-ое  занятие. Конструирование.

Тема: « Детский сад. Школа.» Л.В.Куцакова стр.22

Цель: Упражнять детей в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям, упражнять в анализе схем и конструкций, развивать умение воспринимать предметы и явления в их взаимосвязях, развивать конструкторские навыки, направленное воображение.

Дети делятся на две команды. Одна команда строит детский сад, другая- школу.

В работе используется конструктор типа «Лего» и деревянный строительный материал. Дети , ориентируясь на предложенную схему, сначала подбирают материал, а затем начинают строить.

4 неделя

2-ое  занятие. Познавательно-исследовательская деятельность.

Тема: « Знакомство со словом  «Превращение» Цель: Знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был – будет», «был – стал (станет)», например: тигренок был маленький, будет (станет) большой. Формирование действия превращения на основе практических действий с пластилином, резиной. Материал. Картинки с изображением маленьких и больших деревьев, животных; пластилин, медицинский бинт, разрезанный на части по 5—10 см. Схема превращения

Цели. Освоение схемы «превращения». Формирование действия «превращения». Материал. Предметные картинки. Бумага, карандаши.

 

5 неделя

3 занятие. Конструирование.

Тема: «Конструирование машины по заданной схеме». Л.В.Куцакова стр.27

Цель: Формировать представления детей о машинах разных видов, их строении и назначении; упражнять в плоскостном моделировании и построении схем; развивать воображение и оригинальность у детей, формировать умение ориентироваться в схемах и элементарных чертежах; формировать объяснительную речь; развивать самостоятельность, активность, уверенность, независимость мышления.

Строительство машин с использованием логических блоков Дьенеша сначала по предложенным схемам, затем по самостоятельному замыслу.

Октябрь

1 неделя

1 занятие. Познавательно-исследовательская деятельность.

Тема: « Семена растений»

Цель: Познакомить детей с разнообразием семян растений .Познакомить детей с этапами развития растений, учить сопоставлять взрослое растение и семечко.

Показать детям свойства семян.

Занятие :Рассматривание и характеристика различных семян ( прочный защитный слой, тяжесть или легкость; многие семена не тонут в воде, легко разносятся ветром и животными) Дети вместе с педагогом делают замечания и выводы. Игры « Построй последовательность», « Что сначала, что потом?» « Экологические цепочки»

2 неделя .2 занятие. Конструирование. Колумбово яйцо. Танграм.

Цели: учить анализировать сложные формы и воссоздавать их из частей на основе восприятия и сформированного представления;  развивать сенсорные способности у детей, пространственное представление, образное и логическое мышление, воображение, смекалку и сообразительность; формировать привычку к умственному труду; воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности. Дети сначала анализируют детали яйца( или квадрата), находят знакомые геометрические фигуры, разбирают и собирают фигуру ( целое- части). Затем по предложенным схемам собирают зверей и птиц.

3 неделя. 3 занятие. Познавательно-исследовательская деятельность.

Тема: « Вещества и предметы вокруг нас. Свойства предметов»

 О.В. Дыбина стр31

Цели: закрепить знания о веществах и их свойствах, познакомить детей с разнообразием предметов и их основных характеристиках, дать представления о свойствах металла, дерева, пластмассы, бумаги ,стекла, резины, расширить словарь прилагательных ( слова-антонимы) Показать на примере различных предметов их противоположные свойства, которые зависят от того, из какого вещества они сделаны( деревянная ложка, пластмассовая кукла, лист бумаги, стеклянный шарик, резиновый мяч) Дети вместе с педагогом делают выводы: металл тяжелый- бумага легкая; пластмасса, дерево, металл-прочное, а стекло-хрупкое; бумага и ткань мягкие, а железо и дерево-твердые, резина упругая – может сохранять форму и т.д.) Дети строят предположения, почему игрушки делают из пластмассы ( прочная, легко моется), почему одежду шьют из ткани, а не из бумаги( бумага легко рвется,  быстро промокает), почему инструменты делают , в основном , из металла ( металл прочнее пластмассы)и т.д.

4 неделя 4 занятие . Конструирование. Тема: « Проект города» Л.В.Куцакова, стр 40, Л.Ю. Павлова, стр.61

Цели: упражнять детей в составлении планов строительства, совершенствовать конструкторские способности, формировать совместную поисковую деятельность, развивать умение делать самостоятельные выводы.

Воспитатель  предлагает детям нарисовать план любого города  и дать ему название ( город в пустыне, город на воде, подводный город). Затем дети вместе с педагогом обсуждают «проекты» и выбирают три самых лучших. На следующем занятии дети будут строить эти города.

Ноябрь

1 неделя 1 занятие. Познавательно-исследовательская деятельность.

Тема: « Песок. Глина. Камень.»

Цели: сформировать представление детей о свойствах песка, глины, камней; научить сравнивать материалы, правильно называть их особенности. В соответствии с их свойствами использовать в поделках. Познакомить с песочными часами, развивать «чувство времени», творчество.

Знакомство со свойствами данных веществ, их характеристика.

Опыт: « Камень и песок», « Попробуй забить гвоздь», « Что легче, а что- тяжелее?»

« Две вазы» ( О.В.Дыбина ,стр42), рассказывание о применении данных материалов в строительстве.

2 неделя 2 занятие. Конструирование.

Тема: « Строительство города по заранее составленному плану» Л.В.Куцакова. стр.42

Цели: Упражнять детей в строительстве различных объектов по предлагаемым условиям, упражнять в анализе схем и конструкций, развивать умение воспринимать предметы и явления в их взаимосвязях, развивать конструкторские навыки, направленное воображение.

Педагог предлагает детям вспомнить , чем они занимались на прошлом занятии по конструированию, проанализировать составленные «проекты» городов и построить их с помощью различных видов конструктора.

3 неделя 3 занятие. Познавательно-исследовательская деятельность.

Тема «Лед» Цели. Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете. Формирование действия «превращения».

Материал. Лед в целлофановом пакетике  (или пробирка, наполненная льдом на одну треть) (на каждого ребенка), две картинки  с одинаковым пейзажем в разное время года (на одной картинке речка, солнце, берег реки в цветах, дети купаются в речке; на другой – замерзшая речка, идет снег, берег реки в сугробах, дети катаются на коньках на льду реки).

4 неделя. 4 занятие. Конструирование.  Тема: « Роботы» Л.В.Куцакова. стр.35

Цели: Расширить представления детей о робототехнике, упражнять в создании схем и чертежей, в моделировании на плоскости, в конструировании из разных строительных наборов и конструкторов, развивать фантазию. Воображение, внимание, сообразительность. Умение делать выводы, сравнивать, обобщать , выделять существенные признаки.

Моделирование  роботов из геометрических фигур, составление схем в виде рисунка, игры « Придумай робота» . «Почини робота»

Декабрь.

1 неделя. 1 занятие . Познавательно-исследовательская деятельность.

Тема: « Измерение температуры. Термометр. Виды термометров»

Цели: познакомить детей с различными видами термометров и принципом их работы;  развивать интерес к творческому поиску, учить видеть результат своей деятельности; активизировать мыслительную деятельность детей: упражнять в умении сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы;

Показ детям различных термометров ( медицинский( ртутный и электронный), водный, комнатный, воздушный), проведение опытов по измерению температуры.

Игра « Скажи наоборот»,знакомство с правилами безопасности при обращении с термометром.

2 неделя. 2 занятие. Конструирование.

 Тема: «Работа с иллюстрацией « Морские раковины» Л.В.Куцакова, стр.42

Цель: Закрепить знания по лексической теме « Подводный мир», развивать пространственные отношения, воображение и фантазию. Закрепить представления о замкнутых и незамкнутых линиях, развивать мелкую моторику.

Дети вместе с педагогом рассматриваю различные ракушки, гальку, камешки, сравнивают их. Затем педагог предлагает выложить из гальки различные линии и формы. Также можно сконструировать буквы и цифры. Потом дети придумывают свои постройки и изображения.

3 неделя. 3 занятие. Познавательно-исследовательская деятельность.

Тема: Твердое – жидкое Цели. Формирование представлений о твердых веществах и жидких. Развитие умения наблюдать, сравнивать различные вещества. Формирование действий превращения. Материал. Кусочек льда, камень (желательно с гранями), стакан молока, стакан воды (на каждого ребенка). У воспитателя: стакан с водой, большой кусок льда квадратной формы, тазик с водой, камешек; картинки с изображением зимы и лета, корабля на волнах, водопада.

4 неделя . 4 занятие. Конструирование.

 « Геометрические тела»

Цель: Закреплять знания геометрических тел и их свойств. Формировать умение находить известные детям геометрические фигуры по осязательно воспринимаемому образцу. Развивать пространственное мышление и воображение у детей.

«В одном королевстве, где жили геометрические тела, произошло несчастье. Злой волшебник, рассердился на короля этой страны – Куба - одним взмахом волшебной палочки отправил всех его подданных в глубокое подземелье. А спасти их можно только так: на ощупь определить, что это за предмет, и найти его рисунок.

В «Волшебном мешочке» - шар, конус, цилиндр, трех и четырехгранные пирамиды. А на столе их рисунки. (Дети по очереди нащупывают фигуры двумя руками, достают ее из мешочка, находят ее рисунок, и ставят фигуру на него).

Конструирование из геометрических тел различных построек.

Январь

1 неделя – Каникулы

2 неделя – Мониторинг

3 неделя

1 занятие. Познавательно-исследовательская деятельность.

Тема: « Свойства воды»

Цели:  Ознакомить детей со свойствами воды, уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни, развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;  развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать; активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы; стимулировать самостоятельное формулирование выводов; воспитывать бережное отношение к воде.

Проведение различных опытов с водой ( « Три состояния воды», « Свойства воды»,

« Разноцветные льдинки», « Тонет – не тонет» ,« Испарение», « Грязный и чистый снег», « Таяние льда»)

Показ иллюстраций по теме, рассматривание плаката « Круговорот воды в природе»

4 неделя

2 занятие. Конструирование.

Тема « Знакомство с различными видами конструкторов».

Цели: Познакомить детей с различными видами конструктора ( ЛЕГО, « Механик»,

деревянный конструктор, строительный материал ), развивать мелкую моторику рук, пространственное мышление, воображение.

Игры и задания: знакомство с конструкторами и их особенностями, осматривание деталей и способов  креплений. Дети думают, что из какого конструктора можно собрать. Затем дети выбирают любую понравившуюся схему и осуществляют постройку.

Февраль

1 неделя.1 занятие. Познавательно-исследовательская деятельность.

Тема:  Нагревание – охлаждение Цели. Формирование представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отвердевании. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действий превращения. Материал. Картинки: Пятачок в постели, холодильник с открытой дверцей, плита с дымящейся кастрюлей. Символ нагревания (тепла) – кружок картона с изображением солнца, символ охлаждения (холода) – кружок картона с изображением белых снежинок на синем фоне. Сахар, пробирка или стакан, спиртовка.

2 неделя. 2 занятие. Конструирование. Тема: «Способы крепления»

 Цели: Развивать мелкую моторику , внимательность, объемно-пространственное мышление у детей, учить работать по собственному замыслу и схеме

Игры и задания: продолжать знакомство с конструктором, рассматривание  и сравнивание деталей, подбор деталей согласно выбранной схеме постройки,       показ способов крепления. Осуществление постройки с помощью педагога.

3 неделя. 3 занятие. Познавательно-исследовательская деятельность.

Тема: « Соль. Выпаривание соли» Цели. Формирование представлений об испарении воды. Отделение соли от воды. Развитие способностей к преобразованию.  Материал. Картинки с изображением моря, реки, соляного озера; соль, пробирка, спиртовка.

4 неделя 4 занятие. Тема: « Конструирование военной техники» 

Цели: Учить собирать оригинальные по конструктивному решению модели;

Упражнять в моделировании на плоскости по заданной схеме;

Воспитывать умение прийти на помощь в трудной ситуации.

Игры и задания: показ иллюстраций с военной техникой ( военные самолеты, корабли, сухопутная техника), составление схемы и отбор деталей, выполнение постройки( использование конструкторов ЛЕГО, «Механик»)

Март

1 неделя.1 занятие. Познавательно-исследовательская деятельность.

Тема: « Испарение» Цели. Формирование представлений об испарении воды – превращении воды в пар при нагревании. Формирование целостного представления об агрегатных состояниях воды: лед – вода – пар. Развитие представлений об источниках тепла (теплые руки, горячая плита, солнце). Развитие способностей к преобразованию. Материал. Кусочки льда (на каждого ребенка), стакан со льдом, плитка или спиртовка, небольшая кастрюля.

2 неделя. 2 занятие. Конструирование. Тема: « Железные дороги» Л.В.Куцакова, стр.52

Цели: Упражнять детей в построении схем и последующему конструированию по ним; развивать пространственное мышление, сообразительность, самостоятельность в нахождении собственных решений, учить проявлять уверенность, отстаивать свою идею, критически оценивать свою деятельность. Закрепление знаний по лексической теме « Транспорт», по теме « Точка. Прямая линия».

Рисование схемы железной дороги, работа с конструктором ЛЕГО « Первые механизмы, объяснение работы простейших механизмов ( зубчатая передача).

3 неделя. 3 занятие. Познавательно-исследовательская деятельность

Тема: «Воздух и его свойства» Цель. Формирование представлений о воздухе и его свойствах. Развитие способностей к преобразованию. Материал. Надувные резиновые игрушки, тазик с водой, картинки: водолаз под водой, над ним пузырьки воздуха; спокойное море; море во время шторма.

.

4 неделя. 4 занятие. Конструирование. Тема: « Строительство мостов».

 Л.В.Куцакова, стр.44

Цель: Совершенствовать  умение детей конструировать мосты разного назначения; упражнять в построении схем, чертежей мостов, совершенствовать умение конструировать двигающиеся механизмы из конструктора, сооружать простейший механизм- рычаг, позволяющий приводить в движение отдельные элементы конструкции.

Плоскостное моделирование из геометрических фигур, черчение схем при помощи линейки, конструирование мостов с поднимающейся частью.

Апрель

1 неделя. 1 занятие. Конструирование. Тема: « Проектирование летательных аппаратов» Л.В.Куцакова, стр.31

Цели: обобщать, уточнять, систематизировать представления детей об истории развития летательных аппаратов, их назначении, зависимости строения от функционального назначения, развивать конструкторские навыки, умение моделировать на плоскости, строить схемы и делать зарисовки будущих объектов.

Работа с иллюстрациями « Космический корабль», « Самолет», составление зарисовок и схем выбранных конструкций.

2 неделя. 2 занятие. Познавательно-исследовательская деятельность.

Тема: « Космические эксперименты»

Цели: Расширить представления детей о Вселенной, уточнить представление детей о космосе, планетах, звездах и созвездиях ,учить применять знания, умения и навыки, полученные на занятиях, проявлять активный познавательный интерес. развивать способность целенаправленно исследовать, наблюдать, интерес к экспериментированию

Опыты: « Звездное небо», « День и ночь», « Метеориты и кратеры», « Солнечное затмение»,игра « Созвездия», моделирование Солнечной системы.

3 неделя.3 занятие. Конструирование. Тема: « Самолеты.Летательные аппараты» Цели: Упражнять детей в построении схем и последующему конструированию по ним; развивать пространственное мышление, сообразительность, самостоятельность в нахождении собственных решений, учить проявлять уверенность, отстаивать свою идею, критически оценивать свою деятельность. Закрепление знаний по лексическим темам « Космос», « Воздушный транспорт».

Строительство летательных аппаратов ( самолетов, ракет, космических станций)

по заранее составленным схемам и чертежам. Сравнение построек с чертежами.

4 неделя

Мониторинг

Май

1 неделя 1 занятие. Познавательно-исследовательская деятельность.

Тема: « Свет и тень».

Цель: Познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше;  продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца; понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета; узнать, что тень на стене будет более яркой и четкой, если источник света ближе к стене, и наоборот; познакомить детей с отражением, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете. Развивать навыки связной речи, речевого слуха, мышления, зрительного внимания и восприятия. Воспитывать самостоятельность, активность.

Опыты с фонариком: « Световой луч», « Прохождение луча через разные препятствия», с настольной лампой : « День и ночь», « Солнечное затмение», «Театр теней», « Цветная пленка», с зеркалом « Отражение», « Солнечный зайчик»

2 неделя 2 занятие Конструирование. Тема: « Строительство кораблей» Л.В.Куцакова,стр46

Цель: Расширять представления детей о водном транспорте, учить составлять план и схему будущей постройки, упражнять в сооружении различных видов судов.

Работа с иллюстрациями « Корабль», « Подводное судно», выделение характерных особенностей.. Конструирование кораблей сначала из геометрических фигур затем из конструктора. Игры : « Придумай и построй», « Сконструируй судно», « Регата»

3 неделя. 3 занятие. Познавательно-исследовательская деятельность

Тема: « Как влияет Солнце на растения?»

Цели: Продолжать знакомить детей с царством растений, расширить представления детей о росте растений. Выявить потребность растения в солнечном свете, познакомить детей с процессом фотосинтеза, обобщить представления о значении благоприятных условий для роста растения.

Опыты: «На свету и в темноте», «Какой газ выделяет растение на свету?», «Хватает ли света?», «Может ли растение дышать? «Как дышат растения?», «Движение листьев  к свету. Фотонаблюдение», «Как луковица реагирует на свет?», « Опыт с клубнем картофеля»

4 неделя. 4 занятие. Конструирование. Тема: « Творим и мастерим». Л.В.Куцакова, стр.55

Цель: Развивать детское творчество, конструкторские способности; умение управлять своей деятельностью, самостоятельно организовывать работу,

выполнять разнообразные интеллектуальные действия; закреплять умение собирать оригинальные по конструктивному решению модели, рассуждать . доказывать свою точку зрения. Критически относиться к своей работе и деятельности сверстников.

Моделирование и конструирование на свободную тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по теме:«Развитие конструктивных навыков детей раннего возраста через систему развивающих игр»

Перспективное планирование по теме: "Развитие конструктивных навыков через систему развивающих игр"...

Перспективное планирование по теме:«Развитие конструктивных навыков детей раннего возраста через систему развивающих игр»

Перспективное планирование по теме: "Развитие конструктивных навыков через систему развивающих игр"...

Тематическое планирование по познавательно – исследовательской (конструктивной) деятельности

Тематическое планирование по познавательно – исследовательской (конструктивной) деятельности...

Собственная методическая разработка "Календарно-тематическое планирование по конструктивной деятельности для детей младшей группы детского сада"

Данное календарно-тематическое планирование предназначено для воспитателей ДОУ, в планировании нод по конструированию....

Перспективное планирование на неделю по конструктивно-модельной деятельности с применением нетрадиционных материалов во 2 младшей группе

Перспективное планирование на неделю по конструктивно-модельной деятельности с применением нетрадиционных материалов во 2 младшей группе...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Художественно-эстетическое развитие» (конструктивно-модельная деятельность)

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ«Художественно-эстетическое развитие» (конструктивно-модельная деятельность)...