Конспект открытого занятия на тему: "Путешествие в шахматное королевство"
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект занятия по обучению шахматам в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_shahmatam_2019g_festival.docx | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6» дошкольные группы
Конспект занятия по обучению шахматам в
в старшей группе № 5
Тема: «Путешествие в шахматное королевство»
Разработчик:
воспитатель
Нигамадьянова Г.М.
Г.Югорск 2019
Цель: Формировать представления детей о шахматах и шахматных фигурах.
Задачи:
1.Закрепить представления у детей о шахматной доске, шахматных фигурах. Закрепить понятия: вертикаль, горизонталь и диагональ шахматной доски.
2.Формировать представления о шахматной фигуре пешка, месте пешки в начальном положении.
3. Развивать, любознательность и потребность в приобретении новых знаний, познавательные способности – речь, память, логическое мышление внимание, восприятие.
4. Воспитывать усидчивость, волю, уверенность в своих силах.
Подготовка к занятию
Ознакомление с шахматной доской и шахматными фигурами; отгадывание загадок из «шахматной шкатулки»; работа с раскрасками; дидактические игры.
Материал к занятию
Большие шахматы, настенные шахматы, изображение пешки (разрезанное на части)большое и на каждого ребёнка, кубик с изображением шахматных фигур, магнитофон.черные и белые квадраты на каждого ребенка по 10 шт. Музыкальное сопровождение.
Ход занятия
Организация | Время | Педагог | Воспитанники |
1.Организационный Звучит сказочная спокойная музыка Дети под музыку входят в группу, воспитатель их встречает. Приветствие: | 1мин | Воспитатель: -Ребята я приглашаю вас в путешествие. А куда? Вы скоро узнаете. Вот послушайте. «На квадратиках доски Короли свели полки. Нет для боя у полков Ни патронов, ни штыков. Король с королевой живут без корон, Ладья без весел, без хобота слон, Конь без копыт, седла и уздечки А рядовые - не человечки. Хочу задание вам дать: Игры названье угадать! » | Дети слушают и отгадывают загадку про шахматы. Дети стоят в кругу. |
2.Мотивационный | 2 мин | Воспитатель: -Правильно, эта игра называется шахматы и сегодня мы с вами отправимся в путешествие в шахматное королевство. Ребята, очень странно, но нас должна была встретить одна из шахматных фигур. Что же произошло? -Ребята, а здесь стоит шкатулка и рядом письмо… -Интересно, что же в нём, давайте прочитаем. -В этом королевстве случилась беда, злой волшебник разорвал изображение фигуры, которая должна была нас встретить, на части и спрятал в шкатулке. И только тогда, когда мы правильно выполним все его задания, мы сможем открыть шкатулку и узнать, что это за фигура и вернуть ее в игру. - Ребята поможем вернуть фигуру в игру? | Звучит сказочная музыка. Воспитатель с детьми обращают внимание на шкатулку с письмом. |
3. Закрепление и творческое применение | 20 мин. | ||
задание 1 Игра на внимание с мячом «Кто лишний». | - Жители шахматного королевства очень любят различные игры. Игра на внимание с мячом «Кто лишний». - Ребята, я буду бросать вам мяч и называть фигуры. Если это шахматная фигура в ы должны поймать мяч, а если нет, то отбить мяч обратно ко мне. (принц, конь, байдарка, ладья, слон, пешка, король, королева). -Отлично, вы справились с первым заданием. | Дети встают в круг на ковре и играют с мячом | |
задание 2 загадки: | -Ребята, вы загадки любите отгадывать? Попробуйте отгадать загадки, которые нам предлагает волшебник. -А эта фигура упряма и ходит она только прямо Не петляет прыг да скок не шагнет наискосок Так от края и до края может двигаться она Эта башня боевая неуклюжа, но сильна. (Ладья) -Он смел и строен и высок Ходить и бить предпочитает Всегда наискосок. (Слон.) -Он в шахматах можно сказать чемпион Он может ходить как ладья и как слон Он очень опасен вблизи и вдали Ты больше вниманья ему удели. (Ферзь) -Прыгнет он подковы звяк, необычен каждый шаг Буква Г и так и сяк, получается зигзаг. (Конь) -Гладкий он любит, расчищенный путь На шаг в любую сторону может он шагнуть Он всех главней, он всех важней Нет в шахматном войске важнее вождей! (Король) Воспитатель: - С загадками ребята, вы справились молодцы. | Дети отгадывают загадки, показывая место каждой фигуры на шахматном поле. | |
Задание 3 дид.игра «Доскажи словечко». | Воспитатель: А ещё одно задание на внимание - «Доскажи словечко». В поле много есть дорожек. Будь и смел и осторожен. Вверх и вниз пойдёшь – это…(вертикаль), Вправо- влево -…(горизонталь).
Нас ведёт…(диагональ). ---Сколько вертикальных, горизонтальных дорожек на шахматной доске?(8) -Построй самую длинную диагональ шахматной доски (построение) -Сколько полей содержит самая длинная диагональ(8), самая короткая(2). Воспитатель: Молодцы ребята, вы выполнили задание верно. | Дети встают за столы и из черных и белых полей выстраивают диагональ из 8 полей, а затем из двух. | |
Физминутка | Черно-белые поля-(шагают на месте) Дружно встали у меня-(останавливаются) Тут ферзь-(хлопают) Здесь два коня-(топают) Защищайтесь от меня-(разбегаются по напольным клеточкам) Быстро встала вся пехота-(шагают на месте) Защищают короля-(похлапывание у себя на груди руками крест на крест) Только в бой им всем охота-(бег на месте) Начинается игра-(прыжки на месте) | ||
Задание 4 д/и «Кубик»; «Найди свое место» | Воспитатель:- А сейчас задание на смекалку: нужно бросить кубик, назвать фигуру и поставить эту фигуру на свое место на доске. Воспитатель:- Молодцы ребята, вы справились с заданием. | Дети выполняют упражнение и садятся за стулья перед шахм. доской. Дети бросают кубик, называют фигуру и ставят данную фигуру на свое место на доске | |
Задание 5 Дидактическая игра «Что изменилось?». | Воспитатель: -Задание, на внимание. Педагог помещает на доску 5 фигур, (знакомых детям). Просит детей закрыть глаза, и меняет фигуру на такую же, но противоположного цвета, или меняет местами 2 фигуры, или ничего не меняет. Воспитатель: Молодцы ребята, вы были очень внимательны. | Дети закрывают глаза, а потом открывают и угадывают что изменилось. | |
Задание 6 | Воспитатель: -Ребята, а теперь последнее задание : соберите каждый из вас все части фигуры в одну и вы узнаете какую фигуру похитил злой волшебник. Воспитатель: - И на этот раз вы справились с заданием. Давайте попробуем открыть шкатулку. Теперь нам необходимо собрать все части фигуры на доске. -И что у нас получилось? --Правильно, вы помогли освободить пешку. -А пешки являются солдатами шахматного королевства и охраняют её жителей. Они маленькие, но храбрые и отважные, ход в две клеточки они делают однажды. Я предлагаю поставить пешку и другие фигуры на шахматной доске. | Дети встают за столы и самостоятельно собирают все части. Открывают шкатулку и достают все части фигуры. На мольберте собирают все части, получают изображение пешки. Показ фигуры пешки знакомство с ней, шахматная фигура -пешка. Двое детей выстраивают фигуры на шахматной доске | |
4.Рефлексия. Воспитатель с детьми возвращаются к большим шахматам | 1мин | Воспитатель: - Ребята, вам понравилось путешествие? | Ответы детей. Выбор детьми фигуры. |
5.Заключение. | 1мин | Воспитатель: -Вам большое спасибо, вы сегодня постарались и справились со всеми заданиями, помогли вернуться в шахматное королевство фигуре. Как она называется? Вы большие молодцы! | Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по теме "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ"
Учить передовать содержание сказки в игровой форме,правильно строить ответ на вопрос поставленный воспитателем,отвечать полным ответом....
План-конспект открытого занятия на тему: Путешествие в страну знаний
Занятие - соревнование по лексике, фонетике, грамматике для возраста 8-10 лет...
Конспект открытого занятия по теме «Путешествие в страну Здоровья» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект открытого занятия по теме «Путешествие в страну Здоровья» для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект открытого занятия по теме "Путешествие в лето".
Открытое занятие по теме "Путешествие в лето" с использованием интерактивных технологий, занимательных игр и упражнений, психо-эмоциональной разгрузки. Основной целью является: развитие речи в гуппе д...
Конспект открытого занятия на тему: «Путешествие по стране сказок». (старшая группа).
Тема. «Путешествие по стране сказок».Цель: Сформировать интерес к художественной литературе, к сказкам. Продолжать развивать артистические качества. Повысить уровень эмоционального с...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Путешествие в сказку» (Средняя группа).
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ "ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ....
Конспект открытого занятия по теме: «Путешествие в страну музыки»
Конспект открытого занятия...