РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Елена Михайловна Майстренко

В последнее время все чаще ставится вопрос о развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста. Воображение – основа развития творческой личности с самых ранних этапов развития ребенка. Творческое воображение является обязательным компонентом творческой деятельности ребенка. В дошкольном возрасте детское воображение проходит значительное развитие и является центральным психическим новообразованием этого периода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Майстренко Елена Михайловна

МОУ СОШ имени Л. М. Доватора

Воспитатель

Аннотация: в последнее время все чаще ставится вопрос о развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста. Воображение – основа развития творческой личности с самых ранних этапов развития ребенка. Творческое воображение является обязательным компонентом творческой деятельности ребенка. В дошкольном возрасте детское воображение проходит значительное развитие и является центральным психическим новообразованием этого периода.

Ключевые слова: творческое воображение, дошкольный возраст, творческая деятельность, сенсорные нарушения.

 Воображение – это мысленный процесс создания образа объекта, ситуации путем реструктуризации существующих представлений. Образы воображения не всегда соответствуют действительности в них есть элементы фантастики. Творческое воображение – это способность человека создавать новые образы путем обработки умственных компонентов, приобретенных в предыдущем опыте. Творческое воображение не может быть сформировано само по себе: оно развивается в течение жизни ребенка и зависит от условий его жизни, воспитания и полученных впечатлений, от качества психических состояний, специально организованные условия в наибольшей степени могут способствовать развитию творческой фантазии ребенка.

 Творческое воображение обеспечивает формирование нового образа и предметов. Вопрос о развитии творческого воображения в зарубежной и отечественной психологии рассматривались с разной точки зрения. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны». С.В. Велиева, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев занимались изучением механизма творческого процесса, условий развития творческих способностей и воображения. По мнению ученых, воображение у ребенка развито хуже, чем у взрослого. Однако, до сих пор бытует мнение, что у ребенка воображение богаче взрослого. Ребенок живет в мире фантазий, а не в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, беднее и, наконец, его отношения с окружающей средой также не имеют той сложности, тонкости и разнообразия, которые характерны для поведения взрослого. По мере развития ребенка развивается и воображение. Поэтому продукты настоящей творческой фантазии во всех сферах творческой деятельности относятся только к уже созревшей фантазии. Большинство специалистов изучали особенности и способы воображения у нормально развивающихся детей  и с особенностями развития, связи воображения с другими психическими явлениями. Л.С. Выготский считает, что воображение – это мысленный процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых для обеспечения жизни и личной реализации творческого потенциала. Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев отмечают, что в старшем дошкольном возрасте появляется новый вид деятельности – творческий. Исследуя вид творческой деятельности, Л. С. Выготский подчеркивает ее специфику, заключающуюся в том, что многие компоненты творчества в определенном возрасте только начинают формироваться несмотря на то, что дети постоянно открывают для себя что-то новое.  В 5–6 лет у детей появляется интерес к самостоятельному творчеству. В этом возрасте ребенок имеет определенный опыт поведения и активности и может оперировать своими образами, комбинируя их при построении продуктов воображения, отступая от общепринятых стандартов. Однако, несмотря на их четкость, выразительность, эмоциональную насыщенность, образы воображения еще недостаточно управляемы и контролируются. М.А. Зяблицева считает, что развитию творческого воображения способствуют такие виды деятельности как: музыкально-ритмическая, театрализованная, музыкально-игровая, изобразительная деятельность, художественно-речевая, теория решения изобразительных задач. Воображение напрямую зависит от богатства и разнообразия предыдущего личного опыта человека. Поэтому расширение, обогащение и уточнение детского опыта, приобретенного в процессе непосредственного восприятия действительности, имеет большое значение для развития воображения дошкольников. Творческая деятельность у детей с сенсорными нарушениями имеет много особенностей. Основные проблемы психологии данной категории решаются благодаря особенностям компенсаторного развития, которое происходит в результате овладения языком и перестройки взаимодействий сохранных анализаторов. Процесс воображения у детей с сенсорными нарушениями гораздо дольше основан сначала на восприятии, а затем на памяти. Такие дети часто не могут использовать замещающие предметы, у них большие трудности с формированием когнитивной функции воображения. Таким образом, в психологии растет интерес к проблемам творчества, а через него и к воображению как неотъемлемому компоненту любой формы творческой деятельности. Воображение дошкольника проходит определенный путь: от репродуктивного в младшем дошкольном возрасте до творческого – в старшем дошкольном возрасте. Развитие творческого воображения в старшем дошкольном возрасте, находясь в тесной связи с другими психическими процессами, способствует развитию других познавательных процессов (восприятие, память и мышление). Игровая форма обучения и условия творческой деятельности создают благоприятную базу для развития воображения.

Список литературы 

1. Велиева С.В. Особенности взаимосвязей психических состояний у детей дошкольного возраста / С.В. Велиева // Вестник Чувашского университета. – 2013. – №1. – С. 76–79.

2. Велиева С.В. Коррекция негативных психических состояний у детей 6–7 лет с сенсорными нарушениями средствами этносторителлинга / С.В. Велиева // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научно-методических статей / С.В. Валиева; отв. ред. Т.Н. Семенова. – Чебоксары: Изд-во ЧГПУ, 2020. – 297 с. – С. 34–38.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры – драматизации в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста». Консультация для воспитателей.

Дошкольник живет в мире фантазии. В его в его сознании переплетаются реальное и вымышленное, жизнь и сказка. На основе воссоздающего воображения складывается творческое. Грамотное обучение в дош...

Развитие творческого воображения, фантазии детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности

Данная научная статья содержит в себе мой многолетний опыт по развитию творческого воображения, фантазии у дошкольников. В документе содержатся продуктивные виды деятельности детей и примерная ...

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы ...

Консультация для родителей «Использование цветной непряденой шерсти в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста»

Воображе­ние является основой развития творческой, уни­кальной и неповторимой личности уже с ранних этапов развития ребёнка. На протяжении дошкольного детства, воображение ребенка проход...

Комплексно-тематическое планирование по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста по средствам нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

В данной работе представлен комплексно-тематичечкий план работы по развитию творческого воображения по средствам овладения детьми нетрадиционных техник ИЗО деятельгости с учетом требований ФГТ и возра...