Консультация для педагогов
консультация

Зенькова Елена Юрьевна

"Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Тема: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

                                                                     

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии  ребенка в процессе познания действуют все органы чувств.   Учеными доказано, что детям первых семи лет жизни присуще наглядно-действенное  и наглядно-образное мышление. Следовательно, экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным возможностям. В дошкольном возрасте является ведущим,
а первые три года – практически единственным способом познания мира. Особенно важно экспериментирование при формировании основ естественно-научных и экологических понятий. Ведь знания, почерпнутые
не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Главное достоинство метода экспериментирования  заключается в том, оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе опытов идет обогащение памяти ребенка, активизируются
его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, квалификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.  Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Нельзя не отметить положительного влияния  исследований
на эмоциональную сферу дошкольника, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья
за счет повышения общего уровня активности.

В младшем дошкольном возрасте у детей ярко проявляется любопытство. Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы, что свидетельствует, как минимум, о трех важных достижениях: у детей накопились определенные знания, появилось понимание, что знания можно получить вербально от взрослого человека, сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними простейшие отношения
и видеть пробелы в своих знаниях. Очень полезно не сообщать знания
в готовом виде, а помочь ребенку поставить небольшой опыт. Дети младшего возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают
это вместе со взрослым, поэтому участие педагога  в совершении любых действий обязательно. Во время работы  можно иногда предлагать выполнить не одно, а два действия подряд, если они просты. Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов своих действий:
«Что получится если….».

Приобретая личный опыт, дети уже могут предвидеть отрицательный результат своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого, но сами следить за соблюдением правил безопасности совершенно
не способны.

Младшие дошкольники уже способны улавливать простейшие причинно-следственные связи, поэтому, впервые начинают задавать вопрос «Почему?» и даже сами могут ответить на него.

В средней группе все наметившиеся тенденции усиливаются: количество вопросов возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными
и обдуманными. Появляются первые попытки работать самостоятельно. Однако даже опыты просты и не опасны, визуальный контроль со стороны взрослого необходим, и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки.

При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы,
но в конце года постепенно начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах детей и первые схематические рисунки тех детей, у которых технические навыки развиты достаточно хорошо.

Давая словесный отчет об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, сказанными в ответ на вопрос педагога, а произносят несколько предложений. Однако они не являются развернутым рассказом. Воспитатель своими наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта
и находить разницу.

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется желание задавать вопросы и самостоятельно пытаться искать на них ответы.
Как правило, они часть обращаются к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так..», «Давайте посмотрим, что будет, если…». Благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания шестилеток им можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а не делить его по этапам.

Расширяются возможности по фиксации результатов. Шире применяются разнообразные графические формы. Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Но мера самостоятельности пока не велика. Без поддержки со стороны взрослого речь детей постоянно прерывается паузами.

Ребятам шестого года жизни становятся доступными и двух-,
и тречленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им надо чаще задавать вопрос «Почему?».

В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты,
в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений
и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство.

В этом возрасте дети довольно хорошо запоминают инструкции, понимают их смысл, но из-за несформированности произвольного внимания часто забывают об указаниях и могут травмировать себя или товарищей. Предоставляя детям самостоятельность педагог должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности.

Детям седьмого года жизни доступны такие сложные операции
как выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться
от гипотезы, если она не подтвердится. Семилетки способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.

Инициатива по проведению экспериментов распределяется равномерно между детьми и воспитателем. Начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой , сами его выполняют и сами же делают выводы. В таких случаях роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом опыта и выполнением правил безопасности.

Особо следует отметить, что вышесказанное не может быть отнесено ко всем детям. Среди них имеются значительные различия и рядом
с ребенком, владеющим высокой культурой экспериментирования, может находиться ровесник, который по уровню развития близок к средней группе. В таком случае нужно терпеливо обучать ребенка навыкам экспериментирования. Степень овладения навыками определяется
не возрастом, а условиями, в которых воспитывается человек, а также индивидуальными особенностями ребенка.

 Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. В групповой комнате необходимо оборудовать центр  экспериментирования, в котором должно быть выделено:
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)

Приборы и оборудование для мини-лабораторий

1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт
и т.д.

 Очень важно сделать в начале года перспективное планирование экспериментальной деятельности дошкольников.  Планирование детской экспериментальной деятельности включает в себя:

  • экспериментальную деятельность, организованную педагогом;
  • познавательные занятия с элементами экспериментирования;
  •  демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
  • долгосрочные наблюдения-эксперименты.

Экспериментальную деятельность можно  организовать в трёх основных формах: совместная деятельность педагога и воспитанника,
а также самостоятельная деятельность детей и  занятие
 (занятие является итоговой формой работы по какой-то исследуемой проблеме, позволяющей систематизировать представления детей (1 раз в месяц)

Так, в процессе детского экспериментирования дети учатся:

  • видеть и выделять проблему;
  • принимать и ставить цель;
  • решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы
    для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;
  • высказывать суждения, делать выводы и умозаключения;
  • фиксировать этапы действий и результаты графически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....

Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи

Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...