Занятие по ФЦКМ
план-конспект занятия (средняя группа)

Сафонова Елена Юрьевна

Космос

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Космос.

Тема: познавательное развитие: предметное окружение: «Космическое путешествие».

Цель: создание условий для расширения представлений детей о космосе, планетах, Вселенной посредством беседы.

Задачи:

1. Расширять кругозор детей.

2. Развивать познавательный интерес и любознательность детей; познакомить детей с первыми советскими космонавтами.

3. Формировать представления о космосе, планетах, Вселенной.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, предметных картинок, портретов Ю. А. Гагарина, В. Терешковой, чтение энциклопедий о космосе, беседы.

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого – педагогические условия / задачи

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Воспитатель читает стихотворение «Космонавт» В. Степанова 

В: «Ребята, я хочу прочитать вам стихотворение, а вы послушайте и скажите, о чём в нём написано?»

«В тёмном небе звёзды светят, 
Космонавт летит в ракете. 
День летит и ночь летит 
И на землю вниз глядит. 
Видит сверху он поля, 
Горы, реки и моря. 
Видит он весь шар земной, 
шар земной – наш дом родной» 

Дети слушают и отвечают

Условия для мотивации детей к НОД

Основная часть

Портреты Ю. А. Гагарина, В. Терешковой; иллюстрации с изображением космического пространства, звёзд, планет, космических кораблей, спутников, галактики

Иллюстрации с изображением всех планет Солнечной системы

Беседа о значении праздника:

В: «Ребятки, кто такие космонавты? 

- Назовите космонавтов, которых вы знаете?

- А, как вы думаете, почему человек полетел в космос? 
- Какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? 

(55-е со дня первого полёта человека в космос) 
- А, почему именно 12 апреля мы празднуем? 

(12 апреля, 1961 года, ровно 55 лет назад, на космическом корабле «Восток» совершил свой первый полёт в космос наш русский космонавт)

- Знаете, кто это? 

(Ю. А. Гагарин, было ему 27лет) 

- С тех пор, каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Кого мы ещё поздравляем в этот день? 

(авиаконструкторов, лётчиков, космонавтов, учёных)

- Кого из известных космонавтов вы знаете? 

(В. Терешкова – первая женщина – космонавт)

Д/и: «Солнечная система»

В: «Вокруг нашей звезды – Солнца – вращается 9 планет, входящих в солнечную систему. 
- Как вы думаете, чем планеты отличаются от звёзд?

- Звёзды состоят из раскаленных газов, а планеты – из твёрдых, жидких частиц и газов. Планеты движутся по орбите, а звёзды имеют своё постоянное место.

- Какие планеты вы знаете?»

Дети рассматривают иллюстрации и портреты, развешанные на доске и отвечают на вопросы

В: «Представьте себе, что планеты поссорились и доказывают, что она самая лучшая»

Д/и: «Самая лучшая планета»

В: «Меркурий – самая близкая к солнцу планета. Она каменистая. 
Венера – покрыта толстым слоем облаков. Здесь царит испепеляющая жара. Это самая яркая планета. 
Земля – есть вода, кислород, растения и животные. 
Марс – есть 4 времени года, покрыт красными песками. 
Юпитер – самая большая планета солнечной системы. На ней могли бы уместиться все планеты. 
Сатурн – состоит из жидкости и газа. Известна своими кольцами. 
Уран – «лежачая планета». 
Нептун – холодная и синяя. Самые сильные ветры на планете. 
Плутон – самая дальняя планета»

Динамическая пауза: «Ракета»

«А сейчас мы с вами, дети, 

Улетаем на ракете. 
На носки поднимись, 
А потом руки вниз. 
1,2, 3, потянись, 
Вот летит ракета ввысь!»

Д/и: «Волшебная палочка»

(в кругу с мячом)

- Назовите космические слова. 

Д/и: «Отгадай загадку»

1. Океан бездонный, 
Океан бескрайний, 
Безвоздушный, тёмный 

И необычайный, 
В нём живут Вселенные, 
Звёзды и кометы, 
Есть и обитаемые, 
Может быть планеты. 
(космос) 
2.
 На корабле воздушном, 
Космическом, послушном, 

Мы обгоняя ветер 

Несёмся на (ракете) 
3. 
Жёлтая тарелка 

На небе висит, 
Жёлтая тарелка 
Всем тепло дарит. 
(солнце) 
4. 
Ледяной летит объект, 
Хвост его полоска света, 

А зовут объект – (комета) 
5.
 Освещает ночью путь, 
Звёздам не даёт заснуть, 

Пусть все спят, ей не до сна, 
В небе не заснёт 
(луна) 

Завершение занятия

В: «Ребята, скажите, что вы узнали о космосе?» Вы сегодня просто молодцы, спасибо ребята, вы замечательно поработали!»

Дети отвечают на итоговые вопросы, делают выводы


Двадцатый век, к галактикам взлетая,

Несет нам всем торжественную весть:

Есть космонавт – профессия такая.

Уже такая должность в мире есть.

(Б. Божилов)

А с чего – же все начиналось?

Загадочный мир звёзд и планет с давних времен притягивал внимание людей. Звёздное небо видел каждый, огромное количество звёзд, которое на первый взгляд, невозможно сосчитать. Чего только нет на небе – туманности, звёзды, планеты, галактики (показ иллюстраций). Звезды кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от земли. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары. Ещё в далёкие времена, наблюдая за ночным небом, люди заметили, что звёзды располагаются в определенном порядке и их можно объединить в созвездия, которым они дали название. 

Солнце – это тоже звезда, самая ближайшая к нам, это центр планетной системы. Солнце – могучий источник жизни на Земле. Без солнечного света ни одно живое существо – ни человек, ни животное, ни насекомое – не могло бы жить.
Солнце не одиноко, у него есть семья – это планеты. Семья солнца называется Солнечной системой. В ней 9 планет. Планеты – это небесные тела, которые намного меньше звезд. Они не излучают свет, а пользуются теплом и светом Солнца. В семье Солнца, т. е. в Солнечной системе царит порядок: никто не толкается, не мешает друг другу. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она кружит вокруг Солнца (рассматривание иллюстраций). Кто знает название этих планет?

Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. Она названа в честь крылатого бога Меркурия. Её поверхность каменистая и пустынная, на ней нет ни воды, ни воздуха.

 Следующая – Венера. Она названа в честь богини любви и красоты. Здесь царит жара такая, что можно испечь пирог за несколько секунд без духовки.

А за Венерой расположилась наша планета – Земля. Здесь не слишком жарко и не холодно, есть вода и воздух. Она имеет свой спутник – Луну.

 За Землей  идет Марс – назван в честь бога войны – Марса. Эта планета похожа на Землю, здесь также есть 4 времени года.

 За Марсом следует Юпитер - самая большая планета. Настолько большая, что на ней могли бы поместиться все планеты.

 Потом  идет - Сатурн. Эта планета известна своими кольцами.

 За Сатурном следует Уран (слайд10) – единственная планета, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Её называют «лежачая планета».

Нептун (слайд11) – названа эта планета в честь бога моря Нептуна, поэтому она синяя и холодная. Здесь дуют самые сильные ветры (более 2000 км/ч)

 И последняя планета Плутон (слайд12). Плутон находится очень далеко от Солнца, и к нему не доходят тепло и свет, поэтому там очень холодно и кругом один лед.

Чтобы лучше запомнить названия планет есть астрономическая считалка:

На Луне шел звездочет

Он планетам вел подсчет

Меркурий – раз, Венера – два,

Три – Земля, четыре – Марс

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн

Семь – Уран, восьмой – Нептун

Девятый дальше всех Плутон,

Кто не видит – выйди вон.

Динамическая пауза:

Мы пойдём на космодром, (Шагают)

Дружно в ногу мы идём,

 Ждёт нас быстрая ракета (Руки над головой, продолжают шагать)

Для полёта на планету.

Отправляемся на Марс (Руки в сторону)

Звёзды неба, ждите нас.

Чтобы сильным стать и ловким

Начинаем тренировку: (остановиться и выполнять движения по тексту)

Руки вверх, руки вниз,

 Вправо- влево наклонись,

Головою покрути

И лопатки разведи.

Вправо шаг и влево шаг,

А теперь прыжком вот так.


Скоро наступит день «Космонавтики». Этим днем считается 12 апреля. В этот день много лет назад в космос полетел первый в мире космический корабль – спутник «Восток» с человеком на борту. Первыми "космонавтами" - разведчиками стали мыши, кролики, насекомые и даже микробы. Первая маленькая мышка - "космонавт" пробыла над Землёй почти целые сутки. Но тогда ещё учёные не умели возвращать космические корабли на Землю. 19 августа 1960 с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка (слайд13). 20 августа на территории СССР совершил мягкую посадку спускаемый аппарат с собаками. Впервые в мире живые существа, побывав в космосе, возвратились на Землю.

Так учёные убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт. В 1969 году американцы запустили свой первый биологический спутник с обезьяной Бони. А кто знает, как зовут человека — первого космонавта? Показ фотографии Ю. А. Гагарина (слайд14). В иллюминатор он увидел солнце, которое светило в сотни раз ярче, чем на земле. Юрий Гагарин облетел Землю всего один раз и пробыл в Космосе чуть больше часа. Сейчас космонавты проводят в космосе много дней. Они живут на космических станциях, работают, проводят разные эксперименты, следят за приборами, проводят ремонт оборудования (слайд15).
 Работа космонавтов сложная и трудная. Свою работу выполняют космонавты в скафандрах. Скафандр весит около 50 кг, а шлем 4 кг. Скафандр предохраняет от сильного холода в тени и жарких солнечных лучей, поддерживает кислород и оснащён многими карманами, каждый из которых имеет своё назначение.

А сейчас мы с вами превратимся в космонавтов.

Игра «Космонавты»

Нужно поставить стульчики по кругу, на один меньше, чем участников. Дети движутся по кругу и проговаривают вместе с воспитателем слова:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам

На какую захотим,

На такую полетим.

Но в игре один секрет,

Опоздавшим места нет.

На последней строчке нужно занять место. Кому не хватило места, выходит из игры.

А сейчас я вам прочитаю сказку «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЦКМ для детей подготовительной к школе группы

Занятие по экологическому воспитанию, направленное на формирование у детей представлений о состоянии деревьев зимой. Закрепление знаний о плодах и семенах некоторых деревьев. Уточнение и закрепление з...

тема: «Путешествие по родному краю» занятие по ФЦКМ подготовительная группа

тема: «Путешествие по родному краю»   Программные задачи:    Продолжать учить пользоваться как  краткой, как распространенной формой ответа, в зависимости от харак...

Конспект занятия по ФЦКМ во 2 младшей группе "Целебная сила ягод"

Знакомство детей 2 младшей группы с целебными свойствами ягод, полезными для здоровья....

Занятие по ФЦКМ

Знакомство детей с водой в старшей группе...

Занятие по ФЦКМ

Знакомство детей с водой в старшей группе...

Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе "Искатели сокровищ"

Развитие познавательных способностей посредством поисковой деятельности....

Итегрированное занятие по ФЦКМ в подготовительной группе "О, Казань"

интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром детей подготовительной группы...