Итегрированное занятие по ФЦКМ в подготовительной группе "О, Казань"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Сабирова Римма Касимхановна

интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром детей подготовительной группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytye_zanyatiya.docx15.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе.

Тема: "Наш любимый город - Казань"

Цель: актуализация знаний детей о родном городе, его названии. Знакомство с Казанским Кремлем , с его историей и назначением. Вызвать у детей чувство восхищения красотой города. Воспитание любви к городу; развитие монологической речи детей, логики, мышления, памяти.

Оборудование: макет Кремля, фотоальбом,  изображение древнего Кремля; фланеллеграф, детали для изображения деревни и города.

 

Ход занятия.

         «….О, Казань лучезарная наша столица!

        Посчастливилось нам здесь родиться!

        И склоняю я голову в чувстве святом

        Перед каждым твоим дорогим уголком!»

- Ребята, о каком городе здесь говориться? Что это за город?

- Конечно же, это наш любимый город – Казань. Столица Татарстана.

- Любите ли вы свой город?

- А почему такое название получил наш город? Существуют несколько легенд. Одну из легенд расскажет нам (ребенок).

Первая легенда:

Когда булгары (наши предки) выбирали место для будущего города, обратились за советом к колдуну. Он повелел построить там, где без огня закипит врытый в землю котел с водой. После долгих поисков такое место обнаружилось около озера Кабан.

Отсюда и пошло название Казань - "казан" на татарском языке значит "котел".

Вторая легенда:

Алтынбек, старший сын булгарского хана Габдуллы, как-то решил разбить стоянку на берегу неизвестной реки. Он послал слугу за водой с золотым котлом. Из-за того, что берег был крутой и зачерпывать воду было неудобно, слуга уронил котел в воду. После этого случая и реку, и заложенный на берегу её город назвали Казанью, а реку Казанкой.

- Казань является одним из древнейших городов нашей страны. Её возраст исчисляется многими столетиями, нашей столице уже тысяча лет и проживает в нем более 1 миллиона жителей. Многие из вас живут в многоэтажных домах. И, чтобы доехать до другого конца города, нам с вами надо ехать на автобусе или на машине около двух часов.

Однако таким большим наш город был не всегда. Представьте, что много лет назад, когда еще не было ваших мам, бабушек и прабабушек, наш город был совсем маленьким, крошечным. Это был не город, а деревня.

- Сейчас я вам предлагаю на фланеллеграфе из деталей - силуэтов домов, машин, деревьев построить схематический вид деревни и города. Отметить особенности этих населенных пунктов.

Дети составляют схематические иллюстрации видов города и деревни, отмечая отличительные  особенности.

Чтобы узнать какой была Древняя Казань, нужно вернуться в далекое прошлое.

Педагог предлагает рассмотреть рисунок старой Казани и проводит с детьми беседу.

- В то время Казань можно было обойти пешком за 15 минут. И жителей в нем тоже проживало мало. Эти жители называли себя волжские булгары. Это они построили маленькую крепость "Казань" на высоком холме в устье двух рек Казанки и Волги. Древняя Казань была деревянной крепостью. Она была обнесена стеной, на стенах стояли башни – сторожевые. Позднее стены этой деревянной крепости были заменены на каменные.

- Наряду с деревянными домами булгары стали строить и каменные здания – царский дворец, мечети, царские усыпальницы.

 В Казани рядом с булгарами жили марийцы, русские, чуваши, мордовцы. Уже в те древние времена наши предки булгары умели находить общий язык с другими народами и жить с ними в дружбе и согласии.

Сейчас Кремль - это памятник архитектуры, памятник прошлого.

- Давайте вспомним, какие архитектурные памятники находятся на территории кремля?

- Это Спасская башня - это древняя башня, построена очень давно, она была главная проездная башня Кремля, в ней была дозорная вышка, с которой смотрели, не наступает ли враг.  Позже на этой башне установили часы, сейчас на ней работают электрические часы, они музыкальные, колокол отбивает время, вечером и ночью бой часов сопровождается освещением малинового цвета. Башня очень красивая белоснежная, на шпиле находится звезда.

- А это что за башня?

Не та ль, которую зовут Сююмбике?

 - Название башни легендами связано с именем казанской царицы Сююмбике. Она была очень красивой, стройной.

- Вот (ребенок) знает легенду об этой башне.

- Сююмбике, прекрасная Царица,

  Красой Ивана Грозного пленила.

  Решил Царь на красавице жениться

  И на Казань пошел военной силой.

  Чтобы войну от града отвести,

  Она Царю велела башню возвести.

  И прыгнула с вершины башни той,

  Не став Ивана Грозного женой.

- Башня Сююмбике - жемчужина Кремля. Она сложена из красного кирпича, состоит из 7 ярусов, имеет проездные ворота. Эта падающая башня, наклонена в сторону. Ученые делают все, чтобы спасти её. Она является архитектурным символом города. Её силуэт можно увидеть на значках, сувенирах, украшает обложки книг и альбомов, связанных  с историей города.

- Это мечеть "Кул Шариф".

- Мечеть Кул Шариф была построена к 1000-летию Казани. Это невероятной красоты здание поражает своими архитектурными формами. Архитектура напоминает огромный тюльпан, у неё зеленовато-голубые купола, украшенные золотыми полумесяцами. Например, купол мечети, по задумке архитекторов, должен ассоциироваться с легендарной Казанской шапкой. В стрельчатых арках и в стройных минаретах прослеживается символическое изображение тюльпана — древнебулгарского знака возрождения и процветания. Внутреннее убранство мечети не менее красиво, чем внешнее. Мечеть очень украсила Кремль.

- Мы можем гордиться таким старинным памятником архитектуры - Кремлем, похожим на старинный сказочный город.

- Я хочу предложить, вам, поиграть. Я буду зачитывать описание одной из башен, а вам надо отгадать о какой башне Кремля идет речь.

-   Это падающая башня, наклонена в сторону.

-  Купол этой башни напоминает шапку.

- С этой башни смотрели, не наступает ли враг.

- В конце занятия предлагаю послушать песню о нашем городе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по ФЦКМ в подготовительной к школе группе. «Весной в лесу»

Направление: Познавательно –  речевое.Образовательная область: «Познание».Интеграция образовательных областей:  «Познание» (ответы на вопросы),  «Коммуникация» (беседа, отгадывани...

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе на тему: «Весна идёт»

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группена тему: «Весна идёт»...

Занятие по ФЦКМ в подготовительной группе на тему: "С заботой о природе"

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: "С заботой о природе"...

Конспект открытого занятия по ФЦКМ в подготовительной группе №8 «Лилия» «По следам осени»

Конспект открытого занятия по ФЦКМ в подготовительной группе №8 «Лилия»«По следам осени»...

Конспект открытого занятия по ФЦКМ на подготовительной группе «Незабудки» Тема: «Дикие животные наших лесов».

Тема «Дикие животные наших лесов». Цель: Систематизировать и закреплять знания детей о диких животных,  их детёнышах, проживающих в  наших лесах, о месте их обитания, внешне...

Презентация к занятию по ФЦКМ в подготовительной к школе группе «Откуда к нам пришли первые правила поведения в обществе?»

Презентация к занятию по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе групппы....

«Природные зоны» Занятие по ФЦКМ в подготовительной группе.

Цель: знакомство с темой «Животный мир на планете Земля»Задачи:- закрепить знания детей о том, в какой части суши и в какой природной зоне живут разнообразные животные. Развивать гуманное ...


 

Комментарии

Родина Екатерина Валерьевна

Занятие ваше интересное работать по нему можно.Голосую за вас.Надеюсь вы оцените мою работу по достоинству.

Бережная Нина Валентиновна

Материал понравился, проголосовала! Буду признательна, если посмотрите и оцените мою работу- http://nsportal.ru/node/216399. Заранее благодарна! Удачи Вам!!!