Программа кружка "Занимательная логика"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Программа содержит пояснительную записку, содержание работы по темам, календарно-учебный график, методическое обеспечение. Интересна для педагогов дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zanimatelnaya_logika.docx | 48.36 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Занимательная логика
На / учебный год
Программа составлена воспитателем Биктяковой Э.Р.
Количество учебных часов на учебный год:
Направленность программы: социально-педагогическая
Возраст учащихся: 5-7лет
Срок реализации программы: 1 год
Уровень программы: ознакомительный
II Пояснительная записка
Программа направлена на развитие основных интеллектуальных качеств детей предшкольного возраста; создание условий для максимального развития пространственных представлений и логического мышления старших дошкольников.
Направленность: социально - педагогическая.
Актуальность:
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу.
Цель программы – развитие пространственных представлений и логического и творческого мышления, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Задачи в развитии:
1. Развивать логическое мышление ребёнка.
2. Развивать познавательные способности и мыслительные операций у дошкольников.
3. Развивать память, внимание, творческое воображение.
4. Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний, умения рассуждать, доказывать.
Задачи в обучении:
1. Активизировать познавательный интерес;
2. Учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале.
Задачи в воспитании:
1. Воспитать у детей интерес к занимательной логике.
2. Формировать умение работать в коллективе.
3. Воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции.
4. Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
Новизна программы, отличительные особенности.
Логика — очень важный навык для человека, поэтому с дошкольного возраста важно развивать в детях логическое мышления. Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательная логика» дополняет блок «Формирование элементарных математических представлений» Основной образовательной программы дошкольной организации и
способствует развитию логического мышления воспитанников посредством развивающих игр нового поколения (палочек Кюизенера, логических блоков Дьенеша, «Колумбово яйцо», развивающие игры Никитиных и др. ). Палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша являются эффективными дидактическими средствами логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста. Играя в игры, решая игровые ситуации, дошкольники овладевают простейшими логическими операциями: сравнение, обобщение, классификация, суждение, умозаключение, доказательство; удовлетворяют потребность в активности, инициативности, самостоятельности, общении.
Новизна программы состоит в создании системы занятий, на которых применяются современные игровые технологии: цветные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша. Образовательная деятельность проходит в форме увлекательной игры. Применяются развивающие игры- игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта, игры основываются на процессе поиска решений ( по ТРИЗ), по развитию логического мышления.
Новизна программы в том, как каждый ребенок через игровую ситуацию и сюжет понимает и воспринимает развивающий материал, пробуждается творческий потенциал, ребенок сам ищет решения. На занятиях последовательно и постепенно решаются интеллектуальные и творческие задачи. Занятия построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами. Освоение окружающего мира дошкольниками идет не путем получения готовой информации, а через ее «открытие» в специфических детских видах деятельностей (игре, исследовании, общении, конструировании и др.) Продвижение каждого ребенка вперед идет своим темпом по индивидуальной траектории. Это позволяет добиваться результативности в развитии логических приемов мышления независимо от исходного уровня развития ребенка.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы:
Возраст обучающихся 5-7 лет, количество детей в группе до 15 человек.
Приѐм детей осуществляется на основании письменного заявления родителей. Допускается возможность по мере усвоения программного материала, усложнение или упрощение материала с индивидуальным подходом к каждому воспитаннику, также возможны смещение некоторых тем на другие этапы обучения.
Условия реализации программы предусматривают наличие: специально оборудованного помещения.
Различия в функциональном и психическом развитии детей старшего дошкольного возраста требуют вести дифференцированную работу с каждым ребенком.
Срок реализации программы 1год.
Запланированный срок реализации программы реален для достижения результатов.
Форма и режим занятий
Форма занятий - групповая.
Согласно инструктивно-методическому письму Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 № 65/23-16, образовательный процесс строится следующим образом.
Режим занятий | Продолжительность | Примечание |
1 занятия | 30 минут | в ходе каждого занятия проводятся физкультминутки |
в неделю | 5 мин. – орг.момент 20 мин. – занятие 5 мин. – игровая минута |
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Реализация программы предполагает получение следующих результатов:
− Овладение приемами умственных действий, умениями планировать, решать и проверять свои действия.
− Овладение умениями строить простейшие умозаключения.
− Овладение навыками счета, вычислительными измерениями.
− Повышение интереса к развивающим играм.
К концу года дети должны уметь:
∙ определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;
∙ путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно- дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам;
∙ быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы;
∙ выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памяти;
∙ выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении графических заданий;
∙ уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата.
Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования - обобщающие занятия после каждого раздела.
III . СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика (интерактивные занятия) | |||
1 | Введение в программу, личностные особенности Слуховая память Зрительная память Внимание | 3 | 0,5 | 2,5 | Игра Тест |
2 | Признаки предметов и отношения | 3 | 0,5 | 2,5 | Игровые задания и упражнения |
3 | Ориентировка в пространстве | 2 | 0,5 | 1,5 | Дидактическая игра, игровые упражнения |
4 | Классификация Сравнение Ограничение | 4 | 0,3 | 3,7 | Дидактическая игра |
5 | Систематизация | 4 | 0,3 | 3,7 | Дидактическая игра |
6 | Смысловое соотнесение Отрицание | 4 | 0,3 | 3,7 | Дидактическая игра, игровые упражнения |
7 | Анализ, синтез, обобщение | 5 | 0,3 | 4,7 | Дидактическая игра, игровые ситуации |
8 | Пространствен ное мышление Аналогия | 5 | 0,5 | 4,5 | Игра, игровые упражнения |
9 | Умозаключени е Закономерност и Логические задачи | 6 | 0,5 | 5,5 | Проблемные ситуации, дидактические игры, головоломки |
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Виды и формы занятия |
1. | Введение в программу, личностные особенности Слуховая память Зрительная память Внимание | 3 | Психологическая разминка. Введение в программу.
Психодиагностическое упражнение:
Игра на зрительную память «Найди пару» (Дьенеш блоки) Упражнения:
«Самый внимательный – 1» Игры на внимание:
Игра на внимательность:
|
2. | Признаки предметов и отношения | 3 |
|
3. | Ориентировка в пространстве | 2 |
|
4 | Классификация Сравнение Ограничение | 4 |
|
5 | Систематизация | 4 |
|
6 | Смысловое соотнесение Отрицание | 4 |
|
7 | Анализ, синтез, обобщение | 5 |
|
8 | Пространствен ное мышление Аналогия | 5 |
|
9 | Умозаключени е Закономерност и Логические задачи | 7 |
|
IV КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 09 | 15 | 30 | Груп-повая | 1 | Введение в программу, личностные особенности. | ОП 13 | Игра Тест |
2 | 09 | 22 | 30 | Груп-повая | 1 | Введение в программу, личностные особенности. | ОП 13 | Игра |
3 | 09 | 29 | 30 | Груп-повая | 1 | Развитие слуховой и зрительной памяти и внимания. Игротерапия. | ОП 13 | Дидакти-ческие игры Диагнос-тика |
4 | 10 | 6 | 30 | Груп-повая | 1 | Логические задачи | ОП 13 | Проблемные ситуации, головоломки |
5 | 10 | 13 | 30 | Груп-повая | 1 | Признаки предметов и отношения | ОП 13 | Игровые упраждения |
6 | 10 | 20 | 30 | Груп-повая | 1 | Признаки предметов и отношения | ОП 13 | Игровые задания |
7 | 10 | 27 | 30 | Груп-повая | 1 | Развитие слуховой и зрительной памяти и внимания. | ОП 13 | Дидакти-ческие игры |
8 | 11 | 3 | 30 | Груп-повая | 1 | Ориентировка в пространстве | ОП 13 | Дидактические игры и упражнения |
9 | 11 | 10 | 30 | Груп-повая | 1 | Ориентировка в пространстве | ОП 13 | Дидактические игры и упражнения |
10 | 11 | 17 | 30 | Груп-повая | 1 | Классификация | ОП 13 | Дидакти- ческие игры |
11 | 11 | 24 | 30 | Груп-повая | 1 | Сравнение | ОП 13 | Дидактические игры |
12 | 12 | 1 | 30 | Груп-повая | 1 | Ограничение | ОП 13 | Игровые задания |
13 | 12 | 8 | 30 | Груп-повая | 1 | Классификация Сравнение Ограничение | ОП 13 | Дидакти-ческие игры |
14 | 12 | 15 | 30 | Груп-повая | 1 | Систематизация | ОП 13 | Дидактическая игра |
15 | 12 | 22 | 30 | Груп-повая | 1 | Систематизация. Развитие внимания. | ОП 13 | Развив-ающая игра |
16 | 12 | 29 | 30 | Груп-повая | 1 | Систематизация. Логические задачи. | ОП 13 | Педагогическое наблюдение |
17 | 01 | 12 | 30 | Груп-повая | 1 | Пространственное мышление | ОП 13 | Дидакти-ческие игры |
18 | 01 | 19 | 30 | Груп-повая | 1 | Смысловое соотнесение | ОП 13 | Дидакти-ческие игры |
19 | 01 | 26 | 30 | Груп-повая | 1 | Смысловое соотнесение Отрицание | ОП 13 | Игровые задания |
20 | 02 | 2 | 30 | Груп-повая | 1 | Смысловое соотнесение Отрицание | ОП 13 | Дидакти-ческие игры |
21 | 02 | 9 | 30 | Групповая | 1 | Систематизация | ОП 13 | Дидактические игры |
22 | 02 | 16 | 30 | Груп-повая | 1 | Анализ | ОП 13 | Игровая ситуация |
23 | 03 | 2 | 30 | Груп-повая | 1 | Синтез | ОП 13 | Дидакти-ческая игра. |
24 | 03 | 9 | 30 | Груп-повая | 1 | Обобщение | ОП 13 | Развиваю-щая игра |
25 | 03 | 16 | 30 | Груп-повая | 1 | Анализ, синтез, обобщение | ОП 13 | Дидакти-ческая игра |
26 | 03 | 23 | 30 | Груп-повая | 1 | Анализ, синтез, обобщение, смысловое соотнесение | ОП 13 | Педагогическое наблюдение |
27 | 03 | 30 | 30 | Груп-повая | 1 | Аналогия | Оп 13 | Развиваю-щая игра |
28 | 04 | 6 | 30 | Груп-повая | 1 | Пространствен ное мышление Аналогия | Оп 13 | Дидакти- ческая игра |
29 | 04 | 13 | 30 | Груп-повая | 1 | Пространствен ное мышление Аналогия | Оп 13 | Дидакти- ческая игра |
30 | 04 | 20 | 30 | Груп-повая | 1 | Закономерности | ОП 13 | Дидакти-ческая игра |
31 | 04 | 27 | 30 | Груп-повая | 1 | Закономерности | ОП 13 | Игровые упражнения |
32 | 05 | 4 | 30 | Груп-повая | 1 | Умозаключения . | ОП 13 | Дидакти-ческая игра |
33 | 05 | 11 | 30 | Груп-повая | 1 | Умозаключения . | ОП 13 | Проблемная ситуация |
34 | 05 | 18 | 30 | Груп-повая | 1 | Логические задачи | ОП 13 | Проблемные ситуации, головоломки |
35 | 05 | 25 | 30 | Груп-повая | 1 | Умозаключения, логические задпачи | ОП 13 | Проблемные ситуации, головоломки |
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Игры и упражнения на развитие логического мышления являются средством достижения заявленной цели программы. Чтобы приучить ребенка к умственному труду необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит дидактическая игра, содержащая в себе наибольшие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, т.к. игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. Роль игры – научить ребенка выполнять поставленную перед ним задачу, действовать по правилам, стремиться к результату, играть самостоятельно или со сверстниками.
Классификация игр:
- Предметные игры:
– дидактические;
– развивающие (имеющие несколько уровней сложности);
– игры на развитие пространственного воображения;
– игры со счетными палочками (развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение, представления о форме, количестве, цвете).
- Словесные игры:
– загадки;
– логические задачи.
Приемы:
Игровые: игра –путешествие, дидактические игры, превращения манипуляции с сказочными фигурками, обыгрывание построек.
Практические: манипуляции с предметами, фигурами, складывание, наложение, превращение, показ, выбор, присоединение, самостоятельная деятельность детей.
Словесные: объяснение, описание, рассказ, сказка, уточнение, стимулирование.
Наглядные: показ, рассматривание, сравнение.
Материально-техническое обеспечение включает в себя математические наборы, счетные палочки, логические блоки Дьенеша, палочки Кюизинера, наглядные пособия, дидактические и настольно-печатные игры, карточки с заданиями по темам курса, цветные карандаши, мяч, бубен, колокольчик.
Техническое оснащение занятий предусматривает наличие сенсорной доски и ноутбука для просмотра презентаций по теме занятия, магнитофон, фотоаппарат для фотографирования детских проделанных работ.
Список литературы
1. Е.В.Колесникова «Я решаю логические задачи: Математика для детей 5-7 лет» - М.:ТЦ Сфера, 2015 г.
2. Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998.
3. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.
4. Немов Р.С. Психология. Книга 1. М., 2001.
5. Светлова И. Логика. М., 2007.
6. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз – ступенька, два - ступенька», М.-2006.
7. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников», СПг «Детство-Пресс», 2007.
8. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Москва «Просвещение» 1999г.
9. «Чего не свете не бывает?» О.М. Дьяченко, Е.Л.Агаева, Москва «Просвещение» 2001г.
10. «Веселые задачки для маленьких умников» С.Е.Гаврина, Ярославль «Академия развития», 2006г.
11. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения дошкольников Стародубцева И.В., Завьялова Т.П., М: АРКТИ. — 2008г.
12.500 загадок для детей. – М.; 2003.
13. Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет: Индивидуальные занятия, игры, упражнения. – М.; 2005.
14. Фокина Э. Д. И др. Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи детей в образовательном учреждении. – СПб.; 1995.
15. «Логика. Готовимся к школе по интенсивной методике» Соколова Ю.А., М: Эксмо, 2006г.
16. «Дидактические игры в детском саду» А.К.Бондаренко, Москва «Просвещение» 2001г.
17. З.А.Михайлова, Е.А.Носова «Логико – математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кьюизенера» СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС» 2015г. -128с. 15. В. Воскобович, Т. Харько. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры - М., 2003
18. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008.
19. «Развивающие игры для дошкольников Н.Н.Васильева, Н.В. Новоторцева, Ярославль «Академия развития», 1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы выступления на тему «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» (Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников)
Тезисы выступления на тему: "Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка"...
Статья по теме: Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников. Логико-математические сюжетные игры.
Логико- математическое развитие детей невозможно выполнить не включая его в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, для этого существуют проблемно-игровые метод...
Занятие по логике : « В поисках жильцов Логики»
Занятие в подготовительной группе!...
Семинар – практикум «Логика в логопедии (игровые приёмы в коррекции речи дошкольников, связанные с развитием логики)»
Коррекционно-образовательный процесс в ДОУ в работе с детьми с ТНР необходимо строить с учётом коррекции не только речи, но и всех психических процессов, в том числе и...
Программа по развитию логико-математических способностей у детей дошкольного возраста 6л.-7л. «Математика и логика».
Программа по дополнительной услуге по проведению занятий по развитию логико-математических способностей у детей дошкольного возраста 6л.-7л. «Математика и логика»....
Город Логики. Занятие логико-математического направления с элементами поисково-исследовательской деятельности для детей старшей группы
Образовательные:- закреплять знания детей о цифрах и умение считать в пределах 10;- закреплять знания о геометрических фигурах, упражнять детей в распознавании на глаз геометрических тел - куб, цилинд...