Проект "Возвращение к истокам"
проект (подготовительная группа)

Никитина Татьяна Ивановна

Приобщение детей к истокам русского народного творчества посредством изучения культур и традиций народов, проживающих на территории РФ, взаимодействуя с семьями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_sayta.docx286 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 «Умка»

Проект

по реализации программы «Социокультурные истоки»

 «Возвращение к истокам».

(подготовительная группа)

C:\Users\1\Desktop\001.jpg

       

  Автор - составитель:

                                                                                               Никитина Т. И.

                                                                                           

г. Урай, 2021 г.

Пояснительная записка

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальных задач нашего образования. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур, и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Без ценностей, заложенных в семье люди неизбежно утратят человеческое достоинство. Благодаря семье ребенок первоначально познает окружающий мир. Очевидно, что семья и дошкольная организация, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Актуальность проекта. Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.

Проблема. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?

Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Новизна. Ведущей идеей проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.

Проект «Возвращение к истокам» ориентирован на детей дошкольного возраста 6 -7 лет и их родителей. Мы включили мероприятия, направленные на формирование духовно - нравственных качеств через развитие интереса и внимания к народному искусству, семейным ценностям. Проект учитывает основные принципы ФГОС ДО, которые направлены на поддержку разнообразия детства через организацию различных мероприятий, сотрудничество с семьями воспитанников.

Цель проекта: приобщение детей к истокам русского народного творчества посредством изучения культур и традиций народов, проживающих на территории РФ, взаимодействуя с семьями воспитанников.

Задачи: 

  • Формировать систему знаний о русской народной культуре и истории;
  • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
  • Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;
  • Освоение истории – культурного наследия России через памятные даты народного календаря;
  • Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
  • Приобщение к эстетической культуре;
  • Воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа;
  • Обогащать словарный запас детей;
  • Ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

2.  Общие сведения о проекте:

1.

Наименование организации

МБДОО «Детский сад № 8 «Умка»

2.

Название проекта

«Возвращение к истокам»

3.

Автор проекта

Никитина Татьяна Ивановна

4.

Тип проекта

Творческий

5.

Продолжительность проекта

Среднесрочный (3 месяца – октябрь, ноябрь, декабрь)

6.

По характеру контактов

Открытый, осуществляется внутри ДОО, в контакте с семьей

7.

Участники проекта

Дети подготовительной   группы, воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, музыкальный руководитель

8.

Образовательные области

- Социально-коммуникативное развитие;

- Познавательное развитие;

- Речевое развитие;

- Художественно-эстетическое развитие;

- Физическое развитие.

Ресурсное обеспечение:

•        перспективный план работы по проекту;

•        картотека дидактических и подвижных игр;

•        конспекты занятий, бесед;

•        настольно-печатные игры, раскраски;

•        иллюстрации, открытки, альбомы и фотографии для рассматривания и обсуждения;

•        подборка познавательной и художественной литературы.

Ожидаемые результаты по проекту:

для детей - сплочение коллектива, развитие игровой деятельности на основе сотрудничества открывающих большие возможности для самопознания детей;

- ориентация детей на вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Здоровье, Культура, Творчество. Они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания;

- формирование у детей чувства патриотизма, сознания активного гражданина;

- приобщение детей к культуре предков, возрождение народных традиций.

для педагогов - педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта;

- собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

для родителей - у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап (04. 10. 21г. – 25. 10. 21г.)

В ходе данного этапа проводится предварительная работа:

  1. Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта.
  2. Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми и родителями.
  3. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических).
  4. Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных.

Музыкальный руководитель: подбор песен, музыкальных композиций, связанных с темой проекта.

Сотрудничество с родителями:

  1. Анкетирование родителей:
  2. Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе, изготовлению атрибутов к запланированным мероприятиям с детьми.
  3. Консультации для родителей;
  4. Папки-передвижки;
  5. Индивидуальные беседы с родителями:
  6. Рекомендации родителям.
  7. Совместные мероприятия.

Основной этап (25. 10. 21г. – 10. 12. 21г.)

  1. Реализация запланированных мероприятий.
  2. Привлечение родителей к участию в проекте.
  3. Выявление знаний педагогов, родителей, детей о семейных и народных традициях.
  4. Образовательная деятельность по реализации проекта планировалась в соответствии с ФГОС ДО, т.е. с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, применялась интеграция образовательных областей:

Образовательные области

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

НОД:

«С чего начинается Родина?»

«История русского народного костюма?» ,

«Наш дом - Россия»

Презентация:

«История самовара»,

«Быт и обиход на Руси»,

«История народной игрушки».

Беседы:

«Как жили наши бабушки и дедушки?»,

«Дружбой дорожить умейте!»

 «Добрые приветствия».

Речевое развитие

НОД: «Как зарождалась Русь»,

ситуативные игры-истории «Котик и ежик на качелях»,

«Помощь бельчонку»;

разучивание мирилок, пословиц и поговорок;

Беседы:

Составление рассказа «Мой любимый сказочный добрый герой»,

«Научи свое сердце добру»

 «Мой родной город»,

«Россия – Родина моя»,

«Русский национальный костюм»,

«Добрые поступки и дела».

Чтение худ. литературы:

стихи А. Кузнецова «Подружки», Е. Серова «Нехорошая история», Е. Благинина

«Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок),

«Никита Кожемяка», «Нежно –голубое чудо» (М. Боброва), Б. Житков «Что я видел».

Рассматривание семейных альбомов с фотографиями, беседа по фотографиям, рассказы детей о членах своей семьи.

Социально – коммуникативное развитие

Дидактические игры:

«Добрые и вежливые слова»,

«Передай своё настроение»,

«Угадай настроение»,

«Слушай внимательно, думай старательно»,

«Да - нет»,

«Выбери правило вежливости»,

«Что такое хорошо, что такое плохо»,

«Чей сувенир?»,

«Собери целое»,

«Я не должен - я должен».

Сюжетно – ролевые игры: 

«Семья»,

«В гости к бабушке»,

«Экскурсия по родному городу». 

Художественно-эстетическое развитие

Аппликации:

коллективная работа «Дерево дружбы»,

 «Мой друг»,

«Росписи».

«Мы все дети нашей планеты».

Рисование:

«Барыня - сударыня»,

«Русский богатырь»,

«Красна - девица»,

«Город первооткрывателей Сибирской нефти».

Музыка: 

прослушивание музыки «Дорогою добра», «Доброта» (м/ф про Фунтика),

Леопольд «Ярко светит солнце», музыкальная игра:

танец – «Танец в парах».

Выставки:

«Куклы наших бабушек»,

«Ярмарка народной игрушки»,

«Мастера и рукодельницы».

Мини- Музеи:

«Русская изба»,

«В краю родном».

«Изготовление подарков бабушкам и дедушкам».

«Физическое развитие»

Подвижные игры: 

«Добрые эльфы»,

«Угадай вид спорта»,

«Найди себе пару»,

«Назови спорт по показу»,

«Сиди, сиди Яша»,

«Подтолкни шарик». 

Целевые прогулки:

«Кому нужна моя помощь»

Пальчиковые игры:

«В гости к пальчику большому», «Апельсин»,

«Сороконожки»,

«Дружные пальчики»,

«Дружат в нашей группе». 

Активная физическая деятельность «Сильные, смелые, ловкие» - эстафеты. Знакомство с играми народов России.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников:

1. Консультация «Сохраним то, что дорого и свято», «Семья и семейные ценности», «Приобщение уважительных чувств по отношению к взрослым», «Этикет и мы», «Семейные обычаи на Руси».

2. Пополнение книгами центра художественной литературы «Никита Кожемяка», «Былинные богатыри», «Русские народные сказки».

3. Мастер – класс для родителей и детей «Доброе сердце для друга».

4. Привлечение родителей к пополнению предметно-пространственной среды.

6. Изготовление макетов «Добрый мир», «На бабушкином дворе», «Русская крепость», «Таежный край», «Святой образ».

7. Создание альбома «Генеалогическое древо моей семьи», «Мои добрые дела».

8. Оформление выставки «Из бабушкиного сундучка».

Заключительный этап (10. 12. 21г. – 30. 12. 21г.)

На третьем, заключительном этапе проводятся обобщение результатов работы: 

1. Презентация проекта.

2. Оформление мини музеев: «Русская изба».

3. Подведение итогов конкурса среди семей – представление макетов.

4. Подведение итогов конкурса «Из бабушкиного сундучка».

5. Оформление фото выставки «Возвращение к истокам» (традиции моей семьи).

Итоговое мероприятие: 

Выставка «Генеалогическое древо моей семьи», «Возвращение к истокам» (традиции моей семьи).

Викторина: «Народные промыслы России» (презентация).

Оформление мини - музея «Русская изба».

Вывод:

На протяжении реализации проекта дети, родители, воспитатель находились в тесном контакте. Для родителей и совместно с родителями были оформлены фото - выставки, родители представили свои мини - проекты, презентации по тематике. Они так же, как и дети были заинтересованы участием в проекте, выполнением домашнего задания, и с гордостью делились результатами своих работ. Наш проект заинтересовал и привлек более 80 % родителей.

Поэтому можно сделать вывод о том, что такие творческие проекты могут формировать у детей понятие о том, что значит уметь дружить, устанавливать дружеские отношения между сверстниками. 
Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте.

Дальнейшее развитие проекта

Планирую  дальнейшую работу по приобщение детей к истокам русского народного творчества посредством изучения культур и традиций народов, проживающих на территории РФ, взаимодействуя с семьями воспитанников.

Перспектива – разработка проектов «Истоки человечности», «Семейные традиции».

Список литературы

  1. Викулина, М.А. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. / М.А. Викулина/ Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Н.Н.: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. - 138с.
  2. Зацепина, М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду/ М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005г.-131с.
  3. Ильина, Л. Н. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду [Текст] / Л. Н. Ильина, Г. И. Посохова // Молодой ученый /Актуальные задачи педагогики: материалы II международная научная конференция. -- Чита: 2012. -- С. 48-50.
  4. Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева / Программа. Учеб. -метод.пособие-2 изд., перераб. и доп. - СПб. Детство-Пресс, 2015. - 304 с.
  5. Кулолаева, О. А. Золотые зернышки / О. А. Кулолаева /Методическое пособие по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников. - Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2005. - 197 с.
  6. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста/ М.Д. Маханева / Пособие для реализации Государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации. - М.: 2005.- 135 с.
  7. Писарева, А. Е. Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника / А. Е. Писарева // Патриотическое воспитание дошкольников /Научно-практическая конференция [Электронный ресурс] http://www.portal-slovo.ru/rus/infant_education/115/4273/$print_text/?part=1
  8. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников [Текст]: Учебное пособие / Под ред. С.А. Козловой. – М.: Академия, 2002. – 192с.
  9. Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду [Текст]: - М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 80с.
  10.  Буре, Р.С.  Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. [Текст]: Пособие для воспитателей ДОУ и родителей / Р.С. Буре [и др.].– М.: Просвещение, 2004. – 141с.

Приложение 1

Консультация для родителей «Семейные обычаи на Руси». 

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет этнокультурное развитие.

Если русские традиции добра и любви — необходимые каждой семье, поколению — наши отцы, в определенных обстоятельствах, забудут, то мы — сыновья и внуки — их вспомним. Именно семейные традиции будут всегда главным условием неразрывной связи прошлого, настоящего и светлого будущего.

Благодаря информации поколений, мы знаем, как устроить свой быт — и сами, порой, вносим улучшения в семейные традиции. Мы помним о грехе и чтим память ушедших. Мы радуемся рождению новой жизни и учим радоваться этому младших.

Так создается крепкая семья, а, следовательно, и крепкое общество. Уважение и почтение становятся не просто словами, а определенным ритуалом, стержнем поведения человека. Любовь к родине и своей семье в сознании людей обретают смысл церемонии, то есть традиции.

Семейные традиции и обычаи приходят к нам от дедов и отцов.

Говоря простым языком, мы понимаем, что появлению традиций в обществе, и традиций семейных — способствует, по сути, простая передача знаний. Огромный опыт наших предков показывает, что плохо, а что хорошо.

Традиция истинная, не та, которую мы где-то услышали, узнали о ней от «учителя», а та, которая прошла через наше сердце.

https://documents.infourok.ru/da58ec59-d412-4aee-9a65-91fc2e10bad8/0/image002.png

Некоторые семейные традиции на Руси:

♦ Всеобщим почтением пользовалась такая семья, где несколько семей жили под одной крышей. Все просто: дети выросли, поженились и остались жить под одной крышей с родителями, ведя, при этом, совместное хозяйство. Слова «родной дом» воспринимались очень серьезно и шли наравне с понятиями «совесть», «родина», «мать и отец».

♦ Важные дела решались на семейных советах, где были даже малые дети. Они начинали подражать взрослым. Учились послушанию.

♦ Очень трепетно относились на Руси к рождению детей. Начиналось все еще с ожидания рождения. Будущая роженица пряталась от всех. Боялась взгляда недоброго человека. Семья ее защищала и помогала во всем.

♦ В честь рождения дитя — отец сажал дерево. Сильная семейная традиция. И что интересно: липу или березу. Дерево и человек «опекали» друг друга.

♦ Существовала традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи.

♦ Мужчина, перед гостями, обязательно должен был хвастаться своей красавицей женой.

♦ Если женщина хотела выйти в свет, то должна была получить одобрение мужа.

♦ Праздновали летнее солнцестояние. Люди пели песни и прыгали через костер.

♦ Представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей.

Пословицы и поговорки о семье:

·       Вся семья вместе, так и душа на месте.

·       В своей семье всяк сам большой.

·       В родной семье и каша гуще.

·       Семейная каша погуще кипит.

·       Всем сестрам по серьгам.

·       Где семья дружна, не страшна беда.

·       В семье все бывает.

·       В семье любовь да совет, так и нужды нет.

·       В недружной семье добра не бывает.

·       В семье дружат — живут не тужат.

·       В семье разлад, так и дому не рад.

·       Семейный горшок всегда кипит.

·       Семья сильна, когда над ней крыша одна.

·       Семья воюет, а один горюет.

·       В семье разлад, так и дому не рад.

·       Зачем и клад, коли в семье лад.

 

 

 

 

Приложение 2

Консультация по теме «Добрая книга»

Уважаемые родители!

Откройте ребенку то чудо, которое несет в себе книга! Добрая книга – это бесценный дар. Она побуждает в детском сердце чувство, сострадания, благодарности, а значит, помогает ребенку стать добрым, благодарным и внимательным. От того, как сложатся у вашего ребенка первые «отношения» с книгой, зависит очень многое в его жизни. Книга знакомит с удивительным миром человеческих чувств, отношений, побуждений, поступков, характеров, питает его душу и сердце. Так книга превращается в чудесный источник духовного питания ребенка!

Хорошо, когда в семье есть традиция читать вслух любимые книги, размышлять о прочитанном, собирать домашнюю библиотеку. У каждого человека есть своя любимая книга. Ее много раз перечитывают, бережно хранят. Первая встреча с книгой – всегда открытие, которое оставляет след в «памяти сердца». Книги сопровождают человека всю жизнь.

Примечательно то, что сказки-предупреждения – это первые сказки, которые мы читаем и рассказываем детям – «Теремок», «Золотое яичко», «Репка».

Символическое предупреждение в сказке «Золотое яичко» - береги жизнь. Золотое яйцо – символ жизни, Божественный дар.

В сказке «Теремок» предупреждение связано с защитой героями своего дома и своих границ, умением жить сообща. Продолжает тему согласия сказка «Репка».

Прочитайте детям и обсудите с ними пословицы:

Добрая книга ярче звездочки светит.

Добрая книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

С книгой жить – век не тужить.

Приложение 3

«Научи свое сердце добру»

(Беседа с элементами игры)

 Цели: формирование представлений воспитанников о добре и зле.

Задачи:

- раскрыть положительные стороны доброты;

- развивать коммуникативные навыки, речь;

- формировать способности давать собственную оценку фактам, событиям и ситуациям жизни;

-  воспитывать стремление совершать добрые поступки и дела.

 Ход занятия:

Организационный момент

Дети рассаживаются полукругом.

Воспитатель:

- Я рада, что вы все здоровы и у всех у вас все хорошо. Пусть это занятие принесет вам радость общения, наполнит душу прекрасными чувствами. Мы поговорим на тему, очень важную для всех.

Мы сегодня будем говорить о доброте, о необходимости добра и недоступности зла.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

-Что такое добро и что такое зло? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы.

Игра «Продолжи фразу»

- Продолжите фразу: «Добро - это………»        (Ответы детей)

Воспитатель обобщает ответы детей: добро в первую очередь связано с умением сострадать, порадоваться, сопереживать, откликаться на чувства других. Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

- Продолжите следующую фразу: «Зло – это………»     (Ответы детей)

Воспитатель обобщает ответы детей: зло- это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи. Зло- это равнодушие, эгоизм, обман, пьянство; это когда сильный обижает слабого человека, младшие не уважают старших, взрослые не заботятся о детях. К сожалению, зло очень распространено и коварно. Зло маскируется, иногда его трудно распознать.

 Делать людям хорошо - хорошеть самому»

- Как вы понимаете слова «хорошеть самому»?  (Ответы детей)

(Надо больше совершать хороших поступков, от хороших поступков самому легче и приятнее, люди к тебе относятся лучше)

- Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?  Почему?  (Высказывания детей)

Игра «Разноцветные капельки»

- На столе у вас лежат капельки, выберите любую

- Давайте закрепим их на доске. (Дети свои капельки закрепляют на доске) - Получился дождь зла.

- Может ли добро победить зло?       (Ответы детей)

- Как сделать, чтобы добро победило зло?      (Ответы детей)

- Выберите снова капельку (Дети выполняют задание)

- Закрепляем сверху на капельках зла капельку с добрыми поступками и уничтожаем их.         

Воспитатель подводит итог игры:

 - У нас на занятии произошло, как в сказке, добро победило зло. Но не всегда в жизни все происходит так просто. Судить человека надо по его делам. Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора. От того, какие у вас будут друзья, какими вы будите людьми, зависит только от вас.

Физкультминутка:

Пляска «Потанцуем»

Цель: организовать активный отдых детей для повышения внимания и активности на последующем этапе занятия.

Воспитатель:

- Я хочу вам рассказать одну историю.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошел он на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее. Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у мудреца: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?»

- Как вы думаете, что ответил мудрец?

 И тогда мудрец, который был действительно очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках».

 Беседа по содержанию

- Как вы понимаете слова мудреца «Все в твоих руках»?   (Ответы детей)

(Жизнь или смерть бабочки в данный момент зависела только от завистника)

- Обратите внимание на экран: «Добрые дела красят человека». Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)

 (После добрых дел человека всегда хвалят, делают ему комплименты, это его украшает).

- Эта пословица подходит к нашей истории? (Ответы детей)

(Да, лучше бы завистник мечтал о добрых делах, делал добрые дела, тогда и его знали бы в округе).

- В жизни есть ценности, без которых нет жизни на земле. Назовите качества доброго, хорошего, положительного человека. (Добрый, благородный, честный, ответственный, умный, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добродушный, достойный, отзывчивый, милосердный и т.д.)

- Качества, которые вы назвали, не врожденные, их нужно воспитывать. Когда появился человек, он был награжден разумом, речью, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать себе пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но каким человек был внутри, всегда зависело от его сердца. Все в ваших руках, какие поступки совершать.

Игра «Передай добро по кругу» (Звучит спокойная музыка).

- Сегодня мы говорим о доброте. Давайте встанем в круг, будем передавать друг другу вот этого замечательного медвежонка и говорить при этом добрые пожелания.

Итог

- Наше занятие подошло, подведем итог. О чем мы сегодня говорили?

- Скажите, можно свое сердце научить добру?

Давайте беречь добро!

Нельзя допустить, чтобы зло взяло верх над добром.

А это зависит только от нас!

- Вы еще дети, впереди у вас много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро!

Приложение 4

Пальчиковые игры и физкультминутки

по теме

"Моя семья"

«Семья»

Этот пальчик большой -

Это папа дорогой.

Рядом с папой - наша мама.

Рядом с мамой – старший брат.

Вслед за ним сестренка -

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш -

Это славный наш малыш.

"Как у нас семья"

Как у нас семья

Большая и веселая (хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)

Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы)

Два учиться хотят. (Загибают указательные пальцы)

Два Степана сметаны объедаются. (Загибают средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются. (Загибают безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются. (Загибают мизинцы)

"Мой дом"

В нашем доме все друзья (Дети ритмично стучат кулачками по столу.)

Самый младший- это я. (Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)

Это мама Маша,

Это папа Саша,

Это брат Юра,

Это сестра Даша.

«Семья могучая"

 В одном лесу дремучем (Покачать руками над головой) 

 Жила семья могучая: (Сложить ладони в "замок") 

 У них был дом огромный (Соединить пальцы - "крыша")

 И крыша с трубой темной. (Поднять средние пальцы – труба)

 Из трубы в колечки дым - («Колечки» из пальцев) 

 Плим, плим, плим. (Пощелкать пальцами).

"Семейная зарядка"

Осенью, весною, летом и зимой (хлопки руками)

Мы во двор выходим дружною семьёй (маршируют на месте)

Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку (взявшись за руки образуют круг)

Мама руки поднимает (руки вверх и вниз)

Папа бодро приседает (приседания)

Повороты вправо- влево делает мой братик Сева (руки на пояс, повороты всем корпусом)

А я сам бегу трусцой и качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны).

«Выше ноги»

Мы семьей к лужайке вышли, (ходьба друг за другом)

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, (высоко поднимать колени)

Через ветви и пенечки.

Мы шагаем высоко,

Не упал из нас никто.

Приложение 5

Конспект НОД» в подготовительной группе на тему «История русского костюма»

Цель: расширить знание детей о русской национальной одежде.

Задачи: познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида; дать понятие о повседневном и праздничном костюме; развивать у детей умение сравнивать, описывать, делать выводы; обогащать словарный запас за счёт названия одежды, дать понятие “кокошник”, объяснить его назначение и способы изготовления; воспитывать интерес к русским народным традициям, желание участвовать в изготовлении атрибутов для театральной деятельности; расширять интерес к национальной культуре.

Оборудование: иллюстрации с изображением русских национальных костюмов; куклы в русских национальных костюмах; аудиозаписи русских народных песен.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с русскими национальными костюмами, чтение русских народных сказок.

 Ход НОД

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Какие вы нарядные, красивые. А что делает людей нарядными? (чистая, опрятная, удобная, яркая одежда)

- Сегодня я вам расскажу о том, какую одежду носили наши предки. Одежда в старину была простой и удобной. Шили ее из льняного полотна и домотканой шерстяной материи.

Рассказ воспитателя

Забот у хозяйки хватало. Не успеешь лен обработать, шерсть напрясть - люди засмеют, скажут: «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи».

Древнейшей, самой любимой и распространенной одеждой наших предков, была рубаха.

Женская рубаха длиною до пола, впереди посредине горловины разрез. Низ рубахи, рукава и горловина украшены вышивкой

Детская одежда в Древней Руси, как у мальчиков, так у девочек, состояла из одной рубашонки, сшитой из старой одежды родителей. Считалось, что такая одежда убережет малыша от сглаза, порчи, недоброго колдовства. В народе говорят так: «Не поносишь старого - не поносишь и нового»

Рубашку обязательно подпоясывали, прикрепляя к нему подвески – бубенчики. Как вы думаете зачем? (Чтобы звон отпугивал нечистую силу)

Игра «Домовой»

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Выбирается водящий – домовой.

   Шла кукушка мимо сети,

                                           А за нею малы дети

Кукушата просят пить,

Выходи – тебе водить.

Водящий закрывает глаза, садится на корточки в центре круга. Играющие, идут по кругу и говорят:

Дедушка Домовой,

Что стоишь ты за печой

Выйди хоть на час

И поймай кого-нибудь из нас.

Затем произносят «ночь», приседают, а Домовой с закрытыми глазами должен найти ребенка и отгадать кто это.

 - Мужская рубаха, она короче женской, до колен. А рукава у нее длинные и широкие. Не закатав такие рукава, работать было невозможно, отсюда и пошло такое выражение: «Работать спустя рукава», т.е. плохо.

Разрез расположен сбоку и называли ее косовороткой.

Неотъемлемой частью мужского костюма являются штаны или порты. Самой распространенной обувью были лапти, на праздники сапоги. Подпоясывались поясом, чем шире, тем богаче. Украшали пояс вышивкой, бисером, серебром.

Поверх рубахи женщины носили поневу, это одежда наподобие юбки в клетку или полоску, позже заменили сарафаном. На поневу или сарафан повязывали передники или фартуки.

Праздничная и повседневная одежда отличалась – материалом, более тонким и дорогим; обилием вышивки и кружев, драгоценными камениями. Обращались с нею очень бережно и передавали ее по наследству.

- Давайте, отгадаем загадки про старинную русскую одежду:

1. От пояса до ног, семьдесят дорог (понева)

2. У бедного толсто, у богатого тонко, всегда при себе (рубаха)

3. Днем обручем, ночью - змеей. (пояс)

Физ.минутка: «Любопытная Варвара»

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо

А потом вперед, тут немного отдохнет (наклон головы вперед)

Шея не напряжена, а расслаблена она (голову держать прямо)

А Варвара смотрит вверх: выше всех и дальше всех (наклон головы назад)

Возвращается обратно, расслабление приятно.

Головные уборы

- Ребята, а теперь давайте рассмотрим женский головной убор. (Показ изображения).

Наиболее распространенный вид праздничного убора, это - кокошник, в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Название происходит от древнеславянского «кокош» - обозначающего курицу или петуха.

Характерная черта кокошника - это гребень.

Кокошник делали на твердой основе, сверху украшали парчой, бисером, жемчугом.

   Был кокошник у дворян

У купчихи, у крестьян

       Хоть носить его не просто

              С ним вы словно выше ростом

Нижний край обшивали поднизями - сеткой из жемчуга, а по сторонам над висками крепили «рясна» - низко спадающими на плечи нити жемчужных бус. Такой убор стоил очень дорого.

А что же носили на голове мужчины?

Картуз — головной убор, наверное, единственный известный чисто русский мужской головной убор, использовавшийся повсеместно на всей территории России. Картузы носили без исключения все сословия.

Донышко могло иметь овальную или круглую форму. Существовали так же «бескозырки» — фуражки без козырька, однако гражданские чаще всего делались с козырьком.

Просмотр видео: «Сказка о народном костюме и его месте в Русской культуре»

Итог НОД.

Какой необычно красивой, согретой любовью и добротой была русская народная одежда. А не вернуть ли ее в нашу жизнь. Наверное, не получиться, как же наши женщины будут ездить в машинах, автобусах - им будет очень неудобно.

В современных магазинах много удобной одежды, поэтому одевайте, что вам по душе, но не забывайте, какую одежду носили наши предки.


Приложение 6

Дидактические игры на вежливость.

 «Кто главный?»

Цель: создать условия в умении называть членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье.

Материал: «Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать: кто чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все - и дети, и взрослые.

 «Оцени поступок».

Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры

Дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например, двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».

«Да или нет».

Цель: создать условия для формирования у детей желание беречь здоровье и здоровье других детей; учить понимать: что можно делать, а что - нет.

Ход игры

Воспитатель предлагает поиграть в игру.

Воспитатель. Я буду называть ситуации, а вы, если так можно делать, - хлопаете в ладоши, если нельзя - топаете ногами. Например, можно играть спичками; можно ровно сидеть за столом; во время еды не следует разговаривать: не умываться утром; нельзя брать в руки острых предметов; нельзя прыгать с высоких горок; необходимо мыть руки после возвращения с прогулки и т.д.

 «Маленькие помощники».

Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.

Материал: ящик, мишка.

Ход игры

К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.

Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.

Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.

«Ласковое слово».

Цель: создать условия для умения у детей называть слова ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.

Материал: мяч.

Ход игры

Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т.д.

«Комплименты».

Цель: создать условия для умения детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.

Ход игры

Дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например, «Миша, ты сегодня такой вежливый!»

Далее ребенок обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети.

«Вежливые слова».

Цель: создать условия для умения детей употреблять в своей речи вежливые слова; учить понимать, что вежливость - это хорошее качество человека; развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность.

Материал: котик, сумка.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям «сложить» в сумку вежливые слова и подарить котику эту сумку. Дети по очереди говорят в сумку вежливые слова, например, «пожалуйста», «спасибо», «извини» и т.д.

«Клубочек волшебных слов».

Цель: создавать условия для умения у детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; воспитывать вежливость, доброжелательность.

Материал: клубочек из ниток.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям намотать на клубок нить из «волшебных» слов. Дети говорят по очереди «волшебные» слова и наматывают в клубок нить.

«Помоги зайчику».

Цель: создавать условия для умения у детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; развивать память, речь; воспитывать доброжелательность.

Материал: игрушечный зайчик.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям подарить зайчику «волшебные» слова. Дети по очереди подходят к зайчику и говорят ему «волшебные» слова. Например, «спасибо», «пожалуйста», «добрый день» и другие.

«Цветок доброты».

Цель: создавать условия для умения у детей говорить комплименты, вежливые слова; развивать речь ребенка, память, фантазию; воспитывать доброжелательность.

Материал: игрушечная Баба-Яга, ваза, цветы.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям подарить Бабе-Яге цветок, говоря добрые слова. Дети берут по одному цветку, подходят к Бабе-Яге, дарят ей цветок и говорят комплименты или вежливые слова, ставят цветок в вазу. Например, «Бабушка, стань, пожалуйста, доброй!» Или: «Бабушка, я тебя люблю!» И другие.

Приложение 7

Беседа: «Дружбой дорожить умейте!»

Цель: знакомство воспитанников с правилами дружбы.

Задачи: показать важность истинных друзей в жизни человека;

научить доброжелательности и снисходительности, стремлению понимать друг друга;

 научить разделять радости и печали друзей.  

 Ведущий: тема нашей беседы: «Дружбой дорожить умейте!». Поэтому мы с вами сегодня поговорим о дружбе. Во все времена и у всех народов очень высоко ценились дружба, верность и преданность.

Попробуем вспомнить пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжайте.

1. Все за одного, а один за …(всех).

2. Семеро одного …… (не ждут).

3. Один в поле… (не воин).

4. Старый друг лучше…. (новых двух).

5. Нет друга, ищи, а нашёл …(береги).

Ведущий: Видите, как много пословиц сложил народ о дружбе, и это только малая часть. А теперь послушайте поговорки о дружбе и объясните их смысл:

1. Трусливый друг опаснее врага (в трудную минуту трусливый друг может испугаться и подвести).

2. Кто себе друзей не ищет, самому себе враг (без надёжных друзей человеку в жизни тяжело, поэтому надо искать себе друзей и самому быть надёжным другом).

3. Дерево крепко корнями, а человек друзьями (чем глубже и крепче корни у дерева, тем оно лучше противостоит непогоде, чем крепче человеческая дружба, тем легче переносятся человеком удары судьбы).  

4. Дружба, что стекло: расколешь - не соберёшь (разбитое стекло уже не вставишь в окно. Если обидишь друга, то можешь потерять его навсегда).

5. Хочешь дружбы - будь другом (когда сам научишься дружить, тогда и друзья появятся. Каждый человек ценит в другом хорошие качества друга).  

Ведущий: слово «дружба» по своему значению тесно связана с таким понятием, как родственная близость. Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т.е. сходство чувств, переживаний.

Как вы думаете, какого друга можно назвать настоящим?

А каким бы ты хотел видеть своего друга?

Чего бы ты желал от друга?

Ведущий: некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы все прислушивались только к их мнению, беспрекословно им подчинялись.

Послушайте в связи с этим стихотворение А. Барто «Требуется друг»

«Все живут - не тужат,

а со мной не дружат!  

Бант у Кати расписной,

красные колготки

и характер кроткий.

Я шепчу: - Дружи со мной…

мы же одногодки,

как сестрички мы почти,

мы как две голубки

из одной скорлупки.

Я шепчу: - Но ты учти -

ты во всём должна идти

другу на уступки.

Предлагаю Ильиной -

ты дружи со мной одной!

Есть разряд у Ильиной -

и спортивный свитер,

и девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной,

стану знаменита!

Все пятёрки до одной

у Светловой Нади.

Я прошу: - Ты со мной

подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим.

Будешь ты меня спасать -

дать контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят, молчала бы!

Не вставать же на колени,

уговаривать подруг…

Напишу я объявленье:

срочно требуется друг!

Ведущий: Бывает, встречается вам человек общительный, внимательный и доброжелательный. Он и советы даёт, и развеселит, и уговорит… а вот другом его назвать - язык не поворачивается. Он, как героиня стихотворения, думает только о себе. Настоящая дружба начинается с чуткости к другому, с умения поставить себя на место друга. Но бывает так, что за дружбу выдают привычку ходить вместе в кино, встречаться, чтобы послушать музыку, готовить вместе уроки. Такие отношения скорее можно назвать товарищескими. Попробуем провести уточнение понятий: друг, товарищ, приятель, ровесник.

Друг - человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всём положиться.

Товарищ - человек, близкий вам по роду деятельности, занятий, по условиям.

Приятель - человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения.

Ровесник - человек одного с вами возраста, т.е. сверстник, одногодок, однолеток.

У каждого человека не так много настоящих друзей.

Берегите друзей. Бытует мнение, что друзья познаются в беде, в трудную минуту. Выбирайте их не спеша, но ещё меньше торопитесь расстаться с ними.

Другу ты отдать сумей

Всё тепло души своей.

Всё отдал - богаче стал,

что сберёг, то потерял.

Итог: Итак, ребята, о чем мы с вами сегодня беседовали?

            Так каким должен быть друг?  (ответы детей).

Приложение 8

Мониторинг сформированности основ духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста

Уровень

Количество детей

Высокий: 

Знает:

- о нравственных уроках родных сказок, о мудрости сказочного слова. Имеет представления о силе и значении напутственного слова. Знает слова-напутствия.

Умеет:

- присоединяться к партнёру, видеть, слушать и слышать, чувствовать каждого;

- приходить к согласию;

- уважительно общаться со всеми участниками образовательного процесса;

- быть терпимым к иному мнению;

- слушать и слышать другого;

- понять сверстника, взрослого, встать на его точку зрения;

- делиться своими знаниями;

- участвовать в общем деле;

- преодолевать барьеры в общении;

Проявляет:

- открытость к окружающему миру, активность и общительность;  

- интерес к   познанию и освоению отечественного и культурного наследия родного народа;    

- чувства привязанности и благодарности, любви и бережности в отношениях к людям, начиная с близкого окружения;

- самостоятельность в познании предметов и явлений окружающей действительности; - милосердие,

честность, доброжелательность, совестливость;

- внимание, отзывчивость и социальную чувствительность к состоянию других людей (сочувствие, отзывчивость, желание помочь, бережное отношение к животным и растениям, в том числе чувства, которые испытывают другие по отношению к поступкам самого ребёнка); 

- подражает в жизни поведению родителей, положительных сказочных героев, Святых людей, конкретных исторических лиц, былинных богатырей как высокому духовному образцу.  

у ребенка достаточный уровень знаний о себе;

 - о родственных отношениях в своей семье, её истории, семейных праздниках и традициях;

- о значении труда в обществе и жизни каждого человека;

- о родном городе, посёлке, крае, его истории и культуре, традициях;

- о русских богатырях и героях - защитниках Отечества;  

- о людях, прославивших Россию;  

- о родном крае, его достопримечательностях;

-  родной культуре и изделиях народных мастеров;

- о праздниках (День знаний, Новый год, Рождество, Именины, День защитника Отечества, День Победы, День народного единства, Благовещение, Пасха, Троица и др. государственные праздники);

- об устном народном творчестве;

- о родной природе, бережном и заботливом отношении человека к ней;

- о значении устного народного творчества;

- об отечественном культурном наследии (знания о родных сказках, сказах, былинах, малых фольклорных формах, родной поэзии, играх, песнях, танцах, музыке и живописи;

- о государстве и принадлежности к нему.

Усвоил на первичном уровне социокультурный опыт родного народа (соблюдает нравственные нормы и правила; оказывает посильную помощь родителям и другим людям; использует полученные знания в реальной жизненной ситуации, соотносит их с усвоенной системой ценностей).

Участвует в подготовке и изготовлении подарков близким людям к государственным, традиционным народным и православным праздникам;

в совместном облагораживающем труде в мире природы; акциях памяти воинов-защитников; посильных благотворительных акциях помощи нуждающимся;  

18 (72%)

Средний:

с помощью взрослого правильно отвечает на вопросы о русских богатырях и героях - защитниках Отечества;  

- о людях, прославивших Россию;  

-  родной культуре и изделиях народных мастеров;

-  об устном народном творчестве;

-  о значении устного народного творчества;

- об отечественном культурном наследии (знания о родных сказках, сказах, былинах, малых фольклорных формах, родной поэзии, играх, песнях, танцах, музыке и живописи, но затрудняется в обосновании своих суждений.

- приходить к согласию;

- уважительно общается со всеми участниками образовательного процесса;

- делиться своими знаниями;

- участвует в общем деле;

- преодолевает барьеры в общении.

7 (28 %)

Недостаточный:

0 %


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Истоки»

Рабочая  программа «Истоки» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое  и  худо...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуре "Мои истоки" в средней группе

Проект расчитан  с сентября по май. Один раз в месяц дети проводят день в русских народных костюмах, приобщаясь к истокам через разные виды деятельности....

Доклад на научно-практической конференции «У истоков творчества» Истоки народного творчества в ДОУ.

Актуальность проблемы.Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное.Без воспитания немыслима жизнь человеческого общ...

Педагогический проект ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ –"Вернемся к истокам нашим"

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени....

Сказка по программе "Истоки" в рамках реализации "Социокультурные истоки"

Одним из  видов инструментария в программе «Социокультурные истоки» для дошкольного образования и начальной школы являются книги для развития детей.Сказки являются основной частью кни...