«День МАТЕРИ» социально значимый проект для детей среднего дошкольного возраста
проект (средняя группа)
«День МАТЕРИ»
социально значимый проект
для детей среднего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.den_materi.docx | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № и24 «Лесовичок» поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район
«День МАТЕРИ»
социально значимый проект
для детей среднего дошкольного возраста
Разработал воспитатель
1 квалификационной категории:
Мизюра А.Б.
Обоснование проекта
Актуальность. При всем разнообразии культурных традиций, в мире не так много праздников, которые бы отмечались повсеместно, по всей планете. Но День Матери относится к тем праздникам, которые есть в каждой стране, пусть даже и проходят в разные дни. В России официально День Матери отмечается в последнее воскресенье ноября. Этот праздник является самым теплым, добрым и семейным среди тех, что отмечают в России.
Для каждого ребенка мама – самый главный человек в его жизни. К этому празднику невозможно относиться равнодушно. От того, насколько почитаема в обществе женщина, воспитывающая детей, можно определить степень культуры и благополучия общества. Счастливые дети растут в дружной семье и под опекой счастливой матери.
Цель: формировать у детей среднего дошкольного возраста целостное представление образа матери и значимости ее социального статуса.
Задачи проекта:
- Углубить знания детей о своей семье и роли матери в жизни семьи; расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях (брат, сестра, бабушка, дедушка), проявлять заботу о родных людях.
- Развивать коммуникативные навыки и творческие способности детей, познавательный интерес, любознательность, фантазию, воображение в процессе совместной деятельности взрослых с детьми, через художественную литературу, игры, беседы, продуктивную деятельность детей в рамках игровых образовательных ситуаций.
- Воспитывать у детей любовь и уважение к матери, показать ее ценность для каждого человека.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Методологической основой проекта
Сегодня любое дошкольное образовательное учреждение в соответствии с принципами вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Широкое применение современных образовательных технологий: социально-коммуникативного развития, проектных – способствуют решению задач, основываясь на личностно – ориентированном подходе к обучению и воспитанию.
Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей. Технологии социализации (детский совет, рефлексивный круг, социальные акции) способствуют формированию у дошкольников таких качеств личности как инициативность, ответственность, доведение начатого дела до конца, любознательность, умение договариваться.
Слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Методологическую основу педагогических проектов глубоко раскрыли ученые – педагоги. Ряд авторов (М.И. Гуревич, М.С, Коган, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода и др.) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Работа по проекту строится на единых подходах и принципах:
-обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- учет возрастных особенностей детей;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество с семьёй;
-формирование коммуникативных способностей и социально – значимых качеств личности ребенка в различных видах деятельности;
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства;
-развитие познавательных способностей, творческого воображения и мышления.
В процессе реализации проекта предполагается использовать следующие методы: словесные (рассказы детей и взрослого, чтение художественных произведений, беседы, наглядные (наблюдения, распознающего характера), метод демонстрации, практические, метод повышения познавательной активности, метод повышения эмоциональной активности, методы коррекции и уточнения детских представлений, методы обучения и развития творчества; педагогические технологии.
Взаимодействие всех участников проекта осуществляется на основе современных образовательных технологий: личностно – ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии проектной деятельности, информационно - коммуникативные технологии, технологии социализации.
Практическая значимость проекта: У детей расширились чёткие представления о значимости социального статуса матери. Дети знают историю своей семьи. Ценят семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций. Многие дети могут объяснить значимость и роль матери для каждого ребенка. Необходимость для создания и реализации проекта «День матери» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Структура проекта отражает логику, содержание и результаты проектной деятельности. Проект состоит из введения, информационной карты проекта, плана социального проекта «День матери».
Информационная карта проекта
«День Матери»
Образовательные области, приоритетное направление | - приоритетное направление (ОО) «Социально-коммуникативное развитие»; - в содержание проекта заложен принцип интегративности (социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие). |
Цель проекта | развивать представление о семейных ценностях у детей дошкольного возраста в рамках духовно-нравственного воспитания. |
Задачи проекта | 1. Углубить знания детей о своей семье и роли матери в жизни семьи; расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях (брат, сестра, бабушка, дедушка, мама, папа), проявлять заботу о родных людях. 2. Развивать коммуникативные навыки и творческие способности детей, познавательный интерес, любознательность, фантазию, воображение в процессе совместной деятельности взрослых с детьми, через художественную литературу, игры, беседы, продуктивную деятельность детей в рамках игровых образовательных ситуаций. 3. Воспитывать у детей любовь и уважение к матери, показать ее ценность для каждого человека. 4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. |
База реализации проекта Возрастная группа Сроки реализации проекта Краткое содержание проекта
Модель трех вопросов | МАБДОУ детский сад № 24 «Лесовичок» воспитанники 4- 5 лет средняя
Что я знаю об истории праздника «День Матери»? Что значит слово «мама»? Что я хотел бы узнать о своей маме и празднике «День Матери»? Как я это могу сделать? |
Ожидаемые результаты реализации проекта | 1. Дети узнают больше об истории праздника «День Матери» и роли мамы в жизни каждого ребенка. 2. У детей повысятся знания в области духовно – нравственного воспитания, уважения, любви и заботы к маме; 3. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений 4. Повысится рейтинг дошкольного образовательного учреждения среди родителей воспитанников. Родители: повышение педагогической культуры родителей, установление доверительных и партнёрских отношений. |
Этапы проектной деятельности в рамках социального проекта
«День Матери»
Этапы проекта | Задачи работы | Методы и формы работы | Прогнозируемый результат |
I.Подготовительный | 1.Постановка цели и задач проекта 2.Составление плана по реализации проекта. 3.Привлечение специалистов детского сада к осуществлению проекта. 4.Подбор методической литературы. | 1.Заседание детского совета - знакомство с темой проекта «День Матери» 2.Определение уровня знаний у детей о семье 3. Организация работы с родителями (памятки, консультации). | Деятельность педагога и детей на первом этапе: 1. Разработка плана проекта 2.Собеседования с родителями по теме проекта. 3.Помощь в организации стенгазеты и фотовыставки к «Дню Матери». 4.Разрабортка ИОС с применением ИКТ, игр и других видов детской деятельности. |
Уточнить представления детей о семье | Подбор наглядно-иллюстративного материала, дидактического материала, художественной литературы, соответствующих теме проекта.
| Анализ и подбор ресурсов: Обсудили с детьми различные ситуации, подобрали художественные произведения, стихи на тему «День Матери», Рассматривали иллюстрации, открытки, фотоколлекции с изображением на тему «День Матери» Вовлечение родителей в реализацию проекта: рассказывать родителям о проведенной работе посредством информационной панели для родителей «Решения детского совета», предложить различные задания прочитать детям стихи, пословицы, рассказы, сказки на тему «День Матери». Деятельность педагога: помогает воспитанникам планировать деятельность. | |
II. Основной | Формировать у детей целостное представление образа матери; познакомить с историей праздника «День Матери»; продолжать учить детей самостоятельно придумывать сюжет игры, разворачивать сюжетную линию, воспитывать доброжелательность к сверстникам, умение играть вместе. Воспитывать у детей уважительное отношение к маме, чувство любви и благодарности.
Способствовать развитию у ребенка памяти, воображения, совершенствовать диалогическую форму речи.
| Социально – коммуникативное развитие. Рассматривание иллюстраций, картинок на тему «День Матери», «Семья», «Я и моя мама». ИОС: «Моя семья». Беседы на тему: «Никого роднее мамы в целом мире нет», «На кого ты хочешь быть похож», Чтение с детьми поговорок, пословиц, стихотворений, загадок о маме. Рассказы детей о маме. Чтение и обсуждение стихотворений и рассказов о маме: В.Берестов «Праздник мам», Е.Благинина «Мамин День», Н. Саконская «Разговор о маме». Пальчиковые игры «Семья», «Мамины помощники», «Мамин день», «Все мамы хороши». Дидактические игры: «Кто главный»? «Кто старше, кто младше»? Сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери», «Моя семья», «День рождения», «Ждем гостей». Театрализованная деятельность по сказкам: «Волк и семеро козлят», «Гуси – лебеди». Речевое развитие. Словесные игры: «Добрые слова». «Как мама меня бережет», «Доскажи словечко», «Хорошо-плохо», «Сундучок волшебных слов», «Ласковое слово», «Мамина профессия». Физическое развитие. Подвижные игры: «Птичка и птенчики», «Курочка-хохлатка», «Найди свой домик» Прослушивание музыкальных произведений: «Подарок маме» муз. Е.Ботерова, сл.Виеру. «Мама» муз.Л.Бакалова, сл.С. Вигдорова, «Каждый по-своему маму поздравит» Т.Попатенко, Колыбельные песни. Художественное творчество: Аппликация «Подарок любимой маме», Рисование «Портрет моей мамы». «Украсим мамин свитер»,
| Расширили представления по теме. Обогатили словарь детей. Развитие инициативности в высказываниях в ходе бесед; активизация словарного запаса детей. Воспитание чувства благодарности и любви к маме. Развитие диалогической речи, памяти, логического мышления. Развитие интереса детей к художественной литературе. Дети учились внимательно слушать художественные произведения, учились сравнивать, анализировать и делать выводы. Расширили умения детей разворачивать сюжетную линию игры; формирование интереса к сюжетно-ролевым играм. Развитие интереса к театрализованной деятельности. Расширили и обогатили словарный запас детей. Познакомили детей с профессиями мам. Повысили интерес детей к музыкальному творчеству. Формирование основ здорового образа жизни и интереса к подвижным играм. Развитие художественных способностей детей, инициативности. Привитие эстетического вкуса. |
III. Итоговый | Формировать у детей углубленные знания о празднике «День Матери», о роли мамы и ее значении в жизни ребенка; умение составлять короткий рассказ, отвечать на вопросы педагога, способствовать воспитанию любви и благодарности к маме. | Проведение развлечения ко дню Матери «Мама – солнышко мое». | За время реализации проекта «День Матери» у детей повысился уровень знаний о семье, об особой и знаковой роли матери в жизни каждого ребенка; родственных отношениях. Сформировалось представление об истории праздника «День Матери». Активизировалось сотрудничество педагогов, детей и родителей. |
Определение перспектив | Подобрать нетрадиционные формы и методы работы с семьей воспитанников при дальнейшем развитии темы проекта. | Разработать досуговый блок: | Воспитанники получат больше информации о своей маме, что мама дает нам опору, поддержку, тепло, навыки общения, учит преодолевать трудности. Родители - активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность |
Итоговые продукты в ходе реализации проекта:
- Развлечение «Мама - солнышко мое».
- Выставка стенгазеты «Моя мама».
- Выставка детских рисунков: «Портрет мой мамы»
- Акция «Поздравим мам с праздником».
Литература
1. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
2.Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013 г.
3.Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Мосалова Л. Л. СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2011 г.
4 Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
5. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.
6. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.
7. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: - М.: Просвещение, 2001.
8. Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-значимый проект для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Тема: «Мы помним -мы гордимся»
Социально-значимый проект для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)Тема: «Мы помним -мы гордимся»...
Социально-значимый проект «Птичья столовая» ( младший дошкольный возраст)
Паспорт проектаТип проекта: информационно-ориентированныйВид проекта: краткосрочный, семейный, групповойСроки реализации: 2 месяца (Январь 2020 - Февраль 2020 гг.)Участники проекта: Воспитатели, воспи...
Социально-значимый проект для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Поклонимся Великим тем годам»
В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. И наши дошкольники не ис...
Социально-значимый проект для детей среднего дошкольного возраста «Защитники Отечества»
Родина, Отечество. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – ...
Социально значимый проект для детей старшего дошкольного возраста по нравственно патриотическому воспитанию Тема: "Люблю тебя мой край родной".
Цель проекта направлена на расширение и обобщение знаний детей об истории своего края, его традиций , которыми богат край , народными промыслами искусством. Уточнять и рас...
Социально - значимый проект для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности " КНИГА - НАШ ЛУЧШИЙ ДРУГ"
Цель проекта:формирование у детей интереса к книгам. Развитие воображения, творческих способностей через творческую деятельность. Привитие правильных жиз...
Социально-значимый проект для детей старшего дошкольного возраста «Никто не забыт, ничто не забыто»
Актуальность:Родина, Отечество.… Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитание чувства патриотизма у ...