Образовательный проект «Пришла Коляда – отворяй ворота!»
проект
Большое место в приобщении детей к истокам народной культуры занимают народные праздники и традиции. Они позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Именно через праздники взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его полноценного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolyada.docx | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Сараева Наталья Александровна
Образовательный проект «Пришла Коляда – отворяй ворота!»
Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохраненное предшествующим
поколением может любить Родину, узнать ее,
стать подлинным патриотом.
(С. Михалков)
Большое место в приобщении детей к истокам народной культуры занимают народные праздники и традиции. Они позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Именно через праздники
взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его полноценного развития.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали историю и культуру своего народа.
Работу по приобщению детей к русскому музыкальному фольклору и народным традициям провожу во всех возрастных группах. Задачи ставлю, учитывая возрастные особенности детей разных групп.
В МДОУ №15 традиционно проводятся календарные праздники: Осенины, Колядки, Масленица, Иван Купала и другие. Дети знакомятся с такими христианскими праздниками, как Рождество и Пасха. В подготовке и проведении праздников активно участвуют родители и сотрудники детского сада.
Одним из эмоционально ярких моментов текущего учебного года для детей нашего детского сада стали Колядки. Дети с увлечением готовились к этому празднику: вместе с воспитателями и с родителями готовили костюмы, атрибуты, угощение, учили песни-колядки. Ну, а максимум удовольствия детям доставил процесс колядования по группам в костюмах ряженых и получение даров и угощений от гостеприимных хозяев.
Праздник – это яркое, запоминающееся событие в жизни любого человека. Принимая участие в празднике, дети испытывают эмоциональный подъем, радость, являются участниками интересных, приятных и неожиданных событий. Поэтому участвуют в праздничном действии с удовольствием и получают максимум информации и эмоций.
Свою работу по приобщению дошкольников к русским национальным традициям я строю как процесс подготовки и празднования традиционных народных праздников. Данный процесс охватывает разные возрастные группы, причем в каждой группе ставятся задачи, соответствующие определенному возрасту детей.
Цель проекта: приобщение детей дошкольного возраста к русским национальным традициям через музыкальный фольклор с участием разных возрастных групп (на примере Рождественских колядок).
Задачи проекта:
- Познакомить детей с традиционными святочными обрядами, атрибутами и героями обряда колядования. Объяснить значение слов «Коляда», «коладовщики», «Авсень»;
- Разучить с детьми святочные песни, колядки, игры и хороводы;
- Расширить и закрепить знания детей о национальном русском костюме, предметах русского быта;
- Создать условия для развития музыкальных творческих способностей детей в области пения и музыкально-ритмических движений;
- Воспитывать любовь и интерес к русской национальной культуре, традициям;
- Создать праздничную атмосферу в детском коллективе.
Участники проекта: дети подготовительной, старшей группы, педагоги ДОУ, родители.
Основные направления реализации проекта:
Работа с детьми:
Средние группы | Дети в роли зрителей |
колядках; |
Старшая группа | Дети в роли участников игр и развлечений |
|
Подготовительная группа | Дети в главной роли (колядующие), активная творческая деятельность. |
|
Работа с педагогами:
Средние группы |
|
Старшая группа |
Оформление музыкального зала в русском стиле; |
Подготовительная группа |
|
Работа с родителями:
Средние группы |
|
Старшая группа |
|
Подготовительная группа |
|
Работа по реализации проекта осуществлялась в несколько этапов.
1 этап – подготовительный:
- Изучение и подбор материала об истории возникновения и традициях проведения праздника Коляда.
- Индивидуальные беседы с педагогами ДОУ и родителями для вовлечения в творческую работу по подготовке проекта.
- Подбор фольклорного музыкального репертуара (русские народные игры, хороводы, песни-колядки, элементы святочных гаданий).
- Разработка сценария мероприятия, посвященного празднованию Коляды.
2 этап – творческий:
- Подготовка и показ презентации и видеоролика о рождественских колядках в разных возрастных группах.
- Разучивание игр и хороводов к празднику в старшей и подготовительной группах.
- Знакомство с элементами святочных гаданий в старшей и подготовительной группах.
- Групповое, подгрупповое и индивидуальное разучивание песен- колядок и стихов в подготовительной группе.
- Подготовка атрибутов для праздничных игр и хороводов.
- Подготовка народных костюмов для детей старшей группы и взрослых персонажей.
- Изготовление атрибутов для колядования.
- Изготовление костюмов для ряжения детей подготовительной группы.
- Оформление музыкального зала в русском стиле.
- Подготовка педагогами ДОУ праздничного мероприятия.
- Приготовление родителями угощения для колядующих.
3 этап – итоговый:
- Представление детьми подготовительной группы обряда колядования перед детьми средних групп и старшей группы.
- Участие детей старшей и подготовительной группы в фольклорном празднике «Пришла Коляда».
- Анализ результатов проведения праздничного мероприятия.
Обеспечение проекта:
- Подбор информационного материала и музыкального репертуара.
- Изготовление костюмов для ряжения детей подготовительной группы и взрослых; подготовка народных костюмов для детей старшей группы и взрослых персонажей.
- Изготовление атрибутов для обряда колядования (звезда, месяц); подготовка атрибутов для святочных гаданий (горшки с предметами); подготовка атрибутов для праздничных игр и хороводов.
Предполагаемый результат:
- Пробуждение интереса детей к истории и культуре своего народа.
- Расширение знаний всех участников проекта о русской национальной культуре.
- Развитие умений всех участников проекта активно использовать музыкальные и хороводные игры, песни-колядки, для проведения русского обрядового праздника Коляда.
- Осмысленное участие детей в праздничном мероприятии, в проведении обряда колядования, в соответствии с возрастными задачами (знают название праздника, поют или воспринимают песни-колядки, исполняют хороводные игры, участвуют в проведении святочных гаданий).
- Коллективное согласованное взаимодействие детей разных возрастных групп, возможность творческой самореализации каждого ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
- Создание психологического комфорта и радостной атмосферы от совместного общения в праздничном мероприятии.
Продукт совместной деятельности:
- Создание педагогами видеопрезентации о русском традиционном празднике Коляда.
- Изготовление родителями и педагогами, совместно с детьми подготовительной группы, костюмов и атрибутов для ряжения и колядования.
- Изготовление детьми подготовительной группы элементов оформления музыкального зала в русском стиле.
- Представление детьми подготовительной группы обряда колядования в разных возрастных группах.
- Участие детей средней и подготовительной групп в фольклорном празднике «Пришла Коляда».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий рождественского развлечения "Пришла коляда - отворяй ворота"
Развлечение "Пришла коляда - отворяй ворота"...
Пришла Коляда - отворяй ворота
Сценарий фольклорного праздника, посвященного рождественским праздникам...
"Пришла коляда- отворяй ворота" творческий краткосрочный проект
Краткосрочный творческий проект "Пришла Коляда- отворяй ворота"...
Проект "Пришла коляда- отворяй ворота"
Проект для детей 6-7 лет для ознакомления с традициями русского народа. Дать представление о том, что такое "Колядки", когда они проводились и для чего...
Проект в подготовительной группе " Пришла Коляда, отворяй ворота!"
Проект в подготовительной группе "Пришла Коляда, отворяй ворота!" знакомит ребят с традиционным национальным народным праздником "Рождество". Этот проект знакомит детей с историей ...
Образовательно-творческий проект «Пришла Коляда – отворяй ворота!»
Дошкольники мало знают о традициях своего народа, совсем не знают обрядовых песен, только начинают знакомиться с малыми формами фольклора. Для формирования патриотических чувств необходимо приоб...
Конспект образовательной деятельности по конструированию в рамках проекта «Пришла коляда, отворяй ворота»
Тема: «Рождественский ангел»Цель: создание условий для развития умения из бумаги конструировать зайца, выделяя его характерные особенности.Задачи: Формировать умение основным технологическ...