Образовательный проект «Пришла Коляда – отворяй ворота!»
проект

Сараева Наталья Александровна

Большое место в приобщении детей к истокам народной культуры занимают народные праздники и традиции. Они позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Именно через праздники взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его полноценного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolyada.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Сараева Наталья Александровна

Образовательный проект «Пришла Коляда – отворяй ворота!»

Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохраненное предшествующим

поколением может любить Родину, узнать ее,

стать подлинным патриотом.

(С. Михалков)

Большое место в приобщении детей к истокам народной культуры занимают народные праздники и традиции. Они позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Именно через праздники

взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его полноценного развития.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали историю и культуру своего народа.

Работу по приобщению детей к русскому музыкальному фольклору и народным традициям провожу во всех возрастных группах. Задачи ставлю, учитывая возрастные особенности детей разных групп.

В МДОУ №15 традиционно проводятся календарные праздники: Осенины, Колядки, Масленица, Иван Купала и другие. Дети знакомятся с такими христианскими праздниками, как Рождество и Пасха. В подготовке и проведении праздников активно участвуют родители и сотрудники детского сада.

Одним из эмоционально ярких моментов текущего учебного года для детей нашего детского сада стали Колядки. Дети с увлечением готовились к этому празднику: вместе с воспитателями и с родителями готовили костюмы, атрибуты, угощение, учили песни-колядки. Ну, а максимум удовольствия детям доставил процесс колядования по группам в костюмах ряженых и получение даров и угощений от гостеприимных хозяев.

Праздник – это яркое, запоминающееся событие в жизни любого человека. Принимая участие в празднике, дети испытывают эмоциональный подъем, радость, являются участниками интересных, приятных и неожиданных событий. Поэтому участвуют в праздничном действии с удовольствием и получают максимум информации и эмоций.

Свою работу по приобщению дошкольников к русским национальным традициям я строю как процесс подготовки и празднования традиционных народных праздников. Данный процесс охватывает разные возрастные группы, причем в каждой группе ставятся задачи, соответствующие определенному возрасту детей.

Цель проекта: приобщение детей дошкольного возраста к русским национальным традициям через музыкальный фольклор с участием разных возрастных групп (на примере Рождественских колядок).

Задачи проекта:

  1. Познакомить        детей        с        традиционными        святочными обрядами, атрибутами и героями обряда колядования. Объяснить значение слов «Коляда», «коладовщики», «Авсень»;
  2. Разучить с детьми святочные песни, колядки, игры и хороводы;
  3. Расширить и закрепить знания детей о национальном русском костюме, предметах русского быта;
  4. Создать условия для развития музыкальных творческих способностей детей в области пения и музыкально-ритмических движений;
  5. Воспитывать любовь и интерес к русской национальной культуре, традициям;
  6. Создать праздничную атмосферу в детском коллективе.

Участники проекта: дети подготовительной, старшей группы, педагоги ДОУ, родители.

Основные направления реализации проекта:

Работа с детьми:

Средние группы

Дети в роли зрителей

  • Цикл бесед о традициях празднования русского праздника Коляда;
  • Просмотр презентации и видеоролика о рождественских

колядках;

Старшая группа

Дети в роли участников игр и

развлечений

  • Цикл бесед о традициях празднования русского праздника Коляда;
  • Просмотр презентации и видеоролика о рождественских колядках;
  • Разучивание народных игр и хороводов к празднику;
  • Знакомство с элементами обряда колядования (песни-колядки);
  • Знакомство с элементами святочных гаданий;

Подготовительная группа

Дети в

главной роли (колядующие), активная творческая

деятельность.

  • Цикл бесед о традициях празднования русского праздника Коляда;
  • Просмотр презентации и видеоролика о рождественских колядках;
  • Разучивание народных игр и хороводов к празднику;
  • Знакомство с элементами святочных гаданий;
  • Разучивание        песен-колядок, стихов к празднику;
  • Участие в создании собственного костюмированного        образа (костюмы, головные уборы, маски, платки, украшения);
  • Участие        в        создании атрибутов колядования (звезда, месяц);
  • Участие        в        оформлении музыкального        зала        (роспись тарелок);

Работа с педагогами:

Средние группы

  • Проведение с детьми цикла бесед о традициях празднования русского праздника Коляда;
  • Показ        детям        презентации        и        видеоролика        о рождественских колядках;
  • Беседы        с        родителями        и        консультирование по вопросу        приготовления        угощения        для колядующих;

Старшая группа

  • Проведение с детьми цикла бесед о традициях празднования русского праздника Коляда;
  • Показ детям презентации и видеоролика о рождественских колядках;
  • Беседы с родителями и консультирование по вопросу приготовления угощения для колядующих;
  • Разучивание с детьми народных игр и хороводов к празднику;
  • Знакомство детей с элементами обряда колядования (песни-колядки);
  • Знакомство детей с элементами святочных гаданий;
  • Подготовка народных костюмов для детей и взрослых персонажей;
  • Подготовка атрибутов для праздничных игр, хороводов и обрядов;
  • Разучивание ролей взрослых персонажей;

Оформление музыкального зала в русском стиле;

Подготовительная группа

  • Проведение с детьми цикла бесед о традициях празднования русского праздника Коляда;
  • Показ        детям        презентации        и        видеоролика        о рождественских колядка;
  • Разучивание с детьми народных игр и хороводов к празднику;
  • Знакомство        детей        с        элементами        святочных гаданий;
  • Разучивание с        детьми        песен-колядок, стихов к празднику;
  • Подготовка        атрибутов        для        праздничных        игр, хороводов и обрядов;
  • Подготовка атрибутов для колядования;
  • Изготовление и подготовка костюмов и атрибутов для ряжения детей и взрослых персонажей;
  • Разучивание ролей взрослых персонажей;
  • Изготовление с детьми элементов оформления музыкального зала в русском стиле (роспись тарелок);
  • Оформление музыкального зала в русском стиле;

Работа с родителями:

Средние группы

  • Проведение с родителями цикла бесед об истории и традициях проведения русского праздника Коляда;
  • Приготовление угощения для колядующих;

Старшая группа

  • Проведение с родителями цикла бесед об истории и традициях проведения русского праздника Коляда;
  • Приготовление угощения для колядующих;

Подготовительная группа

  • Проведение с родителями цикла бесед об истории и традициях проведения русского праздника Коляда;
  • Изготовление и подготовка костюмов для ряжения детей.

Работа по реализации проекта осуществлялась в несколько этапов.

1 этап – подготовительный:

  1. Изучение и подбор материала об истории возникновения и традициях проведения праздника Коляда.
  2. Индивидуальные        беседы        с        педагогами        ДОУ        и        родителями для вовлечения в творческую работу по подготовке проекта.
  3. Подбор фольклорного музыкального репертуара (русские народные игры, хороводы, песни-колядки, элементы святочных гаданий).
  4. Разработка        сценария        мероприятия,        посвященного празднованию Коляды.

2 этап – творческий:

  1. Подготовка и показ презентации и видеоролика о рождественских колядках в разных возрастных группах.
  2. Разучивание        игр        и        хороводов        к        празднику        в старшей        и подготовительной группах.
  3. Знакомство        с        элементами        святочных        гаданий        в        старшей        и подготовительной группах.
  4. Групповое,        подгрупповое        и        индивидуальное        разучивание песен- колядок и стихов в подготовительной группе.
  5. Подготовка атрибутов для праздничных игр и хороводов.
  6. Подготовка народных костюмов для детей старшей группы и взрослых персонажей.
  7. Изготовление атрибутов для колядования.
  8. Изготовление костюмов для ряжения детей подготовительной группы.
  9. Оформление музыкального зала в русском стиле.
  10. Подготовка педагогами ДОУ праздничного мероприятия.
  11. Приготовление родителями угощения для колядующих.

3 этап – итоговый:

  1. Представление детьми подготовительной группы обряда колядования перед детьми средних групп и старшей группы.
  2. Участие детей старшей и подготовительной группы в фольклорном празднике «Пришла Коляда».
  3. Анализ результатов проведения праздничного мероприятия.

Обеспечение проекта:

  1. Подбор информационного материала и музыкального репертуара.
  2. Изготовление костюмов для ряжения детей подготовительной группы и взрослых; подготовка народных костюмов для детей старшей группы и взрослых персонажей.
  3. Изготовление атрибутов для обряда колядования (звезда, месяц); подготовка атрибутов для святочных гаданий (горшки с предметами); подготовка атрибутов для праздничных игр и хороводов.

Предполагаемый результат:

  1. Пробуждение интереса детей к истории и культуре своего народа.
  2. Расширение знаний всех участников проекта о русской национальной культуре.
  3. Развитие умений всех участников проекта активно использовать музыкальные и хороводные игры, песни-колядки, для проведения русского обрядового праздника Коляда.
  4. Осмысленное участие детей в праздничном мероприятии, в проведении обряда колядования, в соответствии с возрастными задачами (знают название праздника, поют или воспринимают песни-колядки, исполняют хороводные игры, участвуют в проведении святочных гаданий).
  5. Коллективное согласованное взаимодействие детей разных возрастных групп, возможность творческой самореализации каждого ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
  6. Создание психологического комфорта и радостной атмосферы от совместного общения в праздничном мероприятии.

Продукт совместной деятельности:

  1. Создание педагогами видеопрезентации о русском традиционном празднике Коляда.
  2. Изготовление родителями и педагогами, совместно с детьми подготовительной группы, костюмов и атрибутов для ряжения и колядования.
  3. Изготовление детьми подготовительной группы элементов оформления музыкального зала в русском стиле.
  4. Представление детьми подготовительной группы обряда колядования в разных возрастных группах.
  5. Участие детей средней и подготовительной групп в фольклорном празднике «Пришла Коляда».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пришла Коляда - отворяй ворота

Сценарий фольклорного праздника, посвященного рождественским праздникам...

"Пришла коляда- отворяй ворота" творческий краткосрочный проект

Краткосрочный творческий проект "Пришла Коляда- отворяй ворота"...

Проект "Пришла коляда- отворяй ворота"

Проект для детей 6-7 лет для ознакомления с традициями русского народа. Дать представление о том, что такое "Колядки", когда они проводились и для чего...

Проект в подготовительной группе " Пришла Коляда, отворяй ворота!"

Проект в подготовительной группе "Пришла Коляда, отворяй ворота!" знакомит ребят с традиционным национальным народным праздником "Рождество". Этот проект знакомит детей с историей ...

Образовательно-творческий проект «Пришла Коляда – отворяй ворота!»

Дошкольники мало знают о традициях своего народа, совсем не знают обрядовых песен, только начинают знакомиться с малыми формами фольклора. Для формирования патриотических чувств необходимо  приоб...

Конспект образовательной деятельности по конструированию в рамках проекта «Пришла коляда, отворяй ворота»

Тема: «Рождественский ангел»Цель: создание условий для развития умения из бумаги конструировать зайца, выделяя его характерные особенности.Задачи: Формировать умение основным технологическ...