Краткосрочный проект "Пришла коляда-отворяй ворота
проект по окружающему миру

Прокудина Елена Сергеевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_prishla_kolyada-otvoryayte_vorota.odt29.15 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Дмитриевская СОШ» (дошкольные группы)

Краткосрочный

Проект

«Пришла коляда, отворяй ворота»

Старшая группа

выполнила:

воспитатель Прокудина Е. С.

                                                        

                       

п. Жилгородок, 2024 год

Пояснительная записка:

Фольклор является наиболее яркой сферой выражения народного идеала, так как это «область духовной культуры человечества, которая выражая мировоззрения народных масс, объективно представляет собой образно –художественное отражение действительности в свете эстетических идеалов самого народа. С раннего детства ребенок живет в родной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре русского народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки.

Постановка проблемы: 

К сожалению, мы отходим от народных традиций в проведении календарных праздников, в том числе зимнего веселья «Колядки», тем самым лишаем детей возможности прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта

  • Игровой
  • Информационно – коммуникативные технологии
  • Технология сотрудничества
  • Художественное исполнительство.

Цель:

    Познакомить детей с праздником Рождество Христово и следующим за ним праздником Рождественские Святки, русскими народными традициями встречи, празднования и проведения этих праздников.

Задачи:

1. Познакомить с праздником народного календаря и православными: Рождество, Святки, Коляда.

2. Развивать активный и пассивный словарь на основе полученных и уже имеющихся знаний о народных праздниках.

3. Воспитывать уважение к историческим традициям своего народа.

Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1

образовательная деятельность

Познавательное развитие.

Экологическое воспитание

« В мире металла»

Познавательное развитие ( ФЭМП)

Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8

Художественно-эстетическое  развитие( Рисование)

«Что мне больше всего понравилось на новогоднем празднике»

Речевое развитие

Чтение русской народной сказки « Хаврошечка»

Художественно-эстетическое развитие

(Конструирование.)

«Машины»

2

Наблюдения (экскурсии, прогулки)

Просмотр мультфильмов про Рождество

Просмотр презентации «Пришла Коляда-отворяй ворота»

3

Рассказывание

Беседа «Традиции Рождества Христова»

Беседа «Что такое колядки?»

Беседы «Мы встречаем гостей»

Беседа

«Гуляют ребятки в зимние святки»

Беседа

«Святочные вечера»

4

Чтение художественной литературы

Сказка «Двенадцать месяцев»

Сказка «Баба Яга»

Народный фольклор

«Уж я золото храню»,

«Колядки»

И. Соколов-Микитов

«Зимой»

Н. Калинина «Про снежный колобок»

5

Экспериментирование,

моделирование

Оригами «Ангелочек»

«Маска для колядования»

6

Игры  (настольно-печатные и дидактические)

«Ведьмина метелка»

« Чудесный мешочек»

« Бабка Ежка»

«Прялица»

7

Художественно-творческая деятельность:

Рисование

 «Маски на святки, чтобы петь Колядки»

 

Рождественский ангел

Аппликация

 «Что за праздник «Рождество»

Лепка

 «Рождественский венок»

Планируемые результаты:

Личностные качества:

  • проявляют устойчивый интерес к работе по сохранению культурных  и духовно-нравственных ценностей родной страны
  • способны привлечь родных к совместной деятельности деятельности

Интеллектуальные качества:

  • способен применять освоенные знания и представления в личном опыте, выделять общее в частном и наполнять общее конкретным содержанием;
  • узнают об истоках празднования Рождества и коляды, о традициях, связанных с праздником;
  • способен уверенно действовать по инструкции педагога в процессе создания аппликации и описания продукта собственной художественно – творческой деятельности;
  • способен разработать план действий в процессе рисования, составления описательного или творческого рассказа

Физические качества

  • владеет конструктивными навыками.
  • умеет использовать атрибуты, строительный материал.
  • проявляет ручную ловкость в процессе лепке, аппликации.

Итоговое мероприятие:

Развлечение «Колядки», Выставка детских рисунков

Описание продукта, полученного в результате проекта:

Выставка детского творчества

Вид проекта:  

познавательный, творческий, игровой, групповой.

Состав участников:

Дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Интеграция образовательных областей:

№№

пп

Название образовательной области

Содержание

(краткое)

Задачи

1

Физическое развитие

Подвижные игры, изучение правил

Развитие двигательной активности детей, в том числе  связанной  с   выполнением

упражнений, направленных  на  развитие  таких  физических    качеств, как координация  и  гибкость;   способствующих   правильному     формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия,   координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук,

2

Речевое развитие

Чтение рассказов, сказок, загадок. Разучивание новогодних обычаев и примет. Беседы с детьми.

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. обогащение активного словаря. Развитие литературной речи к словесному искусству.

3

Художественно-эстетическое

Рисование и лепка

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, потребность в самовыражении. Развитие продуктивной деятельности детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.

4

Социально-коммуникативное

Сюжетно-ролевая игра «Идем в гости»

Развитие общения  и  взаимодействия  ребёнка  со    взрослыми и

сверстниками;  становление  самостоятельности,       целенаправленности в деятельности; развитие социального и эмоционального интеллекта,  формирование готовности  к  совместной  деятельности  со  сверстниками,   формирование уважительного отношения и чувства  принадлежности  к  событиям происходящим в их селе.

5

Познавательное развитие

Беседа

 Развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий;  развитие  воображения  и    творческой активности; формирование первичных представлений  о  малой  родине  представлений о социокультурных ценностях нашего села.

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:

  • Согласованная работа воспитателей группы по качественной подготовке детей деятельности (готовность детей, помощь в создании предметно – развивающей среды).
  • Связь с родителями выполняющими роль участников и зрителей.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

      для педагога:

Проектор, экран, аудиозаписи  песен

Игра в русские народные игры

Прослушивание музыкальных произведений по теме проекта.

Презентация «Пришла Коляда-отворяйте ворота», иллюстрации «»  

    для детей:

       Краски с кисточкой, альбомные листы по количеству детей, спичечные коробки, гуашь, картон, цветная бумага, ножницы, клей. Дидактические игры, атрибуты к сюжетно – ролевой игре,  строительный материал.

Планируемое время на реализацию проекта по этапам:

3 недели (февраль-март 2021г)

№№ пп

Этап

Содержание деятельности

Сроки

1

Поисковый

Подбор и анализ литературного, иллюстративного, игрового, фото и видео материала по теме проекта.

20.12-27.12

2

Аналитический

Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта. Разработка сценария.

27.12-30.12

3

Практический

Чтение художественной литературы

Изготовление масок для колядования

Выставка детского творчества по теме

10.01-14.01

4

Презентационный

Просмотр презентации «Пришла Коляда-отворяйте ворота»

14.01

5

Контрольный

Анализ проведенных мероприятий по теме проекта, обобщение.

17.01

Организационные формы работы над проектом

№№ пп

Формы работы

Название / тема

Сроки

1

образовательная деятельность

«Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

12.01

2

Наблюдение

Просмотр презентации «Пришла Коляда-отворяйте ворота»

14.01

3

Экспериментирование,

Моделирование

Оригами «Ангелочек», « Маски для колядования»

21.12, 23.12

4

Экскурсии

5

Самостоятельная работа детей

Постройка «Рождественский домик»

Работа с энциклопедиями, дидактические игры.

10.01

6

Взаимодействие с родителями

Исследовательская работа, беседы, консультации.

10.01-14.01

7

Групповое обсуждение

Беседа «Традиции Рождества Христова»

10.01

8

Дидактические игры

 «Чудесный мешочек», «Бабка Ежка», «Прялица»

10.01-14.01

9

Рассматривание иллюстраций

Празднование Рождества на Руси

12.01

10

Оформление тематических выставок

Выставка рисунков «Маски на святки, чтобы петь колядки»

14.01

11

Просмотр познавательных мультфильмов

Просмотр мультфильмов о Рождестве

13.01

12

Подвижные игры

Подвижная игра: «Ведьмина метелка», «Скачем на коне», «Перетяни канат», «Пузырь», «Калечина-малечина»

10.01-14.01

13

Проектная деятельность

Изготовление атрибутов к дидактической игре

12.01

14

Восприятие художественных произведений с последующим свободным общением

Сказка «12 мсяцев», сказка «Баба Яга», народный фольклор «Уж я золото храню», «Колядки», И. Соколов-Микитов «Зимой»,

Н. Калинина «Про снежный колобок»

 

10.01-14.01

Список литературы:

1. О.А.Ботякова «Солнечный круг»; О.Н.Корепанова.

2.Т.А.Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством».

3.«Энциклопедия русских обычаев» (Москва, изд. ВЕЧЕ 2001г.).

4.«Круглый год. Народный календарь» (Санкт-Петербург, изд. АГРОПРОМИЗДАТ ДИНАМИТ 1999г.).

5.«Красна изба» - Тихонова М.В., Смирнова Н.С. (Санкт-Петербург изд. «Детство-пресс» 2004г.).

6.«Приобщение детей к истории русской народной культуры» (О.Л.Князева, М.Д.Маханова, Санкт-Петербург, изд. «Детство-пресс» 2002г.).

7.«Солнечный круг» (О.А.Ботянов, Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2004г.).

8.«Фольклорный праздник» (Г.М.Науменко, Москва, изд. LINKA-PRESS 2000 г.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занимательного дела "Коляда, коляда - отворяй ворота"

интегрированное занятие : Конструирование, музыка, физическая культура, познание....

Развлечение «Коляда, коляда – отворяй ворота»

Развлечение  , которое поможет приобщить детей к народным истокам и традициям....

Конспект НОД по музыке с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Коляда, коляда, отворяй ворота!"

Конспект составлен по ФГОС и прикреплено приложение с колядками, физминуткой и беседой....

"Пришла коляда- отворяй ворота" творческий краткосрочный проект

Краткосрочный творческий проект "Пришла Коляда- отворяй ворота"...

Презентация краткосрочного проекта " Коляда, коляда- отворяй ворота!"старшая группа

Приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить их с обрядом колядования на Руси....

Краткосрочный проект «Коляда, Коляда! Отворяй ворота…»

Беседа в старших группах о зимних праздниках от Рождества до Крещения...

Сценарий развлечения «Приходила Коляда - отворяй-ка ворота!»

Народные праздники – это очень благодатная тема для ознакомления детей дошкольного возраста с русскими народными традициями, обращения к исконно русским корням в игровой форме. Дети очень л...