Краткосрочный проект "Пришла коляда-отворяй ворота
проект по окружающему миру
Предварительный просмотр:
МБОУ «Дмитриевская СОШ» (дошкольные группы)
Краткосрочный
Проект
«Пришла коляда, отворяй ворота»
Старшая группа
выполнила:
воспитатель Прокудина Е. С.
п. Жилгородок, 2024 год
Пояснительная записка:
Фольклор является наиболее яркой сферой выражения народного идеала, так как это «область духовной культуры человечества, которая выражая мировоззрения народных масс, объективно представляет собой образно –художественное отражение действительности в свете эстетических идеалов самого народа. С раннего детства ребенок живет в родной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре русского народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки.
Постановка проблемы:
К сожалению, мы отходим от народных традиций в проведении календарных праздников, в том числе зимнего веселья «Колядки», тем самым лишаем детей возможности прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта
- Игровой
- Информационно – коммуникативные технологии
- Технология сотрудничества
- Художественное исполнительство.
Цель:
Познакомить детей с праздником Рождество Христово и следующим за ним праздником Рождественские Святки, русскими народными традициями встречи, празднования и проведения этих праздников.
Задачи:
1. Познакомить с праздником народного календаря и православными: Рождество, Святки, Коляда.
2. Развивать активный и пассивный словарь на основе полученных и уже имеющихся знаний о народных праздниках.
3. Воспитывать уважение к историческим традициям своего народа.
Проектная карта | ||||||||
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами | Дни недели | |||||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | ||||
1 | образовательная деятельность | Познавательное развитие. Экологическое воспитание « В мире металла» | Познавательное развитие ( ФЭМП) Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 | Художественно-эстетическое развитие( Рисование) «Что мне больше всего понравилось на новогоднем празднике» | Речевое развитие Чтение русской народной сказки « Хаврошечка» | Художественно-эстетическое развитие (Конструирование.) «Машины» | ||
2 | Наблюдения (экскурсии, прогулки) | Просмотр мультфильмов про Рождество | Просмотр презентации «Пришла Коляда-отворяй ворота» | |||||
3 | Рассказывание | Беседа «Традиции Рождества Христова» | Беседа «Что такое колядки?» | Беседы «Мы встречаем гостей» | Беседа «Гуляют ребятки в зимние святки» | Беседа «Святочные вечера» | ||
4 | Чтение художественной литературы | Сказка «Двенадцать месяцев» | Сказка «Баба Яга» | Народный фольклор «Уж я золото храню», «Колядки» | И. Соколов-Микитов «Зимой» | Н. Калинина «Про снежный колобок» | ||
5 | Экспериментирование, моделирование | Оригами «Ангелочек» | «Маска для колядования» | |||||
6 | Игры (настольно-печатные и дидактические) | «Ведьмина метелка» | « Чудесный мешочек» | « Бабка Ежка» | «Прялица» | |||
7 | Художественно-творческая деятельность: | |||||||
Рисование | «Маски на святки, чтобы петь Колядки» |
| Рождественский ангел | |||||
Аппликация | «Что за праздник «Рождество» | |||||||
Лепка | «Рождественский венок» |
Планируемые результаты:
Личностные качества:
- проявляют устойчивый интерес к работе по сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родной страны
- способны привлечь родных к совместной деятельности деятельности
Интеллектуальные качества:
- способен применять освоенные знания и представления в личном опыте, выделять общее в частном и наполнять общее конкретным содержанием;
- узнают об истоках празднования Рождества и коляды, о традициях, связанных с праздником;
- способен уверенно действовать по инструкции педагога в процессе создания аппликации и описания продукта собственной художественно – творческой деятельности;
- способен разработать план действий в процессе рисования, составления описательного или творческого рассказа
Физические качества
- владеет конструктивными навыками.
- умеет использовать атрибуты, строительный материал.
- проявляет ручную ловкость в процессе лепке, аппликации.
Итоговое мероприятие:
Развлечение «Колядки», Выставка детских рисунков
Описание продукта, полученного в результате проекта:
Выставка детского творчества
Вид проекта:
познавательный, творческий, игровой, групповой.
Состав участников:
Дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Интеграция образовательных областей:
№№ пп | Название образовательной области | Содержание (краткое) | Задачи |
1 | Физическое развитие | Подвижные игры, изучение правил | Развитие двигательной активности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, |
2 | Речевое развитие | Чтение рассказов, сказок, загадок. Разучивание новогодних обычаев и примет. Беседы с детьми. | Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. обогащение активного словаря. Развитие литературной речи к словесному искусству. |
3 | Художественно-эстетическое | Рисование и лепка | Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, потребность в самовыражении. Развитие продуктивной деятельности детского творчества, приобщение к изобразительному искусству. |
4 | Социально-коммуникативное | Сюжетно-ролевая игра «Идем в гости» | Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности в деятельности; развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к событиям происходящим в их селе. |
5 | Познавательное развитие | Беседа | Развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о малой родине представлений о социокультурных ценностях нашего села. |
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:
- Согласованная работа воспитателей группы по качественной подготовке детей деятельности (готовность детей, помощь в создании предметно – развивающей среды).
- Связь с родителями выполняющими роль участников и зрителей.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
для педагога:
Проектор, экран, аудиозаписи песен
Игра в русские народные игры
Прослушивание музыкальных произведений по теме проекта.
Презентация «Пришла Коляда-отворяйте ворота», иллюстрации «»
для детей:
Краски с кисточкой, альбомные листы по количеству детей, спичечные коробки, гуашь, картон, цветная бумага, ножницы, клей. Дидактические игры, атрибуты к сюжетно – ролевой игре, строительный материал.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам:
3 недели (февраль-март 2021г)
№№ пп | Этап | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Поисковый | Подбор и анализ литературного, иллюстративного, игрового, фото и видео материала по теме проекта. | 20.12-27.12 |
2 | Аналитический | Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта. Разработка сценария. | 27.12-30.12 |
3 | Практический | Чтение художественной литературы Изготовление масок для колядования Выставка детского творчества по теме | 10.01-14.01 |
4 | Презентационный | Просмотр презентации «Пришла Коляда-отворяйте ворота» | 14.01 |
5 | Контрольный | Анализ проведенных мероприятий по теме проекта, обобщение. | 17.01 |
Организационные формы работы над проектом
№№ пп | Формы работы | Название / тема | Сроки |
1 | образовательная деятельность | «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» | 12.01 |
2 | Наблюдение | Просмотр презентации «Пришла Коляда-отворяйте ворота» | 14.01 |
3 | Экспериментирование, Моделирование | Оригами «Ангелочек», « Маски для колядования» | 21.12, 23.12 |
4 | Экскурсии | ||
5 | Самостоятельная работа детей | Постройка «Рождественский домик» Работа с энциклопедиями, дидактические игры. | 10.01 |
6 | Взаимодействие с родителями | Исследовательская работа, беседы, консультации. | 10.01-14.01 |
7 | Групповое обсуждение | Беседа «Традиции Рождества Христова» | 10.01 |
8 | Дидактические игры | «Чудесный мешочек», «Бабка Ежка», «Прялица» | 10.01-14.01 |
9 | Рассматривание иллюстраций | Празднование Рождества на Руси | 12.01 |
10 | Оформление тематических выставок | Выставка рисунков «Маски на святки, чтобы петь колядки» | 14.01 |
11 | Просмотр познавательных мультфильмов | Просмотр мультфильмов о Рождестве | 13.01 |
12 | Подвижные игры | Подвижная игра: «Ведьмина метелка», «Скачем на коне», «Перетяни канат», «Пузырь», «Калечина-малечина» | 10.01-14.01 |
13 | Проектная деятельность | Изготовление атрибутов к дидактической игре | 12.01 |
14 | Восприятие художественных произведений с последующим свободным общением | Сказка «12 мсяцев», сказка «Баба Яга», народный фольклор «Уж я золото храню», «Колядки», И. Соколов-Микитов «Зимой», Н. Калинина «Про снежный колобок»
| 10.01-14.01 |
Список литературы:
1. О.А.Ботякова «Солнечный круг»; О.Н.Корепанова.
2.Т.А.Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством».
3.«Энциклопедия русских обычаев» (Москва, изд. ВЕЧЕ 2001г.).
4.«Круглый год. Народный календарь» (Санкт-Петербург, изд. АГРОПРОМИЗДАТ ДИНАМИТ 1999г.).
5.«Красна изба» - Тихонова М.В., Смирнова Н.С. (Санкт-Петербург изд. «Детство-пресс» 2004г.).
6.«Приобщение детей к истории русской народной культуры» (О.Л.Князева, М.Д.Маханова, Санкт-Петербург, изд. «Детство-пресс» 2002г.).
7.«Солнечный круг» (О.А.Ботянов, Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2004г.).
8.«Фольклорный праздник» (Г.М.Науменко, Москва, изд. LINKA-PRESS 2000 г.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-210418-1361681159.jpg)
Конспект занимательного дела "Коляда, коляда - отворяй ворота"
интегрированное занятие : Конструирование, музыка, физическая культура, познание....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/20/picture-724554-1450620360.jpg)
Развлечение «Коляда, коляда – отворяй ворота»
Развлечение , которое поможет приобщить детей к народным истокам и традициям....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/09/picture-733507-1452360259.jpg)
Конспект НОД по музыке с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Коляда, коляда, отворяй ворота!"
Конспект составлен по ФГОС и прикреплено приложение с колядками, физминуткой и беседой....
"Пришла коляда- отворяй ворота" творческий краткосрочный проект
Краткосрочный творческий проект "Пришла Коляда- отворяй ворота"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/13/picture-1205957-1578868562.jpg)
Презентация краткосрочного проекта " Коляда, коляда- отворяй ворота!"старшая группа
Приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить их с обрядом колядования на Руси....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/17/picture-1095316-1642394384.jpg)
Краткосрочный проект «Коляда, Коляда! Отворяй ворота…»
Беседа в старших группах о зимних праздниках от Рождества до Крещения...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/03/picture-1129165-1730637427.jpg)
Сценарий развлечения «Приходила Коляда - отворяй-ка ворота!»
Народные праздники – это очень благодатная тема для ознакомления детей дошкольного возраста с русскими народными традициями, обращения к исконно русским корням в игровой форме. Дети очень л...