Консультация для педагогов МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ФФН и ОНР
консультация

Мелёхина Ольга Николаевна

Кинезеология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx51.32 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ФФН и ОНР

Кинезиологические упражнения

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии.

Основная цель кинезиологии: развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи развития межполушарной специализации: синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления.

«Гимнастика мозга – ключ к развитию способностей ребёнка». Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария: левое полушарие - правое полушарие. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое –отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

Виды кинезиологических упражнений:

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

ДЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УСЛОВИЯ: Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

Занятия проводятся:

ежедневно утром, без пропусков;

от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;

длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.  

Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

Кинезиологические упражнения

Упражнение «Ухо – нос»

Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

Упражнение «Змейка»

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе

1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог.

2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

Упражнение «Печём блины»

Правая рука лежит ладонью вниз, а левая ладонью вверх, одновременно смена позиций со словами:

Вот как мы печём блины,

Со сметаною они.

Упражнение «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Пальчики соединяем

И колечки получаем

1, 2, 3, 4.

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Ладошки вверх,

Ладошки вниз.

А теперь их на бочок,

И зажали в кулачок.

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак – ребро-ладонь).

Упражнение «Квакушки»

Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении:

Две весёлые квакушки,

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки

Только брызги вверх летят.

Упражнение «Лезгинка».

Левую руку в кулак, большой палец в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой руки. Повторить 6 – 8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений:

Кисть мы в кулачок сжимаем,

А другую разжимаем,

А потом их поменяем.

И лезгинку начинаем.

Упражнение «Ленивые восьмёрки»

Вытянуть руки вперёд, большой палец вверх, рисовать лежащие восьмёрки.

Упражнение «Симметричное письмо»

Рисовать двумя руками одновременно.

Упражнение «Цыганочка»

1 – левая ладонь по левой коленке;

2 – правая ладонь по правой коленке;

3 – левая ладонь по правой коленке;

4 – правая ладонь по левой коленке;

5 – левую ладонь о левую стопу;

6 – правую ладонь о правую стопу;

7 – левую ладонь о правую стопу;

8 – правую ладонь о левую стопу;

9 – левый локоть соединить с правым коленом;

10 – правый локоть соединить с левым коленом.

Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников

I. Растяжки

1. «Снегурочка»

Представьте, что каждый из вас только что слепленная снегурочка. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снегурочка начала таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

2. «Подсолнух»

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в подсолнух. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь.

3. «Тряпичная кукла и оловянный солдатик»

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдатик. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

4. «Сорви грушу»

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет груша с чудесными большими грушами. Груши висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на дерево, видите, вверху справа висит большая груша. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте грушу. Нагнитесь и положите её в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят две чудесных груши. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одну грушу. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другую грушу, которая там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите обе груши в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные спелые груши и складывайте их в корзину.

5. «Обнималочка»

Дети разводят руки в сторону, затем обнимают себя, скрестив руки на груди: сначала правую руку кладут поверх левой, затем наоборот.

6. «Плечо – пояс»

Правую руку на плечо, левую на пояс.

7. «Локотки»

Правая рука указывает на левый локоть, а левая на правый.

8. «Перекрёстные шаги»

Правой рукой касаются левого колена, левой – правого колена.

9. «Хлопки»

Дети стоят друг перед другом: игра с хлопками: правая с правой рукой партнёра, левая с левой рукой партнёра.

10. «Фонарик»

Фонарик погас – фонарик зажёгся. Сжимать поочерёдно верхние фаланги пальцев.

II. Дыхательные упражнения

1. «Свеча»

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

2. «Ныряльщик»

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

3. «Надуй шарик»

Исходное положение - лежа на спине.

Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

5. «Дыхание»

Тихо-тихо мы подышим,

Сердце мы свое услышим.

Исходное положение – основная стойка

  1. Медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4 секунды;
  2. Плавный выдох через нос.

6. «Губы трубочкой»

Чтобы правильно дышать,

Нужно воздух нам глотать.

Исходное положение – основная стойка

  1. Полный вдох через нос, втягивая живот;
  2. Губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа;
  3. Сделать глотательное движение, как бы глотая воздух;
  4. Пауза в течение 2-3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

III. Телесные упражнения

1. «Перекрестное марширование»

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

2. «Мельница»

Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

3. «Паровозик»

Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

4. «Робот»

Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

5. «Колено – локоть»

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

6. «Яйцо»

Спрячемся от всех забот, только мама нас найдет. Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.

7. «Дерево»

Мы растем, растем, растем

И до неба достаем.

Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево. (10 раз)

8.«Крюки»

Можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

VI. Упражнения на релаксацию

1. «Дирижер»

Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка). Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями, и всей рукой целиком. Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

2. «Путешествие на облаке»

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

3. Релаксация “Ковер-самолет”

Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка. Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

V. Глазодвигательные упражнения

1. «Взгляд влево вверх»

Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

2. «Горизонтальная восьмерка»

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

3.«Хобот».

Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

4. “Глаз – путешественник”

Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.

5. «Глазки»

Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать.

Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).

6. «Глазки»

Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

7. «Глазки»

Чтобы зоркими нам стать,

Нужно на глаза нажать.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.

Комплекс №1.

1. Массаж ушных раковин. Сделайте массаж мочки ух, потом всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

2. Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, вбок, назад). Потом сделайте тоже самое левой рукой и правой ногой.

3. Кивание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, наклоните голову вперед и медленно раскачивайте ей из стороны в сторону.

4. Горизонтальная (ленивая) восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, а потом двумя руками вместе.

5. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе двумя руками одновременно зеркально симметричные рисунки.

6. Медвежье покачивание. Качаться из стороны в сторону. Потом подключать руки. Придумать сюжет.

7. Поза скручивания. Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедер притулить к спинке. Правой рукой держитесь за правый бок спинки стула, а левой – за левый. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась напротив стула. Оставайтесь в этом положении 5-10 с. Выполняйте тоже самое в другую сторону.

8. Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче, чем выдох.

9. Гимнастика для глаз. Сделайте плакат-схему зрительно-двигательных траекторий максимально возможной величины. На ней с помощью специальных стрелок обозначены основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вниз, влево, вправо, почасовой стрелки и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1, 2 – коричневый; № 4 – голубой; № 5 – зеленый. Упражнение выполняется только стоя

"Сопряженная гимнастика пальчиков и языка"

          Это одновременная работа пальцев и языка. Все упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.

           Цель занятия: привлечь внимание ребёнка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлению этими движениями.

Задачи:

  1. Сочетание игр и упражнений для тренировки пальцев с речью детей.
  2. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для неё оптимальное время.
  3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.
  4. Упражнения  сопряжённой гимнастики, выполняемые детьми в достаточно быстром темпе, с весёлым настроением, со сменой поз (сидя на полу или на стульях, стоя в кругу и т.д.), можно использовать как психогимнастику или разминку.

          Такую гимнастику рекомендуется проводить во второй половине учебного года, когда у детей уже сформировались устойчивые навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

«Киска сердится»

Текст,  произносит взрослый

Движения или статическая поза

Рук

Губ и языка

На скамейки у окошка

Улеглась и дремлет кошка

Соединить большой палец с безымянным  и средним пальцами, вытянуть вверх мизинец и указательный палец.

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние резцы.

Кошка глазки закрывает,

 Кошка спинку выгибает.

Соединить все пальцы в щепотку, опустить вниз.

На счёт «раз» – выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние резцы.

«Лодочка»

Текст,  произносит взрослый

Движения или статическая поза

Рук

Губ и языка

Две ладошки прижму

 И по морю поплыву.

 Две ладошки, друзья, –

 Это лодочка моя

Две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками.

Рот открыт. Широкий язык положить на нижнюю губу. Боковые края языка загнуть вверх.

Паруса подниму,

 Синим морем поплыву,

 А по буйным волнам

 Плывут рыбки тут и там.

Поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

Подуть. По середине  языка проходит тёплая воздушная струя.

«Цветок»

Текст,  произносит взрослый

Движения или статическая поза

Рук

Губ и языка

Вырос высокий цветок на поляне.

Руки поднять вверх, ладони прижать одну  к другой. Слегка развести и округлить пальцы.

Язык высунуть и с напряжением тянуть его к носу

Утром весенним раскрыл лепестки.

Развести ладони. Выполнить ритмичное движение пальцами: вместе – врозь (несколько раз)

Рот широко открыть – закрыть (в соответствии с движениями пальцев)

Всем лепесткам красоту и питанье дружно дают под землёй корешки

Ладони опустить, прижать кисти тыльной стороной одну к другой, пальцы развести.

Язык высунуть и с напряжением тянуть к подбородку

«Замок»

Текст,  произносит взрослый

Движения или статическая поза

Рук

Губ и языка

На двери висит замок.

Пальцы сцепить в «Замок»

Зубы сомкнуть, губы растянуть в улыбке, чтобы были видны верхние и нижние резцы

Кто открыть его бы смог?

Губы сомкнуть. Изобразить удивление.

Постучали,

Постучать одной ладонью по другой.

Втянуть губы, потом разжать с произнесением звука [п]

Покрутили,

Потереть одну ладонь о другую. Повернуть ладони в разные стороны.

Вытянуть губы «трубочкой» и выполнять движения влево – вправо.

Потянули,

Потянуть ладони в разные стороны.

Растянуть губы в улыбке.

И открыли.

Развести руки в разные стороны.

Широко открыть рот.

«Гармошка»

Текст,  произносит взрослый

Движения или статическая поза

Рук

Губ и языка

Мы играли на гармошке.

 Громко хлопаем в ладошки.

Соединить ладошки вместе.

 Хлопать в ладоши.

Улыбнуться, рот открыт. Присосать широкий язык к нёбу

Головой слегка качаем.

 Руки кверху поднимаем

Головой кивать вперёд.

 Руки поднять вверх.

Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

«Лошадка»

Текст,  произносит взрослый

Движения или статическая поза

Рук

Губ и языка

На лошадке ехали,

 В огород заехали.

Лёгкие приседания, руки вытянуты, будто держат вожжи.

Широким кончиком языка погладить нёбо, выполняя движения вперёд – назад

Гоп-гоп! Гоп-гоп!

Хлопки: два коротких, один длинный.

Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки.

На машине ехали,

 До угла доехали

Повороты руками, которые будто держат руль.

Соединить  вместе, расслабленные губы.

Би-би-би!

 Би-би-би!

Большим пальцем подавать «сигнал».

Сильно подуть, чтобы губы «задребезжали»

Пароходом ехали,

 До горы доехали

Рука сжата в кулаке вверху. Движения руки вниз – вверх, вниз – вверх и т.д

Губы в улыбке. Слегка «прикусить» кончик языка и погудеть [л-л-л]

У-у-у!

Широкое движение рукой сверху вниз.

Вытянуть губы вперёд «трубочкой».

«Дятел»

Текст,  произносит взрослый

Движения или статическая поза

Рук

Губ и языка

Тук-тук-тук,

 Тук-тук-тук,

 Раздаётся чей-то стук.

На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой; на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой.

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы.

Это дятел на сосне

Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево.

Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д»

Долбит клювом по коре.

Пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки.

«Осьминог»

Текст,  произносит взрослый

Движения или статическая поза

Рук

Губ и языка

Много ног у осьминога

Сжать кулаки и развернуть к себе. Поочерёдно разжимать пальцы, начиная с больших

Высунуть язык «иголочкой» («жалом»)

Все они ему нужны.

Поочерёдно сжимать пальцы в кулаки, начиная с мизинцев.

Попеременно надувать и втягивать щёки

Заменяют ему руки.

Поочерёдно разжимать пальцы,  начиная с больших

Высунуть язык «иголочкой» («жалом»)

Очень ловкие

Поочерёдно сжимать пальцы в кулаки, начиная с мизинцев

Попеременно надувать и втягивать щёки

Они.

Кулаки повернуть к себе и одновременно разжимать.

«Краб»

Текст,  произносит взрослый

Движения или статическая поза

Рук

Губ и языка

Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб.

 Вот на пальму лезет краб

Левую руку вертикально согнуть в локте, пальцы растопырить и направить вверх («пальма»).Пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке – от локтя к кончикам пальцев

Широким кончиком языка погладить нёбо, выполняя движения вперёд – назад

Ах-ох-иех. Сверху вниз летит орех

Кистью правой руки плавно соскользнуть по левой руке вниз

Высунуть язык и выполнять движения вверх – вниз

Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб.

 На песок сползает  краб

Пальцами правой руки имитировать движение краба вниз от кончиков пальцев левой руки к локтю

С напряжением тянуть язык к подбородку

Ах-ох-иех. Краб внизу, а где орех?

С помощью мимики и жестов изобразить удивление

Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб.

 Вновь на пальму лезет краб.

Левую руку согнуть в локте, кисть вверх, пальцы растопырить. Пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке – от локтя  кончикам пальцев

Широким кончиком языка гладить небо, выполняя движения вперёд – назад

Ах-ох-иех. Сверху вниз летит орех

Кистью правой руки плавно соскользнуть по левой руке вниз

Высунуть язык и выполнять движения вверх – вниз

Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб.

 На песок сползает  краб

Кисть правой руки имитировать движение краба вниз от кончиков пальцев левой руки к локтю

С напряжением тянуть язык к подбородку

Ах-ох-иех. Краб внизу, а где орех?

С помощью жестов и мимики изобразить удивления

Хром, хром, хром, хром.

 Две мышки под кустом.

 Хряп, хряп, хряп

Подушечками пальцев обеих рук погладить щёки

Имитировать процесс жевания

Ну и чудик этот краб!

Большими и указательными пальцами оттянуть уши

Высунуть язык

Сопряженная гимнастика для звука  Р

Текст произносит взрослый (желательны «подсказки» детей)        

Движения или статическая поза РУК        

Движения или статическая поза ЯЗЫКА

Разминка:

 Чтобы четко говорить,

 Надо язычку с пальцами дружить.

Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

1.Наступило утро,

 выглянуло солнышко.

Пальцы разжаты и подняты вверх.

Губы в улыбке, зубы видны.

2. И друзья пошли в лес:

 топ-топ, топ-топ-топ.

Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме: указательным и средним.

Язык движется вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз

3. Увидели большое дерево. Вот его ствол.

Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх.

Язык высовывается и напряженно тянется к носу

4. Вот его крона.

Пальцы чуть согнуты.

Язык в позе чашечки.

5. На дереве сидит птица

 Тук-тук-тук,

 Тук-тук-тук,

 Раздаётся чей-то стук.

 Это дятел на сосне

 Долбит клювом по коре

На первую строчку — постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой; на вторую-наоборот.

 Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево.

 Пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки.

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы.

 Напряженным кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д».

6. Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые, у других-тонкие.

Щепоть одной руки показывает толстую нож-ку, а лодонь другой руки-шляпку. Положение рук меняется (боровики).

 Указательный палец одной руки-ножка, а ладонь другойруки-шляпка; поло-жение рук меняется (поганок много).

Язык сначала мягко приса-сывается к твердому нёбу, напряжённо (гриб растёт).

7. Собираем их в корзину.

Переплетаем пальцы «корзинкой».

Язык – «чашечкой».

8. Идём по лесу дальше.

См. второе упражнение- имитация ходьбы.

Язык – как во втором упражнении.

9. Растёт дикая яблонька. На ней плоды – яблочки.

Руки от локтей до запястий сведены вместе, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх.

Язык – «чашечкой» с опорой на верхнюю губу.

10. Дома сварим из них варенье — во какое!

Большой палец правой руки поднят кверху — жест одобрения.

Улыбнуться и облизать верхнюю губу«вкусное варенье»

11. Поэтому соберём их в корзины.

Пальцы рук переплетены «корзинкой».

Язык – «чашечкой».

12. Тяжело нести корзины.

 Увидели лошадку.

 На лошадке ехали.

 Гоп-гоп! Гоп-гоп!

 Радостные ехали,

 Гоп-гоп! Гоп-гоп!

Хлопки: два коротких, один длинный.

Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки.

13. Приехали домой.

Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»).

Язык присасывается к нёбу (крыша домика).

14. Радостные и весёлые мы стали играть на гармошке:

 Громко хлопаем в ладошки,

 Головой слегка качаем,

 Руки кверху поднимаем.

Соединить ладоши вместе.

 Хлопать в ладоши.

 Головой кивать вперёд.

 Руки поднять вверх

Улыбнуться, рот открыт. Присосать широкий язык к нёбу.

 Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

15. А в это время пошёл дождь:

 «Весёлый дождик».

 Дождик капнул на ладошку-

 Т-д, т-д….

 На цветок- т-д, т-д…

 И на дорожку т-д, т-д…

 Застучал по крыше он – т-д, т-д….

 И раздался частый звон – т-д, т-д, т-д….

Правой рукой изобразить падающие капельки дождя.

 Левой рукой изобрази цветок.

 Из левой руки сделай дорожку.

 Изобрази левой рукой крышу домика.

 Дождик пошёл сильнее.

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы.

16. Спасибо нашим пальчикам.

 Спасибо язычку.

 Красиво, чётко, правильно

 Я говорить хочу.

Сжимать и разжимать пальцы в кулак.

 Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для педагогов «Плетение из талаша – здоровьесберегающая технология и дополнительное средство развития речи дошкольников»

Круглый стол для педагогов «Плетение из талаша – здоровьесберегающая технология и дополнительное средство развития речи дошкольников»...

Методическая разработка: «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе для детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие «здоровьесберегающие технологии»  прочно вошло во все элементы образовательной системы...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе по развитию речи в условиях ДОУ.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, с каждым годом...

Консультация для педагогов на тему «Использование мнемотехники в режимных моментах при стимуляции речи детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов на тему «Использование мнемотехники в режимных моментах при стимуляции речи детей дошкольного возраста»...

Семинар по вопросам преемственности в работе детского сада и школы для воспитателей и учителей начальных классов Лицея №7. Мастер - класс на тему: «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на занятиях по развитию речи детей 6-7 лет».

Цель: применение здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.Задачи:обучить детей приёмам сохранения здоровья:восстановления сил...

Здоровьесберегающие технологии как инновационный метод развития речи детей раннего возраста

В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями речевого развития. Поэтому одним из ...