Развивающая предметно-пространственная среда в разновозрастной группе по образовательной области «социально – коммуникативное развитие»
учебно-методический материал (средняя группа)
Улица для ребёнка — это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (машин, зданий, движущихся пешеходов, предметов и др., насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребёнок. А здесь как раз и подстерегает его опасность. Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Безопасность детей на дороге –забота общества.
Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_stupnikovoy_t.v.docx | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы на тему: развивающая предметно-пространственная среда в разновозрастной группе по образовательной области «социально – коммуникативное развитие»
Ребенок на улице
Формирование культуры безопасного образа жизни и основ безопасного поведения находит отражение в законодательных и нормативных документах: в федеральном государственном стандарте дошкольного образования в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» одним из направлений которого является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе (часть 2, пункт 2.6.)
Исходя из разделов по безопасности ( «Ребенок дома», «Ребенок и другие люди», «Ребенок на улице», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка») хотелось бы остановиться более подробно на разделе «Ребенок на улице».
Улица для ребёнка — это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (машин, зданий, движущихся пешеходов, предметов и др., насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребёнок. А здесь как раз и подстерегает его опасность. Ребятам всё интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая ещё, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта -это большая опасность. Также очень много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать её сами. А бывает, что взрослые вообще не держат ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно через сложнейшие перекрёстки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения, правил посадки в автобус, и т.д.
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Безопасность детей на дороге –забота общества.
Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.
Основными целями изучения правил дорожного движения, и поведения на улице являются:
- снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
- развитие психофизиологических качеств ребенка;
- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, подготовка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранения) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах — одна из важнейших.
В дошкольной группе ведется целенаправленная, систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. При обучении детей придерживаемся следующих принципов: систематичности, последовательности, поэтапности, учета возрастных и индивидуальных характеристик.
Эффективности реализации поставленных задач способствовало создание развивающей предметно-пространственно среды в группе, которая включает: центр по обучению дошкольников правилам дорожного движения. Это многофункциональный центр, где проводятся ОД, дидактические игры с детьми, совместная и самостоятельная познавательная, коммуникативная, двигательная деятельность.
- Игрушки и игровое оборудование: транспорт: автобус, поезд с железной дорогой, машины легковые, грузовые, пожарная машина, скорая, полицейская машина; куклы, коляски; конструктор деревянный; куклы: светофор, жезл. Режиссерская игра: игровое поле — дорога. «Дорога в сказочном лесу» (герои из сказок, знаки).
- Наглядно-дидактические пособия: общественный транспорт: трамвай, троллейбус, автобус, легковые и грузовые машины; картина, где изображены проезжая часть (с машинами), тротуар (с людьми); карточки 10×15 с изображением разных ситуаций на дороге: переход людей по пешеходному переходу, переход людей по подземному переходу; дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Осторожно: дети», «Двустороннее движение». Макет на столе (или на стене из ткани, дорога – машины, люди). Алгоритмы «Как правильно переходить дорогу», «Осторожно: дорога».
- Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: фартуки или шапочки ДПС, светофор; перекресток на полу с зеброй и островком безопасности. Атрибуты для инспектора ГИБДД , рули; на картоне – общественный транспорт: автобус, поезд, машина; макеты домов, общественных зданий, дорожные знаки.
- Дидактические игры: «Учим дорожные знаки», «Правильно-неправильно», Дорожное поле».
- Маршруты безопасного пути от детского сада до дома.
Изучив проблему ознакомления детей с правилами дорожного движения, мы решили разнообразить содержательность и вариативность развивающей предметно – пространственной среды по безопасности дорожного движения. Исходя из психологических особенностей дошкольников, для поддержания интереса и качественного усвоения программного материала на познавательных занятиях и в самостоятельной деятельности применяем дидактические пособия, изготовленные из разных материалов своими руками и с привлечением родителей.
Разработаны дидактические пособия, направленные на формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на улицах:
Лэпбук «Будьте осторожны на дороге»,
«Дорожное панно» (используется как настенный, настольный или напольный коврик, все предметы: дома, транспорт, деревья, дорожные знаки, элементы дороги легко трансформируются, переставляются (с помощью липкой ленты) в зависимости от образовательной ситуации.
Дошкольники знакомятся с разными видами транспорта, машинами специального назначения, ориентируются на местности — где находятся детский сад, больница, школа, магазин и т. д. В более старшем возрасте дошкольники с дорожным ковриком могут работать в течение года: отгадывать загадки, расставлять дорожные знаки, моделировать дорожные ситуации и разрешать их. Выполнять разные задания: Например, правильно перейди дорогу и дойдешь до детского сада, помоги зайчику перейти перекрёсток, найди нарушителей, ведут фигурки пешеходов по безопасному маршруту и т. д.
Цель методических пособий: создание эффективных условий для организации работы по формированию у детей навыков правильного поведения на дороге.
Задачи:
- Познакомить дошкольников с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта
- Воспитывать в ребёнке грамотного пешехода
- Умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор
- Расширять у детей знания, о правилах дорожного движения, о правилах поведения пешеходов
- Закреплять знания о дорожных знаках, о сигналах светофора их назначении
- Сформировать умение у детей ориентироваться на улице символическими средствами дорожного движения
- Обучать детей умению собирать из частей целое
- Развивать мелкую моторику, память, мышление
- Создавать у детей положительный эмоциональный настрой.
Значительное место в обучении дошкольников уделяю игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению Правил дорожного движения.
Дидактические игры, проблемные ситуации требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Поэтому особое место отводиться играм: «Подбери символ к дорожному знаку», «Собери дорожный знак» (из кубиков, пазлов) «Собери картинку» (из пластиковых крышек, на классификацию: «Распредели знаки по группам», «Дорожный узелок» (пособие из картона с прорезями, в него дети собирают дорожные знаки по группам, знаки для пешехода, знакомство с новым знаком и другие.
Также важным направлением в нашей работе считаю работу с родителями, ведь родители — это наглядный пример поведения на дороге. Сложно сформировать у детей основы безопасного поведения на дороге, если родители не знают ПДД или не выполняют их.
Наши родители являются активными участниками педагогического процесса по обучению дошкольников ПДД. Родители приняли участие в организации выставки творческих работ родителей и детей «Я- пешеход», в фотовыставке «Азбука безопасности». В родительском уголке размещён наглядный информационный материал по ОБЖ в виде папки-передвижки «Обучение детей ПДД», стенда «Будьте осторожны на дороге», где систематически обновляется материал по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма: плакаты, памятки, анкеты, детские рисунки.Родители участвовали в создании схем-моделей безопасных маршрутов «Дом-дошкольная группа – дом».
В работе с родителями используем новую интересную форму «Семейный мастер – класс», которая позволяет знакомить родителей с игровыми технологиями по обучению дошкольников основам безопасного поведения на улице и обмениваться опытом семейного воспитания по данной теме. Для закрепления программного материала, детям даем задания которые они выполняют под руководством взрослых. Например: "Нарисуй дорогу в детский сад", "Нарисуй дорожные знаки, которые ты встречаешь по дороге домой", "Придумай сказку про тот знак, который мы изучали". Это дает положительный результат в усвоении детьми знаний по правилам дорожного движения и сближает всех участников образовательной деятельности.
Таким образом, опыт работы показал положительную динамику и результативность работы. Использованные в ходе работы инновационных технологий, эффективных форм обучения, разнообразие приемов и средств, участие родителей позволили подготовить детей дошкольного возраста к безопасному участию в дорожном движении. Считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле нашего пристального внимания воспитателей, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация предметно-пространственной развивающей среды по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в средней группе.
рекомендации по Организации предметно-пространственной развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в средней группе...
Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Введение ФГОС ДО изменило требования к организации образовательного процесса в дошкольной организации, который теперь ориентирован не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, ...
статья «Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
статья «Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»...
Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
laquo;Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»...
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"
В презентации дается описание программных задач образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" разных возрастных групп и приведены примеры оснащения среды....
«Построение предметно-развивающей среды в группе раннего возраста, для реализации задач образовательной области: «Социально коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развити
laquo;Построение предметно-развивающей среды в группе раннего возраста, для реализации задач образовательной области: «Социально коммуникативное развитие», «Познавательное развитие...
презентация "организация развивающей предметно пространственной среды по образовательной области "социально-коммуникативное развитие" вторая младшая группа "
презентация организация развивающей предметно пространственной среды по образовательной области "Сациально-коммуникативное развитие" вторая младшая группа...