Перспективное планирование по развитию психических процессов по темам неделям
методическая разработка (подготовительная группа)

Брандт Ирина Геннадьевна

Ниже приведены игры и задания, направленные на развитие тех или иных психических процессов. Их можно использовать во взаимодействии с ребёнком, а можно на их основе придумывать для детей всё новые новые игры, которые  не просто развлекут дошкольника, но поспособствуют его всестороннему развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                             «До свидания, лето»

Восприятие  

«Бегите ко мне!» -  упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: В вазе стоят синие, красные, жёлтые, зелёные флажки. Дети берут по одному, воспитатель — четыре флажка (всех цветов).

Воспитатель предлагает детям посмотреть на флажки, помахать ими. (Далее дети выполняют задание по показу воспитателя.)

-Положите флажки на колени. Поднимите флажки синего (красного, жёлтого, зелёного) цвета. (Дети, которые держат флажки названного цвета, поднимают их.)

-Сейчас я буду называть флажки то одного, то другого цвета. Сначала посмотрите на мой флажок, потом на свой флажок, и если их цвета совпадут, то бегите ко мне.

Дети садятся на стулья. Воспитатель отходит на некоторое расстояние, поднимает один флажок (остальные держит за спиной) и называет его цвет, затем даёт команду: «Красные флажки, бегите ко мне!» Дети подбегают к нему, поднимают флажки, проверяя, правильно ли они выполнили задание, машут ими и садятся на место. Воспитатель последовательно называет флажки всех цветов, а в конце игры поднимает все четыре флажка. Все дети подбегают к нему, машут флажками и танцуют.

        

Внимание

« Стоп, хоп, раз»

 Дети идут друг за другом по кругу. По сигналу: «стоп!» все останавливаются, по сигналу: «хоп» — подпрыгивают и на сигнал: «раз» — поворачиваются и идут в обратном направлении.

 При ходьбе дети повторяют за взрослым все три сигнала.

 Тот, кто ошибается, выходит из игры.

Мышление

«Как узнать»
Спросите ребёнка, как узнать:
… идет ли на улице дождь? (посмотреть в окно), холодно ли на улице? (посмотреть на градусник за окном),  пришла ли осень? (обнаружить желтые листья), закипел ли чайник? (свистит, из него идет пар), сладкая ли каша? (попробовать ее на вкус), сварилась ли картошка? (проткнуть вилкой или попробовать),  высохла ли рубашка? (потрогать), сладкий ли чай? (попробовать), холодная ли вода? (потрогать), пишет фломастер или нет? (попробовать писать),  крепко ли завязана веревка? (потянуть),  есть ли молоко в пакете? (поболтать),  жмут ли ботинки? (померить), сколько осталось дней до Нового года? (посмотреть на календарь), есть ли какой-то предмет в закрытой коробке? (потрясти коробку), работает ли пылесос? (включить)
интересная ли книжка? (прочитать), мягкий ли хлеб? (пощупать), любит ли кошка ананас? (дать попробовать съесть), что приготовила мама на обед?(спросить), спелый ли арбуз? (разрезать и посмотреть)

Память

«Чего на свете не бывает?»

Дети танцуют под веселую музыку. По сигналу музыка замолкает. Дети должны остановиться. Ведущий надевает на одного из детей шапку фантазера (это может быть любая панамка или бумажная пилотка) и спрашивает этого ребенка: «Чего на свете не бывает?» Малыш должен быстро ответить. Варианты здесь разные – летающей кошки, красной собаки. Если ребенок отвечает правильно, ему дается медаль. По окончанию игры подсчитывается количество медалей. Игрок с большим их числом – победитель. Эта игра развивает быстроту реакции ребенка.

                                                               « Мой город»

Восприятие «Открой свой домик» -  упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Дети сидят на стульях. К спинке каждого стула приклеен кружок жёлтого, красного, зелёного или синего цвета. На столе разложены вырезанные из бумаги ключи таких же цветов.

Воспитатель.

-Дети, встаньте и посмотрите, какого цвета ваш домик (кружок). (Дети называют цвет.) Подойдите к столу и выберите для своего домика ключ такого же цвета.

-Какой ключ ты взял? (Ребёнок называет цвет.)

После того как все ключи разобраны, дети запирают домики (говорят «чик-чик») и идут гулять.

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли дети погулять. (Ходят вокруг стульев.)

Постучали, (Стучат кулаком по полу.)

Покружились, (Кружатся.)

Поскакали, порезвились. (Прыгают.)

Погуляла детвора,

Всем домой идти пора.

Подходят к своим стульям, отпирают домик (говорят чик-чик) и садятся. При повторе игры воспитатель меняет стулья местами.

Внимание «Прибеги в свой дом»

Дети сидят на скамеечке. У них в руках игрушки. После слов ведущего: «Пойдем гулять» дети оставляют игрушки «дома» и идут за ведущим.

При словах: «Дождик пошел» все убегают в свои «дома».

 Пока дети «гуляют», взрослый должен незаметно переложить игрушки на другое место. Дети стараются найти их и «переехать в другой дом» — к своим игрушкам.

Мышление «О чем я сказала?»

Описание игры: есть слова, которыми мы называем много разных предметов. Например, головка – у человека, куклы, головка лука, чеснока, ракеты. Детям предлагается предложить свои варианты для следующих слов:

ИГОЛКА (шприц, ель, сосна, еж, для шитья)

ЗВОНОК (у велосипеда, дверной звонок)

 НОС (у человека, самолета, корабля, чайника)

УШКО (у куклы, иглы, у кошки)

НОЖКА (стул, гриб, мебель, ребенок)

РУЧКА (у ребенка, чайника, чемодана, у двери)

Память  «Прогулка по городу» карточки – схемы, символизирующие различные здания, место отдыха, достопримечательности, лист  ватмана, клей, фломастеры Ход игры: педагог залаёт детям вопрос: «Что есть в нашем городе?» (улицы, аптеки,  парки, дома, школы, детские сады, магазины, автостанция), затем уточняет значение карточек- схем и предлагает создать город на бумаге. Дети наклеивают карточки на лист, рисуют улицы, реки, деревья, цветы, птиц, людей. Потом педагог просит детей показать ему дорогу домой. Дети описывают и рисуют разные маршруты пути (например: я иду прямо мимо школы по улице до магазина, потом поверну налево, пройду парк и вот мой дом)

                                                                    «Урожай»

Восприятие «Сложи радугу»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Ребёнок собирает радугу из  цветных дуг, разрезанных пополам, по образцу воспитателя и называет цвета. Если ребёнок не может назвать цвет, взрослый отвечает за него.

Внимание «Быстро отвечай»

Дети становятся в круг. Ведущий называет какой-либо цвет и бросает мяч одному из игроков. Тот, кто его поймал, должен назвать предмет этого цвета. Главное, называть быстро. Поймавший мяч должен теперь сам назвать цвет и бросить мяч следующему участнику.

Мышление «Разложи на группы»
Перед ребёнком разложите разные картинки и предложите разделить на группы. например. в одну группу попадут овощи, в другую животные, или в группе соберутся все красные, или все круглые предметы. Старайтесь создавать группы по разным, второстепенным признакам.

Память  «Собираем ягоды»  Эта игра развивает у детей не только память и внимание, но и закрепляет знания о съедобных и ядовитых грибах и ягодах. Дети становятся в круг. Ведущий говорит о том, что они отправляются в лес. И предупреждает их, что собирать нужно только съедобные грибы и ягоды. Когда ведущий называет что-то съедобное, дети должны говорить: «Берем». А когда несъедобное – молчать.

                                                                «Краски осени»

Восприятие «Собери цветик – семицветик»-  упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Воспитатель выкладывает круги шести цветов. Ребёнок подбирает лепестки соответственно цвету середины.

        

Внимание «Кто где живет» - развивать зрительное внимание, память.

Игровой материал и наглядные пособия: рисунки с изображениями семей разных зверюшек и их домиков, с проведенными линиями, соединяющими животных с их домиками, которые даны в хаотическом порядке.

Описание: нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.

Мышление «Скажи наоборот»
Так же должна быть вам известна. Подбирайте пары слов с противоположными значениями и проводите весело время всей семьёй. Важно начать учить ребёнка 4-5 лет рассуждать и мыслить логически.

Память «Так бывает или нет»
Перебрасывая мячик придумывайте разные ситуации, которые могут быть или не могут, например: «Рыба по небу плывёт»,» Надел очки от дождя», «Ночью светит солнце» и т.д.

                                                         «Домашние животные»

Восприятие «Живое домино» -  продолжать знакомить детей с шестью цветами спектра и их названиями. Учить сравнивать предметы по цвету путём прикладывания их друг к другу.

Ход игры: Воспитатель повязывает детям на руки ленты различных цветов в виде браслетов и предлагает всем быстро построить круг так, чтобы у каждого ребёнка цвет ленты, повязанной на одной руке, совпал с цветом ленты товарища, стоящего с той или другой стороны.

Внимание Игра «Запомни и назови» - развивать и увеличивать объем внимание, тренировать ассоциативное мышление, учить устанавливать ассоциативные связи, расширять и закреплять словарный запас детей.

Оборудование: картинки, предметы, таблички.

Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог ставит на стол игрушки по порядку, называя каждую. Затем устанавливаются ассоциативные связи (по цвету, форме, величине  и т.д.). Затем игрушки накрываются и педагог просит назвать, разложить последовательность.

Мышление «Доскажи словечко»
Предложите ребёнку пару слов. Например: собака — будка. Ребёнок должен подумать, чем связаны эти два слова (где живёт собака). теперь по аналогии ребёнок должен добавить слово к слову БЕЛКА. Это слово — дупло (белка живёт в дупле). На начальном этапе вам с ребёнком придётся разбираться, анализировать и искать связи между словами. В дальнейшем ваш сын или дочь смогут исполнять роль ведущего.

Память  «Кто кого позвал?» Ход игры: педагог сообщает детям, что детёныши животных разбежались по поляне, надо их позвать. Дети находят пару картинок (животное и детёныш) и говорит, кто, кого позвал (например: лошадь зовёт жеребёнка и т.д.)

                                                            «Дикие животные»

Восприятие «Спрячь мышку» - закреплять у детей представления о шести цветах.

Ход игры:  воспитатель выкладывает на стол домики для мышки (листы бумаги шести цветов, посередине окошко с нарисованной мышкой). Видите, в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвет, что и домик, а то придёт кошка, увидит, где окошко, откроет его и съесть мышку. Сначала ребёнку предлагается один домик, затем, усложняя,2-3 домика одновременно.

Внимание  «Назови жилище» Ход игры: педагог размещает на панно картинки с изображение диких животных. Детям предлагает взять картинки с изображением жилища, поставить их к соответствующему зверю и составить предложение (например: лиса живёт в норе)

Мышление «Подбери словечко»

Цель: учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия.

Медведь (какой?) … (бурый, косолапый, неуклюжий).
Волк (какой?) … (серый, зубастый, злой).
Заяц (какой?) … (длинноухий, трусливый, пугливый).
Лиса (какая?) … (хитрая, рыжая, пушистая).

Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит).
Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет).
Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит).

Память «Сорока-белобока»

Игровой материал и наглядные пособия: 5-6 небольших предметов (игрушек).

Описание: разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.

                                                                       « Я-человек»

Восприятие «Подбери пару» - упражнять детей в сравнении предметов по цвету.

Ход игры: Для игры используется цветное лото в рисунках. Взрослый раскладывает перед ребёнком картинки и просит по добрать их парами одинакового цвета.

Внимание «Меняем внешность»

Описание: играют несколько человек, все становятся в одну шеренгу, ведущий называет одного ребенка и предлагает ему запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. Затем ребенок отворачивается, оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в свои костюмы или прически. Повернувшись к игрокам, водящий должен назвать те изменения, которые ему удалось заметить.

Мышление «Чудесный мешочек» - формировать умения использовать рациональные приёмы осязательного обследования формы предмета.

Игровой материал: мешочки, внутри которых находятся геометрические фигуры.

Педагог даёт каждому ребёнку мешочек, просит опустить руку в него и назвать при ощупывании фигуру. Для более старших детей можно дать задание нарисовать эти фигуры. Каждый ребёнок должен определить на ощупь не менее четырёх фигур.

Память «Найди отличия» - развивать умение сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.

Игровой материал и наглядные пособиясюжетные карточки.

Описание: в течение 2-3 минут показывать ребенку карточку. Затем предложить ему вторую карточку, на которой отсутствуют или заменены на другие некоторые предметы или действия. Ребенок должен определить, что изменилось.

                                                      «Народная культура и традиции»

Восприятие «Цветная карусель» - упражнять детей в сравнении предметов по цвету.

Материал: Круг с изображением предметов, цветные квадратики (переворачивают цветом вниз и раскладывают на столе)

Ход занятия: Каждый участник выбирает квадратик и сектор на круге. Если он совпадает по цвету с предметом на рисунке в его секторе, то он выполняет какое – либо задание: называет предметы такого же цвета, собирает цветок такого же цвета. Задание он выбирает сам. Если квадратик не совпадает по цвету с предметом сектора, то выбор делает другой участник игры. Выигрывает тот, кто первый выполнит все задания. Количество заданий можно обговорить до начала игры. Первый выбор делает тот, на ком останавливается считалочка: «Радуга, дуга, дуга! Выбирай скорей меня!»

Внимание «Два круга» - дети образовывают два круга – внутренний и внешний, берутся за руки. Те, кто находятся во внешне большом кругу стоят. А те, кто во внутреннем, идут по кругу со словами: «Мы по кругу идем,и с собою мы берем …сладкое»
Дети из внешнего круга должны назвать что-то сладкое. Например, сахар, конфета, изюм и т.д. Тот, кто первым назвал – становится в маленький круг. Игра продолжается дальше. Дети идут по кругу и «берут с собой кислое, соленое, твердое, стеклянное». Тот, кто последним остался в большом круге, проиграл и выполняет загаданное желание

Мышление  «Что сначала, что потом» в игре даются  задания, в каждом из которых ребенку необходимо правильно указать последовательность действий на картинках, чтобы получился связный сюжет или маленький рассказ.

Сначала даются задания из двух картинок, затем из трех и из четырех. Чем больше картинок, тем сложнее задание для ребенка.

Память  «Повтори орнамент» - способствовать развитию концентрации внимания, памяти.

Игровой материал и наглядные пособия: бусинки, пуговицы, счетные палочки (по 12 штук).

Описание: воспитатель дает ребенку половину игрового материала, остальную половину берет себе, выкладывает из бусинок произвольную композицию, затем в течение 1-2 секунд показывает ребенку. Тот должен выложить из своих бусинок точно такую же композицию по памяти. Затем можно поменяться ролями. Для составления следующих композиций к бусинкам можно добавить счетные палочки и пуговицы.

                                                                      «Наш быт»

Восприятие  «Выложи из палочек мебель» Ход игры: Мебель делают на мебельной фабрике, это трудная работа. Мы тоже попробуем сделать из счётных палочек по образцу.

Внимание  «Запомнил - нарисовал»

Игровой материал и наглядные пособия: листок бумаги, карандаши, картон с изображениями предметов.

Описание: наклеить на картон шесть картинок в два ряда: три сверху, три снизу. На картинках должны быть изображены самые простые предметы: яблоко, шарф, флажок, пуговица, иголка, елка, березовый листок. В течение одной минуты показать ребенку верхний ряд. Ребенок должен зарисовать то, что он увидел и запомнил. Затем показать так же нижний ряд картинок и снова попросить ребенка зарисовать все то, что он запомнил. Открыть все картинки одновременно и сравнить, насколько рисунки ребенка соответствуют образу.

Мышление «Ожившие предметы» -  научить ребенка наделять разные предметы поступками, мыслями, действиями, то есть «оживлять» их. Взрослый предлагает какую-либо ситуацию. Например, дождливый осенний день. Теперь пофантазируйте с малышом, пытаясь охарактеризовать этот день: пасмурный, грустный и т.д. Придумайте настроение дня, его характер, его мысли и поступки.

 

Память «Фотоаппарат»

Игровой материал и наглядные пособия: карточки от лото или любые другие картинки.

Описание: в течение 5 секунд демонстрировать ребенку карточку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить, задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.

                                                                       «Дружба»

Восприятие «Узнай, кто нарисован».

Цель: учить детей осуществлять проекцию объёмного предмета на плоскость, узнавать тело человека по контурному и силуэтному изображению, закрепить умение называть и показывать основные части тела, их пространственное положение.

Оборудование: большой лист ватмана, чёрный маркер.

Ребёнка кладут на ватман, обрисовывают его тело маркером, затем ребёнок встаёт. Далее, педагог вместе с детьми рассматривают контурное изображение тела. После этого можно предложить рассмотреть силуэтное изображение различных людей на карточках.

Внимание  «Ассоциации»
Дети делятся на две команды. Каждая загадывает одного ребёнка из противоположной команды и совместно описывает его с помощью ассоциаций, отвечая на следующие вопросы:
На какого сказочного героя похож этот ребёнок?
На какие вид спорта, одежду, время года, цвет он похож?
Какое высказывание наиболее точно определяет его характер?
После этого команды по очереди оглашают полученные ответы и угадывают ребёнка, который был описан с помощью ассоциаций.
Примечание. В игре побеждает та команда, которая правильно и с первого раза смогла назвать имя ребёнка, который был загадан.

Мышление  «Отгадаем вместе»

Оборудование: картинки с изображениями

Ход игры:

1) внимательно посмотреть на ряд картинок и ответить, какая из картинок расположена справа, какая слева и какая посередине.
2)
 дорисовать мальчику в правую руку портфель, а в левую – зонтик. 

Память«Так бывает или нет»

 Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну...»

 

                                                                          «Транспорт»

Восприятие «Сундучок»

На столе стоит сундучок, в котором лежит какой-нибудь предмет. Вызывают одного

ребёнка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают ему вопросы о цвете, форме,

качестве, свойствах и т. д. этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке.

Правило: на все вопросы надо отвечать только «Да» или «Нет».

Внимание «Узнай и назови» Ход игры: педагог показывает схемы с изображение волн, облака или прямых линий. Дети выполняют соответствующие движения: - имитируют руль  в руках (машина);

- разводят руки в стороны (самолёт);

- имитируют плавательные движения (корабль);

Мышление «Словесные ассоциации»
Не простая, но интересная игра, в которой необходимо подобрать ассоциации к словам. Чтобы ребёнок понял правильно, можно сказать так: «Закрой глаза. Стол (слово для ассоциаций).Открой глаза». Объясните ребёнку, что то, что он представил при слове СТОЛ и есть ассоциации: посуда, комната, стул, скатерть, книга, краски, ваза, цветы и т.д.Как только ваш сын или дочь поймут, как правильно «добывать ассоциации», это станет вашей любимой совместной игрой.

Память «Летит, плывет, едет»

Оборудование: предметные картинки

Описание игры: Педагог раздает детям картинки, предлагает рассмотреть и назвать их, а потом подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Что делает?»  к каждой картинке.

                                                                           «Здоровей – ка»

Восприятие «Что сначала - что потом (режим дня)»

 Формировать умение связно, последовательно объяснять свои действия.

Материал: сюжетные картинки с изображением действий, характерных для определенного периода суток.

Внимание «Вредно – полезно»

Материал: парные карточки противоположные по значению к здоровью, фишки-картинки с изображением действий вредных или полезных в той или иной ситуации.

Мышление  «Назови одним словом»

Ход работы:

Детям зачитывают слова и просят назвать их одним словом.

Лиса, заяц, медведь, волк - (звери)

Сосна, ель, берёза. – (деревья)

Кровать, стул, диван, кресло - (мебель)

Шапка, юбка, майка, платье - (одежда)

Сыр, колбаса, хлеб, масло - (продукты)

Для детей постарше дать обобщающее слово и предложить им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову.

Овощи…. огурец. помидор, картофель, кабачок

Фрукты…. банан, яблоко, груша, мандарин

Птицы…. Ворона, сорока, воробей, скворец

Транспорт… поезд, автобус, машина, мотоцикл

Домашние животные …. кошка, собака, корова, лошадь

Дикие животные…. лиса, заяц, медведь, волк

Память «Одень ребят на прогулку» - формировать умение различать предметы одежды в зависимости от времени года; 

                                                              «Кто как готовится к зиме»

Восприятие «Угадай, какого цвета одежда» - упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Дети сидят по кругу на стульчиках, одно место свободное. Взрослый говорит: «Место рядом со мной справа свободно. Я хочу, чтобы его заняла девочка в красном платье (мальчик в синей рубашке и т.д.)».

Внимание «Найди пару»

Ход игры: дети стоят по кругу, в центре – снежинки (их количество по количеству детей и подобраны они так, чтобы можно было составить пары). Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три - снежинку скорей бери!» Каждый берёт снежинку. Взрослый говорит: «Найди себе пару – снежинку такого же размера. Или составь пару – снежинку маленькую и большую».

Мышление «Выполни рисунок» 

Ход игры: группе детей из 3-6 человек предлагается из самодельных снежков выложить простой предмет: солнце, геометрические фигуры, дом и т. д.

Память «Составь рассказ о животном»

Ход игры: педагог предлагает детям составить рассказ , используя опорные схемы.

                                                           «Здравствуй зимушка -  зима»

Восприятие «Делай, как я»

Описание игры: дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу ведущего первый ребенок поднимает вверх правую руку, по второму сигналу – второй ребенок и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал  начинают поднимать в том же порядке левую руку. Затем дети по сигналу ведущего должны опускать вниз сначала поднятую правую руку, затем левую.

Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. И во второй раз ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры. Так продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.

Внимание «Снежный ком»

Описание игры: Дети стоят полукругом. Первый ребенок называет какое-либо слово из известной группы (игрушки, посуда, транспорт и т. д.) и передает мяч другому. Второй ребенок повторяет это слово и  добавляет своё. Третий ребенок повторяет предыдущие два слова и добавляет своё. И так далее по кругу, дети передают мяч друг другу и количество повторяемых слов нарастает, пока мяч снова не вернется к первому ребенку.

Мышление «Вьюга»
Дети бегают по комнате и кружатся, изображая метель. Взрослый говорит:
«Вьюга, вьюга к нам пришла,
Все дорожки замела.
И с собою принесла…»
Далее называет любой предмет. Задача ребенка – изобразить этот предмет в действии.

Память  «Подумай и нарисуй»

Оборудование: бумага, карандаши.

Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог на доске или бумаге рисует любые геометрические фигуры и предлагает детям подумать, что из них можно нарисовать.

                                                              «Город мастеров»

Восприятие  «Найди пару»

Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок (пластины оклеены бархатом, наждачной бумагой, вельветом, фланелью и др. материалами)

Внимание « Прятки с игрушками»

Описание игры: взрослый ставит на стол несколько новых игрушек, подзывает к себе троих детей и предлагает им по очереди выбрать игрушку, которая больше всего нравится. Дети должны внимательно рассмотреть свои игрушки. Затем дети встают лицом к стене и закрывают глаза. Пока дети стоят с закрытыми глазами, взрослый прячет каждую из игрушек в какое-нибудь заметное место. Игрушка должна находиться среди других знакомых детям предметов (кукла среди кукол, машина среди машинок). Остальным детям сообщается, что они не должны раскрывать секрета, где прячутся игрушки. Каждый водящий должен сам найти свою игрушку. «Пора», — говорят хором взрослый и дети, и водящие начинают искать. Когда они возвратятся с игрушками, взрослый спрашивает остальных детей: «Кто первый нашел игрушку? Он свою игрушку нашел?». Победителю даётся какой-нибудь приз. Игра повторяется сначала, причем теперь игрушки прячут сами дети.

Правила игры:

1. Искать только ту игрушку, которую выбрал, не отвлекаясь на другие.

2. Не подсказывать водящим. Нарушителя не выберут искать игрушки.

3. Когда прячут игрушки, нельзя открывать глаза.

Мышление  «Чем похожи и чем отличаются?»        

Оборудование: магнитная доска; магниты; 8 пар предметных картинок: мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница.

Память « Выполни движения»

Ход игры

Детям, стоящим в шеренге, показывают комплекс двигательных действий и просят повторить движения в той последовательности, в которой они были показаны. Игроки, допустившие ошибку, делают шаг вперед. Выигрывают дети, не сдвинувшиеся с места.

                                                            «Новогодний калейдоскоп»

Восприятие «Украсим ёлочку»

Цель: учить детей группировать оттенки по два оттенка каждого из шести цветов, подбирать их по слову, обозначающему цвет.

Ход игры: У детей силуэтные изображения ёлочных игрушек. На мольберт ставится планшет с изображением ёлочки.

Воспитатель называет какой-нибудь цвет и те из детей, у кого есть игрушка такого цвета, вешает её на ёлочку.

Внимание «Отгадай гостя» - педагог предлагает детям отгадать героев сказок, которые приходят на новогодний праздник, после правильного ответа спрашивает, из какой сказки персонаж.

Мышление «Дорисуй узор снежинки» - ребёнку предлагают по образцу дорисовать узор.

Память «Составь рассказ о празднике» - педагог предлагает составить рассказ о прошедшем празднике ёлки, используя опорные схемы.

                                        «В гостях у сказки»

Восприятие «Волшебные картинки »

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, цветные карандаши.

Проведение: ребёнку по очереди предъявляют картинки и педагог просит раскрасить их, ориентируясь на условные обозначения, которые написаны в нижней части листа.

Внимание «Перепутанные дорожки»

Оборудование: картинки с перепутанными линиями

Ход игры: ребенку предлагается найти нужную дорожку (чтобы привести зайчика, волка, лису, медведя к домику).

Мышление «Фантастический рассказ»
Вспомните с ребенком знакомую ему сказку. Обсудите сказочных героев и необходимую им атрибутику. Теперь попросите ребенка представить, что у персонажей нет этих атрибутов. Подумайте, какие изменения могут произойти с героями сказок в связи с этим. Таким образом, дети учатся видоизменять сказку, учитывая измененные детали сказки. Эта игра развивает не только мышление, но и связную речь ребенка.

Память  «Перескажи рассказ

Оборудование: картотеки рассказов

Ход игры: педагог читает рассказ, а затем ребенку предлагает пересказать всю последовательность событий этого рассказа.

                                                                       «Этикет»

Восприятие «Из каких фигур предметы? »

Оборудование: карточка с изображением предметов, составленных из геометрических фигур различной формы, цветные карандаши.

Проведение: педагог предъявляет ребёнку картинку и просит рассмотреть нарисованные на ней предметы: «Из каких геометрических фигур состоят эти рисунки? » После рассматривания педагог предлагает раскрасить их в соответствии с заданием на карточке.

Внимание «Исправь ошибки »

Оборудование: карточка, на которой правильно и зеркально изображены буквенные и цифровые знаки, простой карандаш.

Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и задаёт вопрос: «Какие буквы и цифры написаны неправильно? Найди и зачеркни их ».

Мышление  «Что это? Кто это? »

Цель: развитие мышления и речи.

Оборудование: 24 предметные картинки.

Дети делятся на две команды. Садятся за столы на удалении друг от друга. Каждой команде раздаются одинаковые комплекты картинок с изображением овощей, фруктов, животных и т. д. Дети поочередно дают описание одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается, то её откладывают в пользу отгадавших.

Память «Нарисуй и зачеркни»

Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления.

Оборудование: лист бумаги и простой карандаш (для каждого ребенка) .

На столе перед каждым ребенком находятся лист бумаги и простой карандаш. Взрослый предлагает детям:

• Нарисовать два треугольника, один квадрат, один прямоугольник и зачеркнуть третью фигуру;

• Нарисовать три круга, один треугольник, два прямоугольника и зачеркнуть вторую фигуру;

• Нарисовать один прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркнуть пятую фигуру.

 

                                                                  «Моя семья»

Восприятие «Подбери по цвету»

Цель: закреплять представления о шести цветах. Учит детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.

Ход игры: Дети, мы будем играть в игру. У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие у вас игрушки. Подберите по цвету игрушки к каждой клеточке коврика, положите игрушку на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась. Если игрушка будет другого цвета, она будет видна.

        

Внимание «У кого какое платье?»

Цель: учить детей подбирать предметы по  слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.

Ход игры: Воспитатель показывает детям куклу, дети – называют, какого цвета у неё платье.

Мышление «Цепочка из слов»
Ведущий называет два не связанных между собой слова. Например: папа и бублик. Следующий участник составляет из них предложение. Например: «Папа увидел на столе бублик». И называет еще одно слово – солнце. Следующий игрок составляет предложение, используя второе и третье слово. Например: «Бублик был похож на солнце». Такая игра предполагает множество вариантов развития сюжета. Проигравший тот, кто не смог составить предложение.

Память  «Мамины помощники»

Оборудование: предметные картинки из настольных игр: «Лото на четырех языках», «картинки малышам», «Ботаническое лето».

Ход игры: педагог берет на себя роль мамы. Дети - помощники. Она дает детям поручения – запомнить и принести то, что нужно для дома. Ребенок выбирает нужные картинки, показывает детям и, проверяют правильность.

                                                           «Азбука безопасности»

Восприятие «Светофоринки»

Ход игры: выбирают водящего, все встают на одну сторону от него на расстоянии пяти шагов. Водящий отворачивается от игроков и называет любой цвет. Участники должны найти в своей одежде этот цвет, и держась за него, могут свободно перейти на другую сторону. У того, кого нет этого цвета, должен перебежать, чтобы его не поймали. Кого поймают, становится водящим.

Внимание «Запрещенной движение»

Ход игры: педагог встает перед участниками игры. Дети следят за руками педагога и повторяют его простые движения. Существует одно условие – запрещается движение рук вниз. Как только руку ведущего будут опущены вниз – дети должны поднять. Кто ошибется – выходит из игры.

 

Мышление «Перепутанные дорожки»

Цель: развить устойчивость внимания

Оборудование: картинки с перепутанными линиями

Ход игры: ребенку предлагается найти нужную дорожку (чтобы привести белочку к домику).

Память «Составь целое из частей»

                                                           «Профессии»

Восприятие ««Чудесный мешочек» - формировать умения использовать рациональные приёмы осязательного обследования формы предмета.

Игровой материал: мешочки, внутри которых находятся геометрические фигуры.

Педагог даёт каждому ребёнку мешочек, просит опустить руку в него и назвать при ощупывании фигуру. Для более старших детей можно дать задание нарисовать эти фигуры. Каждый ребёнок должен определить на ощупь не менее четырёх фигур.

Внимание «Не пропусти профессию»

Описание игры: дети сидят в кругу и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны хлопнуть в ладоши.

Варианты слов:

ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, МЕХАНИК,

ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЕВАР, ЯБЛОКО,

БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ,

ГРОЗА, ОБРУЧ, СТОЛЯР, МЕЛЬНИЦА,

ТКАЧ, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЕР,

ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, СЕНО,

ТЕРПЕНИЕ, КОНДИТЕР, ОЧКИ, РЕКА,

ПРОДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ПАРИКМАХЕР,

ФАНТАЗИЯ, ТРАКТОРИСТ, ВЕТЕРИНАР, ЛОЖКА,

ПТИЦА, ЦВЕТОВОД, ОГОНЬ, ЭКОНОМИСТ,

СТРЕКОЗА, МАШИНИСТКА, ПУЛЕМЕТ, ПРЫГУН,

ЧАЙНИК, ФОТОГАФ, БАБОЧКА, МУЗЫКАНТ,

ПИРОГ, АРТИСТ, СВЕЧА, ГАЗЕТА,

КОНТРОЛЕР, ШУТКА, СОЛНЦЕ, ПОЛЕВОД,

ГОЛОВА, БЕРЕГ, ЧЕРТЕЖНИК, РОЩА,

БУХГАЛТЕР, САМОВАР, ГЕОЛОГ, ПАЛЬТО,

ПЕВЕЦ, БАЛЕРИНА, СЛОВАРЬ, ВОДОЛАЗ,

ВАЛЬС, ПУЛЕМЕТЧИК, КОНЬКИ, МАЛЯР,

БУТЕРБРОД, ОБРЫВ, СУДЬЯ, УЛЫБКА,

СОВЕСТЬ, ИНЖЕНЕР, МОРОЗ, ОГОНЬ,

ГЛИНА, СКУЛЬПТОР, ТОЛСТЯК, ЛЕТЧИК,

АГРОГНОМ, ОКЕАН, КОМПАС, МИЛИЦИОНЕР,

ВЛАСТЬ, МОДЕЛЬЕР, ПРЕЗИДЕНТ, ПОЖАРНЫЙ,

РЕЧЬ, СЛЕДОВАТЕЛЬ, ПАМЯТЬ, ЭЛЕКТРОМОНТЕР, ЖИВОТНОВОД, ЛГУН, УПРЯМЕЦ, РАЗВЕДЧИК.

Мышление  «Парные картинки»

Оборудование: предметные картинки (по 2 штуки)

Ход игры: ребенку дается половина картинок. У педагога имеется вторая половина таких же картинок. Педагог выбирает одну из картинок и описывает предмет, изображенный на листе. Если у ребенка есть описание картинки, то он должен продемонстрировать ее. Обе картинки откладывают. После шести предъявленных меняются ролями. 

Память «Что кому»
Спросите ребёнка, что нужно повару — колпак, половник, нож, овощи и т.д. Старайтесь назвать как можно больше предметов, которые понадобятся повару. Ребёнку необходимо будет в уме представлять соответствующие картинки ( но если вы никогда не рассматривали картинки. не беседовали. не наблюдали за поваром, то с таким упражнением будет сложно справиться). Говорите о том, что нужно врачу, пчеле, художнику, маленькому ребёнку. папе, бабушке и т.д.

                                                 «Маленькие исследователи»

Восприятие «Удивительные звуки»

Данная игра развивает слуховое восприятие. Возьмите несколько предметов из разнообразного материала (дерево, стекло, металл и т.д.). Спрячьте предметы за ширмой. Взрослый постукивает палочкой из дерева по одному из предметов, а ребенок угадывает – какой материал издает этот удивительный звук.

Внимание «Делай, как я»

Цель: развитие произвольного внимания, умения ориентироваться на зрительный сигнал при выполнении действия.

Описание игры: дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу ведущего первый ребенок поднимает вверх правую руку, по второму сигналу – второй ребенок и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал  начинают поднимать в том же порядке левую руку. Затем дети по сигналу ведущего должны опускать вниз сначала поднятую правую руку, затем левую.

Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. И во второй раз ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры. Так продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.

Мышление «Мечтатели»
Попробуйте с ребенком помечтать, используя прием «игры» с размером. Например:
«Я бы хотел быть маленьким, чтобы пролезть в норку к мышке и посмотреть, как она живет».
«Я бы хотела стать большой, чтобы увидеть весь город сверху».

Играя в такие возможные варианты, побуждайте детей думать, что из этих желаний может соответствовать значению «хорошо», а что «плохо».

Память «Салфетки»

На столе разложите несколько салфеток с вырезанными узорами простой формы. У детей листочки со схематичным изображением этих же салфеток, сложенных вдвое. Нужно по чертежу найти свою салфетку. Такая игра развивает внимание и мышление ребенка.

                                                                «Защитники отечества»

Восприятие «Дорисуй»

Ведущий предлагает ребенку задумать какой-либо предмет, а нарисовать только его отдельную часть. Теперь предложите другому ребенку дорисовать картину, опираясь на увиденное. Игра развивает зрительное восприятие, способность узнавать отдельные детали, воссоздавая по ним целую картину.

Внимание «Кто быстрее соберет?»
Игровой материал: предметы различных форм.
Ведущий раскладывает 5 различных предметов на столе. Игроку завязывают глаза, и он должен быстро (не дольше, чем за 1 мин.) собрать все эти предметы в том порядке, который укажет ему ведущий.
Тот меняет расположение предметов и дает по очереди задание другим игрокам . Собравший быстрее всех считается победителем.

Мышление  «Палочки»

Цель: учить детей схематически изображать предметы с помощью палочек различной величины, ориентируясь на форму предмета и отвлекаясь от другого соответствующего предмета и деталей

Оборудование: картинки с изображением разных предметов, палочки разной величины

Ход игры: педагог раздает детям картинки с табличками и помогает детям изобразить схематично предмет с помощью палочек. «Сделайте так». Если возникают затруднения, то педагог на примере одной картинке дает образец. 

Память «Кто за кем?»
Процедура игры. Дети делятся на 2 команды по 5-6 человек и становятся в 2 шеренги. Один из каждой команды – водящий – стоит спиной ко всем; остальные в это время перестраиваются.
Ведущий подает сигнал, и водящий, быстро повернувшись лицом к шеренге, старается запомнить, кто за кем стоит. По новому сигналу через пять-десять секунд водящий, отвернувшись, должен сказать, в каком порядке стоят его товарищи. Затем водящий становится в шеренгу, а его место занимает другой ребенок, и так пока все из команды не побывают водящими.

                                                          «Женский день»

Восприятие «У кого какое платье?»

Цель: учить детей подбирать предметы по  слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.

Ход игры: Воспитатель показывает детям куклу, дети – называют, какого цвета у неё платье.

Внимание ««Два круга» - дети образовывают два круга – внутренний и внешний, берутся за руки. Те, кто находятся во внешне большом кругу стоят. А те, кто во внутреннем, идут по кругу со словами: «Мы по кругу идем,и с собою мы берем …сладкое»
Дети из внешнего круга должны назвать что-то сладкое. Например, сахар, конфета, изюм и т.д. Тот, кто первым назвал – становится в маленький круг. Игра продолжается дальше. Дети идут по кругу и «берут с собой кислое, соленое, твердое, стеклянное». Тот, кто последним остался в большом круге, проиграл и выполняет загаданное желание.

Мышление ИГРА «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»Игровой материал: Список слов.

Ход работы:

Детям зачитывают слова и просят назвать их одним словом.

Лиса, заяц, медведь, волк - (звери)

Сосна, ель, берёза. – (деревья)

Кровать, стул, диван, кресло - (мебель)

Шапка, юбка, майка, платье - (одежда)

Сыр, колбаса, хлеб, масло - (продукты)

Для детей постарше дать обобщающее слово и предложить им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову.

Овощи…. огурец. помидор, картофель, кабачок

Фрукты…. банан, яблоко, груша, мандарин

Птицы…. Ворона, сорока, воробей, скворец

Транспорт… поезд, автобус, машина, мотоцикл

Домашние животные …. кошка, собака, корова, лошадь

Дикие животные…. лиса, заяц, медведь, волк

Память «Нарисуй по памяти»

                                                         «Миром правит доброта»

Восприятие «Живое домино» -  продолжать знакомить детей с шестью цветами спектра и их названиями. Учить сравнивать предметы по цвету путём прикладывания их друг к другу.

Ход игры: Воспитатель повязывает детям на руки ленты различных цветов в виде браслетов и предлагает всем быстро построить круг так, чтобы у каждого ребёнка цвет ленты, повязанной на одной руке, совпал с цветом ленты товарища, стоящего с той или другой стороны.

Внимание Игра «Запомни и назови» - развивать и увеличивать объем внимание, тренировать ассоциативное мышление, учить устанавливать ассоциативные связи, расширять и закреплять словарный запас детей.

Оборудование: картинки, предметы, таблички.

Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог ставит на стол игрушки по порядку, называя каждую. Затем устанавливаются ассоциативные связи (по цвету, форме, величине  и т.д.). Затем игрушки накрываются и педагог просит назвать, разложить последовательность.

Мышление «Доскажи словечко»
Предложите ребёнку пару слов. Например: собака — будка. Ребёнок должен подумать, чем связаны эти два слова (где живёт собака). теперь по аналогии ребёнок должен добавить слово к слову БЕЛКА. Это слово — дупло (белка живёт в дупле). На начальном этапе вам с ребёнком придётся разбираться, анализировать и искать связи между словами. В дальнейшем ваш сын или дочь смогут исполнять роль ведущего.

Память  «Кто кого позвал?» Ход игры: педагог сообщает детям, что детёныши животных разбежались по поляне, надо их позвать. Дети находят пару картинок (животное и детёныш) и говорит, кто, кого позвал (например: лошадь зовёт жеребёнка и т.д.)

                                              «Весна шагает по планете»

Восприятие «Волшебные картинки »

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, цветные карандаши.

Проведение: ребёнку по очереди предъявляют картинки и педагог просит раскрасить их, ориентируясь на условные обозначения, которые написаны в нижней части листа.

Внимание «Перепутанные дорожки»

Оборудование: картинки с перепутанными линиями

Ход игры: ребенку предлагается найти нужную дорожку (чтобы привести зайчика, волка, лису, медведя к домику).

Мышление «Фантастический рассказ»
Вспомните с ребенком знакомую ему сказку. Обсудите сказочных героев и необходимую им атрибутику. Теперь попросите ребенка представить, что у персонажей нет этих атрибутов. Подумайте, какие изменения могут произойти с героями сказок в связи с этим. Таким образом, дети учатся видоизменять сказку, учитывая измененные детали сказки. Эта игра развивает не только мышление, но и связную речь ребенка.

Память  «Перескажи рассказ

Оборудование: картотеки рассказов

Ход игры: педагог читает рассказ, а затем ребенку предлагает пересказать всю последовательность событий этого рассказа.

                                                      «Быть здоровыми хотим»

Восприятие «Собери цветик – семицветик»-  упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Воспитатель выкладывает круги шести цветов. Ребёнок подбирает лепестки соответственно цвету середины.

        

Внимание «Кто где живет» - развивать зрительное внимание, память.

Игровой материал и наглядные пособия: рисунки с изображениями семей разных зверюшек и их домиков, с проведенными линиями, соединяющими животных с их домиками, которые даны в хаотическом порядке.

Описание: нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.

Мышление «Скажи наоборот»
Так же должна быть вам известна. Подбирайте пары слов с противоположными значениями и проводите весело время всей семьёй. Важно начать учить ребёнка 4-5 лет рассуждать и мыслить логически.

Память «Так бывает или нет»
Перебрасывая мячик придумывайте разные ситуации, которые могут быть или не могут, например: «Рыба по небу плывёт»,» Надел очки от дождя», «Ночью светит солнце» и т.д.

                                                                               «Цирк»

Восприятие «Карлики и великаны»
Цель – развивать активное внимание.
Процедура игры. Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если слово означает что-то довольно большое, то дети становятся на носочки и поднимают руки вверх, а если наоборот, что-то очень маленькое (например, иголка, мышка), то дети садятся на корточки. Ведущий может сознательно ошибаться, а многие ребята непроизвольно, в силу подражания, будут повторять действия ведущего. Необходимо выполнять правильно, кто ошибается – выбывает из игры. И так до тех пор, пока не останутся 2-3 человека. Аналогично можно играть в игру “Летает – не летает”. 

Внимание «Шарик и кубик»

Оборудование: шарики и кубики для каждого ребенка, и демонстрационные карточки с различными изображениями геометрических фигур относительно друг друга, таблички

Ход игры: педагог раздает детям кубики и шарики. Предлагает назвать их: «Что это? Кубик, шарик?» Затем дети соотносят объемные фигуры с их изображением на плоскости. Педагог предъявляет одну из карточек с изображением квадрата и круга и предлагает расположить кубик и шарик самостоятельно. «Делайте так». 

Мышление «Цирк»

Поиграйте с малышом в цирк. Вырежьте круг – это будет арена. На арену выходят артисты показывать свое представление – взрослый берет вырезанные из картона геометрические фигуры. Ребенку предлагается догадаться, кто это и какой номер он будет выполнять. Для этого малыш на ощупь берет пригласительный билет участника (на карточке приклеена фигура из бархатной бумаги или ткани) и называет его. Игра может разворачиваться по любому сценарию. С ее помощью ребенок учится абстрагировать предметы, видеть объект с помощью органов чувств.

Память «Узнай, что это?»
Цель – активизация зрительного внимания и памяти, развитие наблюдательности, совершенствование зрительно- пространственной ориентировки в процессе узнавания и описания предмета по контурному изображению его части.
Игровой материал: демонстрационное полотно, раздаточный материал, цв. карандаши, листы для рисования.
Процедура игры: педагог выставляет на демонстрационное полотно картинку с изображением контура верхней части, например: трамвая, предлагая детям внимательно ее рассмотреть и решить , часть чего она им напоминает. Если дети затрудняются с ответом, педагог помогает им подсказками. Затем каждому ребенку раздают листочки, на которых предметы изображены не полностью, и ребенка просят сначала узнать предмет, а затем нарисовать их полностью на отдельных листах.

                                                             «Встречаем птиц»

Восприятие «Угадай, какого цвета одежда» - упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Дети сидят по кругу на стульчиках, одно место свободное. Взрослый говорит: «Место рядом со мной справа свободно. Я хочу, чтобы его заняла девочка в красном платье (мальчик в синей рубашке и т.д.)».

Внимание «Найди пару»

Ход игры: дети стоят по кругу, в центре – снежинки (их количество по количеству детей и подобраны они так, чтобы можно было составить пары). Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три - снежинку скорей бери!» Каждый берёт снежинку. Взрослый говорит: «Найди себе пару – снежинку такого же размера. Или составь пару – снежинку маленькую и большую».

Мышление «Выполни рисунок» 

Ход игры: группе детей из 3-6 человек предлагается из самодельных снежков выложить простой предмет: солнце, геометрические фигуры, дом и т. д.

Память «Составь рассказ о животном»

Ход игры: педагог предлагает детям составить рассказ , используя опорные схемы.

                                                          «Приведём планету в порядок»

Восприятие «Живое домино» -  продолжать знакомить детей с шестью цветами спектра и их названиями. Учить сравнивать предметы по цвету путём прикладывания их друг к другу.

Ход игры: Воспитатель повязывает детям на руки ленты различных цветов в виде браслетов и предлагает всем быстро построить круг так, чтобы у каждого ребёнка цвет ленты, повязанной на одной руке, совпал с цветом ленты товарища, стоящего с той или другой стороны.

Внимание Игра «Запомни и назови» - развивать и увеличивать объем внимание, тренировать ассоциативное мышление, учить устанавливать ассоциативные связи, расширять и закреплять словарный запас детей.

Оборудование: картинки, предметы, таблички.

Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог ставит на стол игрушки по порядку, называя каждую. Затем устанавливаются ассоциативные связи (по цвету, форме, величине  и т.д.). Затем игрушки накрываются и педагог просит назвать, разложить последовательность.

Мышление «Доскажи словечко»
Предложите ребёнку пару слов. Например: собака — будка. Ребёнок должен подумать, чем связаны эти два слова (где живёт собака). теперь по аналогии ребёнок должен добавить слово к слову БЕЛКА. Это слово — дупло (белка живёт в дупле). На начальном этапе вам с ребёнком придётся разбираться, анализировать и искать связи между словами. В дальнейшем ваш сын или дочь смогут исполнять роль ведущего.

Память  «Кто кого позвал?» Ход игры: педагог сообщает детям, что детёныши животных разбежались по поляне, надо их позвать. Дети находят пару картинок (животное и детёныш) и говорит, кто, кого позвал (например: лошадь зовёт жеребёнка и т.д.)

                                            «Волшебница- вода»

Восприятие «Собери капельки в стакан»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Перед детьми на столе раскладываются вырезанные цветные кружочки разного цвета. Взрослый кладёт в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: “В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберем полный стакан одинаковых капелек”. Используется шесть цветов спектра.

Внимание «Зеваки»
Цель – развитие волевого (произвольного) внимания.
Процедура игры. Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего (“Стоп!”) останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в другую сторону.
Направление меняется после каждого сигнала.
Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате. Игра заканчивается, когда в ней остаются 2-3 ребенка. Они объявляются победителями и им все хлопают.

Мышление «Узнай, что это?»
Цель – активизация зрительного внимания и памяти, развитие наблюдательности, совершенствование зрительно- пространственной ориентировки в процессе узнавания и описания предмета по контурному изображению его части.

Игровой материал: демонстрационное полотно, раздаточный материал, цв. карандаши, листы для рисования.
Процедура игры: педагог выставляет на демонстрационное полотно картинку с изображением контура верхней части, например: трамвая, предлагая детям внимательно ее рассмотреть и решить , часть чего она им напоминает. Если дети затрудняются с ответом, педагог помогает им подсказками. Затем каждому ребенку раздают листочки, на которых предметы изображены не полностью, и ребенка просят сначала узнать предмет, а затем нарисовать их полностью на отдельных листах.

Память «Путаница»
Цель – развитие зрительного внимания и памяти, зрительно- пространственной ориентировки, воображения и логического мышления.
Игровой материал: наглядные пособия и раздаточный материал ( 3-4 карточки на каждого ребенка)
Процедура игры. Педагог демонстрирует карточку наложенных контуров различных фигур (например: чайник, зонт, конфета и т.д.). При этом он объясняет детям, что только поначалу все здесь изображенное кажется путаницей. На самом деле, если внимательно присмотреться, мы увидим изображения, точнее, контуры нескольких предметов. Чтобы не ошибиться в том, что же изображено, на карточке «путаницы», надо постараться проследить контур каждого изображения очень внимательно. Педагог проводит по линиям несколько раз, пока дети не узнают и не назовут предмет. Когда дети узнают первый предмет, педагог выставляет его цветное изображение. Так последовательно распутывается вся путаница. Затем детям раздают карточки «путаницы», педагог просит внимательно посмотреть и сказать, что у кого изображено.

                                                            «Праздник весны и труда»

Восприятие «Воздушные шары»

Цель: упражнять детей подбору по образцу шести цветов спектра.

 Словарь: названия шести цветов спектра – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый.

Ход игры:

-Дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся ниточки (размещает на равных расстояниях вертикально шесть полосок в спектральной последовательности, называя их цвета). А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета. Дети по очереди привязывают шарики и называют цвет каждого.

Внимание  «Найди отличия»
Игровой материал: картинки, на которых изображены похожие, но в чем-то различающиеся предметы.
Процедура игры: попросить ребенка найти все различия между картинкам

Мышление «Сделай так же»
Цель – развитие внимания, наблюдательности, зрительно-моторной координации.
Игровой материал: нет.
Процедура игры: нужно: а) делать, как я. Предложить ребенку делать руками фигуры так, как вы ему показываете. Затем переходить к движениям кистей рук на столе: положить руки на стол, сжать правую руку в кулак, и т. д. менять положение под команду ведущего с нарастанием темпа; б) слушать команду: руки вверх, в стороны, правая вверх и т.д.

Память «Выполни по образцу»
Игровой материал: образцы для выполнения узора.
Процедура игры: Деятельность ребенка включает в себя прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий:
- анализ каждого элемента узора;
- правильное воспроизведение каждого элемента;
- удержание последовательности в течение продолжительного времени.

                                                             «День победы»

Восприятие «Дорисуй»

Ведущий предлагает ребенку задумать какой-либо предмет, а нарисовать только его отдельную часть. Теперь предложите другому ребенку дорисовать картину, опираясь на увиденное. Игра развивает зрительное восприятие, способность узнавать отдельные детали, воссоздавая по ним целую картину.

Внимание «Кто быстрее соберет?»
Игровой материал: предметы различных форм.
Ведущий раскладывает 5 различных предметов на столе. Игроку завязывают глаза, и он должен быстро (не дольше, чем за 1 мин.) собрать все эти предметы в том порядке, который укажет ему ведущий.
Тот меняет расположение предметов и дает по очереди задание другим игрокам . Собравший быстрее всех считается победителем.

Мышление  «Палочки»

Цель: учить детей схематически изображать предметы с помощью палочек различной величины, ориентируясь на форму предмета и отвлекаясь от другого соответствующего предмета и деталей

Оборудование: картинки с изображением разных предметов, палочки разной величины

Ход игры: педагог раздает детям картинки с табличками и помогает детям изобразить схематично предмет с помощью палочек. «Сделайте так». Если возникают затруднения, то педагог на примере одной картинке дает образец. 

Память «Кто за кем?»
Процедура игры. Дети делятся на 2 команды по 5-6 человек и становятся в 2 шеренги. Один из каждой команды – водящий – стоит спиной ко всем; остальные в это время перестраиваются.
Ведущий подает сигнал, и водящий, быстро повернувшись лицом к шеренге, старается запомнить, кто за кем стоит. По новому сигналу через пять-десять секунд водящий, отвернувшись, должен сказать, в каком порядке стоят его товарищи. Затем водящий становится в шеренгу, а его место занимает другой ребенок, и так пока все из команды не побывают водящими.

                                                                  «Мир природы»

Восприятие «Воздушные шары»

Цель: упражнять детей подбору по образцу шести цветов спектра.

 Словарь: названия шести цветов спектра – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый.

Ход игры:        

-Дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся ниточки (размещает на равных расстояниях вертикально шесть полосок в спектральной последовательности, называя их цвета). А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета. Дети по очереди привязывают шарики и называют цвет каждого.

Внимание «Не пропусти растение»

Описание игры: дети сидят в кругу и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название растения, дети должны хлопнуть в ладоши.

Варианты слов:

ШКОЛА, ШИПОВНИК, РОМАШКА,

РАМА. ДОМ, МАШИНА,

МАЛИНА, ТОПОЛЬ, ТЕПЛОВОЗ,

МУРАВЕЙ, ГРАФИН, ГВОЗДИКА,

ГВОЗДЬ, МУЗЕЙ, ТЕАТР,

ИГРА, ИВА, ДОРОГА,

ТИГР, БЕРЕЗА, САМОЛЕТ,

ПШЕНИЦА, РОЗА, ЗМЕЯ,

ДУБ, КУКЛА, ГРИБ, ИВОЛГА,

ВОРОБЕЙ, БАОБАБ, КАШТАН,

ПАЛЬМА, ПАЛАТКА, КИНО,

КЕНГУРУ, КИВИ, ХОККЕЙ,

ГОРОД, СОБАКА, БАНАН,

ВАСИЛЕК, КУВШИН, МОЛОКО,

ТЮЛЬПАН, ТЫКВА, ТЕРЕМОК,

ЛЕС, ЕЛЬ, СОСНА, ДОРОГА,

КНИГА, ИСКУССТВО, МУЗЫКА,

ОСИНА, БАЛЕТ, ТАПОЧКИ,

ПАРКЕТ, ПЛЮЩ, ОДУВАНЧИК, МИМОЗА…

Игра повторяется дважды. Дети, допускающие ошибки во второй раз, выбывают из круга до тех пор, пока не останется кто-то один (чемпион).

Мышление «Из чего состоит»
Попросите ребёнка подумать и назвать части разных предметов. Например: из чего состоит дерево – ствол, ветки, листья, корни, кора, плоды и т.д. Такие упражнения даются сложно, если ребёнок ещё не умеет правильно рассматривать предметы (рассматривая картинки или предметы обращайте внимание на мелкие детали, называйте как можно больше частей, сравнивайте их формы и т.д.) Для игры можно использовать любые слова и предметы, такие как дом, барабан, цветок, машина, самолет, кресло, стул, арбуз, яблоко и вообще всё, что в голову придёт. В течение года научите ребёнка играть в такую игру опираясь на представления о предмете, по памяти.

Память ««Путаница»
Цель – развитие зрительного внимания и памяти, зрительно- пространственной ориентировки, воображения и логического мышления.
Игровой материал: наглядные пособия и раздаточный материал ( 3-4 карточки на каждого ребенка)
Процедура игры. Педагог демонстрирует карточку наложенных контуров различных фигур (например: чайник, зонт, конфета и т.д.). При этом он объясняет детям, что только поначалу все здесь изображенное кажется путаницей. На самом деле, если внимательно присмотреться, мы увидим изображения, точнее, контуры нескольких предметов. Чтобы не ошибиться в том, что же изображено, на карточке «путаницы», надо постараться проследить контур каждого изображения очень внимательно. Педагог проводит по линиям несколько раз, пока дети не узнают и не назовут предмет. Когда дети узнают первый предмет, педагог выставляет его цветное изображение. Так последовательно распутывается вся путаница. Затем детям раздают карточки «путаницы», педагог просит внимательно посмотреть и сказать, что у кого изображено.

                                             «Вот и стали мы на год взрослее»

Восприятие  «Художники»

Описание: эта игра проводится в большой компании и способствует пониманию и сближению ее участников между собой.

Сначала выбирается ведущий, который будет начинать игру. Затем все игроки должны встать в круг и закрыть глаза. Ведущий берет руку своего соседа слева и правой рукой начинает чертить на ней определенную фигуру. Это может быть и известный предмет (цветок, дом, человечек), и просто абстрактная фигура (ее можно рисовать, когда ребята уже освоятся в игре). Если с первого раза второй участник не догадался, что это за фигура, то ее можно повторить несколько раз. Когда игрок угадал эту фигуру, он сообщает об этом ведущему и начинает чертить ее на руке следующего участника, и так по кругу, пока ход не дойдет до последнего игрока. Он должен нарисовать ее на руке ведущего, а тот сообщит, насколько правильно до него дошла эта фигура. Если она дошла с ошибками, то необходимо проанализировать, где была совершена ошибка и почему.

Внимание  «Кто здесь лишний?»

Материалы и наглядные пособия для игры: наборы, состоящие из одинаковых предметов и одного, чем-то отличающегося, наборы карточек с изображениями различных предметов, животных, растений и т. д.

Описание: расположите перед вашим ребенком первый набор предметов. В нашем случае это будут кубики. Один из этих кубиков должен чем-то отличаться. Отличие может быть самым разнообразным, например, по цвету (все кубики будут красного цвета, а один желтого) или по форме (тогда в набор кубиков можно включить мячик). Цель ребенка — не только обнаружить лишний предмет, но и постараться объяснить, почему он так решил.

Постепенно отличия должны становиться все менее заметными. Например, можно составить следующий набор: все кубики одного цвета, а один более старый.

С каждой новой игрой должно увеличиваться количество предметов, параллельно можно добавлять уже не один лишний предмет, а несколько. Наборы предметов можно заменять картинками.

Мышление «Что хорошо, что плохо»
Игра состоит в том, чтобы рассматривая предмет выяснить, что в нём хорошего, а что плохого. Например: карандаш. Хорошо, что карандаш длинный, плохо, что хрупкий. В дальнейшем можно анализировать отдельные качества предмета: длинный карандаш. Хорошо – может служить указкой, плохо – не помещается в коробку с карандашами. Можно рассматривать поступки и действия взрослых, героев сказок. К концу дошкольного детства ребёнок на основе такой игры сможет делать умозаключения типа: Конфеты вкусные, но от них портятся зубы.

Память «Кто без чего не обойдётся»

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Описание игры: взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?"
Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:
Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)
Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по теме "Дидактическая игра как средство развития психических процессов детей дошкольного возраста"

В данной работе представлены дидактические игры, напрвленные на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, а также игры с дидактическим материалом, таким как "Блоки Дьенеша", "Занимательные...

Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».

Дошкольное  детство -  важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...

План перспективного планирования организаций жизни и воспитания детей. Тема недели: «Мой город, моя страна, моя планета»

План перспективного планирования организаций жизни и воспитания детей.Тема недели: «Мой город, моя страна, моя планета».Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познава...

Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».

Дошкольное  детство -  важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...

Перспективное планирование народных и хороводных игр по темам недели

Перспективное планирование народных и хороводных игр по темам недели...

Выступление на тему "Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов"

Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов....

Календарно-перспективное планирование во второй младшей группе ДОУ Тема недели: "Мебель"

Тема недели: Дом, мебель, части мебелиЦель: познакомить детей с обобщающим понятием «дом», «мебель». Учить определять и различать мебель, виды мебели, выделять основн...