Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через игру.
статья (младшая группа)

Иксанова Гульфия Гаязетдиновна

Раннее детство – это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания в целом. Психика детей этого возраста очень пластична, поэтому из них можно «вылепить» что угодно, главное, знать, на какие точки воздействовать. Нравственно - патриотическое воспитание детей начинается даже не с раннего возраста (от года до трёх), а с самого младенчества. Можно сказать, что дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями, которые исполняет мама, с прибаутками, пестушками, потешками. В младенчестве нравственно - патриотическое воспитание осуществляется через любовь и заботу близких людей, через положительные взаимоотношения между мамой и папой, через русский фольклор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через игру.

                                                               Иксанова Гульфия Гаязетдиновна

Никто не учит маленького человека:

«Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное».

Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственно-патриотического воспитания.

Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро.

Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло.

Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому, что и человеком его надо воспитать».

                                                                                                  В. А. Сухомлинский

     Раннее детство – это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания в целом. Психика детей этого возраста очень пластична, поэтому из них можно «вылепить» что угодно, главное, знать, на какие точки воздействовать. Нравственно - патриотическое воспитание детей начинается даже не с раннего возраста (от года до трёх), а с самого младенчества. Можно сказать, что дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями, которые исполняет мама, с прибаутками, пестушками, потешками. В младенчестве нравственно - патриотическое воспитание осуществляется через любовь и заботу близких людей, через положительные взаимоотношения между мамой и папой, через русский фольклор.
   Нравственно - патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения ребёнка. И формирование отношений в своей семье можно считать
первым этапом воспитания патриотизма.
   Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей привычки, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, вместе отдыхать; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.
   
Вторым этапом нравственно - патриотического воспитания ребёнка раннего возраста можно считать поступление его в детский сад и, соответственно, формирование положительного отношения к дошкольному учреждению. Здесь основная нагрузка ложится на сотрудников детского сада.

      Воспитанники  младшей группы должны усвоить, что нужно дружно играть, заниматься, не обижать друг друга, не отнимать игрушки, а просить вежливо; беречь мебель, книжки, аккуратно обращаться с ними. У детей формируется представление о том, что надо любить животных, птиц, беречь растения.

Планируя работу по нравственно - патриотическому воспитанию, я поставила перед собой следующие задачи:

1) Прививать любовь к Родине, родному городу, детскому саду, семье, родным людям.

2) Знакомить детей с народными традициями, обычаями.

3) Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

4) прививать бережливое отношение к природе и всему живому.

5) прививать уважение к труду.

6) Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей.

Систему и последовательность работы по нравственно-патриотическому обучению детей можно представить последующими блоками:

«Я, моя семья, мой дом»

«Детский сад».

«Ознакомление с городом»

Задачу нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста способна решить игра.

Работа по воспитанию у детей нравственно - патриотических чувств осуществляется через все виды игр: дидактические, настольные, пальчиковые, театральные, хороводные, подвижные и сюжетно-ролевые.

Сюжетно-ролевые игры - воспитывают у детей качества, свойственные будущим родителям, чуткость, способность к сопереживанию, умение замечать душевное состояние другого человека, заботиться о людях.

Развивается доброжелательное отношение детей к близким людям – любовь к родителям, к своему дому. Дети понимают, что они не одни, у всех есть семья – это папа, мама, Я.

Учимся играть в с/р игры «Семья», «Накроем стол для гостей», «День рождения»,  «Наш детский сад», «Кукла Катя заболела».

Особое место в формировании нравственно – патриотических качеств детей занимают дидактические игры.

Дидактические игры - формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам, продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности, воспитание у детей нравственных чувств и отношений: уважения к людям труда, защитникам нашей Родины, любви к Родине, родному краю.

 «Укрась матрешку», «Протяни дорожку», «Чей малыш», «Назови ласково», «Мамины помощники», «Собери картинку».

«Детский сад»

Цель: знакомить детей с информацией о детском саде, о работниках детского сада.  Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т. д.

Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада.

Ход игры: по фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада.

 «Моя семья»

Цель: формировать представление о себе как о члене семьи, показать значение семьи в жизни человека, формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

«Что такое хорошо, а что такое плохо»

Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь, формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.

Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения

Ход игры: воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие, а как вести себя нельзя.
Материал:  фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями.

Строительные игры

Строительные игры открывают широкие возможности для развития умственной, трудовой, нравственной сферы ребенка. В совместной строительной игре у детей формируются ценные качества личности: умение договориться с товарищами о том, что и как будут строить, помочь друг другу в процессе стройки, поддержать инициативу товарища, а вместе с тем настоять на своем, доказать преимущества своего замысла игры. Ценные качества могут быть воспитаны у детей в процессе уборки строительного материала после игры: развитие у детей бережного отношения к игрушкам, трудолюбия, умения проявлять усилие, преодолевать трудности, заканчивать начатое дело.

Театрализованные игры

Театрализованная игра – эффективный способ общения дошкольников, понимания литературного или фольклорного произведения и развития чувства патриотизма. Отличительной чертой театральных постановок является их фольклорная или литературная основа. В инсценированных играх, основанных на фольклоре, дети узнают об обычаях русского народа. Активизируется и улучшается словарный запас.

Дети учатся имитировать характерные действия персонажей (например: птички летают, лошадка скачет). Дети стремятся импровизировать несложные сюжеты песен, сказок. При помощи подобранных театральных атрибутов дети разыгрывают знакомые, небольшие по содержанию, сказки такие как «Колобок»«Репка»«Курочка Ряба» и другие. Дети учатся отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни.

 Все это передаёт от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие.

Мы проводим с детьми хороводные игры: с погремушками, танец с платочками, парные танцы, каравай.

Особенность народных, хороводных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат ребенка обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается положительная основа для развития патриотических чувств.  

Игры-драматизации  дают возможность не просто рассмотреть и примерить маски, костюмы, а и действовать в них, как бы «прожить» в них определённый период, способствуя формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности – мимику, жест, движение (улыбается, делает испуганное лицо, качает головой, машет руками и т. д.)

 В играх драматизациях на фольклорной основе дети узнают об обычаях русского народа.

Ещё одно средство реализации нравственно-патриотического воспитания – ознакомление малышей с народными играми. Чаще всего это подвижные игры. Подобные игры помогают знакомить детей с русскими народными обычаями, развивают нравственные и патриотические чувства. В игре ребёнок отображает труд взрослых, окружающую жизнь, в игре развивается первое чувство дома.

Мы играем в игры: «Кот и мыши», «Наседка и цыплята», «Принеси мяч», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору», «По ровненькой дорожке», «Воробышки и автомобиль»

        Мы, выполняем с детьми пальчиковые  гимнастики «Папа, мама - я дружная семья». «Этот пальчик дедушка…..» Дети учатся называть имена членов своей семьи.

Пальчиковые игры помогают в пополнении словарного запаса в развитии речи детей, дают возможность закрепить знания о детском саде, семье, Родине.

«Ознакомление с городом»

     Воспитание любви к родному городу - одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. В течение года приношу иллюстрации самых главных достопримечательностей родного города, тех мест, где большинство детей могли уже побывать с родителями.

       

С помощью игр я формирую у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирую и углубляю знания о Родине, о людях разных профессий, представление о трудовой деятельности.

     Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по нравственно - патриотическому воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через игру"

Нравственно-павтриотические чувства у ребенка не приходят сами по себе. Что  сможет помочь  ребенку в этом? Конечно же игра!...

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через игру»

laquo;Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и гор...

«Нравственно-патриотического воспитания дошкольников через игру»

laquo;Нравственно-патриотического воспитания дошкольников через игру»Нравственно-патриотического воспитания дошкольников через игру на современном этапе развития дошкольного образования очень а...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через дидактическую игру

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.Ос...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через дидактическую игру

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. О...