«Нравственно-патриотического воспитания дошкольников через игру»
методическая разработка

Шапорева Марина Борисовна

«Нравственно-патриотического воспитания дошкольников через игру»

Нравственно-патриотического воспитания дошкольников через игру на современном этапе развития дошкольного образования очень актуальна, так как сейчас дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам; имеют недостаточно знаний о своей семье, близких людях, многие, к сожалению, не знают домашний адрес, свой день рождения, имена родителей, затрудняются ответить на вопросы, касающиеся родного города, своей страны.

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Среда, образ жизни в семье и отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и отношения к тому месту, где ребенок живет.

Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у детей чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – это игра. Игру можно считать и одним из лучших средств коррекции поведения детей, формирования взаимоотношений, воспитания нравственно-волевых качеств.

Работу по воспитанию у детей нравственно-патриотических чувств реализую через все виды игр: дидактические, словесные, пальчиковые, театрализованные, хороводные, подвижные, а также сюжетно-ролевые.

В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу и согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры; проявляются и развиваются произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.

Дидактические игры с предметами основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. Такие игры использую при ознакомлении дошкольников с народными промыслами.

Настольно-печатные дидактические игры использую при ознакомлении с окружающим миром России.

С помощью настольно-печатных игр, кроме развития речевых навыков, логики, внимания, умения моделировать жизненные схемы и принимать решения, мы также воспитываем у детей дух патриотизма.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.  Данный вид игр эффективно используется при воспитании нравственно-патриотических чувств.

Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольников в процессе осмысления литературного или фольклорного произведения и формирования чувства патриотизма.

В играх драматизациях на фольклорной основе дети узнают об обычаях русского народа: муку хранили в амбарах, сусеках, с раннего детства приучали детей к домашнему хозяйству, заготавливали на зиму соления. Всё это обыгрывается, переживается детьми, запоминается, активизируется и совершенствуется словарный запас.

Хороводные игры включаются в детские праздники и развлечения, в комплексы утренней гимнастики, в физкультурные занятия. Это возможность не только петь, но и двигаться вместе со взрослыми, подражать им, быть похожими на них, оставаясь при этом детьми. Хороводная игра как феномен культуры не только обучает, развивает, воспитывает, социализирует, но и формирует нравственно-патриотические качества, является национальным богатством.

Пальчиковые игры помогают в пополнении словарного запаса и в развитии речи детей, дают возможность узнать педагогический опыт русского народа, который интуитивно угадывал связь между речью и пальчиковой моторикой.

Сюжетно-ролевая игра используется как одна из активных форм работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Темы игр современных дошкольников однообразны, сюжеты бедны и формальны, роли традиционны. Достаточно редкими стали игры с военно-патриотической тематикой, отражающие героические подвиги нашего народа. Дети в основном отражают сюжеты иностранных мультфильмов и кинофильмов, нередко разворачивают агрессивные сюжеты.

Задача воспитателей при этом – создать эмоционально благополучную атмосферу в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на доброжелательности, взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Тогда дети будут испытывать любовь и привязанность к родному дому, детскому саду, с удовольствием ходить в детский сад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_ira_marina.pptx1.28 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через игру

Слайд 2

Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, который имеет и большое воспитательное значение . Игра учит и справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

Слайд 3

Дидактические игры с предметами

Слайд 4

Настольно-печатные дидактические игры

Слайд 5

Словесные игры

Слайд 6

Театрализованные игры

Слайд 7

Хороводные игры

Слайд 8

Пальчиковые игры

Слайд 9

Сюжетно-ролевые игры

Слайд 10

Разнообразные игры в интеграции с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой , активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....

Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через культуру родного края.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное и патриотическое воспитание. ...

ОПЫТ РАБОТЫ «Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников, через приобщение к традициям и быту кубанских казаков».

1.Литературный обзор состояния вопроса1.1. История темы педагогического опыта в педагогике Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,заботливый садовник укрепляет корень, от мощн...

Консультация "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через игру"

Нравственно-павтриотические чувства у ребенка не приходят сами по себе. Что  сможет помочь  ребенку в этом? Конечно же игра!...

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через игру»

laquo;Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и гор...

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через игру.

Раннее детство – это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания в целом. Психика детей этого возраста очень пластична, поэтому из них можно «вылепить» чт...

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через русские народные игры "

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш век технического прогресса. ...