конспект семинара-практикума для педагогов ДОУ "Внимание! Конфликт!"
методическая разработка

Безкровных Татьяна Николаевна

Семинарско-практическое занятие для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_seminar_praktikum_vnimanie_konflikt.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Детский сад №3 «Рябинушка»

Поспелихинского района Алтайского края

Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе

Семинар-практикум для педагогов

«Внимание! Конфликт!»

ФИО: Безкровных Татьяна Николаевна

Должность: педагог-психолог

Цель: Дать представление   о конфликтах, возникающих в педагогическом коллективе, его причинах, особенностях, участниках, последствиях;  способствовать сплочению  коллектива, умения понимать друг друга без слов; установление положительных эмоциональных связей между участниками; обучать простым способам избавления от негативных эмоций; познакомить с результатами диагностического обследования коллектива.

Задачи:

  • Повышение самооценки педагогов;
  • Развитие воображения;
  • Снятие эмоционального напряжения.

Оборудование:

- спокойная музыка;

- шаманская музыка;

- презентация о конфликтах;

- 2 таблички «Минус»; «Плюс», для команд;

- маленькие листы белой бумаги (по количеству участников);

- маленькие листочки (по количеству участников);

- карандаши цветные;

- карандаши простые;

- «Корзина чувств»;

- картинка «2 барана»;

- стихотворение «2 барана»;

- яблоко из обруча, изготовленное заранее;

- червячки изготовленные заранее из гольфиков 2 шт;

- ленточки разных цветов атласные (по количеству участников).

Ход занятия

(У каждого участника при себе атласная лента любого цвета, психолог видит у кого какое настроение в начале занятия).

Психолог:   Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас всех! Ритуал приветствия.

 Инструкция: любым способом по очереди поприветствовать друг друга.

       

Сообщение темы встречи.

В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.

Среди этих ситуаций особо выделяются те, которые требуют от человека поиска новых решений и энергетических затрат. Типичными жизненными ситуациями такого рода и являются конфликты.

Конфликт — это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.

Педагогический коллектив, как и любой другой, имеет свою специфику. Основная специфика коллектива детского сада заключается в том, что основной контингент — женщины. Данный факт оказывает дополнительное влияние на количество и качество конфликтов.

- Встаньте, пожалуйста, те, кто никогда не попадал в конфликтную ситуацию,  кто не знает и не представляет себе, что такое конфликт…

(Никто не встал).

Упражнение «Ассоциации»

- С чем ассоциируется у вас понятие «конфликт»? Какой образ подсказывает ваше воображение? Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом? На что «похож» конфликт?   (Ответы)

- Назовите классический образец неразрешимого конфликта? (Классическим образцом неразрешимого конфликта могут служить два барана, не желающие уступить друг другу дорогу на узком мосту).

(По желанию, можно инсценировать стихотворение «2 барана».

По крутой тропинке горной

шёл домой барашек черный

на мостике горбатом

повстречался с белым 6pатом.

И сказал барашек белый:

Братец, вот какое дело:

здесь вдвоём нельзя пройти

ты стоишь мне на пути.

Чёрный брат ответил:

- Me, ты в своём, баран, уме!

Пусть мои отсохнут ноги,

не сойду с твоей дороги!

Помотал один рогами,

уперся другой ногами...

Как рогами ни крути,

а вдвоём нельзя пройти.

Сверху солнышко печёт,

а внизу река течёт.

В этой речке утром рано

утонули два барана.

Упражнение «Плюсы и минусы конфликта»

На конфликт, как, наверное, и на любое явление действительности можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы.

Участники делятся на 2 команды. Первой команде под названием «Плюс» даётся задание назвать,  как можно больше позитивных последствий конфликта;

второй команде  «Минус» – описать негативные последствия конфликта (5 минут) (команды начинают отвечать, парируя друг другу: «Конфликт – это плохо, потому что … (1 команда), но зато …  (2 команда)

         

Конструктивные стороны конфликта (плюс):

Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях.

Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.

Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.

Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.

Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации.

Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Деструктивные стороны конфликта (минус):

Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.

Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.

Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.

Представление о победителях или побежденных как о врагах.

Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.

«Гнев отнимает разум у людей,

Во гневе добрый человек – злодей.                                        

А тот, кто праведнее всех,                                    

Во власти злобы совершает тяжкий грех»

   

Почему люди кричат. (Философская притча)

Как-то во время занятий Учитель задал вопрос своим ученикам:

 - Кто из вас может ответить, почему люди кричат, когда конфликтуют, ссорятся и выясняют отношения?

- Наверное,  потому, — ответил один из учеников, — что теряют спокойствие.

- Но почему нужно именно кричать? Ведь человек находится рядом с тобой. Расстояние между вами невелико. Разве нельзя говорить тихо? Почему человек кричит, если сердится?

Ученики предлагали разные ответы,  ни один из которых не устроил Учителя.

Психолог: На ваш взгляд, почему люди кричат, когда конфликтуют, ссорятся и выясняют отношения? (ответы педагогов). А теперь послушайте, что же ответил Учитель.

Поняв, что он не дождется нужного ответа, Учитель объяснил:

-  Когда люди ссорятся, они не слышат друг друга, они не понимают друг друга, и тогда их сердца отдаляются. Для того чтобы преодолеть это расстояние, им приходится кричать, чтобы  услышать друг друга. И чем сильнее непонимание,  чем сильнее конфликт между людьми, тем больше расстояние и тем громче они кричат.

- А вы обращали внимание на то, как говорят влюбленные? Два влюбленных человека не кричат, а наоборот, чаще всего говорят очень тихо. Это потому, что расстояние между их сердцами очень маленькое. И чем сильнее любовь, тем больше она их сближает, тем лучше люди понимают друг друга. Может наступить момент, когда им даже перешептывание становится не нужно, так как они понимают друг друга без слов.

 - Поэтому, — продолжил Учитель, — когда спорите, не кричите, не произносите слов, которые могут отдалить вас друг от друга. Обидные слова, сказанные в гневе,  увеличивают расстояние между вашими сердцами. Ведь шаг за шагом… и может наступить день, когда расстояние между вами станет так велико, что обратного пути уже не будет.

Типы конфликтной личности

Каждый человек в конфликтной ситуации ведет себя по-разному. Таким образом, можно выделить типы конфликтной личности и стили ее поведения.

Существуют следующие типы личности:

Демонстративный конфликтный тип – резко выражена демонстративная акцентуация, хочет быть постоянно в центре внимания, стремится хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к взрослым и детям определяется взаимной оценкой, очень зависим от оценки окружающих.

Неуправляемый тип – импульсивный, плохо контролируемый, с трудно предсказуемым поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно, игнорирует общепризнанные нормы поведения, страдает завышенной неадекватной самооценкой, требует подтверждения своей значимости, в конфликтах и своих неудачах виновными считает других (внешнее окружение). Плохо социализируемая, конфликтная личность, не умеет планировать свою деятельность, не извлекает уроков из ситуаций, плохо поддается воспитательным воздействиям.

Целенаправленный конфликтный тип – использует конфликт как средство достижения своих целей, выступает в нем активной стороной. Склонен к манипуляциям и играм, очень рационально ведет себя в конфликтной ситуации, просчитывает варианты по типу: «если я так, то…», знает слабые и сильные стороны соперника, в споре пытается доказать свою правоту, напорист в достижении чего-либо, подавляет более слабых.

Стили поведения конфликтной личности:

Стили поведения отличаются степенью активности субъекта конфликта в удовлетворении собственных потребностей.

 Выделяются следующие стили поведения:  «Конкуренция»,  «Приспособление»,   «Компромисс»,  «Сотрудничество»,   «Избегание».

Упражнение «Найди правильный ответ»

«Компромисс»:        

«Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».

«Приспособление»:        

«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

«Конкуренция»:        

«Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

«Сотрудничество»:        

«Чтобы я победил, ты должен проиграть».

«Избегание»:        

«Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».

Ответы:

Стиль «Конкуренция»: «Чтобы я победил, ты должен проиграть».

Стиль «Приспособление»: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

Стиль «Компромисс»: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».

Стиль «Избегание»: «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».

Психолог: Из всех названных стилей, какой является наиболее:

- активным и эффективным (сотрудничество);

 - наиболее конфликтным (соперничество);

 - занимает промежуточную позицию, совмещая в себе активную и пассивную форму поведения (компромисс);

 - пассивная форма поведения (избегание и приспособление).

Упражнение «Яблоко и червячок» (диагностическое)

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиграем и проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок» (участники проигрывают свои ситуации с яблоком из обруча и червячками из гольфиков, зачитывают свои ответы). Давайте определим,  к какому способу выхода из конфликтной ситуации относятся ваши ответы (обсуждение).

Примеры ответов участников:

Конкуренция:  «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»

Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»

Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!

Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»

Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»

Упражнение на сотрудничество!

Видеоролик! (про муравьев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара-практикума для педагогов

Веселое развлечение для создания позитивного настроения у педагогического коллектива...

Конспект семинара-практикума "Взаимодействие педагогов и родителей по укреплению здоровья воспитанников"

В данной публикации отражен опыт работы  с педагогами по сохранению и укреплению здоровья дошкольников....

Конспект семинара-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

конспект семинар-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания для педагогов"...

Конспект семинара – практикума «Эффективное общение педагогов с родителями».

Построение взаимоотношений педагогов с родителями на основе сотрудничества....

Конспект семинара-практикума на тему: «Конфликты. Способы их разрешения»

Конспект семинара-практикума на тему: «Конфликты. Способы их разрешения»...

Конспект семинара-практикума для педагогов по теме: «Навыки самопрезентации педагога ДОУ»

Материал содержит конспект семинара-практикума для педагогов по теме: «Навыки самопрезентации педагога ДОУ»....