Консультация для воспитателей и специалистов
консультация
Исправление речевых нарушений посредством театрализованной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_mns.docx | 176.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» 629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с.Овгорт, ул.Сынская,15, тел (факс) 8 (34994) 67-2-13,
«Исправление речевых нарушений посредством театрализованной деятельности»
Учитель - логопед: Макарова Н.С.
Январь 2022
У детей с речевыми нарушениями имеют место не только недоразвитие всех компонентов речи, но и недоразвитие мышления, памяти, внимания, воображения, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом. В систему коррекционной работы с такими детьми необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.
Плохая восприимчивость ко всему новому, неустойчивость внимания, нарушение эмоционально-волевой сферы (вялость, инертность, эмоциональная возбудимость), недостаточная познавательная активность, трудности в целенаправленном заучивании и припоминании чего-либо – основные недостатки, мешающие обучению детей с Общим Недоразвитием Речи. Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой не затухающий интерес, растущий в геометрической прогрессии. Одним из самых распространённых видов детского творчества является театрализованная деятельность. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Это яркий, красочный и доступный восприятию ребёнка вид искусства, доставляющий детям радость, развивающий воображение и фантазию, способствующий творческому развитию. Главной целью театрализованной деятельности на логопедических занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и развитие мотивации на устранение собственных речевых дефектов. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимика), психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память), речь (монолог, диалог), творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль). Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей: разыгрывание стихов, сказок, рассказов, минисценок; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостной, теневой, пальчиковый и др.); обогащение театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях); изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.
Все знают, что такое артикуляционная гимнастика, для чего она нужна, что она является неотъемлемой частью логопедической работы, но хочется добавить, что артикуляционная гимнастика – это поле для полёта фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звуков, но и для развития у детей воображения, внимания, произвольности, усидчивости. Для достижения данных целей можно использовать сказочные сюжеты. Так как дети лучше усваивают информацию, представляемую в игровой форме, лучше не заниматься, а играть с язычком: действия аналогичны, но мотивация совсем иная. Артикуляционная гимнастика легче всего воплощается в театральных формах (покажи, как волк скалит клыки…, как дышит собачка, высунув широкий язычок…). Так же мы можем использовать различные сюжеты, игрушки, картинки.
Следует отметить трудности детей с речевыми нарушениями в овладении навыками выразительной и эмоциональной речи. Из анализа психолого-педагогической литературы вытекает, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает: - интонационную выразительность (мелодику, темп, ритм, тембр, логическое ударение; - мимику, жесты, позу говорящего.
Используя театрализованную деятельность, учитель-логопед проводит упражнения для развития интонационной выразительности речи, диапазона голоса: «Самолёт». В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолёт. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком (а) или (у). Голос следует за движением самолёта то вверх, то вниз.
Приближение и удаление различных предметов (медведь ревёт, то приближается, то удаляется и др.). Произнести изучаемый звук с различной интонацией (звук (о) со страхом, с удивлением, с вопросом, радостно, грустно и др.).
«Звериные скороговорки» - чёткость дикции. Дети надевают маски разных животных (лисички, медведя, волка…) и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты. Ткёт ткач ткани на платок Тане. Лежебока рыжий кот отлежал себе живот. От топота копыт пыль по полю летит.
«Чудо-лесенка» Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса Чудо лесенкой шагаю, высоту я набирая: Шаг на горы, шаг на тучи… А подъём всё выше, круче…
Не робею, петь хочу, прямо к солнцу я лечу!
«Диалогические скороговорки» дети делятся на пары и проговаривают диалогические скороговорки (расскажи мне про покупки…).
Проводятся коррекционно-развивающие игры на: - развитие памяти с расширением словарного запаса (какая бывает коза… по кругу подобрать и запомнить определения); - слуховое восприятие (узнай по описанию героя сказки, здесь что-то не так – небылицы); - грамматику (все доступные возрасту виды игровых упражнений на словоизменение и словообразование); - звуко-слоговую структуру (прошагай, кто из героев быстрее доберётся до леса); - воображение ( в старшем возрасте фразеологизмы и пословицы: продолжи красиво… капельки росы сверкают на солнце, как…); - развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, театр теней, пальчиковый…); - развитие лексики (за счёт смежных тем идёт обогащение и активизация словаря).
На логопедических занятиях можно использовать различные виды театра – настольный, теневой, плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо, картинки и игрушки. В театральных играх дети могут создавать сценки, вести роль игрушечного персонажа. Они действуют за него, изображают его интонацией и мимикой. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает им преодолеть трудности в общении.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Так, использование сказки в коррекционной работе с детьми помогает развитию их речевой активности и связной речи, накоплению и активизации словарного запаса, формированию грамматических категорий языка. На логопедических занятиях можно широко использовать театрализованные игры, объединённые одной темой. Театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д.Б. Элькониным: роль, игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения). В театрализованных играх игровое действие и игровой костюм или кукла, имеют большое значение, так как облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий. Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная и фольклорная основа содержания. Образ героя в игре, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней, (где действуют пальцы и руки для изображения птиц, животных) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.
Упражнения по развитию выразительности мимики, жеста и движения снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, способствуют развитию и совершенствованию основных психологических процессов: внимания, памяти, способности к переключению; воспитывают волевую саморегуляцию, создают благоприятный фон для занятий. Упражнения начинаются с элементарных заданий, затем постепенно, по мере овладения контролем за мимическими мышцами, дети могут показать различные эмоции посредством мимики и жеста, движения.
Психогимнастика позволяет решать следующие задачи:
- становление координации общих движений;
- развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
- воспитание чувства ритма и темпа;
- формирование слухового внимания, восприятия и памяти;
- развитие физиологического и речевого дыхания;
- активизация речевых процессов через развитие тонких движений пальцев рук;
- воспитание умения работать сообща.
Развитие двигательных способностей детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическая выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации) происходит при выполнении ритмопластики, пластических этюдов, игр-имитаций. Выполнять эти упражнения удобнее с изображением, которое на небольшой тесёмке надевается на шею ребёнка. Делается это с тем, чтобы руки малыша оставались свободными, и в то же время, он имел возможность наблюдать картинку. Наличие картинки или маски помогает ребёнку легче войти в образ, смелее действовать в рамках поведения наблюдаемого персонажа, выполнять движения от его, а не от собственного лица, что психологически намного легче.
Ритмопластика позволяет улучшить психоэмоциональное состояние ребёнка, снять напряжение, связанное с сидением, активизировать творческие проявления малыша. Например: «Мороженое»
Цели: развитие умений владеть мышечным напряжением-расслаблением; ориентировка в пространстве; координация движения.
Дети «превращаются в мороженое»: руки подняты вверх, все мышцы напряжены. Педагог: «Мороженое достали из холодильника. В тепле оно начинает таять». Дети постепенно расслабляют мышцы.
Игры-имитации постепенно усложняются:
- Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
- Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
- Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
- Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Осенние листочки»).
- Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Три медведя»).
- Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Колобок»).
- Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Курочка Ряба», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).
Применение театрализованных игр всесторонне развивает ребенка:
- формирует знания об окружающем мире;
- активизирует и расширяет у детей словарный запас, совершенствует у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, ее темп и выразительность;
- развивает у детей психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);
- совершенствует у детей моторику, координацию, плавность, переключаемость и целенаправленность движений;
- развивает эмоционально-волевую сферу ребенка.
Таким образом, искусство театра, театрализованная деятельность дошкольников является эффективным средством коррекции коммуникативных сфер у детей дошкольного возраста с нарушением речи и может быть рекомендована в работе не только с детьми-логопатами, но и с детьми с нормальным развитием.
Спасибо за внимание!!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ: "Как организовать работу по самообразованию".
Правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию является важным условием роста педагогического мастерства воспитателей и специалистов ДОУ. В консультации данна ан...
Консультация для воспитателей и специалистов МБДОУ
«Планирование образовательной работы в ДОУ» Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации о...
Консультация для воспитателей, узких специалистов, младших воспитателей на тему: "Эстетика питания и сервировка столов в дошкольных учреждениях"
Материал об эстетике питания в детском саду...
Консультация для воспитателей и специалистов "Что такое ЗПР?"
Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём р...
Консультация для воспитателей и специалистов:
Развитие зрительно-моторной координации у детей с амблиопией и косоглазием...
Консультации для воспитателей и специалистов
1 Консультация "Утренниик без стресса"2 Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста3 Роль ведущего на музыкальных праздниках4 Музыкально - дидактические игры как сред...
Консультация для воспитателей и специалистов
laquo;Проектная деятельность – средство накопления позитивного социального опыта, реализации собственных замыслов - для педагогов и специалистов» в детском саду»....