Консультация для воспитателей и специалистов "Что такое ЗПР?"
консультация по коррекционной педагогике на тему
Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Кто эти дети?
В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация | 48.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №11 «Теремок»
центр ответственного родительства «Верные руки»
посёлка Псебай муниципального образования Мостовский район
Консультация для воспитателей:
Тема:
«Задержка психического развития»
Подготовила:
Анна Александровна
Чакучян,
учитель-дефектолог
п.г.т. Псебай – 2015 г.
Консультация для воспитателей «Что такое ЗПР?»
Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Кто эти дети?
В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.
Речь у детей с ЗПР также страдает. Они могут пользоваться или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но способность ребенка активно использовать фразовую речь значительно снижена.
У этих детей манипулятивные действия с предметами сочетаются с предметными действиями. При помощи взрослого они активно осваивают дидактические игрушки, однако способы выполнения соотносящих действий несовершенны. Детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. Их общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики обуславливают несформированностъ навыков самообслуживания - многие затрудняются в использовании ложки в процессе еды, испытывают большие трудности при раздевании и особенно в одевании, в предметно-игровых действиях.
Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности - в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.
В то же время дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и на закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины.
Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.
На уровне игровой деятельности у детей с ЗПР снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью, например, ребенок собирается играть в "Больницу", с увлечением надевает белый халат, берет чемоданчик с "инструментами" и идет… в магазин, так как его привлекли красочные атрибуты в игровом уголке и действия других детей. Несформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, дети мало общаются между собой, коллективная игра не складывается.
Классификация детей с ЗПР К. С. Лебединской (1980)
1. Задержка психического развития конституционального происхождения
2. Задержка психического развития соматогенного генеза
3. Задержка психического развития психогенного генеза
4. Задержка церебрально-органического генеза.
ЗПР конституционального происхождения – гармонический инфантилизм. У таких детей наблюдается детскость в поведении не соответствующий возрасту.
ЗПР соматогенного генеза – в анамнезе таких детей отмечаются какие либо хронические заболевания: простудные, астматические. Состояние интеллекта зависит от его здоровья.
ЗПР психогенного генеза - дети соматически здоровы. Это ЗПР возникший в следствии неблагоприятной семейной обстановке.
ЗПР церебрально-органического генеза – это те детки у которых в истории болезни стоит ММД (минимально-мозговая дисфункция), ПЭП (перинатальная энцефалопатия). Т. е. лёгкие органические поражения.
Причины ЗПР
1. Неблагоприятное течение беременности:
- болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);
- хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);
- токсикозы, особенно второй половины беременности;
- токсоплазмоз;
- интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;
- несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.
2. Патология родов:
- травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения (например, наложении щипцов);
- асфиксия новорожденных и ее угроза.
3. Социальные факторы
- педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до 3х лет), так и в более поздние возрастные этапы;
- наличие криминального окружения;
- низкий уровень образования родителей.
4. Наследственные факторы
- Врожденная ( в том числе наследственная) неполноценность центральной нервной системы.
Наиболее яркие признаки ЗПР
1. Незрелость эмоционально-волевой сферы
2. Нарушение внимания
3. Нарушение восприятия
4. Особенности памяти
5. Проблема речи
6. Отставание в развитии всех форм мышления
Правила работы с детьми с задержкой психического развития (ЗПР)
Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без внимания.
Многократное повторение материала на занятиях.
Создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие дела.
При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и коррекционные задачи.
Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов.
Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания, не сообщая об этом воспитаннику.
Проводить дополнительные индивидуальные занятия по закреплению материала.
Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.
Поскольку дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быстро истощаются, не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия.
Необходимо использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.
Поскольку у детей с ЗПР отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация, необходимо применять красивую, яркую наглядность.
Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.
Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.
Давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.
Предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать решения, брать на себя ответственность.
Учить анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Обсуждения заканчивать на положительной ноте.
Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью.
Установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
При необходимости посоветовать родителям обратиться к специалистам (логопеду, дефектологу, психологу).
При необходимости посоветовать обратиться за медикаментозной помощью к узким специалистам (невропатолог, иммунолог, отоларинголог, офтальмолог).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Что такое физическая культура"
Здесь рассказывается о методике физического воспитания и об интеграции в физическом воспитании в ДОУ...
Консультация для педагогов ДОУ "Что такое литературное слушание?" воспитатель Григорьева Е.В. МБДОУ ЦРР - детский сад №7 г.Рассказово
Консультация для педагогов ДОУ "Что такое литературное слушание?"...
Консультация для воспитателей "Что такое ФГОС дошкольного образования?"
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей на тему «ЧТО ТАКОЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ДО)?»
Этот материал является первой из блока консультаций для воспитателей по ФГОС ДО....
Консультация для воспитателей на тему «ЧТО ТАКОЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ДО)?» часть2
Вторая консультация для воспитателей по ознакомлению с ФГОС ДО....
Консультация для воспитателей "Жестокое обращение с детьми. Что это такое?"
Консультация для воспитателей "Жестокое обращение с детьми. Что это такое?"...
консультация для воспитателей "Что такое ФГОС?"
консультация для воспитателей...