Ритмодекламация
статья
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа №14»
«Ритмодекламация
как один из инновационных интегрированных методов
развития выразительного речевого интонирования
у детей»
Воспитатель Николаева Т. Г.
г. Балашиха, 2022 г.
В настоящее время у многих детей дошкольного возраста отмечаются очень серьезные нарушения речевого развития.
Не все дети умеют регулировать речевое дыхание, голос, темп речи, правильно ставить ударение в словах, произносить звуки, особенно шипящие, свистящие и переднеязычные или совсем не могут произнести отдельные звуки. У некоторых недостаточно развиты фонематический слух, интонационная выразительность речи.
Как известно, дошкольный возраст сензитивен к речевому развитию. У детей отмечается их большое тяготение к рифме, движению, музыкальному ритму. Они охотно подбирают и рифмуют слова, подчас лишая их всякого смысла. Однако само это занятие оказывается далеко не бессмысленным. Оно способствует развитию слуха (умение слушать и слышать), умению подбирать слова, близкие по звучанию. Дети начинают достаточно правильно осознавать и понимать значение слов. Это помогает более осознанно вслушиваться в слова, находить сходные и разные по звучанию, выделять в них определенные звуки, слоги смыслы слов, а также их эмоциональные оттенки.
Основываясь на этих возрастных особенностях важно организовывать с ними целенаправленные занятия.
Ведущей деятельностью, как известно, у детей дошкольного возраста является сюжетно – ролевая и дидактическая игра. В игре у ребенка развиваются все психические процессы и функции. Особенно внимание, мышление, память, воображение и речь.
Внимание тонизирует психику в игре, а речь интегрирует психическое развитие.
В нашей презентации особое внимание мы уделяем содержательной части интегрированного метода ритмодекламации. В основу мы положили целостный личностно – ориентированный подход и педагогику любви к ребенку. В реализации этого подхода важно идти за природой развития ребенка естественным путем.
И так, что же такое ритмодекламация?
Ритмодекламация - четкое произношение и утрированная интонация, искусство выразительного чтения в слух речевого материала, умение правильно изобразить, показать жестами то, о чем или о ком говорится в тексте.
Ритмодекламацию называют еще «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме»
Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п., шумовых инструментов, звучания мелодии. Может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма, речи
Она широко применяется в народных играх, где передача образов вызывает у дошкольников интерес, любознательность, желание активно участвовать в действии, включаться в групповую игру. Это стимулирует особенно эмоциональное и коммуникативное развитие. Это помогает в активном познании и осмыслении природного и социального мира. Не у всех детей достаточно развит голосовой аппарат и поэтому дети с удовольствием ритмодекламируют текст игр не испытывают неуверенности в себе и закомплексованности.
Она широко применяется в народных играх, где передача образов вызывает у дошкольников интерес, любознательность, желание активно участвовать в действии, включаться в групповую игру. Это стимулирует особенно эмоциональное и коммуникативное развитие. Это помогает в активном познании и осмыслении природного и социального мира. Не у всех детей достаточно развит голосовой аппарат и поэтому дети с удовольствием ритмодекламируют текст игр не испытывают неуверенности в себе и закомплексованности Благодаря многогранности этого метода у ребенка формируется речевая культура личности, благодаря целенаправленной педагогической инструментовке с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Успешных результатов помогает достичь использование речевого материала (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения, тараторки, специальные упражнения в ходе которых голосом отрабатываются отдельные звуки слова (громче – тише, дольше – короче). Такие упражнения проводятся успешнее всего в форме игры. Воспитатель или другой специалист дает образец произношения слова, а ребёнок воспроизводит его. Важно укреплять речевое дыхание детей: они дуют на «листочки», сдувают с руки «снежинки». Дети учатся регуляции дыхания при произношении фраз, состоящих из нескольких слов без дополнительных пауз на одном выдохе. Для развития голосового аппарата меняется громкость голоса, используются различные игры и упражнения («Вьюга», «Эхо», «Скажи как я…» и др.)
Инновационный подход данного интегрированного метода заключается в его опоре на объективные закономерности развития личности ребенка и природу его роста. Внедрение этого метода в практику воспитания дошкольников требует совместных усилий многих специалистов разного профиля.
Мы лишь обозначили проблему и рассмотрели некоторые аспекты ее решения в объединении психологических, методических и дидактических принципов.
Теперь прокомментируем реализацию этого метода на п
Упражнение «Едет, едет паровоз..»
Едет, едет паровоз —
Две трубы и сто колес,
Две трубы и сто колес,
Машинистом — рыжий пес.
В этом упражнении задействованы все природные каналы восприятия детей: зрительный, слуховой, двигательный, тактильный.
Педагогом задается определенный ритм, интонация. Упражнение сопровождается сменой голосовых интонаций, движениями рук и ног. Дети учатся ориентации в пространстве.
«Купим мы бабушке курочку»
Педагог предлагает проиграть отношение заботы к бабушке (купить ей что -то). В данном упражнении показаны разные способы воспроизведения звуков животными.
«Петушок – золотой гребешок»
Это упражнение демонстрирует целенаправленное развитие речевого интонирования у детей через координацию визуальных, слуховых, двигательных умений и навыков с помощью музыкальных инструментов. Они задают определенный ритм действий.
В ходе таких игр поднимается у детей общий тонус, улучшается самочувствие, память, внимание, координация движений, речь, создается положительный настрой и психическая готовность для усвоения знаний, умений, навыков.
В заключении благодарю Вас за внимание и желаю творческих побед и успехов.
Литература.
- Воспитание и обучение детей пятого года жизни : Кн. для воспитателя дет. сада / [А. Н. Давидчук и др.]; Под ред. В. В. Холмовской. - М. : Просвещение, 1986. – 143
- Выготский, Лев Семенович (1896-1934).
Педагогическая психология / Лев Выготский. - М. : АСТ [и др.], 2005. - 670 - Петрусинский, Вячеслав Вячеславович.
Игры для активного обучения / В. В. Петрусинский, Е. Г. Розанова. - Москва : ВЛАДОС, 2007. - 124, [1] с. : ил.; 21 см. - (Развитие, обучение, воспитание в играх). - Чуприкова, Наталия Ивановна.
Умственное развитие и обучение : Психол. основы развивающего обучения / Н. И. Чуприкова. - М. : АО "Столетие", 1995. – 189
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/25/picture-276780-1380094500.jpg)
Консультация для воспитателей и родителей.Речевые игры и ритмодекламации
Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/29/picture-678405-1601383403.jpg)
Выступление на МО в ДОУ. Мастер – класс для педагогов«Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников»
Мастер – класс для педагогов ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/20/picture-818435-1474378069.jpg)
«Ритмодекламация как одно из эффективных средств развития музыкальности дошкольников»
Одной из главных методических идей в работе с детьми является ритмизированная речь как основа развития музыкального слуха. Поэтому работа над развитием музыкального слуха осуществляется не только певч...
Ритмодекламация на музыкальных занятиях в детском саду.
Для использования в старших группах детского сада....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/20/picture-803777-1471681827.jpg)
«Ритмодекламация как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Презентация, разработанная для воспитателей детского сада и музыкальных руководителей. Данная презентация создана мной специально для того, чтобы обратить внимание педагогов на важность таких ви...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/25/picture-854417-1637863478.jpg)
«РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ – ПЕРСПЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ» Методическая разработка
Данная методическая разработка представляет практическую ценность для музыкальных руководителей, воспитателей города и области, работающих с детьми дошкольного возраста, как опыт работы в данном...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/25/picture-854417-1637863478.jpg)
КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ ПО РИТМОДЕКЛАМАЦИИ В ДОУ
Картотека игр для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет), на учебный год.Игры сопровождаются музыкальными инструментами....