Мастер-класс «Арт - терапевтические технологии в работе с детьми ОВЗ»
материал

Грязева Наталья Михайловна

 На первый взгляд тема нашего мастер-класса связана с работой педагога-психолога. Но мы считаем, что в условиях инклюзивной практики такими методами и приемами должен владеть каждый специалист, работающий с детьми ОВЗ. Все мы являются свидетелями того, что дети испытывают негативные эмоции и психологические проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Арт - терапевтические технологии в работе с детьми ОВЗ»

 На первый взгляд тема нашего мастер-класса связана с работой педагога-психолога. Но мы считаем, что в условиях инклюзивной практики такими методами и приемами должен владеть каждый специалист, работающий с детьми ОВЗ. Все мы являются свидетелями того, что дети испытывают негативные эмоции и психологические проблемы.

Арт-терапия (дословно - лечение искусством, творчеством) - простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.

Все виды арт-терапии совершенно безвредны и очень полезны. Важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Арт-терапия может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Волшебный доктор Арт-терапия лечит только тем, что приятно и безболезненно!

Арт-терапия призвана работать со следующими проблемами:

- избавление от стресса,

- преодоление тяжелых переживаний,

- развитие творческих способностей,

- самопознание и раскрытие внутреннего потенциала,

- негативные эмоциональные состояния,

- разностороннее развитие личности и др.

Арт-терапия - безопасная среда, способствующая самовыражению и спонтанной активности. Поэтому приемы и техники подбираются с учетом возможностей ребенка с ОВЗ, любые усилия ребенка в ходе работы должны быть интересны и приятны ему. Ребенок имеет право отказаться от выполнения некоторых заданий и выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности. Педагоги должны избегать оценочных суждений и сравнений. Помнить, что основные цели арт-терапевтического занятия - психотерапевтическая и коррекционная, а не обучающая. Поэтому ориентироваться нужно, прежде всего, на процесс, а не результат. Искусство - лишь средство, которое помогает лучше понять себя, свой внутренний мир.

 Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать окружающий их мир, полноценно, органично существовать и взаимодействовать в нем, познать свое «Я» и развиваться?

 В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психическая энергия, которая обычно тратится ребёнком на неэффективное напряжение. Ребёнок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Страхи, негативизм, агрессия (формы психической защиты) уступают место творчеству.

Арт-терапия  представляет собой современную здоровьесберегающую технологию с использованием совокупности методов, обеспечивающих индивидуальный и дифференцированный подход к ребёнку в образовательном учреждении с учётом его возрастных, нервно-психических возможностей, уровня развития здоровья.

Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии. Сейчас мы кратко их охарактеризуем.

 - Изотерапия, позволяет оказывать воздействие на развитие ребенка посредством изобразительной деятельности. Здесь используются все виды изодеятельности: рисование красками, карандашами, мелками, нетрадиционные техники рисования, лепка из пластилина и т.д. Изотерапия помогает обнаружить скрытые способности ребенка, избавляет его от различных страхов и внутренних конфликтов.

  • Игротерапия.  один из наиболее эффективных средств коррекции. Это метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
  •  Сказкотерапия. В ее основе лежит использование различных сказочных историй, сюжетов. Они зачитываются, проигрываются, рассказываются с особой интонацией, мимикой, жестами. Сказкотерапия  способствует разрешению внутренних конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.
  • Музыкотерапия –это использование  музыки на занятиях с ребенком в любом виде: прослушивание, игра на элементарных музыкальных инструментах, пение. Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушения общения. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.
  • Кинезитерапия в системе помощи детям с проблемами может проводиться в различных формах: коррекционная ритмика, танцетерапия, психогимнастика, ритмопластика. Наибольший эффект кинезитерапии применительно к детям с проблемами проявляется, если она осуществляется в сочетании с музыкой.
  • Песочная терапия– один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.
  • Имаготерапия – занятия театрализованной деятельностью детей с ОВЗ здоровья дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности.

 В последнее время появляются новые виды и направления арт-терапии.

 А сейчас мы перейдем ко второй части мастер-класса – практической.

Первое упражнение «Рисунок на спине».  Мы здесь используем два направления арт-терапии: изотерапия и сказкотерапия. Участникам необходимо встать в круг, в затылок друг другу, на расстоянии чуть меньше вытянутой руки.  «Сейчас, я вам расскажу сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (дети гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жил-был человек. Он очень любил гулять по лесу. Однажды он пошёл на прогулку. Сначала он шёл медленно. Дорожка была ровная, а потом кривая, с резкими поворотами. Светило яркое солнце. Солнечные лучики нежно ласкали спинку человечка. Вдруг появились тучи. Начался дождь. Затем пошёл град. Дождь успокоился. Появились большие лужи. Любимым занятием человека было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению.

Каждой команде будет дан лист бумаги и цветные карандаши.  По сигналу первый  участник задумывает сюжет и  начинает рисовать. Важное условие не обсуждать сюжет. Далее, по сигналу, передаёт следующему участнику. И так, пока лист не вернется к первому участнику. Первый участник озвучивает, совпал ли задуманный им сюжет с тем, что получили в итоге.

 основывается на двигательных ритмических упражнениях. Она обеспечивает снятие эмоциональных зажимов.

Мне понадобятся две команды участников, встаньте друг напротив друга. Представьте, что вы смотрите в свое отражение в зеркале.  Та команда, которая видит меня, повторяет за мной, а та команда  стоит ко мне спиной повторяет за вами как за своим отражением.   Начнем…

 

После проигрывания ВВ музыкальной игры

ВАВ - Теперь мы вас попросим разделиться на три команды и пройти за столы.

Познакомит вас с тестопластикой, нетрадиционными техниками рисования (изотерапия), игротерапией.

 Рефлексия – Ресторан. Представьте, что вы по ужинали в ресторане. И вам необходимо ответить на вопросы Насытились ли вы сегодняшним мастер-классом? У меня вопросы вы вытягивайте и отвечайте.

Большое спасибо за сотрудничество!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Применение некоторых логопедических технологий в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.Главной фигурой и центром внимания для малышей всег...

Мастер – класс на тему «Оздоровительные технологий в работе с детьми ОВЗ»

Цель: освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога – воспитателя.Задачи;·        Познакомить участников семинара ...

Мастер - класс «Применение методов ТРИЗ технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Знакомство педагогов с методами ТРИЗ-технологии, используемых в практической деятельности....

Мастер-класс для воспитателями «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми».

Мастер-класс  для  воспитателями«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»....

МАСТЕР-КЛАСС «Применение интерактивной педагогической технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

С данным мастер-классом я выступала на методическом  семинаре «Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения» педагогов дошкольных...

Мастер -класс для родителей "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста"

quot;Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста"...