Занятие по краеведению. Тема: «Край, в котором мы живем (народное творчество и традиции земли Липецкой; ремесла — ткачество и кузнечное дело).
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными традициями, прививать интерес к различным видам народных промыслов, формировать патриотические чувства, дать представление о ремесле ткача, кузнеца.
Предварительная работа: Рассматривание русского костюма, альбомов с народными росписями, предметов старины, быта, чтение художественной литературы, русского народного фольклора, участие в развлечениях: Масленица, Троица.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._kray_v_kotorom_my_zhivem.doc | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по краеведению.
Тема: «Край, в котором мы живем (народное творчество и традиции земли Липецкой; ремесла — ткачество и кузнечное дело).
Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными традициями, прививать интерес к различным видам народных промыслов, формировать патриотические чувства, дать представление о ремесле ткача, кузнеца.
Предварительная работа: Рассматривание русского костюма, альбомов с народными росписями, предметов старины, быта, чтение художественной литературы, русского народного фольклора, участие в развлечениях: Масленица, Троица.
Структура занятия:
1. Организационный момент и посещение «русской избы».
2. Дидактическая игра «Раньше — сейчас.
3. Чтение и обсуждение книги Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», показ иллюстрация.
4. Русская народная игра «Горшки».
5. Рассказ воспитателя о ремесле кузнеца.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Тогда сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в прошлое, и мы попробуем побольше узнать о том, как жили наши прабабушки и прадедушки в старинные времена. (Проходим в «русскую избу»). Давайте рассмотрим предметы старины. (дети называют предметы быта и объясняют, для чего они нужны.)
Воспитатель: Конечно, с тех пор прошло много времени и наша жизнь сильно изменилась, изменились и предметы-помощники. Ученые изобрели электричество и появились электроприборы, которые сильно облегчили труд человека. Давайте поиграем в игру «Раньше-сейчас».
Раньше Сейчас
свечка ? лампочка
печка ? радиатор
коромысло ? водопровод
лошадь ? машина, трактор
прялка ? станки (завод)
корыто ? стиральная машина
погреб ? холодильник
веник ? пылесос
и т. д.
Воспитатель: Да, ребята, изменилось очень многое. Но то, что осталось, что передали нам наши предки, называется традиция. Ну, например, вы видели в русской избе самовар. Сейчас самовары встретишь не в каждом доме — люди пользуются электрочайниками, но традиция устраивать семейное чаепитие дошла до наших дней. Дошли до нас от предков и традиционные праздники — Масленица, Пасха, Троица, Рождество, праздник урожая и другие. Русские люди с древних времен славились своим гостеприимством и щедростью и сейчас сохранилась традиция встречать дорогих гостей хлебом-солью, т. е. Вкусным угощением. Русские люди умели и любили трудиться, но любили и отдохнуть — повеселиться, поиграть. Вот и мы с вами сейчас поиграем в русскую народную игру «Горшки».
Русская народная игра «Горшки».
Играющие изображают горшки, все садятся в круг. Позади каждого сидящего(«горшка») становится другой игрок — хозяин («торговец»). Водящий, выбранный по жребию, находится вне круга. Обходя круг, водящий поочередно подходит к каждому «торговцу», кладет руки на голову «горшка».
Водящий: Нет ли продажных горшков?
Хозяин: Нет продажных.
(водящий идет к другим хозяевам с тем же вопросом, пока не услышит утвердительный ответ).
Хозяин: Купи! Что дашь?
Водящий: Шильце, мыльце, белое полотенце.
Хозяин: Ладно, по рукам!
(Оба ударяют по рукам и затем бегут в разные стороны вокруг круга. Кто первый прибежит к сидящему («горшку»), тот и становится «хозяином», а опоздавший — водящим).
А сейчас я предлагаю вам послушать рассказ К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» (чтение).
Представьте, ребята, сколько труда и сколько времени требовалось раньше на то, чтобы сделать одну новую рубашку? А где мы сейчас берем новую одежду? (Покупаем в магазине).
В далекие времена не было магазинов и мастера все предметы, нужные людям в хозяйстве, изготавливали сами, своими руками — от начала и до конца. Сейчас мы говорим — профессия, а раньше называли — ремесло и мастеров называли ремесленниками.
Мы сейчас узнали, как производили ткани и шили одежду, а сейчас я познакомлю вас с ремеслом кузнеца. (Показ иллюстраций под русскую народную песню «Во кузнице»). Кузнец был очень уважаемым человеком на селе, потому что предметы, вещи, орудия труда, сделанные кузнецом, были необходимы в каждой избе. Как вы думаете, что же мастерили кузнецы? (Ковали предметы из металла). Где они работали (В кузнице). Что им нужно было для работы? (Печь-горн с мехами, молот, наковальня). Кузнецы были крепкими, сильными людьми, потому что это был тяжелый физический труд.
Сейчас предметы из металла делают на металлургических заводах, но профессия кузнеца осталась, только теперь кузнецы трудятся в сложных кузнечных цехах с современным оборудованием — машинами и механизмами.
Ребята, во все времена на Руси ценили людей умелых и трудолюбивых, а вот лентяев не любили в народе,недаром говорили:
«Человек трудом красен».
«Труд кормит, а лень портит».
«Долг день до вечера, коли делать нечего».
«Хочешь есть калачи — не лежи на печи».
«Сделал дело — гуляй смело».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия игры "Что? Где? Когда?" на тему "Край, в котором мы живем"
Занятие -игра по патриотическому воспитатнию в старшей группе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 4-5 лет на тему «Край, в котором я живу»
Задачи: 1.Закрепить знания о городе, в котором мы живем. 2. Продолжить знакомить детей с условиями проживания коренных народов севера – ненцев. 3. Развивать умения и навыки рисования карандашами ...
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Край, в котором мы живем» для детей подготовительной к школе группы.
Образовательные задачи: закреплять представления детей о том, где и как живут коренные жители Севера ханты; расширять познавательный интерес детей к народным традициям и обычаям, к д...
Сценарий презентации проекта в средней группе Тема: «Край в котором мы живем»
О земле, на которой мы живем – это наш Ямал...
Конспект ООД на тему "Край, в котором я живу - экскурсия в мини - музей "Дзержинск - наша Родина""
В данном конспекте представлены цели, задачи, методы и приемы, дифференцрованный подход, предварительная и индивидуальные работы, средства и ход занятия по данной теме...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему "Край, в котором я живу"
Содержание конспекта предусматривает:- знакомство с родным краем, людьми, живущими в Республике Мордовия;- воспитание уважения к народам разной национальности;- развитие гордости за свой народ, родной...
Книга Обмен опытом Тема: «Край, в котором я живу»
Тема: «Край, в котором я живу»...