ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЯЧОК»
рабочая программа
Программа физкультурно-спортивного кружка «Здоровячок» спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов родителей (законных представителей) воспитанников. Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovyachok.docx | 71.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОМНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 9 «КАЛИНКА» г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета МАДОУ «Д/с № 9 «Калинка» Протокол № ______ от «___» ____20___г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ «Д/с № 9 «Калинка» ______________ О.М. Пахомова Пр. № ___ от «__» ___ 20 ___г.
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЗДОРОВЯЧОК»
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Уровень программы: стартовый.
Возраст обучающихся: дети 5-6 лет
Срок реализации: 1 год (сентябрь 2021г. – май 2022г.)
Автор:
Хуторская Светлана Сергеевна,
инструктор по физической культуре
Назарово, 2021
Пояснительная записка
Программа физкультурно-спортивного кружка «Здоровячок» спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов родителей (законных представителей) воспитанников. Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования. При разработке данной программы использовались следующие нормативно - правовые документы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 (Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г. № 729-р);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 09.11.2018 г. №196»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 г. №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Здоровячок» физкультурно-спортивной направленности ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей детей, в том числе детей с ОВЗ и запросов их родителей (законных представителей).
Данная программа обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе детей с ОВЗ, профилактику плоскостопия и нарушения осанки.
Актуальность
Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей, научным центром здоровья детей, академией медицинских наук, показывают, что состояние здоровья детей России за последнее время резко ухудшилось, а число здоровых дошкольников составляет всего около 10%. Поэтому сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальных задач современного общества.
Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием, а значит и с нарушением осанки, так как эти заболевания взаимосвязаны. Неправильная осанка и плоскостопие способствуют развитию у детей ранних изменений в межпозвоночных дисках, создают неблагоприятные условия для функционирования внутренних органов и всего опорно-двигательного аппарата, тем самым, оказывая, серьезное негативное влияние на здоровье и развитие ребенка в целом.
Своевременное внедрение комплексных занятий, направленных на укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата, является наиболее значимым фактором создания данной программы.
Педагогическая целесообразность
В возрасте 5-6 лет свод стопы и осанка имеют неустойчивый характер и могут изменяться как в худшую, так и в лучшую сторону в зависимости от образа жизни. Период формирования структуры костей еще не завершен. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие. Мышцы развиты недостаточно, поэтому осанка у детей легко нарушается под влиянием неправильного положения тела. Стопа находится в стадии интенсивного роста, ее формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.
Специально подобранные физические упражнения являются основным и действенным средством профилактики плоскостопия и нарушений осанки, предупреждают нарушения опорно-двигательного аппарата: плоскостопия, сутулости, асимметрии плеч, лопаток и сколиозов.
Занятия по данной программе дают возможность получать оздоровительный эффект и показаны всем детям, как здоровым, так и имеющим в данный момент постоянные или временные отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата и здоровья в целом.
Основным формами работы с детьми, предусмотренными данной программой являются: общеразвивающие и специально подобранные физические упражнения и игры, направленные на формирование правильной осанки и профилактику плоскостопия; беседы, организованные в ходе занятия во время выполнения двигательных действий или после занятия (групповые или индивидуальные), которые знакомят дошкольников с необходимостью формировать правильную осанку и вести здоровый образ жизни, с техникой выполнения тех или иных видов физических упражнений, их значимостью для организма человека.
В программе предусмотрено отслеживание результатов воздействия упражнений на организм дошкольника посредством мониторинга физического развития и физической подготовленности.
Педагогическая концепция программы
Программа является модифицированным вариантом, так как содержание обучения базируется на практических рекомендациях известных авторов.
Программа разработана на основе следующих авторских программ и методических пособий: Пенькова И.В. «Новые подходы к профилактике нарушений осанки и сводов стоп у детей на занятиях по физическому воспитанию», Клюева М.Н. «Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада», Подольская Е.И. «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников».
Принципы реализации программы:
- Принцип индивидуализации, учет возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- Принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов и приемов и условий образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
- Принцип наглядности;
- Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
- Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
- Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
- Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.
- Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).
- Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
- Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
- Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Цель и задачи программы:
Целью данной программы является формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ.
Задачи:
- Укреплять мышцы спины, а так же мышцы и связки, участвующие в формировании свода стопы;
- Формировать и закреплять навык правильной осанки;
- Совершенствовать двигательные умения с учетом возможностей каждого ребенка;
- Развивать психофизические качества (быстроту, силу, гибкость, выносливость, ловкость), опираясь на индивидуальны особенности дошкольников;
- Формировать у детей умения и навыки правильно выполнять упражнения.
Условия приема обучающихся
Набор на обучение по дополнительной общеобразовательной программе «Здоровячок» производится на основании заявления родителей или законных представителей детей 5-6 лет, в том числе детей с ОВЗ.
Основные формы проведения занятий: практические занятия, тренировочные, игровые.
Методы обучения:
Наглядные:
- наглядно – зрительные приемы (показ техники выполнения физических упражнений, использование наглядных пособий и физкультурного оборудования, зрительные ориентиры);
- тактильно – мышечные приемы (непосредственная помощь инструктора);
Словесные:
- объяснения, пояснения, указания;
- подача команд, распоряжений, сигналов;
- рассказ, беседа;
- словесная инструкция.
Практические:
- выполнение и повторение упражнений под руководством;
- самостоятельное выполнение упражнений.
Сроки реализации и особенности организации содержания программы
Реализация программы рассчитана на 1 год (сентябрь - май). Объём программы: 36 академических часов (36 занятий), 12 академических часов (12 занятий) рассчитано на один модуль. 4 занятия в месяц.
Общая продолжительность занятия в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями СанПин составляет: 25 минут. Количество воспитанников в группе - не более 10 человек. Увеличение количества детей в группе не рекомендовано, так как программа требует постоянного внимания и индивидуального подхода к каждому ребенку.
Основным содержанием программы являются общеразвивающие и специально подобранные физические упражнения, и игры, направленные на формирование правильной осанки и профилактику плоскостопия. В программе предусмотрено отслеживание результатов воздействия упражнений на организм дошкольника посредством мониторинга физического развития и физической подготовленности.
№ | Модули | Количество часов | Форма аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | «Профилактика и коррекция нарушения осанки» | 12 | 2 | 10 | Протокол |
2. | «Профилактика и коррекция плоскостопия» | 12 | 2 | 10 | Протокол |
3. | «Совершенствование двигательных умений» | 12 | 2 | 10 | Протокол |
Итого часов | 36 | 6 | 30 |
Ожидаемые результаты:
На этапе завершения программы «Здоровячок», у ребенка будет:
– укреплены мышцы спины (высокий уровень статистической мышечной выносливости; высокая степень подвижности позвоночников).
– укреплены мышцы и связки, участвующие в формировании свода стопы (положительная динамика в степени плоскостопия);
– сформирован навык правильной осанки;
– сформированы двигательные умения и навыки с учетом возможностей каждого ребенка;
– развиты физические качества (быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость), в соответствии с их индивидуальными особенностями;
– сформированы у детей умения и навыки правильно выполнять упражнения;
– повышен уровень физической подготовленности (прирост показателей развития физических качеств).
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
- Диагностика физического развития детей.
- Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка (фотоотчеты, видеоотчеты, информация для родителей на стендах).
- Открытое итоговое занятие для родителей с показом детьми различных методов оздоровления.
Учебно-тематический план по I модулю
«Профилактика и коррекция нарушения осанки»
№ | Тема занятия | Количество часов | Форма работы | Место реализации | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | Диагностика | 1 (25 мин) | 7 мин. | 18 мин. | Индивидуальная | Спорт.зал |
2. | «Профилактика и коррекция нарушения осанки» | 1 (25 мин) | 4 мин. | 21 мин. | Групповая | Спорт.зал |
3. | «Профилактика и коррекция нарушения осанки» | 1 (25 мин) | 4 мин. | 21 мин. | Групповая | Спорт.зал |
4. | «Профилактика и коррекция нарушения осанки» | 1 (25 мин) | 4 мин. | 21 мин. | Парная | Спорт.зал |
5. | «Профилактика и коррекция нарушения осанки» | 1 (25 мин) | 4 мин. | 21 мин. | Групповая | Спорт.зал |
6. | «Профилактика и коррекция нарушения осанки» | 1 (25 мин) | 4 мин. | 21 мин. | Групповая | Спорт.зал |
7. | «Профилактика и коррекция нарушения осанки» | 1 (25 мин) | 4 мин. | 21 мин. | Групповая | Спорт.зал |
8. | «Профилактика и коррекция нарушения осанки» | 1 (25 мин) | 4 мин. | 21 мин. | Индивидуальная | Спорт.зал |
9. | «Профилактика и коррекция нарушения осанки» | 1 (25 мин) | 4 мин. | 21 мин. | Парная | Спорт.зал |
10. | «Профилактика и коррекция нарушения осанки» | 1 (25мин) | 4 мин. | 21 мин. | Групповая | Спорт.зал |
11. | «Профилактика и коррекция нарушения осанки» | 1 (25 мин) | 4 мин. | 21 мин. | Парная | Спорт.зал |
12. | Диагностика | 1 (25 мин) | 3 мин. | 22 мин. | Индивидуальная | Спорт.зал |
Учебно-тематический план по II модулю
«Профилактика и коррекция плоскостопия»
№ | Тема занятия | Количество часов | Форма работы | Место реализации | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | Диагностика | 1 (25 мин) | 7 мин. | 18 мин. | Индивидуальная | Спорт.зал |
2. | «Профилактика и коррекция плоскостопия» | 1 (25 мин) | 4 мин. | 21 мин. | Групповая | Спорт.зал |
3. | «Профилактика и коррекция плоскостопия» | 1 (25 мин) | 4 мин. | 21 мин. | Групповая | Спорт.зал |
4. | «Профилактика и коррекция плоскостопия» | 1 (25 мин) | 4 мин. | 21 мин. | Парная | Спорт.зал |
5. | «Профилактика и коррекция плоскостопия» | 1 (25 мин) | 4 мин. | 21 мин. | Групповая | Спорт.зал |
6. | «Профилактика и коррекция плоскостопия» | 1 (25 мин) | 4 мин. | 21 мин. | Групповая | Спорт.зал |
7. | «Профилактика и коррекция плоскостопия» | 1 (25 мин) | 4 мин. | 21 мин. | Групповая | Спорт.зал |
8. | «Профилактика и коррекция плоскостопия» | 1 (25 мин) | 4 мин. | 21 мин. | Индивидуальная | Спорт.зал |
9. | «Профилактика и коррекция плоскостопия» | 1 (25 мин) | 4 мин. | 21 мин. | Парная | Спорт.зал |
10. | «Профилактика и коррекция плоскостопия» | 1 (25мин) | 4 мин. | 21 мин. | Групповая | Спорт.зал |
11. | «Профилактика и коррекция плоскостопия» | 1 (25 мин) | 4 мин. | 21 мин. | Парная | Спорт.зал |
12. | Диагностика | 1 (25 мин) | 3 мин. | 22 мин. | Индивидуальная | Спорт.зал |
Учебно-тематический план по III модулю «Совершенствование двигательных умений»
№ | Тема занятия | Количество часов | Форма работы | Место реализации | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | Диагностика | 1 (25 мин) | 7 мин. | 18 мин. | Индивидуальная | Спорт.зал |
2. | «Совершенствование двигательных умений» | 1 (25 мин) | 4 мин. | 21 мин. | Групповая | Спорт.зал |
3. | «Совершенствование двигательных умений» | 1 (25 мин) | 4 мин. | 21 мин. | Групповая | Спорт.зал |
4. | «Совершенствование двигательных умений» | 1 (25 мин) | 4 мин. | 21 мин. | Парная | Спорт.зал |
5. | «Совершенствование двигательных умений» | 1 (25 мин) | 4 мин. | 21 мин. | Групповая | Спорт.зал |
6. | «Совершенствование двигательных умений» | 1 (25 мин) | 4 мин. | 21 мин. | Групповая | Спорт.зал |
7. | «Совершенствование двигательных умений» | 1 (25 мин) | 4 мин. | 21 мин. | Групповая | Спорт.зал |
8. | «Совершенствование двигательных умений» | 1 (25 мин) | 4 мин. | 21 мин. | Индивидуальная | Спорт.зал |
9. | «Совершенствование двигательных умений» | 1 (25 мин) | 4 мин. | 21 мин. | Парная | Спорт.зал |
10. | «Совершенствование двигательных умений» | 1 (25мин) | 4 мин. | 21 мин. | Групповая | Спорт.зал |
11. | ««Совершенствование двигательных умений» | 1 (25 мин) | 4 мин. | 21 мин. | Парная | Спорт.зал |
12. | Диагностика | 1 (25 мин) | 3 мин. | 30 мин. | Индивидуальная | Спорт.зал |
Содержание Программы
Программа «Здоровячок» включает в себя три модуля.
В каждый раздел входит 3 формы организации образовательного процесса (теоретические, практические и контрольные).
I модуль | II модуль | III модуль |
12 занятий | 12 занятий | 12 занятий |
Профилактика и коррекция нарушения осанки | Профилактика и коррекция плоскостопия | Совершенствование двигательных умений |
Диагностика Теоретический материал: ∙знакомство детей с упражнениями, формирующими осанку и их значение ∙правила безопасности при выполнении упражнений Практический материал: ∙специальные упражнения в положении сидя, стоя, направленные на развитие правильной осанки с предметами и без них ∙специальные упражнения в положении лежа на животе, на направленные для укрепления мышц спины брюшного пресса с предметами и без них ∙самовытяжение из разных исходных положениях, направленные исправление нарушений осанки ∙подвижные игры, направленные на воспитание навыка правильной осанки ∙дыхательные упражнения ∙упражнения на расслабление ∙общеразвивающие упражнения в различных исходных положениях, для всех мышечных групп с предметами и без них. Диагностика | Диагностика Теоретический материал: ∙ знакомство детей с упражнениями, направленные на укрепление мышц ног и способствующие нормальному развитию стопы ∙для чего надо заботиться о здоровье своих ног Практический материал: ∙ самомассаж стоп и голени ∙ специальные упражнения в исходном положении лежа ∙ специальные упражнения с мячом обычным, массажным разного размера ∙ специальные упражнения, выполняемые в исходном положении сидя на полу, руки в упоре сзади с мелкими предметами (карандаш, мелкие игрушки, платочком) ∙ специальные упражнения в исходном положении стоя и в ходьбе ∙игры разной степени подвижности, закрепляющие коррекционное воздействие физических упражнений. Диагностика | Диагностика Теоретический материал: ∙ правила безопасности во время проведения подвижных игр ∙ техника безопасности во время бега и ходьбы Практический материал: ∙ игры и упражнения на развитие двигательных навыков ∙ упражнения в ползание ∙ ходьба по гимнастической скамейке на четвереньках ∙ формирование навыка рациональной техники бега ∙ совершенствование ходьбы, добиваясь непринужденности и красоты походки Диагностика |
Условия реализации Программы
Требования к кадровому обеспечению
Программу реализует инструктор по физической культуре, педагогический стаж - 6 лет, стаж в должности инструктора по физической культуре 6 лет, образование среднее профессиональное педагогическое. В 2020 г. прошла курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Особенности организации и проведения физкультурных занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».
У педагога реализующего данную программу должно быть:
- сформировано понимание современных тенденций физического развития детей;
- систематизированы теоретические знания об особенностях физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста;
- сформированы практические умения по организации двигательной активности, оздоровлению и физическому развитию детей;
- сформированы умения по организации и проведению психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми ОО «Физическое развитие»;
- пополнена развивающая предметно-пространственная среда в физкультурном зале дидактическим материалом, пособиями и оборудованием по различным направлениям физической деятельности;
- усовершенствованы методы и способы педагогического взаимодействия с воспитанниками;
- активизирована работа с родителями, направленная на оздоровление детей.
Информационно-методическое обеспечение
1. Иллюстрации по теме о ЗОЖ;
2.Конспекты занятий
3. Картотека игр и упражнений по профилактике плоскостопия и нарушений осанки.
4. Картотека музыкально-ритмических упражнений;
5. Картотека подвижных игр;
6. Консультации для родителей по профилактике и коррекции плоскостопия и нарушения осанки.
7. Методическая литература по профилактике и коррекции плоскостопия и нарушений осанки
8. Наглядно-дидактические пособия «Упражнения для профилактики плоскостопия», «Правильная осанка», «Правильная посадка во время занятий».10. Видеоролики, презентации по теме ЗОЖ;
9. Демонстрационный материал
10. Плантограф
Материально-техническое обеспечение
Для полноценного физического развития детей, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата, важнейшее значение имеет создание благоприятной предметной среды как в ДОУ, так и в спортивном зале. Созданная нами предметно - развивающая среда в спортивном зале включает зоны двигательно-игровой деятельности: для выполнения различных видов прыжков, метания, лазания и другой двигательной деятельности, что позволяет более эффективно осуществлять коррекцию и компенсацию нарушений в развитии детей.
Предметно-игровая среда в спортивном зале ДОУ включает в себя: Инвентарь и материалы:
- Гимнастические скамейки;
- Стульчики;
- Гимнастическая стенка;
- Наклонная доска;
- Мячи;
- Гимнастические палки;
- Плоские кольца
- Обручи;
- Утяжеленные мячи;
- Скакалки;
- Мешочки с песком;
- Гантельки;
- Фитболы;
- Кегли;
- Большие и малые кубы;
- Дуги;
- Мячики-ежики;
- Массажные дорожки и коврики;
- Гимнастические маты;
Нестандартное оборудование: платочки, пластиковые «Скорлупки» от киндер сюрпризов, пробки от пластиковых бутылок, резиновые жгутики и др. Развивающие зоны:
- Зона для построения в круг.
- Зона для метания набивного мяча.
- Зона для прыжков
- Тропа здоровья
- Зона для выполнения упражнений в висе
При проведении образовательной деятельности в кружке широко используются разнообразные игры-забавы, спортивно-игровой материал, оборудование и инвентарь.
Все это является органичной составной частью предметно - пространственной среды, которая способствует здоровому развитию детей.
Формы аттестации и оценочные материалы
Цель диагностики: выявление уровня освоения программы.
На начало года: определение зоны образовательных потребностей детей для коррекции планирования содержания программы с учетом его индивидуализации.
На конец года: Определение степени освоения детьми программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка. Оформление результатов промежуточной и итоговой диагностики
Педагогическая диагностика проводится два раза в год: на 1-ой неделе сентября; 4-ой неделе мая.
Метод диагностики:
- метод педагогического наблюдения;
- метод тестирования.
Метод педагогического наблюдения.
Наблюдая в ходе занятий за детьми, воспитатель обращает внимание на их поведение, проявление интереса, степень внимания, внешние признаки реакции на физическую нагрузку. В результате применения данного метода выявляется, насколько детям интересны упражнения и игры, а также эффективность тех или иных упражнений и игр. Отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные качества, приобретенные детьми в период обучения по данной программе.
Уровни освоения:
3 балла- высокая двигательная активность ребѐнка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выполнение упражнений без помощи взрослых.
2 балла - интерес к физическим упражнениям, желание включиться в физкультурную деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении заданий. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
1 балл – низкая двигательная активность, без интереса относится к физкультурной деятельности. Не готов к самостоятельности.
Метод тестирования:
Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики используются для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками И. Д. Ловейко, Г.И.Турнера (г. Санкт-Петербург), О.С.Байловой и К.Ф.Зенкевич и оцениваются по трехбалльной шкале.
Форма отслеживания образовательных результатов: наблюдение с занесением результатов в протокол (Приложение 1).
Список используемой литературы
- Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. «Растим здорового ребенка. Новые стандарты» – М.: УЦ «Перспектива», 2011.
- Бабенкова Е.А. «Как сделать осанку красивой, а походку легкой» – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Галанов А. С. «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» – СПб.: Речь, 2007.
- Клюева М.Н. «Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно–двигательного аппарата в условиях детского сада» – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007.
- Карепова Т.Г, «Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы» – Волгоград: Учитель, 2011г.
- Картушина М.Ю. «Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сад» – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Каштанова Г.В. «Лечебная физкультура и массаж Методики оздоровления детей дошкольного возраста» Практическое пособие -2 –е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007.
- Козырева О.В. «Лечебная физкультура для дошкольников» – М: Просвещение, 2006.
- Лосева В.С. «Плоскостопие у детей: профилактика и лечение» – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М. «Здоровячок. Система оздоровления дошкольников» – Воронеж: ЧП Лакоценин, 2007.
- Пенькова И.В. «Новые подходы к профилактике нарушений осанки и сводов стоп у детей на занятиях по физическому воспитанию». Дошкольное воспитание, №9, 2010.
- Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилова И.А. «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» – М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Потапчук А.А. «Как сформировать правильную осанку у ребенка» – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.
- Подольская Е.И. «Формы оздоровления детей 4-7 лет» – М.: Учитель, 2008.
- Подольская Е.И. «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников» – М: «Скрипторий 2006.
- Страковская В.Л. «300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет» – М.: Новая школа, 1994.
- Тарасова Т.А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста» – - М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Шарманова СБ., Федоров А.И., «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания: Учебное пособие» – Челябинск:УралГАФК,1999.».
Приложение 1
Критерии оценивания результатов образовательной деятельности
физкультурно-спортивного кружка «Здоровячок»
Задание №1
Цель: выявить статистическую мышечную выносливость
Инструкция: «Лечь на спину. Приподнять голову вверх и посмотреть на носочки. Зафиксировать данную позу на 2-3 секунды».
Оценка:
3 балла - ребенок спокойно лежит на спине, приподнимает голову и глядит на носочки, может зафиксировать на некоторое время данное положение тела;
2 балла – ребенок с трудом удерживает голову, положение тела не фиксирует;
1 балл – ребенок не может поднять головы, приподнимает ноги во время инструкции.
Задание №2
Цель: выявить статистическую мышечную выносливость спины
Инструкция: «Лечь на живот. Руки вытянуть вперед, ноги вместе. Слегка приподнять одновременно и руки и ноги от пола. Зафиксировать данное положение на 2-4 секунды».
Оценка:
3 балла - ребенок спокойно лежит на животе и приподнимая руки вверх, фиксирует положение тела прогнувшись в спине.
2 балла – ребенок приподнимает либо руки, либо ноги от пола. Слегка прогибается в спине.
1 балл - ребенок не может приподнять руки, ноги. Не делает прогиб в спине.
Задание№3
Цель: определить степень подвижности позвоночника.
Инструкция: «Встать на скамейку. Ноги поставить на ширине плеч. Наклониться вперед и не сгибая колен дотронуться до края скамьи».
Оценка:
3 балла- ребенок, стоя на скамейке, параллельно ставит ноги и наклоняясь вперед, не сгибает колени.
2 балла- ребенок спокойно стоит на скамье, наклоняется вперед, колени слегка сгибает, но не может дотронуться до края скамьи.
1 балл- ребенок наклоняется вперед, сгибает колени и слегка приседает. Спина неровная.
Задание №4
Цель: выявление плоскостопия у детей посещающих ДОУ тест проводится при помощи плантографа, с медицинским работником.
Инструкция: «Ребенок становится обеими ногами на середину рамки (на бумагу, при этом на бумаге остаются отпечатки стопы – плантограмма).
Оценивает специалист. Педагог заносит данные исследования в таблицу.
3 балла – плоскостопие отсутствует.
2 балла- есть плоскостопие.
1 балл- грубо выраженное плоскостопие.
Определяют 3 степени плоскостопия у детей:
1) Наиболее ранней степенью заболевания считается несостоятельность связочного аппарата. Форма свода стопы пока не изменена, но ребенок не может долго ходить, страдает от боли и усталости. После кратковременного отдыха боли проходят, а вот походка становится менее пластичной, ножки к вечеру могут отекать. Первые степени плоскостопия проявляются как чувство усталости после физических нагрузок, если надавить на стопу, ребенок испытывает дискомфорт. Родители слышат жалобы на усталость при ходьбе, отеки стоп.
2) 2 степень плоскостопия называется комбинированной, исчезают своды стопы, она получается распластанной. Сильные постоянные боли в стопах и ноге до коленного сустава, затруднена ходьба.
3) Предыдущие степени плоскостопия легче вылечиваются, если обратиться вовремя, чем 3 степень. Иногда больные приходят к ортопеду именно на этом этапе. Постоянно болят голени и стопы, появляются отеки коленных суставов и боль в пояснице. В нормальной обуви ребенок передвигаться уже не может, требуется ортопедическая коррекция.
№ п/п | Ф.И. ребенка | Наблюдение | «Посмотри на носки» | «Лодочка» | «Достань скамейку» | «Отпечатки стопы» | Баллы | |||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |||
1. |
| |||||||||||
2. | ||||||||||||
3. | ||||||||||||
4. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности кружок «Здоровячок» для детей 3-4 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Здоровячок» имеет физкультурно-спортивную направленность.Дополнительная образовательная общеразвивающая программа разработана ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности «ЗДОРОВЯЧОК»
Программа направлена на формирование у маленького ребенка интереса к своему личному здоровью, на совершенствование всех видов движений и развитие физических качеств.Рабочая Программа кружка по физичес...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа оздоровительной направленности «Клуб здоровячок»
Актуальность программы: данная работа посвящена актуальной проблеме-формированию основ физического и психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)На фоне экологич...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа физкультурно-оздоровительной направленности «Здоровячок»
Актуальность программы заключается в физкультурно-оздоровительном развитии дошкольников, воспитании потребности в здоровом образе жизни, формировании личности дошкольников....