ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЯЧОК»
рабочая программа

Хуторская Светлана Сергеевна

Программа физкультурно-спортивного кружка «Здоровячок» спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов родителей (законных представителей) воспитанников. Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovyachok.docx71.34 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОМНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 9 «КАЛИНКА» г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РАССМОТРЕНО на                                                                       заседании педагогического совета                                   МАДОУ «Д/с № 9 «Калинка»                                              

Протокол №  ______

от «___» ____20___г.                

                         УТВЕРЖДАЮ

Заведующий  МАДОУ

                                   «Д/с № 9 «Калинка»

      ______________ О.М. Пахомова                                                                               Пр. № ___ от  «__» ___  20 ___г.

     

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЗДОРОВЯЧОК»

Направленность программы: физкультурно-спортивная

 Уровень программы: стартовый.

Возраст обучающихся: дети 5-6 лет

Срок реализации: 1 год (сентябрь 2021г. – май 2022г.)

        

Автор:

Хуторская Светлана Сергеевна,

инструктор по физической культуре

        

Назарово, 2021

Пояснительная записка

Программа физкультурно-спортивного кружка «Здоровячок» спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов родителей (законных представителей) воспитанников. Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования. При разработке данной программы использовались следующие нормативно - правовые документы:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020);

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 (Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г. № 729-р);

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 09.11.2018 г. №196»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 г. №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Здоровячок» физкультурно-спортивной направленности ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей детей, в том числе детей с ОВЗ и запросов  их родителей (законных представителей).

Данная программа обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе детей с ОВЗ, профилактику плоскостопия и нарушения осанки.

Актуальность

Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей, научным центром здоровья детей, академией медицинских наук, показывают, что состояние здоровья детей России за последнее время резко ухудшилось, а число здоровых дошкольников составляет всего около 10%. Поэтому сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальных задач современного общества.

Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием, а значит и с нарушением осанки, так как эти заболевания взаимосвязаны. Неправильная осанка и плоскостопие способствуют развитию у детей ранних изменений в межпозвоночных дисках, создают неблагоприятные условия для функционирования внутренних органов и всего опорно-двигательного аппарата, тем самым, оказывая, серьезное негативное влияние на здоровье и развитие ребенка в целом.

Своевременное внедрение комплексных занятий, направленных на укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата, является наиболее значимым фактором создания данной программы.

Педагогическая целесообразность

В возрасте 5-6 лет свод стопы и осанка имеют неустойчивый характер и могут изменяться как в худшую, так и в лучшую сторону в зависимости от образа жизни. Период формирования структуры костей еще не завершен. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие.  Мышцы развиты недостаточно, поэтому осанка у детей легко нарушается под влиянием неправильного положения тела. Стопа находится в стадии интенсивного роста, ее формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.

Специально подобранные физические упражнения являются основным и действенным средством профилактики плоскостопия и нарушений осанки, предупреждают нарушения опорно-двигательного аппарата: плоскостопия, сутулости, асимметрии плеч, лопаток и сколиозов.

Занятия по данной программе дают возможность получать оздоровительный эффект и показаны всем детям, как здоровым, так и имеющим в данный момент постоянные или временные отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата и здоровья в целом.

Основным формами работы с детьми, предусмотренными данной программой являются: общеразвивающие и специально подобранные физические упражнения и игры, направленные на формирование правильной осанки и профилактику плоскостопия; беседы, организованные в ходе занятия во время выполнения двигательных действий или после занятия (групповые или индивидуальные), которые знакомят дошкольников с необходимостью формировать правильную осанку и вести здоровый образ жизни, с техникой выполнения тех или иных видов физических упражнений, их значимостью для организма человека.

В программе предусмотрено отслеживание результатов воздействия упражнений на организм дошкольника посредством мониторинга физического развития и физической подготовленности.

Педагогическая концепция программы

Программа является модифицированным вариантом, так как содержание обучения базируется на практических рекомендациях известных авторов.

Программа разработана на основе следующих авторских программ и методических пособий: Пенькова И.В. «Новые подходы к профилактике нарушений осанки и сводов стоп у детей на занятиях по физическому воспитанию», Клюева М.Н. «Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада», Подольская Е.И. «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников».

Принципы реализации программы:

  • Принцип индивидуализации, учет возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • Принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов и приемов и условий образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
  • Принцип наглядности;
  • Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
  • Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
  • Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
  • Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
  • Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.
  • Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).
  • Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
  • Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
  • Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Цель и задачи программы: 

Целью данной программы является формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ.

Задачи:

  • Укреплять мышцы спины, а так же мышцы и связки, участвующие в формировании свода стопы;
  • Формировать и закреплять навык правильной осанки;
  • Совершенствовать двигательные умения с учетом возможностей каждого ребенка;
  • Развивать психофизические качества (быстроту, силу, гибкость, выносливость, ловкость), опираясь на индивидуальны особенности дошкольников;
  • Формировать у детей умения и навыки правильно выполнять упражнения.

Условия приема обучающихся

Набор на обучение по дополнительной общеобразовательной программе «Здоровячок» производится на основании заявления родителей или законных представителей детей 5-6 лет, в том числе детей с ОВЗ.

Основные формы проведения занятий: практические занятия, тренировочные, игровые.

Методы обучения:

Наглядные:

- наглядно – зрительные приемы (показ техники выполнения физических упражнений, использование наглядных пособий и физкультурного оборудования, зрительные ориентиры);

- тактильно – мышечные приемы (непосредственная помощь инструктора);

Словесные:

- объяснения, пояснения, указания;

- подача команд, распоряжений, сигналов;

- рассказ, беседа;

- словесная инструкция.

Практические:

- выполнение и повторение упражнений под руководством;

- самостоятельное выполнение упражнений.

Сроки реализации и особенности организации содержания программы

Реализация программы рассчитана на 1 год (сентябрь - май). Объём программы: 36 академических часов (36 занятий), 12 академических часов (12 занятий) рассчитано на один модуль. 4 занятия в месяц.

Общая продолжительность занятия в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями СанПин составляет: 25 минут. Количество воспитанников в группе - не более 10 человек. Увеличение количества детей в группе не рекомендовано, так как программа требует постоянного внимания и индивидуального подхода к каждому ребенку.

Основным содержанием программы являются общеразвивающие и специально подобранные физические упражнения, и игры, направленные на формирование правильной осанки и профилактику плоскостопия. В программе предусмотрено отслеживание результатов воздействия упражнений на организм дошкольника посредством мониторинга физического развития и физической подготовленности.

Модули

Количество часов

Форма аттестации

Всего

Теория

Практика

1.

«Профилактика и коррекция нарушения осанки»

12

2

10

Протокол

2.

«Профилактика и коррекция плоскостопия»

12

2

10

Протокол

3.

«Совершенствование двигательных умений»

12

2

10

Протокол

Итого часов

36

6

30

Ожидаемые результаты:

На этапе завершения программы «Здоровячок», у ребенка будет:

– укреплены мышцы спины (высокий уровень статистической мышечной выносливости; высокая степень подвижности позвоночников).

– укреплены мышцы и связки, участвующие в формировании свода стопы (положительная динамика в степени плоскостопия);

– сформирован навык правильной осанки;

– сформированы двигательные умения и навыки с учетом возможностей каждого ребенка;

– развиты физические качества (быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость), в соответствии с их индивидуальными особенностями;

– сформированы у детей умения и навыки правильно выполнять упражнения;

– повышен уровень физической подготовленности (прирост показателей развития физических качеств).

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

  • Диагностика физического развития детей.
  • Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка (фотоотчеты,  видеоотчеты, информация для родителей на стендах).
  • Открытое итоговое занятие для родителей с показом детьми различных методов оздоровления.

Учебно-тематический план по I модулю

«Профилактика и коррекция нарушения осанки»

Тема занятия

Количество часов

Форма работы

Место реализации

Всего

Теория

Практика

1.

Диагностика

1

(25 мин)

7 мин.

18 мин.

Индивидуальная

Спорт.зал

2.

«Профилактика и коррекция нарушения осанки»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

3.

«Профилактика и коррекция нарушения осанки»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

4.

«Профилактика и коррекция нарушения осанки»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Парная

Спорт.зал

5.

«Профилактика и коррекция нарушения осанки»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

6.

«Профилактика и коррекция нарушения осанки»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

7.

«Профилактика и коррекция нарушения осанки»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

8.

«Профилактика и коррекция нарушения осанки»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Индивидуальная

Спорт.зал

9.

«Профилактика и коррекция нарушения осанки»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Парная

Спорт.зал

10.

«Профилактика и коррекция нарушения осанки»

1

(25мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

11.

«Профилактика и коррекция нарушения осанки»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Парная

Спорт.зал

12.

Диагностика

1

(25 мин)

3 мин.

22 мин.

Индивидуальная

Спорт.зал

Учебно-тематический план по II модулю

«Профилактика и коррекция плоскостопия»

Тема занятия

Количество часов

Форма работы

Место реализации

Всего

Теория

Практика

1.

Диагностика

1

(25 мин)

7 мин.

18 мин.

Индивидуальная

Спорт.зал

2.

«Профилактика и коррекция плоскостопия»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

3.

«Профилактика и коррекция плоскостопия»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

4.

«Профилактика и коррекция плоскостопия»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Парная

Спорт.зал

5.

«Профилактика и коррекция плоскостопия»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

6.

«Профилактика и коррекция плоскостопия»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

7.

«Профилактика и коррекция плоскостопия»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

8.

«Профилактика и коррекция плоскостопия»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Индивидуальная

Спорт.зал

9.

«Профилактика и коррекция плоскостопия»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Парная

Спорт.зал

10.

«Профилактика и коррекция плоскостопия»

1

(25мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

11.

«Профилактика и коррекция плоскостопия»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Парная

Спорт.зал

12.

Диагностика

1

(25 мин)

3 мин.

22 мин.

Индивидуальная

Спорт.зал

Учебно-тематический план по III модулю «Совершенствование двигательных умений»

Тема занятия

Количество часов

Форма работы

Место реализации

Всего

Теория

Практика

1.

Диагностика

1

(25 мин)

7 мин.

18 мин.

Индивидуальная

Спорт.зал

2.

«Совершенствование двигательных умений»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

3.

«Совершенствование двигательных умений»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

4.

«Совершенствование двигательных умений»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Парная

Спорт.зал

5.

«Совершенствование двигательных умений»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

6.

«Совершенствование двигательных умений»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

7.

«Совершенствование двигательных умений»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

8.

«Совершенствование двигательных умений»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Индивидуальная

Спорт.зал

9.

«Совершенствование двигательных умений»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Парная

Спорт.зал

10.

«Совершенствование двигательных умений»

1

(25мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

11.

««Совершенствование двигательных умений»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Парная

Спорт.зал

12.

Диагностика

1

(25 мин)

3 мин.

30 мин.

Индивидуальная

Спорт.зал


Содержание Программы

Программа «Здоровячок» включает в себя три модуля.

В каждый раздел входит 3 формы организации образовательного процесса (теоретические, практические и контрольные).

I модуль

II модуль

III модуль

12 занятий

12 занятий

12 занятий

Профилактика и коррекция нарушения осанки

Профилактика и коррекция плоскостопия

Совершенствование двигательных умений

Диагностика

Теоретический материал:

∙знакомство детей с упражнениями, формирующими осанку и их значение

∙правила безопасности при выполнении упражнений

Практический материал:

∙специальные упражнения в положении сидя, стоя, направленные на развитие правильной осанки с предметами и без них

∙специальные упражнения в положении лежа на животе, на направленные для укрепления мышц спины брюшного пресса с предметами и без них

∙самовытяжение из разных исходных положениях, направленные исправление нарушений осанки

∙подвижные игры, направленные на воспитание навыка правильной осанки

∙дыхательные упражнения

∙упражнения на расслабление

∙общеразвивающие упражнения в различных исходных положениях, для всех мышечных групп с предметами и без них.

Диагностика

Диагностика

Теоретический материал:

∙ знакомство детей с упражнениями, направленные на укрепление мышц ног и

способствующие нормальному развитию стопы

∙для чего надо заботиться о здоровье своих ног

Практический материал:

∙ самомассаж стоп и голени

∙ специальные упражнения в исходном положении лежа

∙ специальные упражнения с мячом обычным, массажным разного размера

∙ специальные упражнения, выполняемые в исходном положении сидя на полу, руки в упоре сзади с мелкими предметами (карандаш, мелкие игрушки, платочком)

∙ специальные упражнения в исходном положении стоя и в ходьбе

∙игры разной степени подвижности, закрепляющие коррекционное воздействие физических упражнений.

Диагностика

Диагностика

Теоретический материал:

∙ правила безопасности во время проведения подвижных игр

∙ техника безопасности во время бега и ходьбы

Практический материал:

∙ игры и упражнения на развитие двигательных навыков

∙ упражнения в ползание

∙ ходьба по гимнастической скамейке на четвереньках

∙ формирование навыка рациональной техники бега

∙ совершенствование ходьбы, добиваясь непринужденности и красоты походки

Диагностика


Условия реализации Программы

Требования к кадровому обеспечению

Программу реализует инструктор по физической культуре, педагогический стаж - 6 лет, стаж в должности инструктора по физической культуре 6 лет, образование среднее профессиональное педагогическое. В 2020 г. прошла курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Особенности организации и проведения физкультурных занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».

У педагога реализующего данную программу должно быть:

  • сформировано понимание современных тенденций физического развития детей;
  • систематизированы теоретические знания об особенностях физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста;
  • сформированы практические умения по организации двигательной активности, оздоровлению и физическому развитию детей;
  • сформированы умения по организации и проведению психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми ОО «Физическое развитие»;
  • пополнена развивающая предметно-пространственная среда в физкультурном зале дидактическим материалом, пособиями и оборудованием по различным направлениям физической деятельности;
  • усовершенствованы методы и способы педагогического взаимодействия с воспитанниками;
  • активизирована работа с родителями, направленная на оздоровление детей.

Информационно-методическое обеспечение

1. Иллюстрации по теме о ЗОЖ;

2.Конспекты занятий

3. Картотека игр и упражнений по профилактике плоскостопия и нарушений осанки.

4. Картотека музыкально-ритмических упражнений;

5. Картотека подвижных игр;

6. Консультации для родителей по профилактике и коррекции плоскостопия и нарушения осанки.

7. Методическая литература по профилактике и коррекции плоскостопия и нарушений осанки

8. Наглядно-дидактические пособия «Упражнения для профилактики плоскостопия», «Правильная осанка», «Правильная посадка во время занятий».10. Видеоролики, презентации по теме ЗОЖ;

9. Демонстрационный материал

10. Плантограф

Материально-техническое обеспечение

Для полноценного физического развития детей, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата, важнейшее значение имеет создание благоприятной предметной среды как в ДОУ, так и в спортивном зале. Созданная нами предметно - развивающая среда в спортивном зале включает зоны двигательно-игровой деятельности: для выполнения различных видов прыжков, метания, лазания и другой двигательной деятельности, что позволяет более эффективно осуществлять коррекцию и компенсацию нарушений в развитии детей.

Предметно-игровая среда в спортивном зале ДОУ включает в себя: Инвентарь и материалы:

  • Гимнастические скамейки;
  • Стульчики;
  • Гимнастическая стенка;
  • Наклонная доска;
  • Мячи;
  • Гимнастические палки;
  • Плоские кольца
  • Обручи;
  • Утяжеленные мячи;
  • Скакалки;
  • Мешочки с песком;
  • Гантельки;
  • Фитболы;
  • Кегли;
  • Большие и малые кубы;
  • Дуги;
  • Мячики-ежики;
  • Массажные дорожки и коврики;
  • Гимнастические маты;

Нестандартное оборудование: платочки, пластиковые «Скорлупки» от киндер сюрпризов, пробки от пластиковых бутылок, резиновые жгутики и др. Развивающие зоны:

  • Зона для построения в круг.
  • Зона для метания набивного мяча.
  • Зона для прыжков
  • Тропа здоровья
  • Зона для выполнения упражнений в висе

При проведении образовательной деятельности в кружке широко используются разнообразные игры-забавы, спортивно-игровой материал, оборудование и инвентарь.

Все это является органичной составной частью предметно - пространственной среды, которая способствует здоровому развитию детей.

Формы аттестации и оценочные материалы

Цель диагностики: выявление уровня освоения программы.

На начало года: определение зоны образовательных потребностей детей для коррекции планирования содержания программы с учетом его индивидуализации.

На конец года: Определение степени освоения детьми программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка. Оформление результатов промежуточной и итоговой диагностики

 Педагогическая диагностика проводится два раза в год: на 1-ой неделе сентября; 4-ой неделе мая.

Метод диагностики:

  • метод педагогического наблюдения;
  • метод тестирования.

Метод педагогического наблюдения.

Наблюдая в ходе занятий за детьми, воспитатель обращает внимание на их поведение, проявление интереса, степень внимания, внешние признаки реакции на физическую нагрузку. В результате применения данного метода выявляется, насколько детям интересны упражнения и игры, а также эффективность тех или иных упражнений и игр. Отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные качества, приобретенные детьми в период обучения по данной программе.

Уровни освоения:

3 балла- высокая двигательная активность ребѐнка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выполнение упражнений без помощи взрослых.

2 балла - интерес к физическим упражнениям, желание включиться в физкультурную деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении заданий. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.

1 балл – низкая двигательная активность, без интереса относится к физкультурной деятельности. Не готов к самостоятельности.

Метод тестирования:

Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики используются для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками И. Д. Ловейко, Г.И.Турнера (г. Санкт-Петербург), О.С.Байловой и К.Ф.Зенкевич и оцениваются по трехбалльной шкале.

Форма отслеживания образовательных результатов: наблюдение с занесением результатов в протокол (Приложение 1).


Список используемой литературы

  1. Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. «Растим здорового ребенка. Новые стандарты» – М.: УЦ «Перспектива», 2011.
  2. Бабенкова Е.А. «Как сделать осанку красивой, а походку легкой» –  М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Галанов А. С. «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» –  СПб.: Речь, 2007.
  4. Клюева М.Н. «Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно–двигательного аппарата в условиях детского сада» –  СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007.
  5. Карепова Т.Г, «Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы» – Волгоград: Учитель, 2011г.
  6. Картушина М.Ю. «Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сад» – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  7. Каштанова Г.В. «Лечебная физкультура и массаж Методики оздоровления детей дошкольного возраста» Практическое пособие -2 –е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007.
  8. Козырева О.В. «Лечебная физкультура для дошкольников» –  М: Просвещение, 2006.
  9. Лосева В.С. «Плоскостопие у детей: профилактика и лечение» – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  10. Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М. «Здоровячок. Система оздоровления дошкольников» – Воронеж: ЧП Лакоценин, 2007.
  11.  Пенькова И.В. «Новые подходы к профилактике нарушений осанки и сводов стоп у детей на занятиях по физическому воспитанию». Дошкольное воспитание, №9, 2010.
  12. Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилова И.А. «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  13. Потапчук А.А. «Как сформировать правильную осанку у ребенка» –  СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.
  14. Подольская Е.И. «Формы оздоровления детей 4-7 лет» –  М.: Учитель, 2008.
  15. Подольская Е.И. «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников» –  М: «Скрипторий 2006.
  16.  Страковская В.Л. «300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет» – М.: Новая школа, 1994.
  17. Тарасова Т.А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста» – - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  18. Шарманова СБ., Федоров А.И., «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания: Учебное пособие» – Челябинск:УралГАФК,1999.».


Приложение 1

Критерии оценивания результатов образовательной деятельности

физкультурно-спортивного кружка «Здоровячок»

Задание №1

Цель: выявить статистическую мышечную выносливость

Инструкция: «Лечь на спину. Приподнять голову вверх и посмотреть на носочки. Зафиксировать данную позу на 2-3 секунды».

Оценка:

3 балла - ребенок спокойно лежит на спине, приподнимает голову и глядит на носочки, может зафиксировать на некоторое время данное положение тела;

2 балла – ребенок с трудом удерживает голову, положение тела не фиксирует;

1 балл – ребенок не может поднять головы, приподнимает ноги во время инструкции.

Задание №2

Цель: выявить статистическую мышечную выносливость спины

Инструкция: «Лечь на живот. Руки вытянуть вперед, ноги вместе. Слегка приподнять одновременно и руки и ноги от пола. Зафиксировать данное положение на 2-4 секунды».

Оценка:

3 балла - ребенок спокойно лежит на животе и приподнимая руки вверх, фиксирует положение тела прогнувшись в спине.

2 балла – ребенок приподнимает либо руки, либо ноги от пола. Слегка прогибается в спине.

1 балл - ребенок не может приподнять руки, ноги. Не делает прогиб в спине.

Задание№3

Цель: определить степень подвижности позвоночника.

Инструкция: «Встать на скамейку. Ноги поставить на ширине плеч. Наклониться вперед и не сгибая колен дотронуться до края скамьи».

Оценка:

3 балла- ребенок, стоя на скамейке, параллельно ставит ноги и наклоняясь вперед, не сгибает колени.

2 балла- ребенок спокойно стоит на скамье, наклоняется вперед, колени слегка сгибает, но не может дотронуться до края скамьи.

1 балл- ребенок наклоняется вперед, сгибает колени и слегка приседает. Спина неровная.

Задание №4

Цель: выявление плоскостопия у детей посещающих ДОУ тест проводится при помощи плантографа, с медицинским работником.

Инструкция: «Ребенок становится обеими ногами на середину рамки (на бумагу, при этом на бумаге остаются отпечатки стопы – плантограмма).

Оценивает специалист. Педагог заносит данные исследования в таблицу.

3 балла – плоскостопие отсутствует.

2 балла- есть плоскостопие.

1 балл- грубо выраженное плоскостопие.

Определяют 3 степени плоскостопия у детей:

1) Наиболее ранней степенью заболевания считается несостоятельность связочного аппарата. Форма свода стопы пока не изменена, но ребенок не может долго ходить, страдает от боли и усталости. После кратковременного отдыха боли проходят, а вот походка становится менее пластичной, ножки к вечеру могут отекать. Первые степени плоскостопия проявляются как чувство усталости после физических нагрузок, если надавить на стопу, ребенок испытывает дискомфорт. Родители слышат жалобы на усталость при ходьбе, отеки стоп.

2) 2 степень плоскостопия называется комбинированной, исчезают своды стопы, она получается распластанной. Сильные постоянные боли в стопах и ноге до коленного сустава, затруднена ходьба.

3) Предыдущие степени плоскостопия легче вылечиваются, если обратиться вовремя, чем 3 степень. Иногда больные приходят к ортопеду именно на этом этапе. Постоянно болят голени и стопы, появляются отеки коленных суставов и боль в пояснице. В нормальной обуви ребенок передвигаться уже не может, требуется ортопедическая коррекция.

п/п

Ф.И. ребенка

Наблюдение

«Посмотри на носки»

«Лодочка»

«Достань скамейку»

«Отпечатки стопы»

Баллы

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

1.

               

2.

3.

4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности кружок «Здоровячок» для детей 3-4 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Здоровячок» имеет физкультурно-спортивную направленность.Дополнительная образовательная общеразвивающая программа разработана ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности «ЗДОРОВЯЧОК»

Программа направлена на формирование у маленького ребенка интереса к своему личному здоровью, на совершенствование всех видов движений и развитие физических качеств.Рабочая Программа кружка по физичес...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа оздоровительной направленности «Клуб здоровячок»

Актуальность программы: данная работа посвящена актуальной проблеме-формированию основ физического и психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)На фоне экологич...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа физкультурно-оздоровительной направленности «Здоровячок»

Актуальность программы заключается в физкультурно-оздоровительном развитии дошкольников, воспитании потребности в здоровом образе жизни, формировании личности дошкольников....