ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЯЧОК»
рабочая программа

Хуторская Светлана Сергеевна

Программа физкультурно-спортивного кружка «Здоровячок» спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов родителей (законных представителей) воспитанников. Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovyachok.docx71.34 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОМНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 9 «КАЛИНКА» г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РАССМОТРЕНО на                                                                       заседании педагогического совета                                   МАДОУ «Д/с № 9 «Калинка»                                              

Протокол №  ______

от «___» ____20___г.                

                         УТВЕРЖДАЮ

Заведующий  МАДОУ

                                   «Д/с № 9 «Калинка»

      ______________ О.М. Пахомова                                                                               Пр. № ___ от  «__» ___  20 ___г.

     

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЗДОРОВЯЧОК»

Направленность программы: физкультурно-спортивная

 Уровень программы: стартовый.

Возраст обучающихся: дети 5-6 лет

Срок реализации: 1 год (сентябрь 2021г. – май 2022г.)

        

Автор:

Хуторская Светлана Сергеевна,

инструктор по физической культуре

        

Назарово, 2021

Пояснительная записка

Программа физкультурно-спортивного кружка «Здоровячок» спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов родителей (законных представителей) воспитанников. Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования. При разработке данной программы использовались следующие нормативно - правовые документы:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020);

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 (Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г. № 729-р);

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 09.11.2018 г. №196»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 г. №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Здоровячок» физкультурно-спортивной направленности ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей детей, в том числе детей с ОВЗ и запросов  их родителей (законных представителей).

Данная программа обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе детей с ОВЗ, профилактику плоскостопия и нарушения осанки.

Актуальность

Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей, научным центром здоровья детей, академией медицинских наук, показывают, что состояние здоровья детей России за последнее время резко ухудшилось, а число здоровых дошкольников составляет всего около 10%. Поэтому сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальных задач современного общества.

Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием, а значит и с нарушением осанки, так как эти заболевания взаимосвязаны. Неправильная осанка и плоскостопие способствуют развитию у детей ранних изменений в межпозвоночных дисках, создают неблагоприятные условия для функционирования внутренних органов и всего опорно-двигательного аппарата, тем самым, оказывая, серьезное негативное влияние на здоровье и развитие ребенка в целом.

Своевременное внедрение комплексных занятий, направленных на укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата, является наиболее значимым фактором создания данной программы.

Педагогическая целесообразность

В возрасте 5-6 лет свод стопы и осанка имеют неустойчивый характер и могут изменяться как в худшую, так и в лучшую сторону в зависимости от образа жизни. Период формирования структуры костей еще не завершен. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие.  Мышцы развиты недостаточно, поэтому осанка у детей легко нарушается под влиянием неправильного положения тела. Стопа находится в стадии интенсивного роста, ее формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.

Специально подобранные физические упражнения являются основным и действенным средством профилактики плоскостопия и нарушений осанки, предупреждают нарушения опорно-двигательного аппарата: плоскостопия, сутулости, асимметрии плеч, лопаток и сколиозов.

Занятия по данной программе дают возможность получать оздоровительный эффект и показаны всем детям, как здоровым, так и имеющим в данный момент постоянные или временные отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата и здоровья в целом.

Основным формами работы с детьми, предусмотренными данной программой являются: общеразвивающие и специально подобранные физические упражнения и игры, направленные на формирование правильной осанки и профилактику плоскостопия; беседы, организованные в ходе занятия во время выполнения двигательных действий или после занятия (групповые или индивидуальные), которые знакомят дошкольников с необходимостью формировать правильную осанку и вести здоровый образ жизни, с техникой выполнения тех или иных видов физических упражнений, их значимостью для организма человека.

В программе предусмотрено отслеживание результатов воздействия упражнений на организм дошкольника посредством мониторинга физического развития и физической подготовленности.

Педагогическая концепция программы

Программа является модифицированным вариантом, так как содержание обучения базируется на практических рекомендациях известных авторов.

Программа разработана на основе следующих авторских программ и методических пособий: Пенькова И.В. «Новые подходы к профилактике нарушений осанки и сводов стоп у детей на занятиях по физическому воспитанию», Клюева М.Н. «Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада», Подольская Е.И. «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников».

Принципы реализации программы:

  • Принцип индивидуализации, учет возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • Принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов и приемов и условий образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
  • Принцип наглядности;
  • Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
  • Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
  • Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
  • Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
  • Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.
  • Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).
  • Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
  • Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
  • Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Цель и задачи программы: 

Целью данной программы является формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ.

Задачи:

  • Укреплять мышцы спины, а так же мышцы и связки, участвующие в формировании свода стопы;
  • Формировать и закреплять навык правильной осанки;
  • Совершенствовать двигательные умения с учетом возможностей каждого ребенка;
  • Развивать психофизические качества (быстроту, силу, гибкость, выносливость, ловкость), опираясь на индивидуальны особенности дошкольников;
  • Формировать у детей умения и навыки правильно выполнять упражнения.

Условия приема обучающихся

Набор на обучение по дополнительной общеобразовательной программе «Здоровячок» производится на основании заявления родителей или законных представителей детей 5-6 лет, в том числе детей с ОВЗ.

Основные формы проведения занятий: практические занятия, тренировочные, игровые.

Методы обучения:

Наглядные:

- наглядно – зрительные приемы (показ техники выполнения физических упражнений, использование наглядных пособий и физкультурного оборудования, зрительные ориентиры);

- тактильно – мышечные приемы (непосредственная помощь инструктора);

Словесные:

- объяснения, пояснения, указания;

- подача команд, распоряжений, сигналов;

- рассказ, беседа;

- словесная инструкция.

Практические:

- выполнение и повторение упражнений под руководством;

- самостоятельное выполнение упражнений.

Сроки реализации и особенности организации содержания программы

Реализация программы рассчитана на 1 год (сентябрь - май). Объём программы: 36 академических часов (36 занятий), 12 академических часов (12 занятий) рассчитано на один модуль. 4 занятия в месяц.

Общая продолжительность занятия в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями СанПин составляет: 25 минут. Количество воспитанников в группе - не более 10 человек. Увеличение количества детей в группе не рекомендовано, так как программа требует постоянного внимания и индивидуального подхода к каждому ребенку.

Основным содержанием программы являются общеразвивающие и специально подобранные физические упражнения, и игры, направленные на формирование правильной осанки и профилактику плоскостопия. В программе предусмотрено отслеживание результатов воздействия упражнений на организм дошкольника посредством мониторинга физического развития и физической подготовленности.

Модули

Количество часов

Форма аттестации

Всего

Теория

Практика

1.

«Профилактика и коррекция нарушения осанки»

12

2

10

Протокол

2.

«Профилактика и коррекция плоскостопия»

12

2

10

Протокол

3.

«Совершенствование двигательных умений»

12

2

10

Протокол

Итого часов

36

6

30

Ожидаемые результаты:

На этапе завершения программы «Здоровячок», у ребенка будет:

– укреплены мышцы спины (высокий уровень статистической мышечной выносливости; высокая степень подвижности позвоночников).

– укреплены мышцы и связки, участвующие в формировании свода стопы (положительная динамика в степени плоскостопия);

– сформирован навык правильной осанки;

– сформированы двигательные умения и навыки с учетом возможностей каждого ребенка;

– развиты физические качества (быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость), в соответствии с их индивидуальными особенностями;

– сформированы у детей умения и навыки правильно выполнять упражнения;

– повышен уровень физической подготовленности (прирост показателей развития физических качеств).

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

  • Диагностика физического развития детей.
  • Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка (фотоотчеты,  видеоотчеты, информация для родителей на стендах).
  • Открытое итоговое занятие для родителей с показом детьми различных методов оздоровления.

Учебно-тематический план по I модулю

«Профилактика и коррекция нарушения осанки»

Тема занятия

Количество часов

Форма работы

Место реализации

Всего

Теория

Практика

1.

Диагностика

1

(25 мин)

7 мин.

18 мин.

Индивидуальная

Спорт.зал

2.

«Профилактика и коррекция нарушения осанки»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

3.

«Профилактика и коррекция нарушения осанки»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

4.

«Профилактика и коррекция нарушения осанки»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Парная

Спорт.зал

5.

«Профилактика и коррекция нарушения осанки»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

6.

«Профилактика и коррекция нарушения осанки»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

7.

«Профилактика и коррекция нарушения осанки»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

8.

«Профилактика и коррекция нарушения осанки»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Индивидуальная

Спорт.зал

9.

«Профилактика и коррекция нарушения осанки»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Парная

Спорт.зал

10.

«Профилактика и коррекция нарушения осанки»

1

(25мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

11.

«Профилактика и коррекция нарушения осанки»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Парная

Спорт.зал

12.

Диагностика

1

(25 мин)

3 мин.

22 мин.

Индивидуальная

Спорт.зал

Учебно-тематический план по II модулю

«Профилактика и коррекция плоскостопия»

Тема занятия

Количество часов

Форма работы

Место реализации

Всего

Теория

Практика

1.

Диагностика

1

(25 мин)

7 мин.

18 мин.

Индивидуальная

Спорт.зал

2.

«Профилактика и коррекция плоскостопия»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

3.

«Профилактика и коррекция плоскостопия»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

4.

«Профилактика и коррекция плоскостопия»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Парная

Спорт.зал

5.

«Профилактика и коррекция плоскостопия»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

6.

«Профилактика и коррекция плоскостопия»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

7.

«Профилактика и коррекция плоскостопия»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

8.

«Профилактика и коррекция плоскостопия»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Индивидуальная

Спорт.зал

9.

«Профилактика и коррекция плоскостопия»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Парная

Спорт.зал

10.

«Профилактика и коррекция плоскостопия»

1

(25мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

11.

«Профилактика и коррекция плоскостопия»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Парная

Спорт.зал

12.

Диагностика

1

(25 мин)

3 мин.

22 мин.

Индивидуальная

Спорт.зал

Учебно-тематический план по III модулю «Совершенствование двигательных умений»

Тема занятия

Количество часов

Форма работы

Место реализации

Всего

Теория

Практика

1.

Диагностика

1

(25 мин)

7 мин.

18 мин.

Индивидуальная

Спорт.зал

2.

«Совершенствование двигательных умений»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

3.

«Совершенствование двигательных умений»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

4.

«Совершенствование двигательных умений»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Парная

Спорт.зал

5.

«Совершенствование двигательных умений»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

6.

«Совершенствование двигательных умений»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

7.

«Совершенствование двигательных умений»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

8.

«Совершенствование двигательных умений»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Индивидуальная

Спорт.зал

9.

«Совершенствование двигательных умений»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Парная

Спорт.зал

10.

«Совершенствование двигательных умений»

1

(25мин)

4 мин.

21 мин.

Групповая

Спорт.зал

11.

««Совершенствование двигательных умений»

1

(25 мин)

4 мин.

21 мин.

Парная

Спорт.зал

12.

Диагностика

1

(25 мин)

3 мин.

30 мин.

Индивидуальная

Спорт.зал


Содержание Программы

Программа «Здоровячок» включает в себя три модуля.

В каждый раздел входит 3 формы организации образовательного процесса (теоретические, практические и контрольные).

I модуль

II модуль

III модуль

12 занятий

12 занятий

12 занятий

Профилактика и коррекция нарушения осанки

Профилактика и коррекция плоскостопия

Совершенствование двигательных умений

Диагностика

Теоретический материал:

∙знакомство детей с упражнениями, формирующими осанку и их значение

∙правила безопасности при выполнении упражнений

Практический материал:

∙специальные упражнения в положении сидя, стоя, направленные на развитие правильной осанки с предметами и без них

∙специальные упражнения в положении лежа на животе, на направленные для укрепления мышц спины брюшного пресса с предметами и без них

∙самовытяжение из разных исходных положениях, направленные исправление нарушений осанки

∙подвижные игры, направленные на воспитание навыка правильной осанки

∙дыхательные упражнения

∙упражнения на расслабление

∙общеразвивающие упражнения в различных исходных положениях, для всех мышечных групп с предметами и без них.

Диагностика

Диагностика

Теоретический материал:

∙ знакомство детей с упражнениями, направленные на укрепление мышц ног и

способствующие нормальному развитию стопы

∙для чего надо заботиться о здоровье своих ног

Практический материал:

∙ самомассаж стоп и голени

∙ специальные упражнения в исходном положении лежа

∙ специальные упражнения с мячом обычным, массажным разного размера

∙ специальные упражнения, выполняемые в исходном положении сидя на полу, руки в упоре сзади с мелкими предметами (карандаш, мелкие игрушки, платочком)

∙ специальные упражнения в исходном положении стоя и в ходьбе

∙игры разной степени подвижности, закрепляющие коррекционное воздействие физических упражнений.

Диагностика

Диагностика

Теоретический материал:

∙ правила безопасности во время проведения подвижных игр

∙ техника безопасности во время бега и ходьбы

Практический материал:

∙ игры и упражнения на развитие двигательных навыков

∙ упражнения в ползание

∙ ходьба по гимнастической скамейке на четвереньках

∙ формирование навыка рациональной техники бега

∙ совершенствование ходьбы, добиваясь непринужденности и красоты походки

Диагностика


Условия реализации Программы

Требования к кадровому обеспечению

Программу реализует инструктор по физической культуре, педагогический стаж - 6 лет, стаж в должности инструктора по физической культуре 6 лет, образование среднее профессиональное педагогическое. В 2020 г. прошла курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Особенности организации и проведения физкультурных занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».

У педагога реализующего данную программу должно быть:

  • сформировано понимание современных тенденций физического развития детей;
  • систематизированы теоретические знания об особенностях физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста;
  • сформированы практические умения по организации двигательной активности, оздоровлению и физическому развитию детей;
  • сформированы умения по организации и проведению психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми ОО «Физическое развитие»;
  • пополнена развивающая предметно-пространственная среда в физкультурном зале дидактическим материалом, пособиями и оборудованием по различным направлениям физической деятельности;
  • усовершенствованы методы и способы педагогического взаимодействия с воспитанниками;
  • активизирована работа с родителями, направленная на оздоровление детей.

Информационно-методическое обеспечение

1. Иллюстрации по теме о ЗОЖ;

2.Конспекты занятий

3. Картотека игр и упражнений по профилактике плоскостопия и нарушений осанки.

4. Картотека музыкально-ритмических упражнений;

5. Картотека подвижных игр;

6. Консультации для родителей по профилактике и коррекции плоскостопия и нарушения осанки.

7. Методическая литература по профилактике и коррекции плоскостопия и нарушений осанки

8. Наглядно-дидактические пособия «Упражнения для профилактики плоскостопия», «Правильная осанка», «Правильная посадка во время занятий».10. Видеоролики, презентации по теме ЗОЖ;

9. Демонстрационный материал

10. Плантограф

Материально-техническое обеспечение

Для полноценного физического развития детей, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата, важнейшее значение имеет создание благоприятной предметной среды как в ДОУ, так и в спортивном зале. Созданная нами предметно - развивающая среда в спортивном зале включает зоны двигательно-игровой деятельности: для выполнения различных видов прыжков, метания, лазания и другой двигательной деятельности, что позволяет более эффективно осуществлять коррекцию и компенсацию нарушений в развитии детей.

Предметно-игровая среда в спортивном зале ДОУ включает в себя: Инвентарь и материалы:

  • Гимнастические скамейки;
  • Стульчики;
  • Гимнастическая стенка;
  • Наклонная доска;
  • Мячи;
  • Гимнастические палки;
  • Плоские кольца
  • Обручи;
  • Утяжеленные мячи;
  • Скакалки;
  • Мешочки с песком;
  • Гантельки;
  • Фитболы;
  • Кегли;
  • Большие и малые кубы;
  • Дуги;
  • Мячики-ежики;
  • Массажные дорожки и коврики;
  • Гимнастические маты;

Нестандартное оборудование: платочки, пластиковые «Скорлупки» от киндер сюрпризов, пробки от пластиковых бутылок, резиновые жгутики и др. Развивающие зоны:

  • Зона для построения в круг.
  • Зона для метания набивного мяча.
  • Зона для прыжков
  • Тропа здоровья
  • Зона для выполнения упражнений в висе

При проведении образовательной деятельности в кружке широко используются разнообразные игры-забавы, спортивно-игровой материал, оборудование и инвентарь.

Все это является органичной составной частью предметно - пространственной среды, которая способствует здоровому развитию детей.

Формы аттестации и оценочные материалы

Цель диагностики: выявление уровня освоения программы.

На начало года: определение зоны образовательных потребностей детей для коррекции планирования содержания программы с учетом его индивидуализации.

На конец года: Определение степени освоения детьми программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка. Оформление результатов промежуточной и итоговой диагностики

 Педагогическая диагностика проводится два раза в год: на 1-ой неделе сентября; 4-ой неделе мая.

Метод диагностики:

  • метод педагогического наблюдения;
  • метод тестирования.

Метод педагогического наблюдения.

Наблюдая в ходе занятий за детьми, воспитатель обращает внимание на их поведение, проявление интереса, степень внимания, внешние признаки реакции на физическую нагрузку. В результате применения данного метода выявляется, насколько детям интересны упражнения и игры, а также эффективность тех или иных упражнений и игр. Отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные качества, приобретенные детьми в период обучения по данной программе.

Уровни освоения:

3 балла- высокая двигательная активность ребѐнка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выполнение упражнений без помощи взрослых.

2 балла - интерес к физическим упражнениям, желание включиться в физкультурную деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении заданий. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.

1 балл – низкая двигательная активность, без интереса относится к физкультурной деятельности. Не готов к самостоятельности.

Метод тестирования:

Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики используются для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками И. Д. Ловейко, Г.И.Турнера (г. Санкт-Петербург), О.С.Байловой и К.Ф.Зенкевич и оцениваются по трехбалльной шкале.

Форма отслеживания образовательных результатов: наблюдение с занесением результатов в протокол (Приложение 1).


Список используемой литературы

  1. Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. «Растим здорового ребенка. Новые стандарты» – М.: УЦ «Перспектива», 2011.
  2. Бабенкова Е.А. «Как сделать осанку красивой, а походку легкой» –  М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Галанов А. С. «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» –  СПб.: Речь, 2007.
  4. Клюева М.Н. «Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно–двигательного аппарата в условиях детского сада» –  СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007.
  5. Карепова Т.Г, «Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы» – Волгоград: Учитель, 2011г.
  6. Картушина М.Ю. «Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сад» – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  7. Каштанова Г.В. «Лечебная физкультура и массаж Методики оздоровления детей дошкольного возраста» Практическое пособие -2 –е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007.
  8. Козырева О.В. «Лечебная физкультура для дошкольников» –  М: Просвещение, 2006.
  9. Лосева В.С. «Плоскостопие у детей: профилактика и лечение» – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  10. Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М. «Здоровячок. Система оздоровления дошкольников» – Воронеж: ЧП Лакоценин, 2007.
  11.  Пенькова И.В. «Новые подходы к профилактике нарушений осанки и сводов стоп у детей на занятиях по физическому воспитанию». Дошкольное воспитание, №9, 2010.
  12. Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилова И.А. «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  13. Потапчук А.А. «Как сформировать правильную осанку у ребенка» –  СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.
  14. Подольская Е.И. «Формы оздоровления детей 4-7 лет» –  М.: Учитель, 2008.
  15. Подольская Е.И. «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников» –  М: «Скрипторий 2006.
  16.  Страковская В.Л. «300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет» – М.: Новая школа, 1994.
  17. Тарасова Т.А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста» – - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  18. Шарманова СБ., Федоров А.И., «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания: Учебное пособие» – Челябинск:УралГАФК,1999.».


Приложение 1

Критерии оценивания результатов образовательной деятельности

физкультурно-спортивного кружка «Здоровячок»

Задание №1

Цель: выявить статистическую мышечную выносливость

Инструкция: «Лечь на спину. Приподнять голову вверх и посмотреть на носочки. Зафиксировать данную позу на 2-3 секунды».

Оценка:

3 балла - ребенок спокойно лежит на спине, приподнимает голову и глядит на носочки, может зафиксировать на некоторое время данное положение тела;

2 балла – ребенок с трудом удерживает голову, положение тела не фиксирует;

1 балл – ребенок не может поднять головы, приподнимает ноги во время инструкции.

Задание №2

Цель: выявить статистическую мышечную выносливость спины

Инструкция: «Лечь на живот. Руки вытянуть вперед, ноги вместе. Слегка приподнять одновременно и руки и ноги от пола. Зафиксировать данное положение на 2-4 секунды».

Оценка:

3 балла - ребенок спокойно лежит на животе и приподнимая руки вверх, фиксирует положение тела прогнувшись в спине.

2 балла – ребенок приподнимает либо руки, либо ноги от пола. Слегка прогибается в спине.

1 балл - ребенок не может приподнять руки, ноги. Не делает прогиб в спине.

Задание№3

Цель: определить степень подвижности позвоночника.

Инструкция: «Встать на скамейку. Ноги поставить на ширине плеч. Наклониться вперед и не сгибая колен дотронуться до края скамьи».

Оценка:

3 балла- ребенок, стоя на скамейке, параллельно ставит ноги и наклоняясь вперед, не сгибает колени.

2 балла- ребенок спокойно стоит на скамье, наклоняется вперед, колени слегка сгибает, но не может дотронуться до края скамьи.

1 балл- ребенок наклоняется вперед, сгибает колени и слегка приседает. Спина неровная.

Задание №4

Цель: выявление плоскостопия у детей посещающих ДОУ тест проводится при помощи плантографа, с медицинским работником.

Инструкция: «Ребенок становится обеими ногами на середину рамки (на бумагу, при этом на бумаге остаются отпечатки стопы – плантограмма).

Оценивает специалист. Педагог заносит данные исследования в таблицу.

3 балла – плоскостопие отсутствует.

2 балла- есть плоскостопие.

1 балл- грубо выраженное плоскостопие.

Определяют 3 степени плоскостопия у детей:

1) Наиболее ранней степенью заболевания считается несостоятельность связочного аппарата. Форма свода стопы пока не изменена, но ребенок не может долго ходить, страдает от боли и усталости. После кратковременного отдыха боли проходят, а вот походка становится менее пластичной, ножки к вечеру могут отекать. Первые степени плоскостопия проявляются как чувство усталости после физических нагрузок, если надавить на стопу, ребенок испытывает дискомфорт. Родители слышат жалобы на усталость при ходьбе, отеки стоп.

2) 2 степень плоскостопия называется комбинированной, исчезают своды стопы, она получается распластанной. Сильные постоянные боли в стопах и ноге до коленного сустава, затруднена ходьба.

3) Предыдущие степени плоскостопия легче вылечиваются, если обратиться вовремя, чем 3 степень. Иногда больные приходят к ортопеду именно на этом этапе. Постоянно болят голени и стопы, появляются отеки коленных суставов и боль в пояснице. В нормальной обуви ребенок передвигаться уже не может, требуется ортопедическая коррекция.

п/п

Ф.И. ребенка

Наблюдение

«Посмотри на носки»

«Лодочка»

«Достань скамейку»

«Отпечатки стопы»

Баллы

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

1.

               

2.

3.

4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности кружок «Здоровячок» для детей 3-4 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Здоровячок» имеет физкультурно-спортивную направленность.Дополнительная образовательная общеразвивающая программа разработана ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности «ЗДОРОВЯЧОК»

Программа направлена на формирование у маленького ребенка интереса к своему личному здоровью, на совершенствование всех видов движений и развитие физических качеств.Рабочая Программа кружка по физичес...