Опыт работы по направлению «Активизация словаря старших дошкольников» (Логопедическая группа)
материал (старшая группа)

Блохина Светлана Владимировна

Опыт работы.

Тема: «Активизация словарного запаса

старших  дошкольников »

Актуальность

Слово — основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса.

Сегодня вопрос развития связной речи детей дошкольного возраста стоит особенно остро. Медицинская статистика подтверждает, каждый второй ребёнок нуждается в коррекции развития речи. Причин, появления такого количества нарушений  в развитии речи много, что   создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковойкатастрофы.

Актуальность выбранной мною темы  подтверждает ФГОСДО, одним из целевых ориентиров которого на этапе завершения  дошкольного  образования  является «владение  устной речью, умение выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний».

Одним из  эффективных  средств активизации словаря   являются дидактические игры. Именно они:

- закрепляют и уточняют словарь,

- упражняют в составлении связных высказываний,

-  развивают объяснительную речь.

- помогают развитию как видовых, так и родовых понятий,

- помогают освоению слов в их обобщённых значениях.

- ставит  ребенка в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях.

Я уверена в том, что уже в детском саду  в результате целенаправленной работы у детей может быть  сформировать необходимый словарный запас.

 

 

 

Теоретическое обоснование

Опираясь на содержание  образовательной программы, где прописано, что    необходимо  пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении; активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены,  работая в данном направлении,  я использовала   литературу таких авторов как:

Н.А. Гвоздев, В.В. Гербова , М.И. Запорожец , Н.С. Жукова, которые

 занимались  проблемой развития речи;

- исследованием эффективности дидактических игр в воспитании и обучении детей  занимались  педагоги Л. А Венгер, А. П. Усова, Е.И. Удальцова, А.И. Сорокина, А.К. Бондаренко;

-  большое количество дидактических игр было разработано  Е. И. Тихеевой. Именно их я использовала в своей работе;

- статьи журналов, интернет сообщество.

Проработав литературу, я  пришла к выводу, что данная работа вызывает у меня  интерес и просто необходима в работе с детьми.

 

Цели и  задачи

Проанализировав литературу, я определила цель своей работы:

создание условий для обогащения словаря детей дошкольного возраста через дидактические игры.

Задачи:

1.Расширять представления детей об окружающем мире, других людях, о

себе и о своей деятельности

2. Обогатить словарь за счет перехода пассивного словаря  в активный

3.Продолжать формировать навыки речевого общения.

 

 

 

 

         Для выявления особенностей развития словаря  речи детей, я провела педагогическую диагностику. Для этого я использовала наблюдение за свободным общением детей в разных видах деятельности, организовывала проблемные и диагностические ситуации.

В результате диагностики я отметила, что  из 30 обследуемых детей только 9 не испытывали  затруднений:

 при рассматривании предмета и егоописании;

- в выражении  грамотно своих мыслей;

- в подборе  и употреблении прилагательных, глаголов и наречий;

-в составлении связных высказываний и употреблении объяснительной  речи.

Выше перечисленные особенности развития речи детей подтверждают необходимость проведения  систематичной  работы, направленной на развитие словаря  детей.

 

Первым этапом моей работы было   обогащение группового уголка уголок «Язычок», в который вошли:

Дидактический материал, направленный на развитие

  1. Артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы)
  2. Пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)
  3. Пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)
  4. Материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков);
  5. Игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)
  6. Игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.
  7. Картотеки:
  • дидактических игр речевых, загадок, пословиц, поговорок;
  •  пальчиковых игр;
  • артикуляционной гимнастики;
  • дыхательной гимнастики.
  1. Альбом с фотографиями детей  «Как я провел лето», «Насекомые», созданные  детьми совместно с родителями»

9. «Сундучок» мини-игрушек;

10.  Дидактическое пособие «Чудесный мешочек»;

        11.  Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».

  1. Игры с картинками – загадками и предметными картинками по типу «Что изменилось?» «Найди пару?», «Найди отличия».

 

  1. Дидактические игры на формирование словаря,  связной речи.

Рядом с уголком находится  книжный уголок, в котором:

- книги, по какой либо тематике

 - открытки для рассматривания;

- портреты писателей в соответствии с программой.

 

Я  разбила предстоящую работу с детьми  на этапы основных задач, а именно:

  1. Обогащение словаря
  2. Закрепление и уточнение словаря.
  3. Закрепление и уточнение словаря.

 

Обогащение словаря

Эту задачу я  осуществляла  за счет накоплениязнаменательных слов. Например: Как ребенок узнавал  о новом предмете.

Для этого я и направляю мышление ребенка на то, чтобы он усвоил особенности этого предмета по определенным признакам: (цвет, форма, величина, вкус…..)

Для работы с детьми я использовала:

-игры - задания  «Кто это, что это?», «Исправь Незнайку», «Закончи мое предложение», «Почемучка», «Из чего сделаны предметы?» (дерево, металл, пластмасса, ткань, стекло) какой предмет по форме, какого размера, цвета.

- задания на классификацию, группировку по родовому признаку по различным лексическим темам:  «Разложи картинки и выбери домашних животных», «Найди отличия» (бурый и белый медведь) и т. д.

- Работая над антонимами использовала дидактическую игру «Скажи наоборот». Дети  сопоставляли  предметы и явления по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу.

- Для обогащения речи  прилагательными проводила упражнение «Это что?» (круглое, румяное, сладкое – что это?), «Что может быть широким? Что может быть узким?» «Кто больше вспомнит и назовет частей предмета?» а также речевые упражнения «Сахар сладкий, а лимон ….»

- Для закрепления обобщающий понятий проводила игру «Четвертый лишний», «Подбери красивое слово, к слову кошечка» (пушистая, веселая, быстрая, умная) Приучала детей дифференцировать качества, свойства предметов по степени их выраженности (кисленький, кисловатый, кисло-сладкий, кислый-кислый, кислющий), а также усвоенные ранее понятия (посуда кухонная, чайная).

- Особенно уделяла внимание ознакомлению детей с образным словарем, синонимами, эпитетами, сравнениями.

 Игра «Объяснялки» - объясни, что это такое? (Водопад – вода падает с горы).

- Знакомила и со словарем, используемым в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка и т.д.)

Задачи по формированию словаря включала в различные виды  непосредственно образовательной деятельности: по познанию  и  художественному творчеству. (Например, темы: «Обувь»,составление рассказа: «Мой друг», рисование: «Сказочный лес»).

 

 

 

 

 

 

2.Следующее направление работы с детьми это- закрепление и уточнение словаря:

На этом этапе:

- осваивали  обобщающее значение слов и в их запоминание. Это закреплениетрудных  для детей: собирательных существительных, отвлеченных  существительных, числительные, относительные прилагательные, а также слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении.Для этого использовалась  игра «Что ползает, летает, идет, едет?», «Кто у кого» ,  «Что не так?»,  «Помоги детёнышам найти свою маму».

- повторяли  и закрепляли слова, обозначающие цвет, материал, пространственные и временные понятия;

- упражнялись в словоизменении и словообразовании. Эти задания    помогали  научится точно  подбирать  правильные слова: Как называется суп из фасоли? (фасолевый) «Чья голова, чей хвост?» (коровья, коровий).

-  многозначность слова. Это интересное явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы (ручка — принадлежность для письма, ручка — фурнитура), привлекает внимание детей, вызывает интерес.

 

 

3.Активизация словаря — важнейшая задача словарной работы.

- В процессе этой работы:

 - побуждала детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Например «Литературное лото» ведущий называет литературного героя, а второй игрок дает ему характеристику

-  работали  над синонимами, которые  помогает понимать оттенки значения слова, выбирать наиболее подходящее слово из всего лексического богатства. Это игры…..-  работали над  антонимами, в процессе  заставляют вспоминать и сопоставлять предметы и явления по их временным и пространственным отношениям, величине, свойствам и т. д. Игры……

 

 

 

 

 

 

 

Работа с родителями

Понимая, что работа, проводимая мною с детьми в детском саду должна продолжаться в условиях семьи, я провела ряд мероприятий для родителей.

Через следующие формы работы:

- Родительское собрание «  «

- анкетирование «Речевое развитие ребенка».

 

 Консультации:

- «Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»;

- «Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для обогащения словаря детей».

- «Речевые игры по дороге в детский сад».

- «Словарик» по лексическим темам.

Так же мною  проводила индивидуальные беседы с родителями конкретных детей необходимости обращать внимание на речь детей, словарный запас.

 

Итоги

Работа, проведённая с детьми, позволила увидеть:

- обогатился словарь детей за счёт перехода пассивного в активный, подбора синонимов, антонимов, омонимов.

- сформировались  видовые (названия отдельных предметов), родовые(фрукты, транспорт…) и отвлечённые (добро, красота…),  обобщающие понятия с их последующей дифференциацией(транспорт наземный, воздушный…);

- детям стало легче  объяснять лексическое значение слов, их многозначность, осмысливать образные выражения и фразеологические обороты.

- расширяющийся словарный запас: дети стали активизировать в самостоятельных высказываниях.

-Обогатились представления о мире.

Транслируемость

Данный опыт опубликован на страничкеNCработников образования,

А также  был представлен коллегам  в ДОУ на педагогическом совете.

Перспектива:

Продолжать создавать и совершенствовать условия для обогащения

словаря детей с помощью дидактических игр с детьми подготовительной к школе группы.

 

Литература

1..  А.М.Бородич«Методика развития речи детей»;

2.  В.В. Гербова  «Развитие речи в детском саду» (младшая группа), 2014 г.

3. В.В. Гербова  «Развитие речи в детском саду» (средняя группа), 2014 г

4. «Примерная  образовательная программа дошкольного образования

«От рождения до школы»/ под ред.  Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, 2015 г.;

5.  «Развитие речи и творчества дошкольников» под ред. О. С. Ушаковой, 2002г.

6.   «Развитие речи детей дошкольного возраста»/ под ред. Ф. А. Сохина, 1984г.

7. «Скажи по-другому» (речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии)/ под ред. О.С. Ушаковой .

8.Тихеева Е.И. «Развитие речи детей».

9.  Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методики обследования развития речи дошкольников».

10.Ушакова О.С.  «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду».

11.Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. «Методика развития речи детей дошкольного возраста ».

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесно-дидактические игры для активизации словаря старших дошкольников

Подборка словесно-дидактических игр, используемых как средство активизации словаря старших дошкольников антонимами и синонимами....

Опыт работы "Формирование социального поведения у старших дошкольников"

Формирование социально-адаптивного поведения у старших дошкольников в процессе коррекционно-педагогической работы в группе компенсирующей наравленности....

Опыт работы: «Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников».

В своем опыте я обучаю детей правилам правильного поведения дошкольников на улице, дома, в природе. Это работа не одного дня,  она должна быть систематичной. Важное требование: детям не достаточн...

Опыт работы "Активизация словаря старших дошкольников с ОНР III уровня"

Опыт работы на тему "Активизация словарного запаса старших дошкольников с ОНР III уровня" был опробован на практике и по результатам диагностики признан успешным. Может быть пелезен логопедам и воспит...

Опыт работы "Развитие творческих способностей у старших дошкольников через театрализованную деятельность"

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому, как и многие педагоги, я стала искать  нетрадиционные пути во взаимодействи...

Опыт работы по теме "Патриотическое воспитание старших дошкольников"

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко-кул...

Опыт работы по теме: «Квиллинг в работе со старшими дошкольниками логопедической группы»

Одной из наиболее актуальных задач современного дошкольного образования является его модернизация. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) возросла ответстве...