Опыт работы по направлению «Активизация словаря старших дошкольников» (Логопедическая группа)
материал (старшая группа)
Опыт работы.
Тема: «Активизация словарного запаса
старших дошкольников »
Актуальность
Слово — основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса.
Сегодня вопрос развития связной речи детей дошкольного возраста стоит особенно остро. Медицинская статистика подтверждает, каждый второй ребёнок нуждается в коррекции развития речи. Причин, появления такого количества нарушений в развитии речи много, что создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковойкатастрофы.
Актуальность выбранной мною темы подтверждает ФГОСДО, одним из целевых ориентиров которого на этапе завершения дошкольного образования является «владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний».
Одним из эффективных средств активизации словаря являются дидактические игры. Именно они:
- закрепляют и уточняют словарь,
- упражняют в составлении связных высказываний,
- развивают объяснительную речь.
- помогают развитию как видовых, так и родовых понятий,
- помогают освоению слов в их обобщённых значениях.
- ставит ребенка в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях.
Я уверена в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной работы у детей может быть сформировать необходимый словарный запас.
Теоретическое обоснование
Опираясь на содержание образовательной программы, где прописано, что необходимо пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении; активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены, работая в данном направлении, я использовала литературу таких авторов как:
- Н.А. Гвоздев, В.В. Гербова , М.И. Запорожец , Н.С. Жукова, которые
занимались проблемой развития речи;
- исследованием эффективности дидактических игр в воспитании и обучении детей занимались педагоги Л. А Венгер, А. П. Усова, Е.И. Удальцова, А.И. Сорокина, А.К. Бондаренко;
- большое количество дидактических игр было разработано Е. И. Тихеевой. Именно их я использовала в своей работе;
- статьи журналов, интернет сообщество.
Проработав литературу, я пришла к выводу, что данная работа вызывает у меня интерес и просто необходима в работе с детьми.
Цели и задачи
Проанализировав литературу, я определила цель своей работы:
создание условий для обогащения словаря детей дошкольного возраста через дидактические игры.
Задачи:
1.Расширять представления детей об окружающем мире, других людях, о
себе и о своей деятельности
2. Обогатить словарь за счет перехода пассивного словаря в активный
3.Продолжать формировать навыки речевого общения.
Для выявления особенностей развития словаря речи детей, я провела педагогическую диагностику. Для этого я использовала наблюдение за свободным общением детей в разных видах деятельности, организовывала проблемные и диагностические ситуации.
В результате диагностики я отметила, что из 30 обследуемых детей только 9 не испытывали затруднений:
- при рассматривании предмета и егоописании;
- в выражении грамотно своих мыслей;
- в подборе и употреблении прилагательных, глаголов и наречий;
-в составлении связных высказываний и употреблении объяснительной речи.
Выше перечисленные особенности развития речи детей подтверждают необходимость проведения систематичной работы, направленной на развитие словаря детей.
Первым этапом моей работы было обогащение группового уголка уголок «Язычок», в который вошли:
Дидактический материал, направленный на развитие
- Артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы)
- Пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)
- Пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)
- Материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков);
- Игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)
- Игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.
- Картотеки:
- дидактических игр речевых, загадок, пословиц, поговорок;
- пальчиковых игр;
- артикуляционной гимнастики;
- дыхательной гимнастики.
- Альбом с фотографиями детей «Как я провел лето», «Насекомые», созданные детьми совместно с родителями»
9. «Сундучок» мини-игрушек;
10. Дидактическое пособие «Чудесный мешочек»;
11. Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».
- Игры с картинками – загадками и предметными картинками по типу «Что изменилось?» «Найди пару?», «Найди отличия».
- Дидактические игры на формирование словаря, связной речи.
Рядом с уголком находится книжный уголок, в котором:
- книги, по какой либо тематике
- открытки для рассматривания;
- портреты писателей в соответствии с программой.
Я разбила предстоящую работу с детьми на этапы основных задач, а именно:
- Обогащение словаря
- Закрепление и уточнение словаря.
- Закрепление и уточнение словаря.
Обогащение словаря
Эту задачу я осуществляла за счет накоплениязнаменательных слов. Например: Как ребенок узнавал о новом предмете.
Для этого я и направляю мышление ребенка на то, чтобы он усвоил особенности этого предмета по определенным признакам: (цвет, форма, величина, вкус…..)
Для работы с детьми я использовала:
-игры - задания «Кто это, что это?», «Исправь Незнайку», «Закончи мое предложение», «Почемучка», «Из чего сделаны предметы?» (дерево, металл, пластмасса, ткань, стекло) какой предмет по форме, какого размера, цвета.
- задания на классификацию, группировку по родовому признаку по различным лексическим темам: «Разложи картинки и выбери домашних животных», «Найди отличия» (бурый и белый медведь) и т. д.
- Работая над антонимами использовала дидактическую игру «Скажи наоборот». Дети сопоставляли предметы и явления по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу.
- Для обогащения речи прилагательными проводила упражнение «Это что?» (круглое, румяное, сладкое – что это?), «Что может быть широким? Что может быть узким?» «Кто больше вспомнит и назовет частей предмета?» а также речевые упражнения «Сахар сладкий, а лимон ….»
- Для закрепления обобщающий понятий проводила игру «Четвертый лишний», «Подбери красивое слово, к слову кошечка» (пушистая, веселая, быстрая, умная) Приучала детей дифференцировать качества, свойства предметов по степени их выраженности (кисленький, кисловатый, кисло-сладкий, кислый-кислый, кислющий), а также усвоенные ранее понятия (посуда кухонная, чайная).
- Особенно уделяла внимание ознакомлению детей с образным словарем, синонимами, эпитетами, сравнениями.
Игра «Объяснялки» - объясни, что это такое? (Водопад – вода падает с горы).
- Знакомила и со словарем, используемым в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка и т.д.)
Задачи по формированию словаря включала в различные виды непосредственно образовательной деятельности: по познанию и художественному творчеству. (Например, темы: «Обувь»,составление рассказа: «Мой друг», рисование: «Сказочный лес»).
2.Следующее направление работы с детьми это- закрепление и уточнение словаря:
На этом этапе:
- осваивали обобщающее значение слов и в их запоминание. Это закреплениетрудных для детей: собирательных существительных, отвлеченных существительных, числительные, относительные прилагательные, а также слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении.Для этого использовалась игра «Что ползает, летает, идет, едет?», «Кто у кого» , «Что не так?», «Помоги детёнышам найти свою маму».
- повторяли и закрепляли слова, обозначающие цвет, материал, пространственные и временные понятия;
- упражнялись в словоизменении и словообразовании. Эти задания помогали научится точно подбирать правильные слова: Как называется суп из фасоли? (фасолевый) «Чья голова, чей хвост?» (коровья, коровий).
- многозначность слова. Это интересное явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы (ручка — принадлежность для письма, ручка — фурнитура), привлекает внимание детей, вызывает интерес.
3.Активизация словаря — важнейшая задача словарной работы.
- В процессе этой работы:
- побуждала детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Например «Литературное лото» ведущий называет литературного героя, а второй игрок дает ему характеристику
- работали над синонимами, которые помогает понимать оттенки значения слова, выбирать наиболее подходящее слово из всего лексического богатства. Это игры…..- работали над антонимами, в процессе заставляют вспоминать и сопоставлять предметы и явления по их временным и пространственным отношениям, величине, свойствам и т. д. Игры……
Работа с родителями
Понимая, что работа, проводимая мною с детьми в детском саду должна продолжаться в условиях семьи, я провела ряд мероприятий для родителей.
Через следующие формы работы:
- Родительское собрание « «
- анкетирование «Речевое развитие ребенка».
Консультации:
- «Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»;
- «Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для обогащения словаря детей».
- «Речевые игры по дороге в детский сад».
- «Словарик» по лексическим темам.
Так же мною проводила индивидуальные беседы с родителями конкретных детей необходимости обращать внимание на речь детей, словарный запас.
Итоги
Работа, проведённая с детьми, позволила увидеть:
- обогатился словарь детей за счёт перехода пассивного в активный, подбора синонимов, антонимов, омонимов.
- сформировались видовые (названия отдельных предметов), родовые(фрукты, транспорт…) и отвлечённые (добро, красота…), обобщающие понятия с их последующей дифференциацией(транспорт наземный, воздушный…);
- детям стало легче объяснять лексическое значение слов, их многозначность, осмысливать образные выражения и фразеологические обороты.
- расширяющийся словарный запас: дети стали активизировать в самостоятельных высказываниях.
-Обогатились представления о мире.
Транслируемость
Данный опыт опубликован на страничкеNCработников образования,
А также был представлен коллегам в ДОУ на педагогическом совете.
Перспектива:
Продолжать создавать и совершенствовать условия для обогащения
словаря детей с помощью дидактических игр с детьми подготовительной к школе группы.
Литература
1.. А.М.Бородич«Методика развития речи детей»;
2. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» (младшая группа), 2014 г.
3. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» (средняя группа), 2014 г
4. «Примерная образовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, 2015 г.;
5. «Развитие речи и творчества дошкольников» под ред. О. С. Ушаковой, 2002г.
6. «Развитие речи детей дошкольного возраста»/ под ред. Ф. А. Сохина, 1984г.
7. «Скажи по-другому» (речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии)/ под ред. О.С. Ушаковой .
8.Тихеева Е.И. «Развитие речи детей».
9. Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методики обследования развития речи дошкольников».
10.Ушакова О.С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду».
11.Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. «Методика развития речи детей дошкольного возраста ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словесно-дидактические игры для активизации словаря старших дошкольников
Подборка словесно-дидактических игр, используемых как средство активизации словаря старших дошкольников антонимами и синонимами....
Опыт работы "Формирование социального поведения у старших дошкольников"
Формирование социально-адаптивного поведения у старших дошкольников в процессе коррекционно-педагогической работы в группе компенсирующей наравленности....
Опыт работы: «Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников».
В своем опыте я обучаю детей правилам правильного поведения дошкольников на улице, дома, в природе. Это работа не одного дня, она должна быть систематичной. Важное требование: детям не достаточн...
Опыт работы "Активизация словаря старших дошкольников с ОНР III уровня"
Опыт работы на тему "Активизация словарного запаса старших дошкольников с ОНР III уровня" был опробован на практике и по результатам диагностики признан успешным. Может быть пелезен логопедам и воспит...
Опыт работы "Развитие творческих способностей у старших дошкольников через театрализованную деятельность"
Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому, как и многие педагоги, я стала искать нетрадиционные пути во взаимодействи...
Опыт работы по теме "Патриотическое воспитание старших дошкольников"
С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко-кул...
Опыт работы по теме: «Квиллинг в работе со старшими дошкольниками логопедической группы»
Одной из наиболее актуальных задач современного дошкольного образования является его модернизация. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) возросла ответстве...