Опыт работы "Активизация словаря старших дошкольников с ОНР III уровня"
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Опыт работы на тему "Активизация словарного запаса старших дошкольников с ОНР III уровня" был опробован на практике и по результатам диагностики признан успешным. Может быть пелезен логопедам и воспитателям логопедических групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_otchet.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
по направлению: «Активизации словаря
старших дошкольников с ОНР III уровня».
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе.
При ОНР нарушение лексико-грамматического строя речи входит в структуру дефекта. Разговорная речь у этих детей оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Объем пассивного словаря этих детей близок к норме, а вот по объему активного словаря дети с ОНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников. Поэтому для того, чтобы добиться устранения общего недоразвития речи, очень важно проводить целенаправленную работу по обогащению и активизации словарного запаса детей логопедической группы.
Словарная работа мы проводится в соответствии с лексическими темами, в рамках которых осуществляется ознакомление детей с окружающим, уточнение и активизация словарного запаса. Каждая лексическая тема изучается в течение одной недели. Это происходит следующим образом.
Каждую неделю проводятся фронтальные занятия познавательного характера, которые способствуют обогащению словаря детей. На этих занятиях осуществляется непосредственное восприятие детьми окружающего мира в процессе экскурсий, наблюдений, обследования предметов, рассматривания картин. На занятиях также происходит знакомство с новыми словами, привлечение внимания детей к ним, а также уточняется произношение данных слов.
В каждое занятие включаются упражнения по формированию словообразовательных навыков, поскольку словообразование представляет собой особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка. Задания, способствующие формированию навыков словообразования, предлагаются детям в игровой форме, в виде специально подобранных игровых упражнений: «Назови ласково», «Что для чего?», «Кто у кого?», «Чьи хвосты?» и др.
Работа по формированию активного словарного запаса продолжается и в свободное от занятий время, в утренние или вечерние часы. Ежедневно в течение недели по каждой лексической теме проводятся специально подобранные дидактические игры и упражнения, способствующие активизации словаря.
Первоначально дошкольники знакомятся с предметами и целостными явлениями, а также с качествами и свойствами предметов и материалов, происходит формирование понятий в процессе обобщения. Поэтому прежде всего используются дидактические игры с реальными предметами, муляжами, предметными картинками. Это дидактические игры «Чудесный мешочек», «Кто первый узнает», «Магазин», «Угадай, что изменилось?», «Назови одним словом», «Найди лишний предмет», «Назови части» и т. д.
В последнюю очередь используются словесные игры. Они наиболее сложны, так как не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Словесные игры развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания. В качестве примера можно привести игры «Назови лишнее слово», «Отгадай предмет по названию его частей», «Скажи наоборот» и др.
При подборе последовательности использования дидактических игр учитываются также трудности в овладении различными частями речи. Вначале применяются игры для активизации в речи предметов и явлений, игры, помогающие усвоить понятийную отнесенность предметов, развивающие умение классифицировать предметы по ведущему признаку. Далее вводятся игры на активизацию слов-признаков и слов-действий, т.е. прилагательных и глаголов. Например, «Узнай предмет по описанию его признаков», «Отгадай загадки по картинкам», «Кто что делает?» и др.
Очень полезны для умственного развития детей в целом и, в частности, для развития словаря игры на сравнение предметов. Процесс сравнения, установления признаков сходства и различия заставляет ребенка внимательно приглядываться, задумываться, самостоятельно делать выводы. Так, дидактические игры «Найди отличия», «Что общего у предметов» побуждают детей к активному использованию в собственной речи слов, характеризующих признаки предметов.
Проводятся также игры, включающие отгадывание и загадывание загадок. Отгадывание и особенно загадывание загадок требует рассуждения, умения определить существенные признаки предмета, узнать предмет по признакам.
Словарная работа ведется и на прогулке. Прогулки и экскурсии в природе открывают широкие возможности для обогащения и активизации природоведческого словаря. Для активизации словаря на прогулке подобрана определенная совокупность дидактических игр и упражнений. Туда входят такие игры и упражнения как «Подбор признаков к предмету», «Подбор действий к предмету», «Подбор предметов к действию», «Скажи наоборот», охватывающие природоведческую тематику.
К работе по развитию словаря детей логопедической группы привлекаются их родители. При поступлении детей в группу проводится анкетирование родителей. Цель его – выявить, какая помощь требуется родителям по развитию речи детей в домашних условиях. Для родителей проводятся консультации с целью познакомить их с особенностями речевого развития детей с ОНР, дать доступные сведения о своеобразии формирования словаря у детей с ОНР, о необходимости в домашних условиях продолжать работу, начатую в детском саду.
В уголке для родителей на специально оборудованном стенде еженедельно вывешивается соответствующая информация. Родителям сообщается лексическая тема, по которой в данное время проводится коррекционная работа; словарь, который дети должны усвоить, и предлагается домашнее задание, которое необходимо выполнить в течение недели.
Задания подбираются доступные для применения в домашних условиях. Предлагается широко использовать реальное предметное окружение ребенка. Так, например, карточки включали в себя задания, предусматривающие рассматривание и действия с предметами на бытовом уровне по темам: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Посуда» и др. На темы, недоступные непосредственному восприятию, как, например, «Домашние животные», «Дикие животные» предлагалось чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций. Дидактические игры и упражнения подбираются такие, для проведения которых не требовалось бы специальной трудоемкой подготовки. В основном используются словесные игры и упражнения, они хороши еще и тем, что для них не обязательно выделять специальное время, а можно поиграть по дороге в детский сад или из детского сада.
Так, родители получают возможность закрепить со своими детьми лексический материал, усвоенный в детском саду.
Таким образом, коррекционная работа по обогащению и активизации словарного запаса проводится непрерывно в различных видах деятельности, и это позволяет повысить её эффективность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словесно-дидактические игры для активизации словаря старших дошкольников
Подборка словесно-дидактических игр, используемых как средство активизации словаря старших дошкольников антонимами и синонимами....
"Использование различных видов дидактических игр в развитии активного словаря старших дошкольников с ОНР"
Дидактическая игра является важнейшим средством развития и обогащения активного словаря детей старшего дошкольного возраста....
Опыт работы "Роль загадок в обогащении словаря старших дошкольников"
Опыт работы представлен теоретической и практической частями, автором предложена диагностика, выявлена положительная динамика в развитии словоря дошкольника....
Методические рекомендации для развития словаря старших дошкольников по лексическим темам: «Дикие животные» и «Домашние животные»
В данной брошюре систематизирован лексический материал по темам «Дикие животные» и «Домашние животные». В пособии подобрано содержание для различных видов детской деятельности: экскурсий, наблюдений, ...
Комплекс игр и упражнений по развитию словаря имён прилагательных у старших дошкольников с ОНР III уровня
Представлен комплекс игр и упражнений по развитию словаря имён прилагательных, который может быть использован учителями-логопедами и воспитателями дошкольных образовательных учреждений при работе со с...
ЦЕЛОСТНЫЙ ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III уровня»
Развитие мелкой моторики руки детей является актуальным направлением работы воспитателя в дошкольном учреждении. Некоторые учителя начальных классов отмечают, что у ребенка...
Опыт работы по направлению «Активизация словаря старших дошкольников» (Логопедическая группа)
Опыт работы.Тема: «Активизация словарного запасастарших дошкольников »АктуальностьСлово — основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расши...