Проект по формированию у дошкольников предпосылок финансовой грамотности «Дошколята в мире экономики»
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через знакомство с простыми экономическими понятиями в ходе познавательно-игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 910.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проекта : Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой грамотности уделяется мало внимания, грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт. Человек, уверенный в своем финансовом будущем, чувствует себя гораздо спокойнее, планируя свое будущее, поэтому и следует знакомить дошкольников с навыками грамотного пользования средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет. Главное не забывать, что на первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр.
Цель проекта : формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через знакомство с простыми экономическими понятиями в ходе познавательно-игровой деятельности. З адачи: -формировать финансовую грамотность, навыки сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни через организацию бесед «Профессии моих родителей», «Что важнее денег?», о рекламе и ее значении; НОД «Почему взрослые работают?»; -развивать детскую инициативу и самостоятельность, позитивное и благоприятное восприятия себя как личности через участие детей в творческой деятельности рисование «Кем я буду?», «Деньги будущего», активное участие в сюжетно-ролевых играх и других мероприятиях проекта; -формировать основы экономической культуры у дошкольников через знакомство детей с художественной литературой и мультфильмами по теме проекта , СОД «Юные финансисты», выставку-экскурс «История денег» ; -активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности ( дидактические игры, лэпбуки , игра-викторина «Мы ребята деловые!» и др.); привлечь родителей к проектной деятельности через рекомендации по проведению бесед, анкетирование, консультации, знакомство родителей с практиками «Самостоятельная покупка», «Совместная покупка», «Мини-банк», участие в квест -игре «Путешествие в страну финансов ». Участники проекта: дети старшей группы «Утята», родители , воспитатели. Тип проекта: информационно-познавательный, краткосрочный, групповой. Сроки реализации проекта: 18 января-11 февраля 2022гг.
В ходе беседы, с помощью метода «трех вопросов» детьми были определены: Детская проблема: как стать богатым, когда вырастешь? Детские задачи: ответить на вопросы - что такое деньги? - откуда берутся деньги? - почему платят деньгами? - как устроиться на работу? - что было, когда не было денег?
Этапы проекта: 1этап – Организационный: Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта. Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Дошколята в мире экономики». Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта. 2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, детей с родителями. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, организация мини выставки с экскурсией, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. 3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме СОД «Юные финансисты».
Тема Цель Деятельность Планируемый результат «В мире профессий» Знакомство с понятиями: труд, работа, продукт труда, товар, услуга. Беседа «Профессии моих родителей» Рисование «Кем я буду, когда вырасту?» Чтение и обсуждение басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей». Знакомство с пословицами о труде: «Терпение и труд все перетрут», «Дело мастера боится», «Без работы день годом кажется», «Какие труды, такие и плоды», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Просмотр и обсуждение мультфильма Уроки тетушки Совы «Работа и зарплата» (раздел «Азбука денег»). Дидактические игры : «Кто как работает?», «Услуги и товары». НОД «Почему взрослые работают?»; Работа с родителями: - анкетирование «Трудовое воспитание дошкольников»; - рассказ детям о своей профессии (Кем работают? Что делают на работе? Почему выбрали эту профессию?). Понимание ребенком, что труд – это хорошо, сидеть без дела плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть достижение поставленной цели (например, научились играть на музыкальном инструменте, шить и т.д.), товар или услуга. Рабочий план проекта
«Что такое деньги и зачем они нужны?» Знакомство с понятиями: деньги, монета, купюра, доход, заработная плата. Чтение и обсуждение сказки К.И. Чуковского «Муха- цокотуха». Проблемный вопрос: а как бы вы поступили на месте мухи? Чтение сказки на современный лад. Знакомство с пословицами и поговорками: «Время - деньги», «Без копейки рубля нет», «Без хозяина деньги - черепки», «Деньги к деньгам льнут». Просмотр и обсуждение мультфильма «Сказка о монетках» Художественно-эстетическая деятельность «Деньги будущего». Выставка – экскурс «История денег» (выступления детей). Игра-викторина «Мы ребята деловые!» Дидактические игры «Размен», «Груша - яблоко». Работа с родителями: - познакомить родителей с познакомить с практиками «Совместная покупка» и «Самостоятельная покупка». Дети понимают, что заработать деньги можно только трудом. Тратить деньги необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу). Дети знакомы с видами денег.
«Зачем нужна реклама ?» Знакомство с понятием «реклама», целью рекламы, формами и способами размещения. Беседы о рекламе, запомнившейся детям. Чтение и обсуждение сказки С.В.Михалков «Как старик корову продавал», экономическая сказка «Кот Васька и пес Барбос». Творческая игра «Сочиняем рекламу». Дидактическая игра «Хочу и надо». Сюжетно-ролевые игры «Торговый центр», «Аптека». Просмотр мультфильма «Осторожно деньги!». Работа с родителями: консультация «Дети и деньги». Дети знают, что такое реклама и как она влияет на человека. Учатся отличать собственные потребности от навязанных рекламой.
Семейный бюджет. Полезные привычки Знакомство с понятиями: семейный бюджет, личный бюджет, домашнее хозяйство, сбережения, копилка, кошелек, потребность, капризы, желание, возможность. СОД «Юные финансисты» Просмотр и обсуждение мультфильма Азбука денег тетушки Совы «Семейный бюджет». Чтение экономической сказки «Домашнее хозяйство». Дидактические игры «Что важнее?», «Чей труд важнее», «Нужные покупки». Беседа «Что важнее денег?». Работа с родителями: участие в квест -игре «Путешествие в страну финансов» Дети знают разницу между ведением личного и семейного бюджета. Понимают важность ведения домашнего хозяйства. Дети понимают зачем надо копить и сберегать, как можно копить. Дети учатся различать разницу между желаниями и потребностями, учатся задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна эта вещь, игрушка и т.д., есть ли возможность это купить.
Рисование «Кем я буду ?»
«Деньги будущего» Конструирование из бумаги «Копилка»
Сюжетно-ролевые и дидактические игры
выставка-экскурс «История денег »
Центр финансовой грамотности « Монеточка »
Работа с родителями
Ожидаемые результаты: Ожидаемые результаты: - дети понимают и ценят окружающий предметный мир. Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; - осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества; - признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, благородство, честность. Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях. - контролируют свои потребности в соответствии с возрастом. - родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей и начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных финансов. - педагоги получат педагогический опыт взаимодействия с семьями воспитанников по формированию основ финансовой грамотности дошкольников. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/21/picture-245798-1366548415.jpg)
"Формирование у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий"
Данное пособие представляет собой методические рекомендации по формированию у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий.Методические рекомендации призваны оказать методическую помо...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/14/picture-915988-1510686212.jpg)
Тема программного материала: «Инновационный подход в области формирования у дошкольников предпосылок элементарного математического мышления. Чудесная мозаика».
Основы развития мышления ребенка закладываются в раннем детстве. Расширение круга задач, доступных мышлению ребёнка, связано с усвоением им всё новых знаний. К знаниям относятся об части и...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/15/picture-464439-1405451681.jpg)
Технология «Ситуация». Формирование у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий при составлении творческих рассказов по сюжетной картине.
Презентация опыта работы по Технологии ТРИЗ Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине. По авторской разработке Т.А.Сидорчук, С.В.Лелюх...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/28/picture-1108987-1548685877.jpg)
Презентация лэпбука по финансовой грамотности "Дошколята финансисты"
Лэпбук по финансовой грамотности для детского сада "Дошколята финансисты"Цель: Способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности.Задача:...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/22/picture-685881-1671719797.png)
Исследовательский проект по формированию у дошкольников представлений о животном и растительном мире родного края.
В статье представлен один из интегративных методов - метод проектов, позволяющий активизировать познавательное, творческое развитие ребёнка и сформировать его личностные качества....
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/28/picture-1422342-1677585601.jpg)
Трансляция педагогического опыта по формированию у детей предпосылок финансовой грамотности
Финансовая грамотность воспитанников...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/28/picture-1422342-1677585601.jpg)
Отчёт о проделанной работе за учебный год по формированию у детей предпосылок финансовой грамотности
Финансовая грамотность дошкольников...