Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию для подготовительной группы на тему: "Масленица"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию,
для подготовительной группы
Тема: Масленица
Тема: Масленица
Цель: познакомить с народным праздником «Масленица»
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с народными праздниками – «Масленица»;
- расширять знания и представления детей о русских народных праздниках;
- приобщать детей к русской истории;
- формировать ориентационно-пространственную схему тела в движении, совершенствовать двигательные навыки и качества (подвижность, точность, ловкость) при выполнении движений, имитирующие традиционные масленичные забавы и развлечения.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к истокам русской культуры.
Развивающие:
- развивать способности визуального мышления при восприятии иллюстративного материала масленичной тематики;
- развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением, темп и ритм речи, творческое воображение.
Оборудование: мультимедийные средства, кукла-Масленица
План НОД:
Организационный этап: 2 мин
Основной этап: 23 мин
Заключительный этап: 1 мин
Ход НОД
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей | Методическое обоснование и самоанализ |
Организационный | -Масленица - один из самых любимых русских праздников, самый шумный и самый веселый. Все взрослые и дети ждут его с нетерпением. Раньше на первой неделе марта люди провожали зиму и встречали весну – пели песни, водили хороводы, играли, веселились, угощались блинами. | Слушание | Организационный момент |
Основной | -Перед наступлением масленичной недели ребятишки поливали водой снежные горки для масленичных гуляний, зазывая Масленицу. Здравствуй, Масленица годовая, Наша гостьюшка дорогая! Приезжай на конях вороных, На саночках расписных, Чтоб слуги были молодые, Нам подарки везли дорогие, И блины, и калачи К нам в окошко их мечи! -Каждый день масленицы имеет свое название и обряды. Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА" -Первый день Масленичной недели дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: «Здравствуй широкая Масленица!» Музыкальная игра «Лепим Снеговика» ВТОРНИК «МАСЛЕНИЧНЫЕ ПОВЕРЬЯ» -Любил русский народ на Масленицу вдоволь с гор накататься. - Как вы думаете, почему? -Пройдет Масленица – уйдет прочь Зима, унесет с собой снег, лед, не из чего будет горки строить. Вот и катались люди напоследок. Верили наши предки, что чем выше будут ледяные горки на Масленицу, тем выше вырастут в поле рожь и пшеница, а чем дальше прокатишься с горы – тем длиннее будет лен. А еще для того, чтобы лучше росли растения, надо качаться на качелях – чем выше, тем лучше. Игра «Карусель» Еле - еле, еле - еле (Медленная ходьба.) Завертелись карусели, А потом, потом, потом (Ходьба переходит в бег.) Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, (Темп замедляется.) Карусель остановите. Раз-два, раз-два (Остановка, хлопки руками.) Вот и кончилась игра. (Игра проводится на фоне русской народной мелодии «Масляна, Масляна!»). «СРЕДА-ЛАКОМКА» «Все, что есть в печи – все на стол мечи!» -Как вы думаете, почему третий день масленичной недели получил такое «вкусное» название? -В среду родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами. Не зря Масленицу в народе прозвали «блиноеда». Почему? Динамическая пауза. Образное перевоплощение «Печем блины» Тили-тили тесто, Мы месили тесто! (Кругообразное движение рук.) Замесили и печем, (Имитация движений.) Нам работа – нипочем! Завернем в блины творог, Сладкое варенье, (Изображаем удовольствие и удивление: Получились те блины - работа с мимикой и пантомимикой.) Всем на удивленье! -А еще Масленицу называли «сырной» неделей. -Как вы думаете, почему? -На масленицу очень много ели молочных продуктов – сметану, молоко, творог, сыр, масло. Таким образом, люди просили наступающую весну о здоровье и благополучии для домашних животных, которые дают молоко – коров, коз. А В ЧЕТВЕРГ – РАЗДОЛЬНЫЙ «РАЗГУЛЯЙ» ПРИХОДИТ -В этот день было больше всего развлечений: проводили кулачные бои, борьбу, устраивали конские бега, строили снежный городок и брали его боем, ряженые веселили народ, плясали, пели частушки. Игра «Петушиный бой» Ах ты, Петя – петушок, Отморозил гребешок. Чтоб его согреть, Нужно снегом потереть. Поскакать, попрыгать боком, И с налетом, и с прискоком. Башмачки Петух носил В славный праздник на Руси. - Петушок, Петушок, Золотой гребешок, Что пригорюнился, дружок? - Как же, братец, не грустить? Петухом хочу я быть. - Петухом? Вот так да! Это горе не беда! Бой устроим мы всегда. Эй, ребята, дайте круг! Пусть летят здесь перья, пух! «МАСЛЕНИЦА – СЕМЕЙНЫЙ ПРАЗДНИК» -В пятницу и в субботу родственники ходили, друг к другу в гости, угощались блинами, пили чай, разговаривали о житье-бытье. -Воскресенье светлое быстро наступает. Облегчают душу все в «Прощеный День». Чучело соломенное – Зимушку - сжигают, Нарядив в тулупчик, валенки, ремень… - ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ МАСЛЕНИЧНОЙ НЕДЕЛИ – ВОСКРЕСЕНЬЕ – НАЗЫВАЛИ «ПРОЩЕНЫМ ДНЕМ». -Кто-нибудь догадается, почему – «прощеный»? -В прощеное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили «Прости меня, пожалуйста». -Ребята, вспомните, может быть, и вы когда-нибудь случайно обидели кого-нибудь? Тогда в прощеное воскресенье обязательно попросите прощения у этого человека. -Ты прощай, прощай, прощай, Наша Масленица! Ты не в среду пришла и не в пятницу. Ты пришла в воскресенье, Всю неделю веселье! Ты пришла с добром, С сыром, маслом и яйцом! Со блинами, с пирогами, Да с оладьями! -Вечером, после всех гуляний и забав, выходил народ со своих дворов. В поле раскладывали костер из соломы и с песнями сжигали куклу Масленицы. -Как вы думаете, зачем наши предки делали это? -Масленица – это праздник проводов Зимы. Сжигая куклу, люди прощались с Зимой. | Дети имитируют лепку снежной бабы. Делятся на группы и скатывают: один ребенок – большой шар, второй – средний и третий маленький шарик. (Выразительные движения: сначала формируется кистями «снежок», затем ребенок катит воображаемый снежок и постепенно показывает, что он увеличивается). Потому что снег скоро растает и не будет горок Дети идут по кругу, взявшись за руки, проговаривая слова. Пекли и ели блины. Это значит есть блины. Повторяют движения. Молочные продукты. Играющие, стоя на одной ноге, толкают друг друга плечом, стараясь заставить другого встать на обе ноги. Нужно просить друг у друга прощения. Таким образом прощались с зимой | Продолжать знакомить детей с народными праздниками – «Масленица». Формировать ориентационно-пространственную схему тела в движении, совершенствовать двигательные навыки и качества (подвижность, точность, ловкость) при выполнении движений, имитирующие традиционные масленичные забавы и развлечения. Приобщать детей к русской истории. Развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением, темп и ритм речи, творческое воображение. Расширять знания и представления детей о русских народных праздниках. Развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением, темп и ритм речи, творческое воображение. Воспитывать уважительное отношение к истокам русской культуры. Развивать способности визуального мышления при восприятии иллюстративного материала масленичной тематики. |
Заключительный | Воспитатель обращается к детям от имени куклы «Масленицы»: -Жаль мне с вами расставаться, Но пришла пора прощаться. Примите от меня земной поклон! Прощайте, люди добрые, Ждите меня через год. Уйду сейчас, а это значит – Конец Зиме. Прощайте! -Вот так проходила Масленица на Руси! -Что нового вы узнали? -Почему праздник назывался Масленицей? - Почему пекли блины? -Как люди праздновали это праздник? -Вам понравилось? Тогда давайте скажем Масленице спасибо, угостимся блином горячим, да проводим Зиму, весну встретим! | Лепили снежную бабу, которую называли Масленицей… Масленицу по-другому назвали «блиноеда»…Поэтому и блины Пекли блины, ходили, друг к другу в гости, катались с гор, водили хороводы… Понравилось! | Рефлексия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для старшей - подготовительной группы на тему "Масленица".
Представляю Вашему вниманию конспект занятия "Госпожа Масленица", который позволяет познакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленица, развивает речь, воспитывает интерес и уважени...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: " Масленица".
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: " Масленица"....
Конспект НОД по социально-коммуникативной деятельности во второй младшей группе «Приключение в комнате».
В помощь педагогу....
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Масленица»
Знакомство детей с традициями и обычаями празднования Масленицы, используя художественное слово, загадки, фото и видео материалы...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе На тему: Масленица.
Расширение знаний и воспитание у детей интереса к русским народным праздникам, традициям, связанным с приходом весны, - пробуждением природы через знакомство с обрядовым праздником «Масленица&ra...
Конспект НОД по социально-коммуникативной деятельности во второй младшей группе «Приключение в комнате».
Программное содержание.1.Продолжать знакомить детей с трудом мамы дома (убирается, моет посуду, вытирает пыль, стирает и гладит бельё и т.д.).2.Развивать внимание, речь, воображение.3.Воспитывать уваж...
Конспект ООД по аппликации в подготовительной группе на тему: «Масленица»
Цель: развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной культуры. Задачи: Образовательные: • Закрепл...