Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Масленица»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Знакомство детей с традициями и обычаями празднования Масленицы, используя художественное слово, загадки, фото и видео материалы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rykovets_e.v._konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe_maslenitsa.docx | 23.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ №205 «Центр развития ребенка – детский сад» г. Кемерово
Воспитатель: Рыковец Елена Васильевна
Конспект занятия в подготовительной группе «Масленица»
Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица.
Задачи:
- Познакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы (как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины).
- Знакомить с русским народным фольклором, используя народные песни, заклички, детское народное творчество.
- Развивать познавательный интерес, внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас.
- Воспитывать чувство патриотизма, уважительное отношение к русским народным праздникам и обычаям.
Оборудование: ИКТ, презентация «Масленица»; русская народная музыка и песни; видео материалы.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что каждому времени года приходит свое время. И сколько зиме не лютовать, все равно придет весенняя пора. А чтобы зима не гневалась и ушла по – хорошему и в свой положенный срок, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы – Масленицу.
Масленица – один из самых любимых в народе праздников. Празднуют его в конце февраля, начале марта (презентация, слайд 1-2).
Масленица имела другое название – проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны – всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека – помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души (слайд 3).
Об истории возникновения этого праздника послушайте сказку «Зима и Масленица» (см. лэпбук «Масленица»).
Масленицу назвали так потому, что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Блины положено было есть всю неделю. Их нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко – круглые, золотистые, горячие.
Воспитатель: В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.
Начинается Масленица в понедельник, он называется «Встреча»(слайд 4)
С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей.
Праздник открывали дети. Они зазывали Масленицу, обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы, пели заклички о весне.
- Весна-Весна красная, приди, Весна, с радостью,
С великой милостью: со льном высоким,
С корнем глубоким, с дождями сильными,
С хлебами обильными! (Лев Б.)
- Ясна, красна, приди, Весна с золочёным гребнем,
С изумрудным стеблем, с полою водою,
С первой бороздою, с голубою далью, с Иваном-да Марьей! (Тимофей)
К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы.
Вторник называют «Заигрыши» (слайд 5).
Города и села к Масленице преображались: ледяные горки, снежные крепости, качели, балаганы для скоморохов и циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками. И все объедались блинами. Звали родных и знакомых: «У нас горы готовы и блины испечены — просим жаловать». Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.
Послушайте загадки (см. лэпбук «Масленица»)
Среда называется «Лакомка» (слайд 6).
В этот день ходят в гости друг к другу на блины. На блины и угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. К блинам полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог.
Предлагаю вам дид.игру «Подбери начинку к блинам»
Четверг – самый веселый день «Разгуляй» (слайд 7). В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки, ходили по дворам и желали здоровья и благополучия хозяевам.
Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни).
Подвижная игра «Горячий блин»
Цель: воспитывать любовь к народным играм.
Дети передают по кругу блинчик (вырезан из картона) и говорят:
Ты катись, горячий блинчик,
Быстро, быстро по рукам.
У кого горячий блинчик, тот
Сейчас станцует нам.
У кого блин с концом слов остался в руках, выходит в центр круга и под музыку танцует.
Пятница – это гостевой день и называется «Тещины вечерки»(слайд 8)
В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
Цель: в игровой форме упражнять детей в словообразовании.
- Обыкновенный блин можно назвать разными словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
На тарелке он один – называем просто … /блин/
Много испекли их мы – тогда назовём … /блины/
Испекли для дочек – назовём … /блиночек/
Будет кушать их сынок – назовём тогда … /блинок/
Огромный, как домище назовём – … /блинище/
Суббота – «Посиделки» (слайд 9).
Во время посиделок в зимнее время красны девицы и добры молодцы собирались для бесед, пения песен, а еще пряли, плели, ткали ткань.
Предлагаю послушать стихи (см. лэпбук «Масленица»).
Воскресенье – «Проводы» Масленицы (слайд 10).
Заканчивается гулянье на ледяных горках, разжигают костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы. Провожают зиму до следующего года.
А еще последний день Масленицы называют «Прощеное воскресенье» (слайд 11).
В этот день все друг у друга прощение просят за ошибки, за все то, что могло обидеть человека. А после прощения угощаются блинами.
Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.
А сейчас мы с вами споем и потанцуем, как принято на масленичных гуляньях!
Матвей К.: А у нас печка, вот так печь - велика!
С пола и до потолка – вышина!
А наколешь для печи утром дров,
Напечёт она тебе блинов!
Песня «Вы блины, блины, блины» (Дети встают врассыпную на ковре).
- Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели.
Припев: Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои.
- Моя старшая сестрица печь блины – то мастерица. Припев.
- Напекла она поесть сотен пять, наверно, есть. Припев.
- На поднос она кладёт и сама к столу несёт. Припев.
- Гости, будьте же здоровы, вот блины мои готовы. Припев.
Рефлексия. Почему праздник назывался Масленицей? Что готовили хозяйки? Почему пекли блины? Как по-другому называли праздник Масленица? Сколько дней праздновали Масленицу? Как люди праздновали этот праздник? Как заканчивался праздник? (Рассказ 2-3 детей).
Масленица дарит всем вам подарки-раскраски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Путешествие в страну Счастья и Добра»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение центр развития ребенка...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: " Масленица".
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: " Масленица"....
Конспект занятия в подготовительной группе На тему « путешествКонспект занятия в подготовительной группе На тему « путешествие в лес осенью»ие в лес осенью»
Конспект занятия в подготовительной группе ...
Конспект занятия в младшей группе на тему " МАСЛЕНИЦА" 2021 год
Методическая разработка...
Конспект занятия для старшей группы на тему «Масленица»
Конспект занятия для старшей группы на тему «Масленица»Цель: формирование представлений детей о традициях празднования русским народом Масленицы.Задачи:- познакомить детей с...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: 9 мая - День ПобедыКонспект занятия в подготовительной группе на тему: 9 мая - День Победы
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: 9 мая - День Победы...