Консультация для педагогов "Создание условий для полноценного духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)
Материал содержит методические рекомендации по вопрсам духовно-нравственного воспитания дошкольников и создании условий для духовно-нравственного воспитания в ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Создание условий для полноценного духовно-нравственного воспитания
детей дошкольного возраста.
ФГОС ДО направлен на реализацию целого ряда задач, одна из которых — объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Основы духовной культуры личности ребенка закладываются в первые годы жизни. Поэтому велика роль семейного духовно-нравственного воспитания в стабилизации духовных процессов в социуме, в духовном возрождении, в воссоздании ценностной сферы жизни всего общества и отдельного человека. Современная семья нуждается в педагогическом сопровождении, особенно в процессе становления духовно-нравственных начал личности ребенка. Эта задача вполне решаема, если объединить усилия педагогов детского сада, родителей и детей.
Закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми является одной из главных задач детского сада.
Проживание в культуре своего народа, его традициях способствует формированию духовно-нравственной личности ребенка, его мировоззрения, нравственности, гражданской позиции.
Обращение к опыту православной педагогики в то время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Это доказывает особую значимость в разработке Программы по духовно-нравственному воспитанию и образованию детей. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Основываясь на этом организация духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении должна быть направлена на решение следующих задач:
-изучение и обобщение психологической и педагогической литературы по проблеме;
-разработка и апробирование комплекса мероприятий, направленных на вовлечение в духовно-нравственное воспитание дошкольников родителей и священнослужителей;
-повышение профессиональной компетентности и нравственного потенциала педагогов дошкольного учреждения.
Реализация поставленных задач целесообразно осуществлять в в нескольких направлениях. Методическая работа должна быть направлена на повышение уровня теоретических знаний педагогов о православной культуре и воспитании, освоение разнообразных форм и методов духовно-нравственного развития детей в различных видах деятельности, а также определение основных направлений взаимодействия с семьями детей.
Эффективно при разработки мероприятий работы с кадрами планировать:
-теоретические и практические семинары, мастер-классы, консультации по различным аспектам духовно-нравственного воспитания, изучение методической и православной литературы. А также проводить анализ материалов по различным направлениям духовно-нравственного развития детей, которые необходимо систематизировать по разделам:
-православные праздники в детском саду;
-продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании;
-консультативный и информационный материал для родителей;
-игровая деятельность в духовно-нравственном воспитании.
Интересны и полезны в решении данных задач открытые показы занятий, что позволяет педагогам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности.
Необходимым условием для решения вопросов духовно-нравственного воспитания в ДОУ является организация предметно-развивающего пространства. А именно, оформление в группах уголков русской культуры и народных традиций. При этом рекомендуется использование элементов православной культуры: колоколов, икон, подсвечников, православной литературы , раскрасок, журналов, православных календарей. А также картотек словесных игр духовно-нравственного содержания, пальчиковых игр, ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц и поговорок, дидактических игр по ознакомлению дошкольников с православной культурой, оформление альбомов различной тематики: «Святые места России», «Образ Богородицы в иконах», «Православные святые» и т.д.
Для родителей рекомендуется оформление информационных материалов
о православных праздниках и семейных традициях, литература для семейного
чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного воспитания, организация выставок фотографий, поделок, рисунков.
Для эффективности работы в данном направлении рекомендованы :разработка
памяток и консультаций «Поведение в храме», «Православные праздники зимой», «Советы православных педагогов по воспитанию детей» и другие.
А также разработка и сбор теоретических и практических материалов:
-литературы для детей (детская библия, рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);
-литературы для родителей и педагогов;
-аудиокассет и видеоматериалов: «Беседы с батюшкой»,«Сказания и былины»;
-демонстрационного и раздаточного материал для проведения занятий;
-иллюстраций;
-изображений икон.
Организация работы в системе «педагог-дети» направлена на формирование у дошкольников духовно-нравственного сознания и самосознания, развитие нравственных качеств, нравственного поведения. Практика показывает, что наиболее эффективным является проведение специально организованных занятий одним педагогом. А именно, воспитатели интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:
-игровую: дидактические игры: «Собери цветок», «Следы добродетели», «Скажи наоборот»; конструктивные: «Выложи из палочек», «Моделирование храма»; словесные, подвижные игры;
-забавы, народные и хороводные игры;
-в сюжетно-ролевые игры: педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;
-продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;
-театрализованную деятельность, которая позволяет воплотить нравственные
чувства в смоделированные ситуации «Как бы ты поступил?», «Давай помиримся».
Музыкальные руководители обогащают впечатления детей знакомством с духовной музыкой, народным песенным и танцевальным искусством.
Мы знаем, что дети всегда с нетерпением ждут праздников «Масленица», «Колядования».
Во взаимодействии с семьями воспитанников рекомендуется проведение
мероприятий для родителей, раскрывающих вопросы духовно-нравственного
развития и воспитания детей с привлечением к выступлениям и священнослужителей. Тематика встреч разнообразна и посвящена семейным традициям, духовно-нравственным основам уклада жизни семьи, годовому кругу праздников в жизни семьи , а также таким темам, как «Я-семья-род-народ», «Родители –первые воспитатели», «Агрессия в жизни ребенка». Можно привлекать семьи воспитанников к оформлению фотовыставок «В храм всей семьей», «Именины в кругу семьи», изготовлению поделок к православным праздникам. Родители обычно заинтересованно участвуют в составлении генеалогического древа своей семьи, придумывают герб и девиз, составляли родословную своей фамилии.
Это способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций.
При организации взаимодействия с семьей предполагается проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей в их подготовке и проведении, обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, проведением совместных занятий с детьми, участием родителей в театрализованных постановках нравственного содержания.
Для успешной реализации духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении необходимо педагогически грамотное участие священства в его жизни. Это наиболее сложное направление в работе дошкольного учреждения. Являясь светским учреждением, детский сад не может без согласия родителей воцерковлять детей. Но проведение рекомендуемой работы приближают родителей и их детей к духовной составляющей их жизни.
Большое значение имеют встречи всех участников образовательного процесса
с духовным наставниками. Они раскрывает сущность православного
воспитания и православной культуры, повышают духовно-нравственный потенциал участников, знакомят с традиционным семейным укладом, традициями воспитания детей, значением детского труда, воспитания заботливого отношения к младшим и старшим.
Очень важно, чтобы система духовно-нравственного воспитания была единой. Тогда можно надеяться на эффективность работы по данному направлению.
Список литературы
.
1.«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России» от 05.11.2008 г.
2.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации».
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
4.Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. -М., 2004.
5.Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. -С-Пт., 2005
6.Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке послушание? -М., 2010.
7.Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке ответственность? -М., 2010.
8.Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. A.
Виноградовой. -М.: Просвещение, 1989.
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта в средней группе.
Воспитатель: Кирьянова Е. А.
Тема: «Что мы знаем об осени?».
Тип проекта: познавательно- исследовательский, творческий, групповой.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта: краткосрочный - октябрь.
Актуальность проекта:
Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное. А порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник.
Китайская пословица гласит: «расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай потрогать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.
Цель проекта: Создание условий для совершенствования у детей представления об осени, ее характерных особенностях.
Задачи проекта:
Задачи:
- Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
- Расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;
- Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
- Расширить и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
- Развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
- Способствовать развитию памяти, восприятия;
- Воспитывать у детей бережное отношение к природе, желание оберегать ее, охранять.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: развлечение «Если б Осень потерялась!».
Ожидаемый результат:
- Закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах.
- Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики.
- Применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения.
- Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).
- Сближение педагогов и детей, создание атмосферы общности интересов и партнерских отношений.
Проект включает три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап .
- Определение темы и задачи проекта; актуальности проблемы; составление плана основного этапа проекта.
- Подборка методической, детской художественной литературы, музыкальных произведений.
- Разработка циклов ООД.
- Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности.
- Информирование родителей о проведении творческого проекта и приглашение к участию в проекте.
2. Основной этап.
Реализация проекта в непосредственно-образовательной деятельности через образовательные области:
Познавательное развитие | ООД «Прогулка по осеннему участку» . Цель: Создание условий для расширение у детей представления о многообразии и пользе осенних даров природы. Рассматривание и обследование: муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени. Беседы: «Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья?». Цикл наблюдений: - за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём); -за красотой и богатством осенних красок; -за цветником; -за перелетными птицами; -за насекомыми; -за деревьями, растущими на территории детского сада. Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада»; «Ищем приметы осени». Цель: Создание условий для развитие у детей умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий. Ситуативная беседа: «Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»; «Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»; «Почему я люблю (не люблю) осень?». Цель: Создание условий для систематизации представления у детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях. |
Речевое развитие | ООД «Осень и её краски» (Приложение № 2). Цель: Создание условий для систематизации знания детей об осени, обогащения словарного запаса детей путем познания окружающего мира. Творческое рассказывание детей по темам: «Мы гуляли на участке»; «Что я видел в парке?» Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок. Цель: Создание условий для развитие у детей умения анализировать, сравнивать, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи. Словесные игры: «Опиши словами осень!»; «Осень в лесу»; «Вспомни – назови»; «Один – много»; «Будь внимательным»; «Осенние деревья»; «Подбери действие». Цель: Создание условий для развитие у детей свободного общения с взрослыми, всех компонентов устной речи. Чтение художественной литературы: Рассказы: Катаев В. «Мухомор»; «Грибы». Лопатина А. «Грибная аптека; Пришвин М. «Листопад», «Осенние листочки»; Скребицкий М. «Четыре художника», «Осень», «Белка готовится к зиме»; Соколов – Микитов Г.И. «Листопадничек»; Снегирев Г. «Как птицы к зиме готовятся»; Сладков И. «По грибы», Ушинский К. «Осенняя сказка», «Спор деревьев»; Шим Э. «Храбрый опенок». Сказки: Афанасьева М. «Красивые грибы»; Белых С. «Спор деревьев»; Скребцова М. «Разговорчивая берёзка». Стихи: А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»; А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»; К. Бальмонт «Осень»; И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…». Пословицы, поговорки, приметы об осени . Цель: Создание условий для эмоционально-образного восприятия детьми литературного произведения; развитие умения замечать образные слова и выражения, осознание единства человека с природой в художественной литературе. |
Социально-коммуникативное развитие | ООД «Осенние заботы животных и птиц» (Приложение №3). Цель: Создание условий для закрепление у детей знаний об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных и птиц перед долгой зимой. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья собирается на прогулку в лес», «Семейный праздник», «Прогулка в осенний лес». Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы». Цель: Создание условий для развитие интереса у детей к экологическим играм. Игры-драматизации: «Лисичка со скалочкой», «Под грибом». Настольно – печатные игры: «Времена года». |
Художественно -эстетическое развитие | ООД Рисование «Деревья осенью» , «Осенняя березка». Цель: Создание условий для закрепление умения у детей передавать в рисунке характерные черты осенних деевьев. ООД Лепка «Фрукты на тарелке» , «Овощи на блюде». Цель: Создание условий для закрепление у детей знаний о фруктах, овощах, развитие умения передавать более точную форму фруктов и вазы. ООД Аппликация с элементами пластилинографии «Веточка рябины». Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности . Рассматривание: картины Левитана «Золотая осень», иллюстраций на тему «Осень в лесу» Раскрашивание раскрасок на осеннюю тематику.
Слушание музыкальных произведений: П.И.Чайковский «Октябрь»; Пьеса Р. Бойко «Осенний пейзаж» Пение: «Веселый огород»; «Осень золотая» сл.и муз. Л. Старченко; «Осень, осень, осень». Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку». Музыкальные игры: «Ёжик», народная игра «Тара-тара-тара-ра…». Цель: Создание условий для формирование у детей эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения об осени. |
Физическое развитие | Беседы: «Как одеваться осенью?»; «Если хочешь быть здоров». Цель: Создание условий для развитие у детей начальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Подвижные игры: «Съедобное - несъедобное!»; «Бывает-не бывает»; «Хитрая лиса»; «Перелёт птиц» Игры - соревнования: «Кто быстрее обежит лужи». Цель: Создание условий для формирование у детей двигательной активности, используя подвижные игры и физические упражнения. Физкультминутки: «Клён»; «Листопад»; «Грибы» Пальчиковая гимнастика: «Листья», «Есть у каждого свой дом», «Компот», «Мы капусту рубим…», «Птицы». Цель: Создание условий для развитие у детей мелкой моторики, координации движения кистей рук и пальцев. |
Трудовое воспитание | Сбор природного материала на прогулке (сбор семян, листочков для гербария), уборка опавшей листвы, подготовка клумбы группового участка к зиме, укрывание корней деревьев опавшей листвою. Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»; «В мире животных»; «Почему перелетные птицы покидают нас осенью?» Цель: Создание условий для формирование у детей умение трудиться , добиваться результата труда общими усилиями. |
Работа с родителями:
- Консультация «Профилактика гриппа в осенний период» .
- Изготовление поделок из природного материала.
3. Заключительный этап .
- анализ результатов проекта;
- проведение развлечения: «Если б Осень потерялась».
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей 4 - 5 лет.
Тема: «Прогулка по осеннему лесу».
Цель: Создание условия для формирование у детей обобщенного представления об осени, культуру общения с природой.
Задачи:
1. Систематизировать представления детей о кустарниках, цветах и деревьях;
2. Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
3. Прививать любовь к родной природе;
4. Развивать навыки проведения простых опытов, а так же культуру восприятия, умение наблюдать, сравнивать;
5. Воспитывать познавательный интерес к растительному миру.
Материалы и оборудование: Демонстрационный материал: плакат «Деревья», картинки - «Грибы съедобные и несъедобные»; аудиозапись «Звуки леса»; губка, блюдце, емкость с «грязной» водой; корзина из картона, нарезанные нитки, клей.
1. Организационный момент.
В.: - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на прогулку, чтобы узнать, куда мы с вами пойдем вы должны отгадать загадку.
Загадка.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом
– Чудеса увидишь в нем.
В.: - Куда мы сегодня пойдем? (В лес).
- А вы знаете как нужно вести себя в лесу?
2. Основная часть:
Стихотворение «Лесные правила»
- Вы знаете лесные правила? Давайте их повторим.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять;
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, Т
опать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
В.: - Прогуляемся по тропинкам леса?
Упражнение «Приятный запах» ( Развитие длительного плавного выдоха)
В.: - Чувствуете, какой здесь чистый воздух?
Давайте подышим. (Глубокий вдох, одновременно поднимая руки вверх, на выдохе произносим «Ах»).
Зрительная гимнастика (Снятие зрительного напряжения).
В.:- Посмотрите глазками влево - вправо, кто так щебечет? (Аудиозапись «Звуки леса»)
Игровое упражнение «Отгадай загадку».
В.: - Если вы отгадаете мою загадку, то узнаете самых главных обитателей леса.
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
Пальчиковая гимнастика «Дерево».
У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета (Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх, шевелить кистями и пальцами).
В.: - Посмотрите, сколько деревьев в нашем лесу.
- А какие деревья вы знаете? (береза, осина, дуб, ель, сосна и т. д.)
- Деревья в лесу служат домом, укрытием, пищей.
- А что растет в лесу под деревьями? (Мох, грибы, ягоды).
Беседа о грибах.
В.: - Грибы в моем лесу растут с лета до осени, а для роста им необходимы тепло и влага.
- Какие грибы вы знаете? (Боровик, подберезовик, подосиновик и т. д.)
- Правильно, это съедобные грибы.
В каком виде вы любите есть грибы? (Грибной суп, соленые, жареные и т. д.)
- А еще в лесу есть ядовитые грибы. Назовите их (Мухомор, поганки).
- Можно ли их собирать в корзинку? (Нет).
- Люди часто сбивают их ногами, растаптывают, но делать этого нельзя: они служат лекарством для лесных обитателей – зайцев, лосей и украшают лес.
- Кто знает, как вести себя в лесу при сборе грибов, чтобы эти вкусные дети леса радовали не только вас, но и других людей через несколько лет? (Осторожно срезать ножиком, не топтать несъедобные и т. д.).
- Знаете ли вы, как долго живет гриб? (гриб живет 3-4 дня, а грибница долго – иногда больше 10 лет.).
- А что такое грибница? (Грибница – это корни, как у дерева есть корни, так и у гриба).
3. Итог деятельности: - Какие правила мы должны соблюдать в лесу?
- Пословицы и поговорки об осени:
Батюшка-сентябрь не любит баловать.
В ноябре зима с осенью борются.
В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
В ноябре снег надует — хлеба прибудет.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.
В сентябре синица просит осень в гости.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна.
Готовые хлеба хороши, а на лето по-старому пашню паши!
День прозевал — урожай потерял.
Октябрь — месяц близкой пороши.
Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.
Октябрь плачет холодными слезами.
Октябрь развезет — ноябрь подберет.
Октябрьский гром — зима бесснежная.
Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.
Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы — из глаз слезы.
Осенняя ночь на двенадцати подводах едет.
Осень — перемен восемь.
Осень велика, зима долга.
Осень идет и за собою дождь ведет.
Осень прикажет, весна свое скажет.
Погода такая, что добрый хозяин собаки со двора не выгонит.
Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.
С березы лист не опал — снег ляжет поздно.
Сентябрь пахнет яблоками, октябрь — капустой.
Соха кормит, веретено одевает.
Теплая осень — к долгой зиме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.
Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ. В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...
Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Статья раскрывает методы и средства нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...
Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Консультация для родителей. «Формирование духовных, нравственных чувств у детей дошкольного возраста через воспитание у них любви к матери». Средняя группа.
В рамках работы по самообразованию и проектной деятельности по теме: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством любви к маме» была подготовлена ...
Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...
Методическое пособие "Формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания"
Цель данного пособия заключается в сформированности духовно-нравственных ценностей у дошкольников и реализации педагогических условий формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возр...