Консультация для педагогов "Создание условий для организации опытно- экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"
консультация по окружающему миру

Суровая Любовь Владимировна

Рекомендации педагогам по экспериментированию с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Консультация для педагогов:

Тема: Создание условий для организации опытно- экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

         Я хотела бы начать со слов великого педагога, психолога, философа Сергея Леонидовича Рубинштейна: «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности». Действительно, ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.

 

          Понятие «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы и явления окружающей действительности наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие материала.

 

Организация экспериментирования в ДОУ предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям необходимо отнести три основных компонента: содержание, предметно- развивающая среда и психологический комфорт. Рассмотрим подробнее каждое из названных условий.

Говоря о содержании организации экспериментальной деятельности детей, целесообразно отметить необходимость создания картотеки экспериментов и опытов. Роль картотеки трудно переоценить, так как данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат. Кроме того, картотечный принцип позволяет систематизировать имеющиеся материалы в зависимости от возраста детей, тематики, программного содержания и др. Причем, система разработанных форм экспериментальной деятельности не противоречит, а, наоборот, является составной частью комплексно-тематического планирования всего воспитательно-образовательного процесса.

Еще одним важным условием организации экспериментирования в детском саду является разнообразная предметно-развивающая среда. Среда является важным фактором в воспитании и развитии ребёнка. Программа, по которой работает наш детский сад, предусматривает выделение микро- и макросреды. Микросреда – это внутреннее оформление помещения, а макросреда – это ближайшее окружение детского сада.

Существуют основные требования к оборудованию развивающей среды. Помимо того, что среда должна быть безопасной, здоровьесберегающей, эстетически привлекательной, она ещё должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только способствует развитию основных личностных качеств ребенка через уже имеющиеся компоненты, но и сама способна развиваться и пополняться, что является необходимым условием полноценной организации опытно-экспериментальной деятельности. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем.

К тому же всё групповое пространство должно быть распределено на центры. Не является исключением и зона экспериментирования, в которой все предметы и оборудование находятся в свободном для детей доступе, что позволяет не только организовывать совместную деятельность взрослых и детей при проведении элементарных опытов и экспериментов, но и формировать навыки самостоятельной деятельности дошкольников.

Также и другие принципы построения предметно-развивающей среды должны соблюдаться в зоне экспериментальной деятельности: принцип открытости; гибкого зонирования; стабильности-динамичности развивающей среды; полифункциональности и др.

Не маловажную роль в организации поисковой деятельности играет педагог. Но в зависимости от уровня сформированности исследовательских навыков у дошкольников, доля активности воспитателя меняется. Так, при формировании первичных представлений и навыков самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности педагог ставит проблему и намечает метод ее решения. Самостоятельность в этом случае заключается в нахождении решения поставленной задачи.

При дальнейшем развитии навыков исследовательской деятельности процент самостоятельности детей увеличивается за счет самостоятельного поиска метода и решения проблемы. Здесь же самостоятельность может проявляться через объединение детей в группы для коллективного поиска решения проблемы.

Развивающая среда должна обеспечивать:

  • развитие первичных естественно научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
  • формирование умений комплексно обследовать предмет в центрах экспериментирования (с распределением материала по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина» «Дерево» и т. д.)

Рекомендации для воспитателей:

  • В центрах познавательно-исследовательской деятельности дошкольников организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для самостоятельной деятельности детей
  • Постоянно пополнять центры познавательно-исследовательской деятельности дошкольников различным оборудованием, схемами для самостоятельной работы.

 

Методика и технология организации самостоятельной деятельности детей — новое направление в соответствии с ФГОС ДО:

— создание картотеки игр-опытов по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в каждой группе согласно возрасту, которые отражают цели, содержание, оборудование, форма фиксация результата эксперимента

— схемы для самостоятельной познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования:

  1. Видеть и выделять проблему.
  2. Принимать и ставить цель.
  3. Решать проблемы.
  4. Анализировать объект или явление.
  5. Выделить существенные признаки и связи.
  6. Сопоставлять различные факторы.
  7. Выдвигать гипотезы, предложения.
  8. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  9. Осуществлять эксперимент.
  10. Делать вывод.

Примерные цели экспериментирования:

¨Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

¨Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

¨Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

¨Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

¨Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

— занятия;

— беседы познавательно-эвристического характера;

— знаково-изобразительные средства;

¨- лабораторные работы;

-киносеансы;

-прослушивание аудиозаписей;

— дидактические и развивающие игры, упражнения;

— сюжетно-ролевые игры;

-эксперименты и опыты;

-рассматривание картин;

— наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;

— экскурсии и целевые прогулки;

— работа в уголках природы;

— экологическая тропа экскурсии и целевые прогулки; -акции добрых дел;

-предметные недели;

— кружковая деятельность;

-конкурсы;

— праздники, развлечения, вечера досуга;

-театрализованная деятельность; — Дни открытых дверей; -диагностика развития детей.

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования:

  1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса
  2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
  3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи)
  4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления 5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
  1. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы
  2. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Формы фиксации опытов и экспериментов.

¨Календарь погоды.

¨Календарь природы.

¨Дневник наблюдений.

¨Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте(явлении).

¨Сравнение с уже известными детям объектами.

¨Изучение взаимообратных процессов.

¨Включение в сюжетно-ролевые игры.

¨Картинки, фотографии, схематические зарисовки.

¨Объемные изображения или игрушки.

¨Отдельные буквы и слова.

¨Натуральные объекты.

¨Циферблаты.

¨Записи звуков.

¨Зарисовывание объекта.

¨Схематическое зарисовывание.

¨Использование условных знаков.

¨Обведение объектов.

¨Планы-схемы.

¨Подсчет количества объектов.

¨Рисунки-прогнозы.

¨Фотографирование.

¨Запись воспитателя.

В мини лабораториях может быть выделено:

  1. Место для постоянной выставки.
  2. Место для приборов.
  3. Место для выращивания растений.
  4. Место для хранения природного и бросового материала.
  5. Место для проведения опытов.
  6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.

Взаимодействие с родителями

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация нужно убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Рекомендации по работе с родителями воспитанников по созданию условий организации познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

  • Педагогам возрастных групп вовлекать родителей в организацию познавательно – исследовательской деятельности дошкольников, через совместные проекты с привлечением родителей, как непосредственных участников проектной деятельности
  • Оформить на стендах в приемной материал для родителей по познавательно –исследовательской деятельности.

 

Высшим достижением в данной деятельности может являться тот факт, что активность и самостоятельность детей проявляется на всех этапах эксперимента: постановка проблемы, поиск метода и само решение.

 

Но независимо от того, какую роль играет педагог в эксперименте: активного участника, помощника или наблюдателя, он всегда помогает раскрыть потенциал ребёнка, развить его личностные качества в деятельности.

 

Своё выступление я хочу закончить китайским изречением:

 

Китайская пословица гласит:

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

 

Действительно, эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность, где психолого-педагогические условия являются определяющим фактором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

«Для ребёнка нет ничего естественнее,как развиваться, формироваться,становиться тем, что он есть в процессеисследовательской деятельности»С. Л. РубинштейнС самого рождения детей окружают различн...

Консультация "Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"

Организация экспериментирования в ДОУ предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям необходи...

Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

Огранизация развивающей предметно-пространственной среды для создание условий по организации опытно - экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста....

Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов по созданию условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста....

Выступление на тему: «Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»

Я хотела бы начать со слов великого педагога, психолога, философа Сергея Леонидовича Рубинштейна: «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он ес...

Консультация для педагогов ДОУ по созданию условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к  исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любоз...