Консультация для педагогов "Создание условий для организации опытно- экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"
консультация по окружающему миру
Рекомендации педагогам по экспериментированию с детьми
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов:
Тема: Создание условий для организации опытно- экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.
Я хотела бы начать со слов великого педагога, психолога, философа Сергея Леонидовича Рубинштейна: «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности». Действительно, ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.
Понятие «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы и явления окружающей действительности наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие материала.
Организация экспериментирования в ДОУ предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям необходимо отнести три основных компонента: содержание, предметно- развивающая среда и психологический комфорт. Рассмотрим подробнее каждое из названных условий.
Говоря о содержании организации экспериментальной деятельности детей, целесообразно отметить необходимость создания картотеки экспериментов и опытов. Роль картотеки трудно переоценить, так как данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат. Кроме того, картотечный принцип позволяет систематизировать имеющиеся материалы в зависимости от возраста детей, тематики, программного содержания и др. Причем, система разработанных форм экспериментальной деятельности не противоречит, а, наоборот, является составной частью комплексно-тематического планирования всего воспитательно-образовательного процесса.
Еще одним важным условием организации экспериментирования в детском саду является разнообразная предметно-развивающая среда. Среда является важным фактором в воспитании и развитии ребёнка. Программа, по которой работает наш детский сад, предусматривает выделение микро- и макросреды. Микросреда – это внутреннее оформление помещения, а макросреда – это ближайшее окружение детского сада.
Существуют основные требования к оборудованию развивающей среды. Помимо того, что среда должна быть безопасной, здоровьесберегающей, эстетически привлекательной, она ещё должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только способствует развитию основных личностных качеств ребенка через уже имеющиеся компоненты, но и сама способна развиваться и пополняться, что является необходимым условием полноценной организации опытно-экспериментальной деятельности. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем.
К тому же всё групповое пространство должно быть распределено на центры. Не является исключением и зона экспериментирования, в которой все предметы и оборудование находятся в свободном для детей доступе, что позволяет не только организовывать совместную деятельность взрослых и детей при проведении элементарных опытов и экспериментов, но и формировать навыки самостоятельной деятельности дошкольников.
Также и другие принципы построения предметно-развивающей среды должны соблюдаться в зоне экспериментальной деятельности: принцип открытости; гибкого зонирования; стабильности-динамичности развивающей среды; полифункциональности и др.
Не маловажную роль в организации поисковой деятельности играет педагог. Но в зависимости от уровня сформированности исследовательских навыков у дошкольников, доля активности воспитателя меняется. Так, при формировании первичных представлений и навыков самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности педагог ставит проблему и намечает метод ее решения. Самостоятельность в этом случае заключается в нахождении решения поставленной задачи.
При дальнейшем развитии навыков исследовательской деятельности процент самостоятельности детей увеличивается за счет самостоятельного поиска метода и решения проблемы. Здесь же самостоятельность может проявляться через объединение детей в группы для коллективного поиска решения проблемы.
Развивающая среда должна обеспечивать:
- развитие первичных естественно научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
- формирование умений комплексно обследовать предмет в центрах экспериментирования (с распределением материала по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина» «Дерево» и т. д.)
Рекомендации для воспитателей:
- В центрах познавательно-исследовательской деятельности дошкольников организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для самостоятельной деятельности детей
- Постоянно пополнять центры познавательно-исследовательской деятельности дошкольников различным оборудованием, схемами для самостоятельной работы.
Методика и технология организации самостоятельной деятельности детей — новое направление в соответствии с ФГОС ДО:
— создание картотеки игр-опытов по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в каждой группе согласно возрасту, которые отражают цели, содержание, оборудование, форма фиксация результата эксперимента
— схемы для самостоятельной познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.
Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования:
- Видеть и выделять проблему.
- Принимать и ставить цель.
- Решать проблемы.
- Анализировать объект или явление.
- Выделить существенные признаки и связи.
- Сопоставлять различные факторы.
- Выдвигать гипотезы, предложения.
- Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
- Осуществлять эксперимент.
- Делать вывод.
Примерные цели экспериментирования:
¨Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
¨Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
¨Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
¨Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
¨Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:
— занятия;
— беседы познавательно-эвристического характера;
— знаково-изобразительные средства;
¨- лабораторные работы;
-киносеансы;
-прослушивание аудиозаписей;
— дидактические и развивающие игры, упражнения;
— сюжетно-ролевые игры;
-эксперименты и опыты;
-рассматривание картин;
— наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
— экскурсии и целевые прогулки;
— работа в уголках природы;
— экологическая тропа экскурсии и целевые прогулки; -акции добрых дел;
-предметные недели;
— кружковая деятельность;
-конкурсы;
— праздники, развлечения, вечера досуга;
-театрализованная деятельность; — Дни открытых дверей; -диагностика развития детей.
Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования:
- Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса
- Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
- Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи)
- Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления 5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
- Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы
- Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Формы фиксации опытов и экспериментов.
¨Календарь погоды.
¨Календарь природы.
¨Дневник наблюдений.
¨Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте(явлении).
¨Сравнение с уже известными детям объектами.
¨Изучение взаимообратных процессов.
¨Включение в сюжетно-ролевые игры.
¨Картинки, фотографии, схематические зарисовки.
¨Объемные изображения или игрушки.
¨Отдельные буквы и слова.
¨Натуральные объекты.
¨Циферблаты.
¨Записи звуков.
¨Зарисовывание объекта.
¨Схематическое зарисовывание.
¨Использование условных знаков.
¨Обведение объектов.
¨Планы-схемы.
¨Подсчет количества объектов.
¨Рисунки-прогнозы.
¨Фотографирование.
¨Запись воспитателя.
В мини лабораториях может быть выделено:
- Место для постоянной выставки.
- Место для приборов.
- Место для выращивания растений.
- Место для хранения природного и бросового материала.
- Место для проведения опытов.
- Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.
Взаимодействие с родителями
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация нужно убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Рекомендации по работе с родителями воспитанников по созданию условий организации познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
- Педагогам возрастных групп вовлекать родителей в организацию познавательно – исследовательской деятельности дошкольников, через совместные проекты с привлечением родителей, как непосредственных участников проектной деятельности
- Оформить на стендах в приемной материал для родителей по познавательно –исследовательской деятельности.
Высшим достижением в данной деятельности может являться тот факт, что активность и самостоятельность детей проявляется на всех этапах эксперимента: постановка проблемы, поиск метода и само решение.
Но независимо от того, какую роль играет педагог в эксперименте: активного участника, помощника или наблюдателя, он всегда помогает раскрыть потенциал ребёнка, развить его личностные качества в деятельности.
Своё выступление я хочу закончить китайским изречением:
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Действительно, эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность, где психолого-педагогические условия являются определяющим фактором.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
«Для ребёнка нет ничего естественнее,как развиваться, формироваться,становиться тем, что он есть в процессеисследовательской деятельности»С. Л. РубинштейнС самого рождения детей окружают различн...
Консультация "Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"
Организация экспериментирования в ДОУ предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям необходи...
Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
Огранизация развивающей предметно-пространственной среды для создание условий по организации опытно - экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста....
Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов по созданию условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста....
«Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста в домашних условиях»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
Выступление на тему: «Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»
Я хотела бы начать со слов великого педагога, психолога, философа Сергея Леонидовича Рубинштейна: «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он ес...
Консультация для педагогов ДОУ по созданию условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любоз...