Духовно-нравственное воспитание дошкольников
статья (младшая группа)

Зеберова Ольга Борисовна

Становление духовно-нравственных ценностей начинается в дошкольном детстве.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Именно в этом возрасте происходит процесс усвоения ребёнком социальных требований, норм, которые становятся внутренним «Я» детской личности,                                                                                                                                                                                                                                              содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребёнок приобретает свою, особую систему эталонов ценностей,                                                                                                                                                                                                                                                      которые являются основой духовно-нравственного воспитания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Оно обеспечивает духовное единство народа и объединяющих его моральных ценностей, политическую и экономическую стабильность. Именно поэтому вопросы духовно-нравственного воспитания особенно актуальны для современной образовательной системы. 

Духовно-нравственное воспитание представляет собой многоплановый, целенаправленный процесс, способствующий усвоению норм и ценностей, принятых в обществе. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребёнка. Духовная составляющая заключается в системе ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе, определённой личностной мировоззренческой позиции. Нравственная составляющая представляет собой развитие чувств, отношений и поведения, отражающих мировоззренческую позицию в социальной деятельности ребёнка, во взаимоотношениях с другими людьми и миром.http://www.madou136.ru/upload/34re.jpg

Содержание духовно-нравственного развития определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями, такими, как:

•        патриотизм – любовь к России, к своему народу, к малой Родине; 

•        гражданственность - служение Отечеству, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания;

•        семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших;

•        труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание;

•        искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор;

•        природа – родная земля, планета Земля; и другие ценности.

Становление духовно-нравственных ценностей начинается в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте происходит процесс усвоения ребёнком социальных требований, норм, которые становятся внутренним «Я» детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребёнок приобретает свою, особую систему эталонов ценностей, которые являются основой духовно-нравственного воспитания. Эти ценности условно можно объединить в две группы:

семейные ценности (любовь, забота, доброта, сочувствие, традиции, уважение к старшим, забота о младших членах семьи, любовь к родному краю, бережное отношение к родной природе); 

культурные ценности (произведения искусства, фольклор, национальные праздники, уважение к труду и творчеству).

Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. В первую очередь, это духовная культура семьи и образовательного учреждения. Тот дух, который царит в семье и детском саду, оказываются определяющими в формировании внутреннего мира ребёнка.

В полной семье, где по жизни рука об руку идут мать и отец, женщина является хранительницей семейного очага, символом материнства и женственности, мужчина — защитником и опорой.  Дети в такой семье окружены и любовью, и заботой, а взаимоотношения между родителями играют основополагающую роль в формировании положительных личностных качеств ребёнка. Осознание ребенком своей роли в семье, понимание связи с близкими людьми, знание родословной, следование семейным традициям положительно отражаются на духовности и нравственности ребёнка. 

Дошкольное образовательное учреждение также создаёт условия для усвоения духовно-нравственных норм и ценностей. Все направления современного дошкольного образования - социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие - перекликаются с духовно-нравственным воспитанием дошкольников. Педагоги детского сада осуществляют духовно-нравственное воспитание и развитие детей через организованную детскую деятельность на занятиях, во время чтения художественной литературы, в ходе бесед и сюжетно-ролевых игр, в процессе самостоятельной детской деятельности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр"

Приобщение дошкольников к национальной культуре, общечеловеческим ценностямпомогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуализма....

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследи...

«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством народных игр»

Педагогическая идея опыта заключается в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольников через познание культуры своей Родины посредствам народных игр....

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Опыт работы "Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие личности дошкольника"

Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровлени...

Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...