Духовно-нравственное воспитание дошкольников
статья (младшая группа)
Становление духовно-нравственных ценностей начинается в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте происходит процесс усвоения ребёнком социальных требований, норм, которые становятся внутренним «Я» детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребёнок приобретает свою, особую систему эталонов ценностей, которые являются основой духовно-нравственного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Духовно-нравственное воспитание дошкольников | 38.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Оно обеспечивает духовное единство народа и объединяющих его моральных ценностей, политическую и экономическую стабильность. Именно поэтому вопросы духовно-нравственного воспитания особенно актуальны для современной образовательной системы.
Духовно-нравственное воспитание представляет собой многоплановый, целенаправленный процесс, способствующий усвоению норм и ценностей, принятых в обществе. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребёнка. Духовная составляющая заключается в системе ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе, определённой личностной мировоззренческой позиции. Нравственная составляющая представляет собой развитие чувств, отношений и поведения, отражающих мировоззренческую позицию в социальной деятельности ребёнка, во взаимоотношениях с другими людьми и миром.
Содержание духовно-нравственного развития определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями, такими, как:
• патриотизм – любовь к России, к своему народу, к малой Родине;
• гражданственность - служение Отечеству, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания;
• семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших;
• труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание;
• искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор;
• природа – родная земля, планета Земля; и другие ценности.
Становление духовно-нравственных ценностей начинается в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте происходит процесс усвоения ребёнком социальных требований, норм, которые становятся внутренним «Я» детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребёнок приобретает свою, особую систему эталонов ценностей, которые являются основой духовно-нравственного воспитания. Эти ценности условно можно объединить в две группы:
семейные ценности (любовь, забота, доброта, сочувствие, традиции, уважение к старшим, забота о младших членах семьи, любовь к родному краю, бережное отношение к родной природе);
культурные ценности (произведения искусства, фольклор, национальные праздники, уважение к труду и творчеству).
Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. В первую очередь, это духовная культура семьи и образовательного учреждения. Тот дух, который царит в семье и детском саду, оказываются определяющими в формировании внутреннего мира ребёнка.
В полной семье, где по жизни рука об руку идут мать и отец, женщина является хранительницей семейного очага, символом материнства и женственности, мужчина — защитником и опорой. Дети в такой семье окружены и любовью, и заботой, а взаимоотношения между родителями играют основополагающую роль в формировании положительных личностных качеств ребёнка. Осознание ребенком своей роли в семье, понимание связи с близкими людьми, знание родословной, следование семейным традициям положительно отражаются на духовности и нравственности ребёнка.
Дошкольное образовательное учреждение также создаёт условия для усвоения духовно-нравственных норм и ценностей. Все направления современного дошкольного образования - социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие - перекликаются с духовно-нравственным воспитанием дошкольников. Педагоги детского сада осуществляют духовно-нравственное воспитание и развитие детей через организованную детскую деятельность на занятиях, во время чтения художественной литературы, в ходе бесед и сюжетно-ролевых игр, в процессе самостоятельной детской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: "Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр"
Приобщение дошкольников к национальной культуре, общечеловеческим ценностямпомогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуализма....
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследи...
«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством народных игр»
Педагогическая идея опыта заключается в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольников через познание культуры своей Родины посредствам народных игр....
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
Опыт работы "Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие личности дошкольника"
Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровлени...
Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"
Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...