Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет по теме «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
материал

Хузина Наталья Александровна

Актуальность выбранной темы

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть  стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon huzina_plana_po_samoobrazovaniyu.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 31»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет

Тема: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Составила:

Хузина Наталья

Александровна

Нижнекамск

2022

 «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал,                                                                                                                                                                                                                                                                     тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»                                                                   Лев Семёнович Выгодский

Актуальность темы

 На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

        Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть  стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

        Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:                                                                       

-Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);                          

-Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)                     -Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)              -Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей)                    -Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения)

Основной целью моей педагогической идеи: создавать условия для исследовательской активности детей; поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

Задачи:

-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

Условия:                                                                                                                                  

Для решения и выполнения поставленных задач необходимы условия                                              

 1. Создание в детском саду соответствующих условий (помещений для познавательно-исследовательской  деятельности, технических средств, территории детского сада засаженной деревьями, растительностью, природных объектов близлежащих доступных для наблюдений и экспериментирования и т.д.)

2. Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей.                                                              

3. Использование разнообразных методов и приемов познавательно-исследовательского интереса дошкольников через экспериментальную деятельность.

Дата начало работы над темой: 01.01.2022г.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме, систематизировать работу по реализации ФГОС.

Задачи:                                                                                                                                                

1. Развить у ребенка интерес к экспериментированию в дошкольном возрасте.  

2. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме самообразования, изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет ресурсы.                                                                                                                                        

  3. Разработать и внедрить в практику образовательной деятельности учебные и воспитательные программы с применением ИКТ.                                                                    

4. Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Профессиональное

Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования.

Повышать квалификацию на курсах для педагогов.

Методическое

Создание авторских дидактических игр и пособий, разработка и реализация на практике конспектов ООД, выступления с докладами на педсоветах, конференциях, семинарах.

Информационно-технологические технологии

Изучение опыта работы сетевых обществ для обмена опытом с другими регионами

 (Социальная сеть работников образования ns.portal.ru).

Этапы самообразования:

Этапы

Содержание работы

Практическая деятельность

Организационно - диагностический

Выбор и определение темы самообразования

Планирование работы по теме самообразования

Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

Изучение периодической печати.

Посещение библиотек.

Знакомство с работами других педагогов.

Практический

Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса.

Составление перспективно-тематического планирования в соответствии с ФГОС.

Выступления на педсоветах, заседаниях МО, показ открытых занятий, участие в семинарах, участие в заочных всероссийских и международных конференциях, вебинарах, публикации в сборниках научных статей, журналах, газетах, участие в городских, региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства, участие воспитанников в разнообразных конкурсах.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Участие в работе городского МО педагогов, в городских семинарах.

Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах.

Консультативная помощь воспитанникам и родителям.

Ведение профессионального портфолио.

Оформление результатов работы.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

Участие во всероссийских конкурсах на лучшую методическую разработку.

Реализация данной темы рассчитана на пять лет (2022 – 2027 года)

2022  год

Содержание работы

Сроки

1.

Проанализировать свои профессиональные затруднения.

январь

2.

Составление плана работы по самообразованию.

январь

3.

Изучить ФГОС дошкольного образования.

январь

4.

Посетить занятия опытных педагогов, занимающихся данной проблемой.

В течение года

5.

Изучение работы педагогов региона: (через публикации в периодической печати, сайты).

В течение года

6.

Разработать игровые занятия с учетом ФГОС

В течение года

7.

Памятка для родителей на тему: «Чего нельзя и что нужно делать» для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

февраль

8.

Изучение методической литературы: Л.Н.Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

Март-май

9.

Открытое мероприятие для педагогов в старшей группе по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»

ноябрь

10.

Консультация для педагогов «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»

сентябрь

11.

Консультация для родителей на тему: «Экспериментируйте с детьми дома!»

октябрь

12.

Отчет о проделанной работе на совете педагогов по теме самообразования

По плану старшего воспитателя

2023 год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

январь

2.

Изучить литературу по темам:  возможности организации экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир);

развивающиеся возможности мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М. Дьяченко).

январь

3.

Открытое мероприятие для педагогов в подготовительной группе по теме: «Вода в жизни человека».

январь

4.

Консультация для родителей на тему: «Как научить ребенка любить живую природу»

В течение года

5.

Участие в Муниципальном конкурсе «Современные технологии в развитии  познавательных способностей детей дошкольного возраста»

В течение года

6.

Консультация для педагогов: «Детское экспериментирование — средство интеллектуального развития дошкольников»

В течение года

7.

Открытое мероприятие для педагогов в старшей группе по теме: «Зачем зимой снег?»

февраль

8.

Изучение литературы Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.

Март-май

9.

Открытое мероприятие для воспитателей в подготовительной группе по теме: «Чудо магнит».

ноябрь

10.

Консультация для педагогов по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

сентябрь

11.

Открытое мероприятие для родителей в подготовительной группе

октябрь

13.

Диагностика динамики за два года по своей теме:

- входной контроль;

- промежуточный контроль;

- итоговый контроль.

Октябрь

Февраль

Май

2024 год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

январь

2.

Изучение опыта работы педагогов региона (через публикации в периодической печати, сайты).

январь

3.

Открытое мероприятие для педагогов по теме: «Мыльные пузыри»

январь

4.

Доклад во Всероссийском образовательном портале «Продленка» по теме:  «Развитие познавательно-исследовательского интереса у детей через экспериментальную деятельность»

В течение года

5.

Подготовка к аттестации. Изучение нормативной базы.

1. Изучение «Положения о порядке педагогической аттестации»

В течение года

6.

Изучить статью: «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах».  Автор Нищева Н.В.

В течение года

7.

Консультация для родителей по теме: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

февраль

8.

Консультация для молодых специалистов по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»

Март-май

9

Подготовка к аттестации. Изучение нормативной базы.

1. Изучение «Положения о порядке педагогической аттестации»

ноябрь

10.

Пройти курсы повышения квалификации.

сентябрь

11.

Оформление картотеки опытов и экспериментов для всех возрастных групп

октябрь

12.

Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

По плану старшего воспитателя

13.

Ведение персонального сайта https://педагогический-ресурс.рф/id453751

январь

14.

Участие в муниципальных и всероссийских конкурсах

В течение года

15.

Самоанализ.

Май 2024г.

2025 год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

январь

2.

Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях.

январь

3.

Изучить литературу Александра Иванова: «Человек. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду».

январь

4.

Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников.

В течение года

5.

Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей.

В течение года

6.

Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских.

В течение года

7.

Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме

февраль

8.

Посещение открытых занятий коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях.

Март-май

9.

Принимать активное участие в работе педсовета, медико-педсовета в дошкольном учреждение.

ноябрь

10.

Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

сентябрь

11.

Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс.

октябрь

12.

Подвести сравнительный итог по теме реализации плана за 2 года.

декабрь

13.

Ведение персонального сайта https://педагогический-ресурс.рф/id453751

В течение года

2026 год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

январь

2

Сбор материалов для фотоальбома «Страна Почемучек»

январь

3.

Открытое занятие, организованное для педагогов дошкольного учреждения и для студентов педагогического колледжа.

январь

4.

Размещение своих работ на веб-сайте

В течение года

5.

Продолжить работу над выбранной методической темой.

В течение года

6.

Разработать игровые занятия с учетом ФГОС

В течение года

7.

Пополнение «копилки опытов и экспериментов»

февраль

8.

Изучать опыт работы лучших воспитателей района, города, по результатам конкурсов «Воспитатель года», через Интернет.

Март-май

9.

Знакомиться с новыми формами, методами и приемами в воспитании обучении детей  дошкольного возраста в соответствии с методической темой.

ноябрь

10.

Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей).

сентябрь

11.

Распространение педагогического опыта работы через организацию и проведение регионального семинара на базе МБДОУ

октябрь

12.

Отчет о проделанной работе на педагогическом совете по теме  самообразования: «Развитие познавательно-исследовательского интереса у детей через экспериментальную деятельность»

декабрь

2027 год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

январь

2.

Изучить литературу по темам:  возможности организации экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир);

развивающиеся возможности мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М. Дьяченко).

январь

3.

Открытое мероприятие для педагогов в подготовительной группе по теме: «Вода в жизни человека».

январь

4.

Консультация для родителей на тему: «Как научить ребенка любить живую природу»

В течение года

5.

Участие в Муниципальном конкурсе «Современные технологии в развитии  познавательных способностей детей дошкольного возраста»

В течение года

6.

Консультация для педагогов: «Детское экспериментирование — средство интеллектуального развития дошкольников»

В течение года

7.

Открытое мероприятие для педагогов в старшей группе по теме: «Зачем зимой снег?»

февраль

8.

Изучение литературы на тему «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»

Март-май

9.

Открытое мероприятие для воспитателей в подготовительной группе по теме: «Чудо магнит».

ноябрь

10.

Консультация для педагогов по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

сентябрь

11.

Открытое мероприятие для родителей в подготовительной группе

октябрь

13.

Анализ за 5 лет проделанной работы по теме  самообразования: «Развитие познавательно-исследовательского интереса у детей через экспериментальную деятельность»

декабрь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 летТема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Развитие устной речи дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе экологического воспитания»

Задача и цели профессионального развития  Основной целью моей работы является воспитание основ: научить любить, беречь, понимать природу родного края и привить трудовые навыки к родной ...

План работы по самообразованию на 2019-2020 Тема «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат л...

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: « Развитие и формирование у детей дошкольного возраста правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге»

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: « Развитие и формирование у детей дошкольного возраста правил  дорожного движения и практических навыков поведе...

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет. Тема: "Роль художественных произведений в развитии связной речи дошкольников" 2025-2029 г.г.

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет. Тема: "Роль художественных произведений в развитии связной речи дошкольников" 2025-2029 г.г....