Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет по теме «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
материал
Актуальность выбранной темы
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
huzina_plana_po_samoobrazovaniyu.doc | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 31»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет
Тема: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Составила:
Хузина Наталья
Александровна
Нижнекамск
2022
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» Лев Семёнович Выгодский
Актуальность темы
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:
-Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);
-Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений) -Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания) -Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей) -Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения)
Основной целью моей педагогической идеи: создавать условия для исследовательской активности детей; поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
Задачи:
-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
Условия:
Для решения и выполнения поставленных задач необходимы условия
1. Создание в детском саду соответствующих условий (помещений для познавательно-исследовательской деятельности, технических средств, территории детского сада засаженной деревьями, растительностью, природных объектов близлежащих доступных для наблюдений и экспериментирования и т.д.)
2. Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей.
3. Использование разнообразных методов и приемов познавательно-исследовательского интереса дошкольников через экспериментальную деятельность.
Дата начало работы над темой: 01.01.2022г.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме, систематизировать работу по реализации ФГОС.
Задачи:
1. Развить у ребенка интерес к экспериментированию в дошкольном возрасте.
2. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме самообразования, изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет ресурсы.
3. Разработать и внедрить в практику образовательной деятельности учебные и воспитательные программы с применением ИКТ.
4. Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия |
Профессиональное | Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования. Повышать квалификацию на курсах для педагогов. |
Методическое | Создание авторских дидактических игр и пособий, разработка и реализация на практике конспектов ООД, выступления с докладами на педсоветах, конференциях, семинарах. |
Информационно-технологические технологии | Изучение опыта работы сетевых обществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования ns.portal.ru). |
Этапы самообразования:
Этапы | Содержание работы | Практическая деятельность |
Организационно - диагностический | Выбор и определение темы самообразования Планирование работы по теме самообразования | Изучение научно-методической и учебно-методической литературы. Изучение периодической печати. Посещение библиотек. Знакомство с работами других педагогов. |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. | Составление перспективно-тематического планирования в соответствии с ФГОС. Выступления на педсоветах, заседаниях МО, показ открытых занятий, участие в семинарах, участие в заочных всероссийских и международных конференциях, вебинарах, публикации в сборниках научных статей, журналах, газетах, участие в городских, региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства, участие воспитанников в разнообразных конкурсах. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | Участие в работе городского МО педагогов, в городских семинарах. Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах. Консультативная помощь воспитанникам и родителям. Ведение профессионального портфолио. Оформление результатов работы. |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | Участие во всероссийских конкурсах на лучшую методическую разработку. |
Реализация данной темы рассчитана на пять лет (2022 – 2027 года)
2022 год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Проанализировать свои профессиональные затруднения. | январь |
2. | Составление плана работы по самообразованию. | январь |
3. | Изучить ФГОС дошкольного образования. | январь |
4. | Посетить занятия опытных педагогов, занимающихся данной проблемой. | В течение года |
5. | Изучение работы педагогов региона: (через публикации в периодической печати, сайты). | В течение года |
6. | Разработать игровые занятия с учетом ФГОС | В течение года |
7. | Памятка для родителей на тему: «Чего нельзя и что нужно делать» для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию | февраль |
8. | Изучение методической литературы: Л.Н.Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г. | Март-май |
9. | Открытое мероприятие для педагогов в старшей группе по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ» | ноябрь |
10. | Консультация для педагогов «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников» | сентябрь |
11. | Консультация для родителей на тему: «Экспериментируйте с детьми дома!» | октябрь |
12. | Отчет о проделанной работе на совете педагогов по теме самообразования | По плану старшего воспитателя |
2023 год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | январь |
2. | Изучить литературу по темам: возможности организации экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир); развивающиеся возможности мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М. Дьяченко). | январь |
3. | Открытое мероприятие для педагогов в подготовительной группе по теме: «Вода в жизни человека». | январь |
4. | Консультация для родителей на тему: «Как научить ребенка любить живую природу» | В течение года |
5. | Участие в Муниципальном конкурсе «Современные технологии в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста» | В течение года |
6. | Консультация для педагогов: «Детское экспериментирование — средство интеллектуального развития дошкольников» | В течение года |
7. | Открытое мероприятие для педагогов в старшей группе по теме: «Зачем зимой снег?» | февраль |
8. | Изучение литературы Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. | Март-май |
9. | Открытое мероприятие для воспитателей в подготовительной группе по теме: «Чудо магнит». | ноябрь |
10. | Консультация для педагогов по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду» | сентябрь |
11. | Открытое мероприятие для родителей в подготовительной группе | октябрь |
13. | Диагностика динамики за два года по своей теме: - входной контроль; - промежуточный контроль; - итоговый контроль. | Октябрь Февраль Май |
2024 год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | январь |
2. | Изучение опыта работы педагогов региона (через публикации в периодической печати, сайты). | январь |
3. | Открытое мероприятие для педагогов по теме: «Мыльные пузыри» | январь |
4. | Доклад во Всероссийском образовательном портале «Продленка» по теме: «Развитие познавательно-исследовательского интереса у детей через экспериментальную деятельность» | В течение года |
5. | Подготовка к аттестации. Изучение нормативной базы. 1. Изучение «Положения о порядке педагогической аттестации» | В течение года |
6. | Изучить статью: «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах». Автор Нищева Н.В. | В течение года |
7. | Консультация для родителей по теме: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» | февраль |
8. | Консультация для молодых специалистов по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» | Март-май |
9 | Подготовка к аттестации. Изучение нормативной базы. 1. Изучение «Положения о порядке педагогической аттестации» | ноябрь |
10. | Пройти курсы повышения квалификации. | сентябрь |
11. | Оформление картотеки опытов и экспериментов для всех возрастных групп | октябрь |
12. | Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» | По плану старшего воспитателя |
13. | Ведение персонального сайта https://педагогический-ресурс.рф/id453751 | январь |
14. | Участие в муниципальных и всероссийских конкурсах | В течение года |
15. | Самоанализ. | Май 2024г. |
2025 год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | январь |
2. | Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях. | январь |
3. | Изучить литературу Александра Иванова: «Человек. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду». | январь |
4. | Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников. | В течение года |
5. | Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей. | В течение года |
6. | Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских. | В течение года |
7. | Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме | февраль |
8. | Посещение открытых занятий коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях. | Март-май |
9. | Принимать активное участие в работе педсовета, медико-педсовета в дошкольном учреждение. | ноябрь |
10. | Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. | сентябрь |
11. | Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс. | октябрь |
12. | Подвести сравнительный итог по теме реализации плана за 2 года. | декабрь |
13. | Ведение персонального сайта https://педагогический-ресурс.рф/id453751 | В течение года |
2026 год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | январь |
2 | Сбор материалов для фотоальбома «Страна Почемучек» | январь |
3. | Открытое занятие, организованное для педагогов дошкольного учреждения и для студентов педагогического колледжа. | январь |
4. | Размещение своих работ на веб-сайте | В течение года |
5. | Продолжить работу над выбранной методической темой. | В течение года |
6. | Разработать игровые занятия с учетом ФГОС | В течение года |
7. | Пополнение «копилки опытов и экспериментов» | февраль |
8. | Изучать опыт работы лучших воспитателей района, города, по результатам конкурсов «Воспитатель года», через Интернет. | Март-май |
9. | Знакомиться с новыми формами, методами и приемами в воспитании обучении детей дошкольного возраста в соответствии с методической темой. | ноябрь |
10. | Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей). | сентябрь |
11. | Распространение педагогического опыта работы через организацию и проведение регионального семинара на базе МБДОУ | октябрь |
12. | Отчет о проделанной работе на педагогическом совете по теме самообразования: «Развитие познавательно-исследовательского интереса у детей через экспериментальную деятельность» | декабрь |
2027 год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | январь |
2. | Изучить литературу по темам: возможности организации экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир); развивающиеся возможности мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М. Дьяченко). | январь |
3. | Открытое мероприятие для педагогов в подготовительной группе по теме: «Вода в жизни человека». | январь |
4. | Консультация для родителей на тему: «Как научить ребенка любить живую природу» | В течение года |
5. | Участие в Муниципальном конкурсе «Современные технологии в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста» | В течение года |
6. | Консультация для педагогов: «Детское экспериментирование — средство интеллектуального развития дошкольников» | В течение года |
7. | Открытое мероприятие для педагогов в старшей группе по теме: «Зачем зимой снег?» | февраль |
8. | Изучение литературы на тему «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» | Март-май |
9. | Открытое мероприятие для воспитателей в подготовительной группе по теме: «Чудо магнит». | ноябрь |
10. | Консультация для педагогов по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду» | сентябрь |
11. | Открытое мероприятие для родителей в подготовительной группе | октябрь |
13. | Анализ за 5 лет проделанной работы по теме самообразования: «Развитие познавательно-исследовательского интереса у детей через экспериментальную деятельность» | декабрь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 летТема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...
Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» на 2015-2020 учебный год
План по самообразованию...
Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Развитие устной речи дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе экологического воспитания»
Задача и цели профессионального развития Основной целью моей работы является воспитание основ: научить любить, беречь, понимать природу родного края и привить трудовые навыки к родной ...
План работы по самообразованию на 2019-2020 Тема «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат л...
Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: « Развитие и формирование у детей дошкольного возраста правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге»
Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: « Развитие и формирование у детей дошкольного возраста правил дорожного движения и практических навыков поведе...
Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет. Тема: "Роль художественных произведений в развитии связной речи дошкольников" 2025-2029 г.г.
Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет. Тема: "Роль художественных произведений в развитии связной речи дошкольников" 2025-2029 г.г....