Самоанализ занятия
статья (подготовительная группа)

Соловова Елена Николаевна

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе

«Путешествие в Стекляндию»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_zanyatiya.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе

«Путешествие в Стекляндию»

Подготовил и провёл занятие воспитатель

 высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №17» Соловова Е.Н.

Длительность занятия – 30 минут, что соответствует нормам САН ПИНА.

Цель: формировать у детей познавательную и творческую активность в процессе знакомства со свойствами стекла.

Для успешного достижения цели занятия определены задачи НОД.

Задачи:

  1. обучающие:
  • познакомить дошкольников со свойствами стекла в процессе опытно – исследовательской деятельности;
  • расширить и систематизировать знания детей о стекле как созданном человеком материале;
  • формировать представления о свойствах стекла и использовании его человеком;
  1. развивающие:
  • развивать познавательную активность и любознательность детей в процессе опытно - экспериментальной деятельности;
  • развивать творческую активность дошкольников, устойчивый интерес к художественной деятельности;
  • развивать навыки постановки опытов;
  • развивать память, внимание, связную речь, логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи;
  1. воспитательные:
  • воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю;
  • воспитывать бережное обращение с предметами, изготовленными из стекла;
  • воспитывать уважение к труду взрослых.

Для продуктивного решения поставленных задач НОД была организована предварительная работа:

  • рассматривание предметов, сделанных из разных материалов (металл – ножницы, скрепки, резина – шары, мячи, пластик – пирамидки, машинки, деревянные – ложки)
  • составление рассказов, заучивание пословиц о труде («Без труда не вынешь рыбку из пруда». «Бери ношу по себе, чтоб не кряхтеть при ходьбе». «Боишься - не делай, делаешь - не бойся». «Была бы охота, а впереди еще много работы») рассматривание иллюстраций о профессиях взрослых (плотник, сварщик, швея);
  • чтение стихотворений о стекле, отгадывание загадок (А.Барто «Однажды я разбил стекло»).

Заранее был отобран демонстрационный и раздаточный материал.

Демонстрационный материал: изделия из стекла – лампа, тарелки, новогодние шары, вазы для цветов и конфет, подсвечники, сахарница, бусины. Предметы были яркие, красочные, безопасные для детей. Их размещение и использование было рациональным. Продуманным в образовательном процессе, что помогло ярко и красочно, интересно раскрыть тему, вызвать интерес к ней и эмоциональный отклик воспитанников.

Активно на занятии использованы были ТСО - компьютер, музыкальные колонки, экран, проектор. Они позволили разнообразить НОД видео и фотоматериалом при раскрытии темы занятия. Видео и аудиоматериалы позволили усилить эмоциональное восприятие изучаемой темы детьми.

Раздаточный материал: разноцветные стеклянные камушки разной формы и размера, мыльные пузыри и трубочки, стеклянные банки, деревянные палочки, пуговицы, кисти, краски для изготовления витража. Весь раздаточный материал был подготовлен заранее.

Традиционно занятие началось с приветствия, которое дети знают.

Я вам подарю улыбку свою

Вы подарите в ответ мне свою!

Вы улыбнулись и это прекрасно

Значит, гостить будем здесь не напрасно!

Данное приветствие дает положительный настрой к предстоящей деятельности воспитателя и детей. Дети становятся более эмоционально открытыми.

Дети были заинтересованы приглашением жителей Стекляндии посетить их страну. Организационный приём «приглашение» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений, как внутри коллектива, так и между воспитателем и детьми. Носил сюрпризный характер.

Знакомство с жителями Стекляндии - загадывание загадок вызвало большой интерес к предстоящей деятельности. Блеск в глазах детей, улыбка на их лицах – всё говорило о том, что им интересно, нравится то, что они видят перед собой и могут это потрогать, ощутить. Но тактильное знакомство с таким хрупким материалом, как стекло, происходило из  рук воспитателя.

В ходе этой работы дети трогали предметы, обследовали их, называли, для чего нужен предмет, какой он, любовались его красотой, поэтому, обогащалось познавательное, речевое развитие детей – на что я делала упор. Для ребёнка важно понимать не только из какого материала сделан предмет, но также какой он в результате. Материал – стекло, значит предмет – стеклянный. Также воспитанники учились изменять слово стеклянный в числе и роде: вазы – стеклянные, окно – стеклянное, лампочка – стеклянная, подсвечник – стеклянный.

Дети начинали понимать, что всё это создано руками человека. Для ознакомления детей с производством стекла для начала был сделан небольшой экскурс в историю – легенда о том, как произошло знакомство людей со стеклом через серию картинок в презентации и рассказ воспитателя. А уже затем произошло знакомство с профессией взрослого, работающего с расплавленным стеклом – демонстрация видеоролика.

Постоянно использовала вопросы к детям на сообразительность и развитие логического мышления – всё это способствовало эффективности НОД.  

Частая смена деятельности позволила предотвратить утомляемость детей, они динамично переключались с одного вида деятельности на другой. Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную деятельность детей, помогло детям приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность.

При переходе к опытно – экспериментальной деятельности сделала уклон на повторение правил поведения в лаборатории. Формирование у детей основ безопасного поведения во время опытов способствует развитию внимательности и осторожности в своих действиях, а также сверстников. Также формируется бережное отношение к изучаемому предмету.

 Во время экспериментирования использовала индивидуально – дифференцированное обучение, это проявлялось в помощи, напоминании, дополнительного объяснения. После каждого проведенного опыта, подводила детей к осознанию доказанного свойства стекла и к умению делать вывод.

Сюрпризным моментом в экспериментировании стали просмотр и слушание мелодии игры на стеклянных стаканах. По выражению эмоций на лицах детей в тот момент они испытывали восторг. В связи с этим одним из дальнейших направлений в изучении свойств стекла наметила совместную работу с музыкальным руководителем ДОУ по разучиванию с детьми ритмической игры на стаканчиках.

Не забывая, что игра ведущий вид деятельности детей была проведена динамическая пауза, и для удовлетворения двигательной активности, и для укрепления здоровья.

Цель НОД - формировать у детей не только познавательную, но также творческую активность в процессе знакомства со свойствами стекла.

Поэтому следующим этапом НОД явилось знакомство детей с таким видом декоративного искусства как витраж. Но данное знакомство плавно перетекало из экспериментирования и доказательства такого свойства стекла, как прозрачность и способность пропускать свет. Данный вид деятельности нашёл эмоциональный отклик в сердцах воспитанников – это не просто необычно разукрашивать стекло, но даже «приятно». А сколько восторга и эмоций вызвало доказательство такого свойства стекла – как пропускать свет сквозь раскрашенную картину – витраж. В такие моменты по-настоящему начинаешь понимать, что именно ты ведёшь ребенка за руку в мир открытий и познания окружающей действительности.

Считаю, что все этапы НОД были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям. Использованные методы: наглядный, словесный, практический, а также разные приёмы (пояснения, показ, художественное слово, поощрение, похвала, помощь ребёнку, использование ИТК) были направлены на оптимизацию индивидуального развития каждого ребёнка, на приобретение им познавательных, речевых, двигательных, практических умений и навыков.

Порадовало, что дети были активны, заинтересованы, внимательны, организованны и любознательны. Дети делали выводы, работали «рядом» - наравне друг с другом.

Занятие немного затянулось – на 3 минуты. Считаю, что это связано с творческой деятельностью детей. Они настолько были увлечены раскрашиванием витража, что просто не хотели прерываться.

 Обобщая результаты наблюдений детей, способствовала развитию у них памяти, внимания, речи. Воспитывала в детях нравственные качества: трудолюбие, доброту, отзывчивость. Задачи НОД я считаю решены. Дети и после непосредственно образовательной деятельности долго рассматривали предметы из стекла, делились впечатлениями.                          

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению рассказывания по методике Воробьёвой В.К. в старшей группе детей с ОНР + самоанализ занятия

Тема: «Знакомство с правилами смысловой связи в рассказе. Рыбак и бельчонок»...

Занятие в детском саду по теме "Профессии" и самоанализ занятия.

Обобщающее занятие по английскому языку в подготовительной группе  детского сада по теме "Профессии" с самоанализом....

Занятие в детском саду по теме "Еда" и самоанализ занятия.

Обобщающее занятие в подготовительной группе детского сада по английскому языку по теме "Еда" с самоанализом....

Конспект итогового занятия по ФЭМП "Космический полёт" и самоанализ занятия.

Конспект итогового занятия по ФЭМП "Космический полёт"  в подготовительной группе...

Самоанализ занятия по подготовке к обучению грамоте детей в старшей группе. Тема занятия: «Буква М и звук м».

Образец самоанализа занятия по подготовке к обучению грамоте детей в старшей группе....

Презентация занятия по конструированию из металлического конструктора "Самокат для смешариков" + конспект занятия + самоанализ занятия

Фотоотчёт открытого занятия по конструированию из металлического конструктора + конспект занятия + самоанализ занятия...