Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста. Практикум для педагогов.
методическая разработка (подготовительная группа)

В материале представлена краткая теория о межполушарном взаимодействии и способах его развития. Представлены практические упражнения с демонстрационным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhpolusharnoe_vzaimodeystvie.docx776.96 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста. Практикум для педагогов.

Межполушарное взаимодействие — это особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую интегративную, целостно работающую систему, которая формируется под влиянием генетических и средовых факторов.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Между полушариями находится мозолистое тело, которое интенсивно развивается до 7-8 лет. Это толстый пучок нервных волокон, через который происходит взаимодействие между двумя полушариями. Благодаря этому процессу происходит передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

Неспособность         правого         и         левого         полушарий к полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения и управления своими действиями и эмоциями.

Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга. Это становится возможным, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.

Правое полушарие отвечает за:

-        обработка невербальной информации, эмоциональность;

-        музыкальные и художественные способности;

-        ориентация в пространстве;

-        способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др);

-        обработка большого количества информации одновременно, интуиция;

-        воображение;

-        отвечает за левую половину тела.

За что отвечает левое полушарие:

-        логика, память;

-        абстрактное, аналитическое мышление;

-        обработка вербальной информации;

-        анализ информации, делает вывод; - отвечает за правую половину тела.

Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано?

Причин может быть много, вот несколько из них:

-        болезни матери, стресс во время беременности;

-        родовые травмы;

-        болезни ребёнка в первый год жизни;

- психотравмирующие ситуации.

Что бывает, если межполушарное взаимодействие недостаточно сформировано?

Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:  

•        инфантильность;

•        отсутствие познавательной мотивации;

•        задержка умственного развития;

•        поведенческие нарушения;

•        моторная неловкость;

•        логопедические отклонения (речевые нарушения, зеркальное написание букв и цифр).

Существуют научные отрасли, исследующие рассматриваемые нами процессы (межполушарное взаимодействие).  

Нейропедагогика - это прикладная междисциплинарная научная область, направленная на построение образовательного процесса с учетом данных о развитии мозга, об эффективных методах обучения и преподавания, о мозговой организации в процессах овладения учебного материала, с учетом особенностей мозгового развития учащихся и преподавателей.

Нейропсихология - отрасль науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии. Изучает мозговые механизмы высших психических функций.  

Кинезиология – наука о развитии умственных и творческих способностей через определённые двигательные упражнения».  Благодаря этим упражнениям создаются новые нейронные сети и происходит качественное улучшение эффективности взаимодействия полушарий мозга. Повышается уровень развития.

Основные задачи кинезиологии:

-        Балансировка и синхронизация межполушарного взаимодействия и всех связей;

-        Развитие мелкой моторики, способностей, памяти и внимания;

-        Развитие речи, навыков письма и чтения;

-        Развитие памяти, внимания, мышления;

-        Формирование навыков для обучения;

-        Повышение продуктивности деятельности;

-        Устранение дислексии, стресса, апатии;

-        Раскрытие внутреннего потенциала, творческого подхода и личного роста;

-        Формирование пространственных представлений;

-        Формирование произвольности;

-        Снятие эмоционального напряжения;

-        Создание положительного эмоционального фона.

Поэтому укрепление межполушарного взаимодействия – важная составляющая развития детей дошкольного возраста.

Практическая часть

Упражнения начинают по принципу «от простого к сложному», учитывая особенности ребенка.

Примерный перечень упражнений

«Кулачки – ладошки»

Ладони лежат на столе, тыльной         стороной         вверх, ритмично сжимаем ладони в кулаки, разжимаем (ладони), сжимаем, разжимаем. https://konspekta.net/studopediasu/baza20/2611664969232.files/image006.jpg

Усложнение:  

  • одна рука-кулак, вторая- ладонь, одновременно меняем- первая –ладонь, вторая кулак, ритмично одновременно меняем положение, доводя до автоматизма;
  • ладонь, ладонь, кулак, кулак. Ладони превращаем в кулаки не одновременно, а поочередно, ритмично, доводя до автоматизма. Вначале образец взрослого необходим, затем постепенно пытаемся предложить ребенку продолжить выполнение упражнения самостоятельно.

 

«Кулачки – ладошки в воздухе»

Упражнение по типу предыдущего, но обе руки расположены вертикально и движения происходят- удерживая руки на весу.

 

«Кулак – кольцо»

Одновременно двумя руками руки совершают следующие действия: кулак кольцо (большой и указательный пальцы), кулак-кольцо (большой и средний пальцы), https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0863/0018acfa-c6dbc113/img2.jpg

кулак- кольцо (большой и безымянный пальцы), кулак- кольцо (большой палец и мизинец), затем в обратном направлении. http://detcad14.ucoz.ru/kartinki/stol.png

«Кастрюлька – крышечка»

 

Одна рука в кулаке вертикально («кастрюлька»), другая - «крышечка» - ложится на кастрюльку, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

Действия четкие, ритмичные, доводим до автоматизма.

 

«Лайк – кольцо»

 

Одна рука – в кулаке, большой палец вверх (лайк), вторая рука- кольцо из большого и указательного         пальца,         хлопок,         поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

 

«Зайчик – кольцо»

 

На одной руке пальцы в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны. На второй руке кольцо из большого и указательного пальца. Хлопок, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

 

«Лесенка»

 

Для этого упражнения нужны большой и указательный пальцы на обеих руках.

Соединяем большой палец с указательным (кончиками), затем вторые пары соединяем, а первые разъединяем, получается, как будто пальцы шагают по ступенькам. https://vplate.ru/images/article/thumb/715-0/2019/12/uprazhneniya-dlya-mozga-i-pamyati-5.jpg

 

 

«Два пальца»

 

На одной руке показываем мизинец, на другой указательный палец, хлопок, меняем положение рук, теперь на одной руке указательный палец, на другой мизинец.

«Яблочко и червячок»

 

Рука в кулаке (яблоко), большой палец вверх – это червячок, червячок то спрятался в яблоко (убираем палец в кулак), то показался (достаем). Вначале ребенок делает одновременно на обеих руках- червячки спрятались, показались. Затем поочередно- на одной руке спрятался, на другой показался. Усложняем через добавление хлопка.

«Блинчики»

 

Ладони лежат на столе. Одна ладонь лежит тыльной стороной вверх. Начинаем «переворачивать блинчики»- одновременно меняем положение рук. Усложнение- на счет 3- блинчик заворачиваем- превращаем в кулачок.

 

«Домик»

 

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки и наоборот. Отрабатывать эти же действия на каждой паре пальцев отдельно.

«Лезгинка»

 

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой.  C:\Users\Женя\Desktop\hello_html_m2a598ed0.jpg

«Дом – ёжик – замок»

Дом – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить, ёжик – поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой руки, замок – ладони прижать друг к другу, пальцы переплести. C:\Users\Женя\Desktop\img32.jpg

 

«Гусь-курица-петух»

 

Гусь         –         ладонь         согнуть         под прямым углом, пальцы вытянуть и прижать друг к другу, указательный палец согнут и опирается на большой; курочка – ладонь немного согнуть, указательный         палец         упирается         в большой,         остальные         пальцы накалываются         друг         на         друга         в img36.jpg

полусогнутом положении; петух – ладонь поднять вверх, указательный палец опирается на большой, остальные пальцы растопырены в сторону и подняты вверх

– это «гребешок».

 

«Ленивые восьмерки»

 

Начертить в воздухе знак бесконечности сначала левой рукой, затем правой рукой (ладони в кулак, из кулака вверх большой палец), затем двумя руками одновременно (глаза следят за большими пальцами рук). 1574798223_jeskiz-tatu-znak-beskonechnosti-27.jpg

 

 

 

«Цепочка»

 

Поочередно         перебирать         пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к img23.jpg

мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Цепочки движений

При выполнении упражнений у ребенка имеется зрительная опора, которая помогает контролировать порядок выполнения движений. Ребенок выполняет друг за другом все упражнения по порядку (ладонь- хлопнуть в ладоши, кулак- стукнуть двумя кулаками по столу, нога- топнуть двумя ногами).

https://png.pngtree.com/element_origin_min_pic/16/09/09/0857d2078b2f32d.jpg https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/903199/c33ea3ee-192a-4a8a-adec-96f45af3e037/s1200?webp=false https://png.pngtree.com/element_origin_min_pic/16/09/09/0857d2078b2f32d.jpg https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/903199/c33ea3ee-192a-4a8a-adec-96f45af3e037/s1200?webp=false http://etc.usf.edu/clipart/63300/63322/63322_foot_lg.gif http://etc.usf.edu/clipart/63300/63322/63322_foot_lg.gif

 

Упражнения с кубиками

 

  • Взрослый и ребенок сидят за столом, напротив друг друга. У каждого два кубика, по одному в руке. Взрослый совершает одновременные движения руками, поворачивая кубики в разных направлениях, ребенок подключается и делает в одном ритме со взрослым. https://fsd.intolimp.org/html/2017/03/12/i_58c5812b07935/phpJTpfAG_kompleksy-utrennej-gimnastiki_5.png
  • Способы действий с кубиками:
  • одновременное поворачивание кубиков на следующую грань обеими руками в направлении от себя,
  • одновременное поворачивание кубиков на следующую грань обеими руками в направлении к себе,
  • одновременное поворачивание кубиков на следующую грань обеими руками в левую сторону,
  • одновременное поворачивание кубиков на следующую грань обеими руками в правую сторону,
  • одновременное поворачивание кубиков на следующую грань обеими руками в направлении внутрь,
  • одновременное поворачивание кубиков на следующую грань обеими руками в направлении наружу.

 Далее происходит усложнение: теперь кубик нужно поворачивать не на следующую грань, а через одну.

Упражнения с мячиками

 У каждого по одному мячику (массажный)  Способы действий с мячиками:  https://moveplay.ru/upload/iblock/4d7/4d7eff230c6359ee89e7d862576df284.jpeg

  • мяч в противоположной руке – перекладывать из руки в руку у себя,
  • мяч в противоположной руке – перекладывать другому,
  • мяч в противоположной руке – себе – другому,
  • мяч не в противоположной руке – другому по диагонали,
  • мяч не в противоположной руке – себе – по диагонали другому,
  • 2 тебе, 2 мне,
  • диагонали – 2 у одного человека – он передает крест-накрест другому,
  • 2 мяча у одного – он передает – по прямой, другой по прямой, он - диагональ, другой – диагональ,
  • 2 у одного - передает крест-накрест – правая рука сверху, левая рука сверху.

 

Рисование двумя руками

Способы рисования: https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/09/s_5c0d67b06215e/1022387_8.jpeg

  • рисование палочек, движения рук от центра к краям,
  • рисование палочек, движения рук от краев к центру,
  • рисование волнистых линий, движения рук от центра к краям,
  • рисование волнистых линий, движения рук от краев к центру,
  • рисование фигур (круги, квадраты, треугольники), движения рук от центра к краям,
  • рисование фигур (круги, квадраты, треугольники), движения рук краев к центру.

 

Упражнения с карандашами

На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак: https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/05db/000597a2-ebd96539/hello_html_4a375704.jpg

а) правой рукой;

б) левой рукой;

в) обеими одновременно.

Затем по одному выкладываем карандаши на стол: а) правой рукой;

б) левой рукой;

в) обеими руками одновременно.

Как показывает практика, на отработку каждого упражнения нужно не более двух-трёх дней. Это сначала кажется, что это невозможно, но потом координируются и развиваются межполушарные связи, и вы уже начинаете удивлять других выполнением данных упражнений. Делайте упражнения вместе с детьми. Это весело и полезно.  

Подготовила: Каштанова С.Ю.

Список источников:

1. Давыдова, Ольга Александровна Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления. Альбом графических упражнений / Давыдова Ольга Александровна. - М.: Школьная Пресса, 2018. - 743 c.

2.        Любимова В. «Кинезиология, или природная мудрость тела», «Невский проспект». - Санкт - Петербург, 2005.

3.        Межполушароне взаимодействие: хрестоматия под ред. Семенович А. В., Ковязиной М. С. – М.: Генезис, 2018.  

4.        Трясорукова, Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей / Т.П. Трясорукова. - М.: Феникс, 2018. - 934 c.

5.        Шанина Т. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. - М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей и педагогов " Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста"

Мы очень хотим, чтобы наши детки росли умными, успешными, творчески развитыми. Для этого  в своей работе активно использую кинезиологические методики...

Тема: «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста как основа интеллектуального развития»

мастер - класс,  цель которого состоит в том, чтобы раскрытить суть технологии межполушарного взаимодействия у детей, и ее роли в развитии дошкольников. Повысить мотивацию на использование кинези...

"Арт-терапевтические приёмы в работе педагога-психолога. Игры и упражнения с песком для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста»

В теоретической части освещена тема использования кинезиологических игр и упражнений при выборе арт-терапевтических приемов работы педагога-психолога, а также содержатся  примеры игр и упражнений...

Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с ОВЗ как основа интеллектуального развития.

Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с ОВЗ как основа интеллектуального развития.В последнее время, мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей и да...

Копилка для родителей и педагогов: Нейропсихологические игры и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия» для детей дошкольного возраста.

Цель нейропсихологических игр: активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать высшие психические функции, контроль и регуляцию поведения, межполушарн...