«Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития методом кинезиологии»
методическая разработка по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад №150
План профессионального самообразования
Тема: «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития методом кинезиологии»
Выполнила: учитель – дефектолог
Плотникова Нина Михайловна
Иркутск, 2022 год
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах развития межполушарного взаимодействия методом кинезиологии у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи:
- изучить методическую литературу;
- внедрить в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей;
- познакомить родителей (законных представителей) с современными кинезиологическими методами, их целями и задачами;
- научить родителей (законных представителей) применять эти методики на практике;
- пополнить педагогическую копилку новой информацией;
- создать предметно – развивающею среду по развитию межполушарного взаимодействия;
- создать демонстрационный и раздаточный материал по развитию межполушарного взаимодействия.
Сроки реализации: Работа по самообразованию рассчитана на 2022-2023 учебный год.
Участники: учитель – дефектолог, воспитанники разновозрастной группы с ЗПР №10, родители воспитанников (законные представители), педагоги ДОУ.
Ожидаемый результат:
Повышен теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность в вопросах развития межполушарного взаимодействия методом кинезиологии у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР;
Создана предметно – развивающая среда по развитию межполушарного взаимодействия;
Создан демонстрационный и раздаточный материал по развитию межполушарного взаимодействия.
Актуальность:
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки. Поэтому я решила углублённо работать на эту тему.
И так, что же такое нейроигры? Нейропсихологические игры – это тот инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей в возрасте 3-12 лет.
Применение нейроигр позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.
Выход темы (представление практического применения): открытые занятия, семинары и педагогические советы, выступления из опыта работы на методических объединениях, мастер-классы, публикация статей.
Предполагаемый список используемой литературы:
1. Гимнастика мозга / перевод . – М.: Частное Образовательное Учреждение Психологической Помощи «Восхождение», 1997г.
2. Кинезиология, или природная мудрость тела . - СПб. : Невский проспект, 20с.
3. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2001. – 48 с.
4. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2014. – 60 с.
5. Трясорукова Т.П.Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ: работая тетрадь. – Феникс, 2022. – 53 с.
5. Интернет-ресурсы
Перспективный план самообразования на 2022 – 2023 гг.
Методическая работа | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь | |||
Изучение методической литературы и интернет-ресурсов по выбранной теме | Введение в практическую деятельность игр и упражнений по кинезиологии | Консультация «Кинезиологические упражнения дома вместе с детьми» | |
Октябрь | |||
Картотека игр и упражнений по кинезиологии для детей дошкольного возраста с ЗПР | Введение в практическую деятельность игр и упражнений по кинезиологии | Информация и консультирование на тему: «Упражнения по развитию межполушарного взаимодействия для детей». | Памятка «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» |
Ноябрь | |||
Создание РППС в кабинете учителя - дефектолога | Использование упражнений по развитию межполушарного взаимодействия в практической деятельности | Оформление папки-передвижки «Кинезиологические игры». | |
Декабрь | |||
Изготовление демонстрационного и раздаточного материала. Пособия для практической деятельности | Использование упражнений по развитию межполушарного взаимодействия в практической деятельности | Брошюра «Упражняемся в кинезиологии дома» | Консультация «Кинезиология для детей дошкольного возраста» |
Январь | |||
Создание альбома «Пальчиковые дорожки» | Использование кинезиологических упражнений в образовательный процесс | Мастер-класс для родителей «Зарядка для ума и тела» | |
Февраль | |||
Создание картотек «Кинезиологичские игры», «Кинезилогические упражнения» | Использование кинезиологических упражнений в образовательный процесс | Консультация «Кинезиологические упражнения для развития мышления и речи детей» | Мастер – класс «Кинезиологические упражнения для дошкольников» |
Март | |||
Создание иллюстрированного альбома «Кинезиологические сказки» | Использование кинезиологических упражнений в образовательный процесс | ||
Апрель | |||
Медиа-копилка «Кинезиологические игры» | Использование кинезиологических упражнений в образовательный процесс | Мастер-класс «Кинезиологические игры в развитии интеллекта» | Консультация «Использование медиа – копилки в работе с дошкольниками» |
Май | |||
Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования. | Использование кинезиологических упражнений в образовательный процесс | Ознакомление родителей с результатами работы по развитию кинезиологических способностей | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. Выставка игр и упражнений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.
Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.
Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....

Рекомендации родителям « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».
Материал о том, как можно эффективнее развивать мелкую моторику у современных дошкольников с задержкой психического развития....

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития...
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством художественной деятельности
Приобретенные в период дошкольного детства знания и практические умения определяют ход и интенсивность всех сторон развития ребенка. Несмотря на то, что педагогическое сообщество определенно заин...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игры
Воспитателям коррекционных групп...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игры
Воспитателям коррекционных групп...