Занятие в подготовительной группе "Знакомство с русской обереговой куклой"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия разработан для детей старшего дошкольного возраста. Цель занятия: познакомить детей с русской обереговой куклой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_russkoy_oberegovoy_kukloy.docx | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
«Знакомство с русской обереговой куклой»
Цель занятия: Познакомить детей с историей русской народной тряпичной куклы, обрядами и традициями русского народа.
Задачи:
- Знакомить детей с историей русской народной тряпичной куклы, обрядами и традициями русского народа.
- Формировать нравственные и патриотические ценности через изучение традиций народной культуры, обычаев и традиций.
- Развивать внимание, память, речь через русский народный фольклор.
- Развивать мелкую моторику посредством изготовления тряпичной куклы Кувадки.
- Воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа.
Атрибуты:
Тряпичные кулы-обереги: Подорожница, Крупеничка, Неразлучники, Кубышка травница, Ловушка для снов, Желанница, кукла-Колокольчик, домики с названием деревень, белая и красная фасоль, цветок для игры, отрезы ткани, нитки, ленты.
Ход занятия:
Муз.рук . Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро, солнцу и птицам!»
Доброе утро, улыбчивым лицам!»
И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Муз.рук. Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. А мы гостям всегда рады, какими словами мы встречаем гостей?
(ответы детей: здравствуйте, мы рады вас видеть, проходите, пожалуйста, добро пожаловать)
Муз.рук. Как много добрых и хороших слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает его в ответ». И я вам говорю: «Здравствуйте! Добро пожаловать!» (дети садятся на стульчики)
В записи слышен шорох и грохот. Выходит Домовой.
Муз.рук. Ой, ребята, кто это?
Домовой. Здравствуйте, люди добрые! Я – Домовой. Живу в детском саду и охраняю его от злых людей.
Муз.рук. Приятно познакомиться! А что это у вас в руках?
Домовой. Это сундук моей бабушки, он не простой, а волшебный. Чтобы узнать, что в нем лежит, вам нужно отгадать загадку:
Ей меняю я наряды.
Спать кладу, гулять вожу.
Расчешу, и если надо,
Бант красивый повяжу.
С чем же так играю я,
Подскажите-ка, друзья? (Кукла)
Молодцы, правильно, это кукла (достает из сундука красивую современную куклу). Мне ее подарил домовой из соседнего детского сада.
Муз.рук. Скажите, ребята, а для чего нужны куклы (Ответы детей)?
- Посмотрите внимательно, что есть у этих кукол? (глаза, волосы, руки, ноги, платье)
- А из какого материала они сделаны? (Ответы детей)
А вы знаете, что давным - давно, когда нас с вами еще не было на свете, кукол делали из отрезов ткани. А предназначались они не только для игры, но и являлись оберегом для маленьких детей и даже взрослых.
Звучит спокойная народная мелодия.
Муз.рук. Сегодня я хочу пригласить вас в мир наших предков, которые жили задолго до нас и познакомить с необычными куклами.
Домовой. В моем сундучке есть одна необычная кукла. Она поможет нам в дороге, ее так и зовут - Подорожница.
Муз.рук. Считалось, что те, у кого есть в кармане или суме кукла Подорожница, никогда не заблудятся, и им будет сопутствовать удача.
Воспитатель. А как же мы окажемся в прошлом? (Ответы детей)
Домовой. Очень просто! У меня же есть бабушкин волшебный зонт!
Домовой крутит зонт, звучит волшебная музыка.
Муз.рук. Первая остановка - деревня «Веселушкино». (Дети подходят к домику, на котором написано: «Веселушкино». На столике стоит кукла -Колокольчик).
Ребята, это игровая кукла – Колокольчик. Считалось, если в доме есть такая куколка, там всегда будет царить веселье и радость.
Воспитатель. Наши дети тоже любят веселиться и играть.
Домовой. Я тоже люблю играть! Давайте поиграем в русскую народную игру.
Домовой проводит игру.
Домовой. Вы так здорово играли, что я решил подарить вам свой волшебный зонт, пусть он поможет вам в дороге. А я не могу с вами дальше идти. Мне нужно остаться, какой дом без домового! До свидания!
Домовой отдает зон воспитателю и уходит.
Воспитатель крутит зонт, звучит волшебная музыка.
Муз. рук. Следующая остановка - деревня «Кашкино» (дети подходят к домику с вывеской «Кашкино»). В этой деревне живет кукла Зерновушка.
Раньше в деревнях в конце лета, когда на полях собирали урожай, лучшую, отборную часть зерна прятали в специальный мешочек, наряжали его куколкой и бережно хранили до посева следующего года. Особенно ценной была капризная гречиха, поэтому кукла считалась оберегом, залогом будущего плодородия и ставилась в Красном углу избы. А весной торжественно изымали зерна из мешочка и сеяли в поле с пожеланиями богатого урожая.
Наполняли Зерновушку пшеницей, горохом, пшеном. Ее можно было дарить с пожеланиями добра, богатства, достатка в доме.
Воспитатель. Ребята, у Зерновушки очень много дел, давайте поможем ей разобрать фасоль, отделить белую от красной.
Проводится игра-соревнование « Кто быстрее разберет фасоль»
Муз.рук. Молодцы, ребята! Зерновушка очень благодарна вам и угощает овсяным печеньем. Она пекла его из отборного полезного овса. Ну, а нам пора отправляться дальше.
Воспитатель крутит зонт. Звучит волшебная мелодия.
Воспитатель. Следующая остановка - село Малышкино.
В аудиозаписи звучит плач младенца.
Муз рук. Ребята, мне кажется, мы кого – то разбудили?! Кто же это у нас плачет?
Воспитатель (Подходит к люльке с младенцем) Да это же кукла – малыш! Он только сегодня родился, поэтому и плачет. Давайте его покачаем.
Одна девочка качает колыбельку. Плач не стихает.
Муз. Рук. Что же нам делать, как успокоить малыша? Ребята, а вы знаете, как называются песенки, которые поют малышам, чтобы они не плакали и засыпали? (Ответы детей) Правильно, колыбельная. А ваши мамы пели вам колыбельные песни? (Ответы детей) Давайте вместе споем колыбельную малышу, он успокоится и уснет.
Дети вместе с музыкальным руководителем и воспитателем поют колыбельную, кукла – малыш успокаивается и засыпает.
Воспитатель. У нашего малыша сегодня первый день рождения. Раньше, пока ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они ему дарили? (Ответы детей)
Муз.Рук. Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Ребята, давайте и мы с вами сделаем подарок для малыша! Только подарок этот будет не простой, а настоящий оберег. Послушайте, как звучит слово - оберег – оберегает, значит. Когда малыш рождался, куколку – оберег клали рядом с ним, приговаривая: «Сонница – бессонница, не играй с моим дитяткой, а играй с этой куколкой». Куколки обереги бывали разные: куколку Пеленашку (показывает) клали в колыбельку еще до рождения ребенка. Люди верили, что она согревает своим теплом постельку малыша, охраняет ее от злых духов и дурного глаза. Пеленашка была не только оберегом, но и служила игрушкой ребенку до его крещения. Когда ребенка крестили, ему дарили куколку Кувадку. Я предлагаю вам сделать для нашего малыша именно такую куколку.
Дети садятся за столы. Перед ними лежат лоскуты белой и красной ткани.
Муз.рук. Вы, наверно, обратили внимание, что у всех куколок – оберегов нет лица? Это потому, что считалось, если нарисовать кукле лицо, в нее могут вселиться злые силы. Поэтому лица оставались белыми, чистыми. Все куклы обереги делались без ножниц и иголки, способом скрутки. А закрепляли их веревочками, тесьмой, нитками.
Воспитатель показывает, как правильно выполнять скрутку, закреплять нитками головы и туловища. Затем выполняют скрутку рук и соединяют обе детали вместе. Взрослые выполняют работу вместе с детьми.
Муз.рук. Какие молодцы, ребята! Давайте куколок Кувадок , которых делали взрослые, подвесим к колыбельке, а те, которых делали вы, заберете с собой. Пусть они вас оберегают, ведь вы их делали с чистой душой, любовью и хорошим настроением!
- ну вот, ребята, настало время возвращаться в группу!
Воспитатель крутит зонтик, звучит волшебная мелодия.
Воспитатель. Ребята, что нового и интересного вы узнали сегодня ?
Что вам больше всего понравилось?
Название каких куколок – оберегов вы запомнили?
Муз.рук. Ну, а я с вами прощаюсь, но ненадолго. Мы обязательно продолжим наше путешествие в мир старины и узнаем еще много интересного. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по русской народной сказке "Гуси - лебеди" с использованием здоровьезберегающих технологий.
Занятие включает в себя несколько образовательных областей, таких как "Чтение художественной литературы", "Здоровье", "Художественное творчество"...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. по русской народной сказке «Царевна - лягушка»
Закрепляет знания детей о сказке, формирует умение правильно употреблять в речи слова близкие по значению (синонимы) и слова с противоположным значением (антонимы)....
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста по теме *Знакомство с русской обереговой куклой*
Образовательная область познание, знакомство детей с русскими народными традициями, обереговыми куклами...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Калейдоскоп русских народных сказок»
Цель:Создание условий для поддержания интереса дошкольников к книге и любви к чтению.Задачи:Формировать у детей умение узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным приз...
Конспект занятия на тему "Ознакомление с русской народной куклой"
Расширить представление детей о русской народной кукле....
Творческий проект "Русская обереговая кукла - источник приобщения детей к русской культуре и традициям"
Проект приобщен к году народного единства и нематериального культурного наследия народов России...
Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с русской обереговой куклой"
Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с русской обереговой куклой"...