Конспект занятия для старшего дошкольного возраста по теме *Знакомство с русской обереговой куклой*
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Образовательная область познание, знакомство детей с русскими народными традициями, обереговыми куклами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_.docx | 31.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход занятия:
Воспитатель (В.). Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро, солнцу и птицам!»
Доброе утро, улыбчивым лицам!»
И каждый становиться добрым, доверчивым,
Доброе утро длиться до вечера.
В:Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. А мы гостям всегда рады, какими словами мы встречаем гостей?
(ответы детей: здравствуйте, мы рады вас видеть, проходите, пожалуйста, добро пожаловать)
В:- Как много добрых и хороших слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает его в ответ».
А теперь давайте мы с вами пройдем, сядем на стульчики.
В:- Посмотрите, что это такое? (воспитатель показывает на сундук)
В:- Это сундук, он не простой, а волшебный. Чтобы узнать, что в нем лежит, мы с вами попробуем отгадать загадку:
Глазки голубые, кудри золотые.
Губки розовые, что все это значит?
Дочка, а не плачет, спать уложишь –
Будет спать день, и два, и даже пять. (Кукла)
Молодцы, правильно, это кукла. (воспитатель из сундука красивую современную куклу)
В:- Скажите, ребята, а для чего нужны куклы? А у вас есть куклы?
- Посмотрите внимательно, что есть у этих кукол? (глаза, волосы, руки, ноги, платье)
- А из какого материала они сделаны?
Вдруг дети слышат тихий плач
В:- Ребята, вы слышите, по-моему кто-то плачет (в-ль подходит к двери и вносит тряпичную обрядовую куклу Подорожницу, одевает ее на руку и ведет диалог)
В: Почему ты плачешь, кто тебя обидел?
К: Никто меня не обижал, просто мне очень грустно.
В: А почему ты грустишь?
К: Я долго добиралась к вам, хотела поиграть вместе с ребятами, а теперь вижу, что у вас есть очень красивые куклы. Девочки наверно не захотят играть со мной и моими подружками.
В: Ну что ты, Подорожница, мы очень хотим познакомится с твоими подружками и будем рады поиграть все вместе.
К: Тогда я приглашаю вас в гости к тряпичным рукодельным куклам. Я буду показывать путь, в старину рукодельницы делали нас для тех, кто собирался в дорогу. Считалось, что те, у кого есть в кармане или суме Подорожница, никогда не заблудятся, и им будет сопутствовать удача.
В: Тогда в путь, садимся в автобус. Поехали.
К: Первая остановка - деревня «Веселинкино» (дети подходят к домику, на котором написано «Веселинкино»). На столике лежит кукла-колокльчик, воспитатель берет ее и показывает детям.
В: Подорожница, познакомь нас, пожалуйста.
К: Ребята, это игровая кукла – колокольчик, считалось, если в доме есть такая куколка, там всегда будет царить веселье и радость.
В: Ребята, давайте повеселим нашу куклу-колокольчик - расскажем ей заклички и поиграем в русскую народную игру «Плетень» (дети рассказывают 3-4 заклички по выбору , затем играют в игру).
В: Пора нам отправляться дальше, до свиданья, куколка.
К: Следующая остановка деревня «Кашкино» (дети подходят к домику с вывеской «Кашкино»). В этой деревне живет кукла Крупеничка.
В: Раньше в деревнях в конце лета, когда на полях собирали урожай, лучшую, отборную часть зерна прятали в специальный мешочек, наряжали его куколкой и бережно хранили до посева следующего года. Особенно ценной была капризная гречиха, поэтому кукла была оберегом, залогом будущего плодородия и ставилась в Красном углу избы. А весной торжественно изымали зерна из мешочка и сеяли в поле с пожеланиями богатого урожая.
Можно также наполнять Зерновушку пшеницей, горохом, пшеном . Сейчас куклу Крупеничку дарят с пожеланиями добра, богатства, достатка в доме.
В: Ребята, у Крупенички очень много дел, давайте поможем ей разобрать фасоль, отделить белую от красной.
(проводится игра-соревнование «Золушка»)
К: Вы наверно, проголодались, поэтому Крупеничка приготовила вам угощение (дети подходят к накрытому столику на котором стоит молоко и овсяное печенье)
В: Вот мы и перекусили, давайте поблагодарим хозяйку и отправимся дальше.
К: Следующая остановка село «Неразлучное» . Здесь живут две куколки по имени Неразлучники.
В: Этих кукол принято было дарить на свадьбу, чтобы семья была крепкая и дружная.
Ребята, давайте покажем нашим новым знакомым, что мы тоже дружные, ласковые и внимательные. Поиграем в игру «Ласковое имя»
Ласковое имя
Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.
Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.
В: Нам пора в путь, попрощаемся с нашими Неразлучниками и едем дальше.
К: следующая остановка деревня «Здоровейкино», здесь живут кукла Кубышка Травница и кукла Ловушка для снов (дети подходят к домику с названием «Здоровейкино»).
В: В куклу Травницу насыпали сухие ароматные лечебные травы и подвешивали над кроватью ребенка или больного человека. Оберег в виде куколки делали для того, чтобы отгонять злые сны и притягивать добрые, его помещали в изголовье кровати.
Ребята, раз уж мы с вами попали в деревню «Здоровейкино», давайте укрепим свое здоровье - подышим ароматными травами и выполним упражнение «Волшебный сон» (дети выполняют дыхательное и релаксационное упражнения)
В: Спасибо тебе, Подорожница, мы очень рады были познакомиться с твоими друзьями, но нам пора возвращаться в детский сад.
К: Приезжайте к нам еще, а на память о сегодняшней встрече я подарю вам куколок Желанниц. В старину девушка делала себе такую куколку для исполнения желаний и скрывала от посторонних глаз, прятала в укромном уголке. Чтобы задобрить куколку, ей следовало сделать подарок: красивую бусину, ленточку, пуговичку. Показать Желаннице ее отражение в зеркальце и сказать “Видишь, какая ты красивая, а за подарок исполни мое желание”.
До свидания , друзья.
В: До свидания, нам пора(Дети садятся в автобус и едут в детский сад)
Цели занятия:
Обучающие:
Продолжать знакомить с русскими народными промыслами и традициями.
Познакомить с видами самодельных кукол.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, речь
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.
- Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Атрибуты:
Тряпичные кулы-обереги Подорожница, Крупеничка, Неразлучники, Кубышка травница, Ловушка для снов, Желанница, кукла-колокольчик, домики с названием деревень, белая и красная фасоль, цветок для игры, молоко, овсяное печенье, тарелочки, салфетки.
МАДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД № 29 г. КЫЗЫЛА
Конспект НОД
для старшего дошкольного возраста по теме
«Знакомство с русской обереговой куклой»
Составила: Першина О.А. воспитатель 1 категории
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Из истории русских пряников"
В ходе занятия детей знакомят с традицией изготовления печатных пряников на Руси, с их разнообразием ( фигурные, штучные, городские, почетные; пряничные коврижки), с традициями использования пряников ...
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Люблю берёзку русскую!».
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Люблю берёзку русскую!»....
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста на тему " Деревья не только украшения Земли" 10.06.2019 год
Конспект занятия....
Занятие по окружающему и предметному миру с использованием ИКТ технологий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Этнографический музей. Русская изба».
Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому.Задачи:⦁ Способствовать формированию знаний о культуре, традициях, обычаях, быте русского народа.⦁ Развивать связную речь, образное мы...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Богатыри-защитники Русской земли». Образовательная область: Речевое развитие ( раздел «Художественная литература»)
Цель НОД: Формирование представлений о героическом прошлом русского народа путем изучения народного творчества- былины.Задачи НОД:Обучающие:- Уточнить знания детей о героическом прошлом русского народ...
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста на тему «Индонезия» С элементами нетрадиционной технике рисования в технике «батик»
Цель: знакомство детей с жизнью людей, живущих в стране Индонезия.Техникой росписи ткани–батиком, с его возникновением, технологией изготовления.Необходимый материал: презентация, раздаточный ма...
Занятие по окружающему и предметному миру с использованием ИКТ технологий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Этнографический музей. Русская изба».
Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому.Задачи:⦁ Способствовать формированию знаний о культуре, традициях, обычаях, быте русского народа.⦁ Развивать связную речь, образное мы...