Проект "Лучше нет родного края"
проект (старшая, подготовительная группа)

Рыбалкина Оксана Михайловна

Проект по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей: художественно - эстетического (музыка) и физического рразвития..

Проект приурочен к празднованию 200 - леетия Енисейской губернии. Цель проекта: созддать условия для воспитания чувства патриотизма и любви к родному краю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_luchshe_net_rodnogo_kraya.docx36.54 КБ

Предварительный просмотр:

      муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ужурский детский сад №2»Родничок»

       Рассмотрено:                                                                       Утверждено:

       На педагогическом совете № ___                                   Заведующий МБДОУ

       МБДОУ Д/С №2 «Родничок»                                          Д/С № «Родничок»

       « _____» _________ 2021г                                                        

                                                                                                           

                                                                                                  _____________ И. В. Терентьева

                                                                                                                 

                                                                                                 « _____» _____ 2021г

Проект

по патриотическому воспитанию

детей старшего дошкольного возраста

через интеграцию образовательных областей:

художественно – эстетического (музыка) и физического развития.

«Лучше нет родного края!»

Автор проекта: музыкальный

 руководитель

 Рыбалкина О.М.

г. Ужур

2021г

Актуальность проекта

Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство. Его трудно определить несколькими словами.  Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в России были чертой национального характера. Это находило отклик в народной музыке, играх, состязаниях, народных праздниках . Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек  не ощущает своих корней, своей причастности к событиям в жизни своей страны, края, родного города. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Меняются времена, эпохи, люди, но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, красоте, истине.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал.  Заложить и сохранить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов, что соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким. Именно поэтому, для повышения качества воспитания и обучения необходимо использовать инновационные технологии, осуществлять интегрированный подход в воспитании и обучении дошкольников.

     В нашем детском саду мы стремимся формировать у своих воспитанников патриотическое сознание через знакомство с культурным наследием  нашего  Красноярского края средствами интеграции музыки и физической культуры. Интеграция НОД по физической культуре и музыке создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер. Музыкально - ритмические  упражнения способствуют формированию  опорно-двигательного аппарата, хорошей осанки, пластики, гибкости и растяжки, умению двигаться согласованно с музыкой. Большой плюс интегрированного образования и в том, что НОД проводится в игровой форме, включает в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры. Именно в такой форме мы стараемся привить детям основы патриотического воспитания, социальной и духовной нравственности.

Проблема:

Всилу последних политических и экономических перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Всё чаще дети обращают своё внимание на «популярную» музыку с низким качеством исполнения, играют в компьютерные игры, лишенные нравственного и социального смысла.  Таким образом, теряется связь с культурным, истинно русским наследием нашего народа. В связи с этим очевидна неотложность решения данной проблемы  воспитания патриотизма в работе с дошкольниками. 

Цель: создать условия для воспитания чувства патриотизма и любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста  через интеграцию образовательных областей: художественно – эстетическое (музыка) и физическое развитие.

Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

 - Формировать позитивное отношение к народностям Красноярского края,

 их культуре и традициям.

 - Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

 - Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности: знакомство и разучивание народных подвижных и музыкальных игр с  соблюдением правил и норм  поведения ; театрализация сказок народов, живущих в Красноярском крае; разучивание музыкально-ритмических этюдов из народных танцев; знакомство с различными видами народных спортивных состязаний.

 - Формировать  умение общаться и взаимодействовать с партнерами по игре в совместной деятельности или обмену информацией; развивать умение работать в команде.

  - Воспитывать нравственные качества: дружбу, чувство коллективизма, любовь к родному краю.

Участники проекта: педагоги, дети подготовительной  и старших групп, родители (законные представители)

Место проведения: МБДОУ Д/С №2 «Родничок»

Время проведения:  1 раз в неделю.

Вид проекта: творческий, информационный, развлекательный.

Тип проекта: групповой.

Продолжительность проекта:  долгосрочный (проект рассчитан  с октября 2021 года по май 2022 года)

Этапы проекта

Первый «Подготовительный»

1.Подбор  музыкального репертуара.

2.Подбор материала об истории народных песен, народных подвижных игр, народных состязаний и праздниках.

3. Диагностирование детей (начальное) выявление уровня знаний по теме. 1, 2 день (музыкальный зал)

4. Составление перспективного плана работы по проведению проекта.

5. Подбор и разработка необходимых материалов (тематических занятий, бесед).

6. Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов, загадок.

7. Создание картотеки подвижных игр Красноярского края.

8. Привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогам, их участие в реализации проекта.

Второй этап «Основной»

  1. Физкультурные занятия: знакомство с народными подвижными играми народов Красноярского края.
  2. Музыкальные занятия: знакомство с музыкально-художественными произведениями народов края.
  3. Разучивание песен с детьми, слушание музыки.
  4. Уточнение представлений детей о роли музыки в жизни людей родного края.
  5. Проведение с детьми мероприятий: Новый год в родном крае; Зимние забавы; Колядки в детском саду; Наши защитники;  Сказочный фестиваль народов родного края; Путешествие по Енисею.
  6. Проведение дидактических, подвижных игр, музыкальных игр.
  7. Чтение художественной литературы детям (разучивание стихов,  загадывание загадок по теме).
  8. Просмотр видеофильмов, мультфильмов и презентаций.

Третий этап «Заключительный»

1. Проведение совместного мероприятия «Путешествие по Енисею».

2. Демонстрация проекта на сайте детского сада и непосредственно перед педагогами ДОУ на педчасе.

3. Участие в профессиональном конкурсе, направленном на распространение педагогического опыта по данному проекту.

4. Презентация проекта на педагогических сайтах.

Работа с родителями:

 -        Обеспечение активного участия родителей в реализации проекта: пошив костюмов к народным праздникам; помощь в изготовлении атрибутов к подвижным играм, соревнованиям и праздникам.

 -        Участие родителей в совместных мероприятиях.

 -        Анкетирование.

 -        Консультации.

 

Перспективно-тематический план работы:

Месяц

Мероприятия

Работа с детьми

Работа с родителями

Октябрь

1. Презентация «Наш Красноярский край»: знакомство с жизнью, обычаями, традициями наших предков.

2. Презентация «Подвижные игры народов Красноярского края».

3. Разучивание хореографических этюдов из цикла «Танцы народов Севера».

4. Музыкально – спортивный праздник «Урожай у нас неплох!»

Анкетирование родителей (законных представителей)

«Значение музыки и спорта в вашей семье»

Ноябрь

1. Развлечение - «В единстве наша сила!» ко Дню народного единства.

2. Неделя здоровья с итоговым развлечением «Молодецкие игры».

3. Фотовыставка «Спортсмены нашего города и  края»

4. Разучивание хореографических этюдов из цикла «Танцы народов Севера»

Изготовление нетрадиционного спортивного оборудования к народным подвижным играм

Декабрь

1. Развлечение для детей с ОВЗ и детей – инвалидов «Мы вместе!»

2.  Просмотр мультфильма «Айога». Театрализация одноименной сказки.

3. Музыкально-театрализованное представление: «Новогодние праздники»

 - Консультация для родителей –

«Народная музыка в семейном кругу».

 - Изготовление костюмов к празднику.

Январь

1. Музыкально – спортивное развлечение «Зимние забавы»

2. Разучивание народных песенок.

3. Закрепление хореографических этюдов из цикла «Танцы народов Севера».

Памятки для родителей – «Зимний досуг вместе с детьми».

Выставка семейных фото «Зимние забавы сибиряков

Февраль

1. Презентация «Я люблю свой город!»

2. Фотовыставка «Воспеваем край родной!»

3. Выступление фольклорной группы школы искусств.

4. Музыкально-спортивное развлечение «Защитникам Родины славу поём!» ко Дню Защитника Отечества.

 Участие в фотовыставке.

Создание мини-музея «Куклы в костюмах народов Красноярского края.

Март

1. Повижные игры народов Красноярского края (в НОД)

2. Просмотр мультфильма «Кукушка». Театрализация одноименной сказки в рамках Недели театра.

 

Помощь в изготовлении костюмов и атрибутов ко Дню птиц.

Апрель

1. Музыкально – спортивное развлечение «День птиц»

2. Народные подвижные игры (в НОД)

3. Герои земли Ужурской – презентация ко Дню Победы.

Анкетирование  родителей с целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания.

Май

1. Музыкально – спортивное развлечение «Путешествие по Енисею»

Презентация рализации проекта педагогам ДОУ «Родничок»

Предполагаемый результат. К концу реализации проекта у детей сформированы:

1. Первичные представления детей о культуре и традициях народов Красноярского края.

2. Первичные представления о родном крае.

3. Уважительное отношение к людям других культур и национальностей.

4. Уважительное отношение к истории края и представление о подвигах земляков.

5. Умения и навыки певческой и двигательной активности в исполнении народных песен и танцев.

6. Развитие физических качеств и умений дошкольников;

7. Формирование важных двигательных навыков, эстетического и музыкального и интеллектуального развития;

8. Всестороннее развитие личности ребенка.

Обеспечение проекта:

Материально-техническое:

Аудио, видео и фото система;

Наличие костюмов;

Музыкальный центр,  компьютер, мультимедийная система.

Учебно-методическое:

1.Коломийченко Л.Ф. «Дорогою добра» занятия для детей 5-6 лет по социально – коммуникативному развитию. ФГОС ДО. – М.; ТЦ Сфера, 2015.

2. Коломийченко Л.Ф. «Дорогою добра» занятия для детей 6-7 лет по социально – коммуникативному развитию. ФГОС ДО. – М.; ТЦ Сфера, 2015.

3. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ/  Под редакцией Л.А. Кондрыкиной. – М.; ТЦ Сфера, 2011.

4. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников (старшая группа) – М.  Изд.-во Скрипторий 2003, 2010.

5. Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной: методическое пособие. М., ТЦ Сфера, 2015.

6.Князева О.Л. , Маханева М.Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры: парциальная программа. СПб,; ООО «Детство – пресс», 2017.

6. Интернет ресурсы.

 Приложение

Анкета для родителей «Патриотическое воспитание»

1.   Необходимо   ли сейчас обращать внимание на патриотическое воспитание поколения?

а) Да

 

б) Нет

 

в) Не знаю

 

2. Что значит для Вас «Родина»,   «Отчизна», «Отечество»?

а) Это место,   где родился или вырос.

 

б) Это терминология, обозначающая   место рождения или место жительства.

 

3. Когда необходимо делать основной упор на   патриотическое воспитание?

а) С раннего   детства.

 

б) В более   зрелые годы.

 

в) В   подростковом и юношеском возрасте.

4. Есть ли у вашего ребенка желание   узнавать о своем городе, истории, семье?

а) Да

 

б) Нет

 

в) Иногда

 

5.    Знакомите ли вы детей с историей   нашей страны (годы войны)?

а) Да

 

б) Обязательно

 

в) Нет

  

6.   Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?

а) Нет

 

б) Не совсем

 

в) Да

 

7.   Считаете ли вы себя патриотом?

а) Нет

 

б) Да

      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"

Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.

В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....