Познавательный проект: «Свет, тепло, вода».
проект (старшая группа)

Михайлюк Ирина Вениаминовна

Проблема разумного использования энергии и воды и тепла является одной из главных проблем человечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_svet_teplo_i_voda.docx31.96 КБ

Предварительный просмотр:

 МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк»

Познавательный проект:

«Свет, тепло, вода».

Проект разработала воспитатель                                                              группы общеразвивающей направленности                                                         I квалификационной категории                                                                   Ирина Вениаминовна Михайлюк

Городской округ город Выкса 2021 г

Паспорт проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: Детско –родительский, познавательный

По числу участников проекта: дети 5-6лет, родители, педагоги,

По времени проведения: краткосрочный

 с 20.10.2021-15.11.2021 года

По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

         Проблема разумного использования энергии и воды и тепла является одной из главных проблем человечества.

 Энергосбережение и водосбережение – это не только экономия денег, но и забота о Планете. Каждый из нас является частью Планеты, поэтому любое наше действие или бездействие способно повлиять на развитие событий. Энергосбережение и водосбережение – это очень важно, так как нам жить на этой Планете и нашим потомкам!

В ходе реализации проекта нам хотелось напомнить детям самые простые методы экономии электроэнергии, тепла, воды. Рассказать, как можно сэкономить энергоресурсы в детском саду и дома, какую роль играет экономия энергии в сохранении экологии Земли и какие правила необходимо соблюдать каждому, чтобы беречь природные ресурсы. 

Только целенаправленная работа по воспитанию у дошкольников культуры ресурсо- и энергосбережения принесёт свои плоды во взрослой жизни сегодняшних малышей, они не будут расточительными, пусть станут активными помощниками общественных инициатив, направленных на сохранение и преумножение ресурсов нашей страны.  

Возникла проблема:

Как не только грамотно донести, детям простые истины об экономии природных ресурсов

Решением данной проблемы и стал познавательный проект с участием родителей:

«Свет, тепло и вода».

Цель проекта:  воспитание культуры потребления и  энергосбережения у детей дошкольного возраста посредством различных видов деятельности.

Задачи проекта:

  •   привлечь внимание к проблемам использования и экономии ресурсов и энергии;
  • обогащать и систематизировать представления дошкольников об энергосбережении;
  • вовлечь детей в деятельность по энерго- и ресурсосбережению;
  •  развивать у воспитанников исследовательскую инициативу, творческие способности, основы энергоэффективного поведения.

Ожидаемые результаты по проекту:

  • воспитанники владеют элементарными навыками экономии, понимают необходимость бережного отношения к энергетическим ресурсам;
  • воспитанники проявляют творческие способности, любознательность, познавательную активность, способность использовать полученные представления и навыки в различных видах деятельности и в быту;
  • родители участвуют в совместных мероприятиях,  оказывают содействие педагогам в вопросах энерго- и ресурсосбережения, формируют у детей основы энергоэффективного поведения.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

I Этап - предварительный:

Модель " трёх" вопросов"

Важно было установить на момент начала работы, какие знания имеются у детей, что их интересует, где можно им пополнить недостающие сведения. Удачным приёмом послужила "Модель трёх вопросов".

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Что сделать, чтобы узнать?

Без света не мы не сможем жить

Артём С.

Без воды не будет жизни на земле

Варя П.

Без тепла мы замёрзнем

Анастасия В

Как научиться беречь свет, тепло и воду?

Полина И.

Что нужно сделать для того что бы свет тепло и вода расходовались меньше

Влад П.

Что будет, мы не будем беречь свет, тепло и воду?

Ангелина Р.

Прочитать в книгах. Посмотреть в интернете.

Макар Ч.

Спросить у родителей.

Степан З.

Пригласить рассказать бережливости света тепла и воды людей данных профессий или воспитателя

Богдан Т.

  • Информация для родителей о предстоящем проекте, привлечение их к участию в проекте.
  • Разработка плана мероприятий по теме проекта.
  • Подбор художественной литературы для чтения, презентации, бесед, консультаций для родителей.
  • Подбор наглядно – информационного материала для просмотра.
  • Подбор сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций и музыкальных     произведений.
  • Создание видеофильмов
  • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

I Этап «Подготовительный»

План реализации проекта

Задачи:

  • заинтересовать детей тематикой проекта;
  • содействовать осознанию каждым ребенком необходимости экономного использования энергоресурсов;
  •   побуждать воспитанников к практико-ориентированной и творческой деятельности по тематике «Энерго – водо - теплосбережение» в быту.

Педагоги

изучение необходимой литературы; подбор и систематизация методических материалов к проекту;

  • планирование проекта;
  • подбор методов и приёмов;

подготовка конспектов игр-занятий, медиа-презентаций, материалов, оборудования;

пополнение предметно-развивающей среды для реализации ресурсосберегающего направления;

изготовление карточек-символов, эмблем, костюмов для «патруля бережливых», декораций и костюмов к театральным постановкам;

проведение регламентируемых и не регламентируемых видов деятельности с детьми;

взаимодействие педагогов учреждения дошкольного образования с родителями.

Дети

  • получение информации об основных энергетических источниках и правилах пользования ими:
  • игры-занятия с использованием медиа-презентаций «Планета Земля – наш общий дом», «Природные богатства Беларуси», «Вода – главное чудо планеты», «Солнце – источник жизни, света и энергии», «Энергия вокруг нас», «Простые истины для потребителей»;
  • познавательные беседы «Природное топливо», «Можно ли сократить потребление энергии?», «Вода в жизни человека», «Вода – труженица»,  «Что такое водопровод?», «Что такое тепло?», «Экономим тепло», «Что значит экономить?»;
  • беседы-рассуждения «Польза и вред от солнца», «Польза и вред от ветра»;
  • практикум «Меры предосторожности, имея дело с электричеством»;
  • игры «Что из чего сделано», «Определи на ощупь», «Где живёт электричество?», «Путешествие капельки воды по временам года», «Найди отгадку», «Разрезные картинки», «Хорошо – плохо», «Электричеству - Ура!» и др.;
  • создание проблемной ситуации: «Как беречь энергию в детском саду детям и взрослым?»
  • деление на команды «Капелька», «Светлячок», «Теплота» с дальнейшей постановкой проблемных вопросов, выдвижением гипотез по теме проекта.

Родители

  • беседы с детьми о важности экономии энергоресурсов;
  • совместный с ребенком сбор материала по теме проекта;
  •  подбор и чтение детям художественной, энциклопедической литературы об энергоэкономии, электричестве, газе, воде;
  • оказание помощи в изготовлении театральных костюмов, атрибутов для театров.

II Этап «Исследовательский (основной)»

План реализации проекта

Задачи:

  • стимулировать интерес к познанию окружающей среды, к проблеме необходимости энергосбережения;
  •   развивать познавательную активность;
  •  учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, искать пути экономии света, воды, тепла;
  •  формировать у детей умение сотрудничать со сверстниками в командах;
  •  поощрять стремление принимать участие в мероприятиях, принимать на себя посильные поручения и добросовестно их выполнять.

Педагоги

  • подбор опытов и организация опытно-экспериментальной деятельности в командах;
  • подбор проблемных ситуаций;
  • организация работы «патруля бережливых»;
  •  сочинение сказок на новый лад по энергосбережению и создание по ним медиа-презентаций «Федорино горе», «Домик-экономик», «Мойдодыр», «Уроки бережливости для трех поросят», «Как сберечь энергию»;
  • разработка памяток для детей и взрослых «Бережём воду!», «Бережём тепло!», «Бережём электроэнергию!»;
  • Размещение предупредительных знаков «Уходя, гасите свет!», «Берегите воду!», «Берегите тепло!»;
  •  создание информационных уголков для родителей «Сбережем энергию вместе!».

Дети

  • работа «патруля бережливых»;
  • работа команд: «Светлячок», «Капелька», «Теплота».

Команда «Светлячок»:

  • решение проблемных ситуаций: «Как сберечь энергию?», «Что будет, если исчезнет электричество?»;
  • опытно-экспериментальная деятельность: «Солнечная лаборатория», «Где живет электричество дома?», «Почему лампочка светит?»;
  • игра – фантазирование «Разговор двух лампочек»;
  • экскурсия по саду (пищеблок, прачечная, медкабинет и др.);
  • наблюдение «Как мы используем электроэнергию в детском саду»:
  • Сколько и каких лампочек в группе? В других группах? В других помещениях? На территории учреждения?
  • В какое время суток включается свет?
  • Рационально ли используется электроэнергия в других группах? В других помещениях учреждения?
  • Какие включатели установлены в помещениях?
  • Кем больше всего в саду расходуется электроэнергии?
  • Кто из взрослых следит за расходом электроэнергии в группе? В саду?
  • сочинение сказок об электричестве и его сбережении;
  • выставка рисунков: «Без электричества нам не обойтись»;
  •  сбор копилки советов «Как можно экономить электричество в саду?».

Команда «Капелька»:

  • решение проблемных ситуаций: «Из крана исчезла вода», «Что будет, если исчезнет пресная вода?»;
  • опытно-экспериментальная деятельность: «Можно ли пить талую воду?», «Добываем пресную воду из солёной (морской) воды», «Берегите воду»;
  • экскурсия по саду (пищеблок, прачечная, медкабинет и др.);
  • наблюдение «Как мы используем воду в детском саду»:
  • Кто и для каких целей использует воду?
  • Рационально ли расходуется вода в других группах? В других помещениях учреждения?
  • Кто из взрослых следит за расходом воды в группе? В саду?
  • игра-инсценировка «Разговор капелек из неплотно закрытых кранов»;
  • сочинение сказок о воде и её сбережении;
  • рисование плаката «Берегите воду!»;
  • моделирование схем «Напоминалочки для взрослых и детей»;
  • сбор копилки советов «Как можно экономить воду в саду?».

Команда «Теплота»:

·         решение проблемных ситуаций: «Если закончились запасы природного топлива?», «Как сберечь тепло в доме?», «Если стал холодным дом?»;

·         опытно-экспериментальная деятельность: «Где живёт теплота?», «Сквознячок», «Газ», «Как работает термометр?»;

  • наблюдение «Как мы бережем тепло в детском саду»:
  • Как меняется температура в группе с изменением времени года?
  • Какие окна в помещениях? У каких окон и в чём преимущество?
  • Какие двери в помещениях?
  • Какие помещения самые тёплые в учреждении? Почему?
  • Какие радиаторы в помещениях? Есть ли у них теплоотражающие экраны? Какие защитные решётки на них?
  • аппликация: «Мой уютный теплый дом»;
  • сочинение сказки  об отопительных приборах;
  • моделирование схем «Напоминалочки для взрослых и детей»;
  • сбор копилки советов «Как можно экономить тепло в саду?».

Родители

  • участие в акциях «День без автомобиля», «Внимание – розетка!», «Не дай капельке упасть»;
  •  участие в конкурсе на лучшую авторскую сказку по энергосбережению  «Сочиняем сказки дома»;
  •   показ личного примера разумного потребления электроэнергии, тепла и водных ресурсов;
  • прогулки с детьми и наблюдение как освещаются улицы и дома в разное время суток.

III Этап «Заключительный».

Задачи:

  • Трансляция правил энергосбережения, театрализованных постановок, медиа-презентаций авторских сказок по энергосбережению, видеоролика среди воспитанников учреждения;
  •  распространение памяток об энергосбережении в учреждении дошкольного образования среди работников;
  •  практическое применение усвоенных правил по экономии и бережливости в быту.

Педагоги

  • оформление фотоальбома «Экономия – дело важное»;
  • пополнение видеотеки по энергосбережению;
  • издание коллекции энергоэффективных советов;
  •  разработка памяток с правилами экономного пользования водой, теплом и электроэнергией;
  •  организация выставки методической и детской литературы «Давайте экономить вместе»;
  • создание видеоролика: «Охотники за светом».

Дети

  • просмотр медиа-презентаций «Федорино горе»
  • «Домик-экономик»
  •  «Мойдодыр»
  • «Уроки бережливости для трех поросят»
  • «Как сберечь энергию»
  •  просмотр видеоролика: «Охотники за светом»;
  • показ театральных постановок по сказкам, мини-спектакль «Берегите электроэнергию»
  •   распространение памяток об энергосбережении в учреждении дошкольного образования среди работников.

Родители

  • разработка рекомендаций «Эконом-курс дома»
  •  поощряют ребенка за правильное поведение, способствующее экономии энерго - и водоресурсов.

Чтобы ребята могли разобраться в сложных энергосберегающих понятиях, их значимости для жизнедеятельности человека, были реализованы мероприятия первого этапа проектной деятельности. По его итогу воспитанники предположили, что беречь энергию в детском саду по силам и детям, и взрослым. А какими путями это возможно, стали устанавливать, работая в командах.

Команда «Светлячок», следила за экономией электроэнергии  в дошкольном учреждении и  дома. Изучала, как попадает электричество в дом, где его можно встретить, сочиняла сказки, изготавливала макет «Путь электричества», собирала копилку советов «Как можно экономить электричество в саду?», проводила опытно - экспериментальную деятельность. Во время проведения эксперимента команда изучала расход электроэнергии на пищеблоке, в группах, по учреждению в целом, срок эксплуатации ламп накаливания и люминисцентных ламп, сравнивала их уровень освещённости. Проведённый эксперимент показал, что 60 ВТ лампа накаливания соответствует 18 ВТ лампе люминисцентной при одном и том же уровне освещённости, а срок эксплуатации люминисцентных ламп в 6 – 10 раз выше, чем у ламп накаливания.

Команда «Капелька» выясняла из разных источников, почему вода - наше богатство, изучила, кому нужна вода, свойства воды, где “живет” вода, какую воду можно и нельзя пить, откуда в дом вода пришла, сочиняла сказки о воде и её сбережении,  подсчитывала, сколько дней в году учреждение использует горячую воду от гелиоустановки и сколько благодаря этому было сэкономлено денег,   изготавливала макет «Система солнечного нагрева воды», собирала копилку советов «Как можно экономить воду в саду?». На основе проведенного эксперимента «Берегите воду» дети выяснили, что из неплотно закрытого крана за 1 минуту вытекает 12 капель воды, за 1 час – 70 мл, за 1 сутки – 1литр 680 мл., и за один месяц – 50 литров 400 мл. воды. По результатам эксперимента «Чистка зубов», пришли к выводу, что при чистке зубов  одного стакана  (250 мл.) для полоскания полости рта достаточно, но при этом, за это же время потеря воды составила 2 л 400 мл. По данным результатам, даже при чистке зубов воды расходуется в 10 раз больше. Подвели итоги измерения: при чистке зубов утром и вечером за сутки расходуется 4 л. 800 мл., за неделю -  34 л., за месяц – 144 л.

Команда “Теплота” наблюдала за состоянием батарей дома и в дошкольном учреждении в зависимости от погоды, собирала копилку советов «Как можно экономить тепло в саду?», в которой  даются советы о том, как надо экономить тепло, сочиняла сказки об отопительных приборах, а потом изготовила макет «Дом с паровым отоплением».  Ребята проводили эксперименты для выбора способов сохранения тепла в разных условиях. Для этого провели замер температуры с пластиковыми окнами и обычными, и выяснили, что в группах с пластиковыми окнами и теплоотражающими элементами температура выше на 5 градусов. Чтобы изучить движение холодного и теплого воздуха в помещении использовали самодельный инструмент "сквознякометр", представляющий собой лист бумаги, прикрепленный к карандашу. Угол отклонения листа бумаги от вертикальной оси помогает обнаружить щель и  показать силу сквозняка.  Эксперимент «Как сберечь тепло?» помог нам выяснить, какой из имеющихся у нас материалов (бумага, фольга, теплоотражатель) сможет дольше всех удержать тепло.

На заключительном этапе ребята распространили  свои копилки советов «Как сберечь тепло в детском саду», «Как сберечь воду в детском саду», «Как  сберечь свет в детском саду» и организовали показ видеоролика, сказок по эффективному использованию энергоресурсов среди сверстников, сотрудников учреждения и родителей.

Надеемся, что посредством проекта «Свет, тепло и вода» мы смогли посеять зерно энергосберегающих норм поведения в сердцах ребят и их родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Береги тепло и свет - это главный вам совет"

Проект для группы компенсирующей напрвленности о бережном отношении к свету, воде и теплу....

Презентация по проекту "Свет, вода и тепло в жизни растений (лука)"

Тип проекта: познавательно-исследовательский, краткосрочный.По характеру контактов: в рамках одной возрастной группы.По характеру участия ребёнка: участник от зарождения до получения окончательного ре...

Методическая разработка на тему «Энергосбережение «Вода, свет, тепло»

В данной разработке происходит знакомство детей с энергии, воспитание у детей потребность в экономии энергии; расширение представления о том, откуда берется электричество и как оно попадает к человеку...

Проект "Береги свет, тепло и воду - береги природу!"

Познавательно-исследовательский проект с детьми стршего дошкольного возраста....

Конспект занятия "Экономия тепла, света и воды"

Развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;Продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощённое объ...

"Беречь свет, тепло и воду - экономить сбережения"

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста умения беречь воду, тепло и свет.Задачи:Образовательные:продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощенно...

Познавательный проект "Как пьют воду цветы"

Познавательно-исследовательский проект о том, что необходимо растению длл полноценного роста...