"Беречь свет, тепло и воду - экономить сбережения"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Панова Юлия Алексеевна

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста умения беречь воду, тепло и свет.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощенное объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла;
  • формировать у детей потребность в их экономии.
  • познакомить с понятиями «экономия», «бережливость»;
  • показать, что экономия помогает учитывать ограниченность ресурсов.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;
  • развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к дарам природы;
  • воспитывать финансовую грамотность, способствуя целостному развитию личности ребенка, формированию у него адекватной системы ценностей и полной картины мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansy_no4.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по финансовой грамотности для детей старшей группы

«Беречь свет, тепло и воду – экономить сбережения»

Панова Юлия Алексеевна

воспитатель

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста умения беречь воду, тепло и свет.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощенное объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла;
  • формировать у детей потребность в их экономии.
  • познакомить с понятиями «экономия», «бережливость»;
  • показать, что экономия помогает учитывать ограниченность ресурсов.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;
  • развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к дарам природы;
  • воспитывать финансовую грамотность, способствуя целостному развитию личности ребенка, формированию у него адекватной системы ценностей и полной картины мира.

Ожидаемые результаты: усвоить понятие «энергосбережение», «экономия», «бережливость»; усвоить, как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: рассматривание альбомов и иллюстраций «Бытовая техника»; занятие по окружающему миру «Волшебное электричество»; чтение художественного произведения С. Галкина «Домашняя экономия».

Словарная работа: электричество, энергосбережение, природные ресурсы, экономия, электростанция.

Материал и оборудование: игрушки Чебурашка и кукла Наташа, демонстрационный материал «Электроприборы»,  модуль «Электричество» из лаборатории «Наураша в стране Наурандии», конверт с письмом, карточками для дидактической игры.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня я узнала, что можно здороваться не только словами и пожатием рук, но и необычно. Хотите, расскажу и покажу?

Упражнение «Давайте поздороваемся!»

Цель: упражнение создает психологически непринужденную атмосферу.

В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им.

Стук в дверь, входит кукла Наташа (или любой персонаж)

Кукла Наташа:

Здравствуйте, мои друзья,

Меня зовут Наташа.

Я очень бережлива,

И ко всем советам я

Прошу прислушаться, друзья!

Я пришла сегодня к вам

С таким предложением,

Давайте все обучимся энергосбережению.

Воспитатель: Здравствуй, Наташенька, мы рады с тобой подружиться, а кто-то к нам еще стучится?

Входит Чебурашка

Чебурашка: Это я, Чебурашка. Я ходил по улицам и очень, замерз, вот зашел к вам погреться, а у вас в группе тепло, уютно, и, наверное, вода горячая есть, я люблю поплескаться в воде.

Воспитатель: А правила бережного и экономного отношения к воде ты знаешь?

Чебурашка: А мне воды не жалко у нас в доме водопровод есть. И горячей и холодной воды сколько хочешь. Я иногда даже кран не закрываю.

Кукла Наташа: Но воду беречь надо.

Воспитатель: Правильно Наташенька, воду надо беречь, не открывать кран сильно, струя воды должна быть тоненькой, ремонтировать кран, если он сломается и капает вода, когда чистишь зубы воду надо наливать в стаканчик. Так мы сохраняем природные ресурсы и экономим деньги, которые платим за воду.

Чебурашка: Я постараюсь запомнить эти правила. А у вас так тепло, и уходить не хочется!

Кукла Наташа: У хорошего хозяина в любой мороз в доме тепло. Только надо как следует его подготовить, тогда никакой холод не страшен. А ты как свой дом утеплил?

Чебурашка: Да никак! Думал, придет зима, подключат отопление, тепло будет. А получилось наоборот: пришла зима, отопление подключили, батареи как огонь, а в квартире холодно.

Кукла Наташа: Понятно, в твоем доме топить, что на дворе у костра греться. Дров много пропадет, а тепла не будет.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что им необходимо сделать, чтобы в доме было тепло?

Дети: Утеплить окна, закрывать плотно двери, форточки, батарею не зашторивать.

Кукла Наташа: Пойдем, Чебурашка, я тебе помогу утеплить твой дом.

Воспитатель: Смотрите, ребята, Наташенька конверт оставила, наверное в нем для нас письмо. На конверте написано: «Детский сад «Улыбка», старшая группа. Ребятам. Советы от Наташеньки». Как интересно, письмо то в картинках.

Давайте попробуем его прочитать.

Дидактическая игра «Правила от Машеньки»

Воспитатель показывает ребятам картинки с изображением на тему «береги воду», «береги тепло», «береги свет». А дети должны сформулировать правило.

Воспитатель: Какие важные советы дает нам Наташенька?

Выставляются два совета в картинках: «Береги воду»,  «Не выпускай тепло».

Воспитатель: Ребята, вы, наверное, хотели бы побывать в гостях у Наташеньки? А как вы думаете, какой у нее дом?

Дети: Чистый, уютный, красивый, аккуратный, тёплый.

Воспитатель: А что значит уютный дом?

Дети: Когда есть мебель, чисто, тепло, аккуратно.

Воспитатель: Ребята, а мы сейчас с вами поиграем, в игру называется, игра «Доскажи словечко»

Игра «Доскажи словечко»

Мама может стирать белье в (стиральной машине).

Папа может пылесосить ковер (пылесосом).

Дочь может гладить белье (утюгом).

Бабушка достает продукты из (холодильника).

Можно готовить на (плите).

Когда все дела сделаны, можно отдохнуть:

Посмотреть (телевизор),

Послушать (радио),

Поговорить по (телефону),

Почитать книгу, сидя около (настольной лампы).

Воспитатель: Ребята, а как можно назвать, одним словом все эти предметы?

Дети: Электроприборы.

Воспитатель: Что служит питанием для электроприборов?

Дети: Электричество, электроток, электроэнергия.

Воспитатель: А откуда поступает электроэнергия в дом? (С электростанции).

Где в каждом доме живёт электричество? (В розетках).

Как ток попадает к нам в квартиры? (По проводам).

Воспитатель: Ребята, а давайте представим, что мы электричество и нам нужно попасть в дом.

Физкультминутка

Ток бежит по проводам, (Бег на месте)

Свет несёт в квартиру нам. («Фонарики»)

Чтоб работали приборы, («Моторчик»)

Холодильник, мониторы. ( Хлопки в ладоши на каждый бытовой прибор)

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принёс. (Взяться за руки)

Воспитатель: Ребята, а что будет в доме, если включить все электроприборы?

Дети: Сгорит все, будет болеть голова от шума, будем много денег платить, не успеет вырабатываться электроэнергия, будет загрязняться окружающая среда.

Воспитатель: А что делать, если электричество отключиться? Как жить без электроприборов?

Дети: Свечу зажечь, сохраняются природные ресурсы.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть в  интересную игру. Воспитатель дает на выбор ребенку картинку с изображением электроприбора. Ребенок должен рассказать детям про него, но не называя. А ребята должны не просто угадать, что это за прибор, но и рассказать, как правильно обращаться с данным электроприбором, чтобы сэкономить электричество. (например: этим предметом можно сделать белье гладким, ровным; с помощью этого устройства можно узнать новости, сведения о погоде, послушать музыку).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, я отключила ноутбук от розетки, а он продолжает работать. А все потому, что в нем есть батарейки, в которых живет и хранится ток. При правильном обращении с электроприборами мы сможем сэкономить каждую искорку электричества.

Проводится опыт с батарейкой с помощью модуля «Электричество» из лаборатории «Наураша в стране Наурандии»: лампу на подставке соединить проводом с батарейкой при помощи зажима. Лампа не включенная в розетку должна зажечься.

Воспитатель: Почему загорелась лампочка? (Ответы детей: в батарейке есть запас электроэнергии). Если провода подсоединить к батарее, электричество пойдет по проводам и сможет гореть лампочка.

Какие приборы работают на батарейках? (Часы, плеер, фонарик).

Подведение итогов занятия.

Пусть узнают все на свете,

Даже маленькие дети, -

Экономить нужно в доме

Газ, тепло и даже воду.

Чтобы было хорошо,

Чисто, весело, светло!

Ребята рассказывают, что они сегодня узнали на занятии, задают вопросы воспитателю и друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для занятия по экологии "Свет, тепло, воздух"

Данная презентация составлена по конспекту из методического пособия Н.В. Коломиной "Занятия по экологии в детском саду"  для старшей группы по теме "Свет, тепло, воздух"...

Методическая разработка на тему «Энергосбережение «Вода, свет, тепло»

В данной разработке происходит знакомство детей с энергии, воспитание у детей потребность в экономии энергии; расширение представления о том, откуда берется электричество и как оно попадает к человеку...

Конспект занятия по экологии на тему: «Свет, тепло, воздух».

Конспект занятия по экологии на тему: «Свет, тепло, воздух»....

Познавательный проект: «Свет, тепло, вода».

Проблема разумного использования энергии и воды и тепла является одной из главных проблем человечества....

Конспект мероприятия для детей в возрасте от 3 до 4 лет на тему: "Солнышко-источник света, тепла и радости"

Цель: вызывать эстетические чувства к природе и ее изображениям нетрадиционными художественными техниками. Задачи:1. Формировать умение создавать образ солнышка ладошкой, располагая изображение в...

Проект "Береги свет, тепло и воду - береги природу!"

Познавательно-исследовательский проект с детьми стршего дошкольного возраста....