"Зимующие птицы"
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект образовательной деятельности "Зимующие птицы" по познавательному развитию с использованием ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_ptitsy.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №114 «Аленький цветочек» города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект образовательной деятельности
«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
(образовательная область «Познавательное развитие»)
в старшей группе с использованием ИКТ
Разработала воспитатель
Ефремова Наталья Витальевна
Чебоксары, 2016
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Формировать экологические знания о зимующих птицах и ответственного бережного отношения к ним, расширять представления детей о зимующих птицах.
Учить различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду; подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки.
Закрепить знания детей о корме, который можно использовать в подкормке птиц.
Интеграция с образовательной областью «Чтение художественной литературы» - закрепить умение отгадывать загадки.
Интеграция с образовательной областью «Речевое развитие» : активизировать в речи детей новое слово «щебечут».
Интеграция с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» - совершенствовать изобразительные навыки и умения.
Развивающие задачи:
Способствовать развитию психических процессов и положительных эмоций
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес и бережное отношение к пернатым.
Планируемый результат:
может поддерживать беседу о птицах;
активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Материалы и оборудование:
Предметные картинки с изображением зимующих птиц, фотографии птиц, аудиозапись «Голоса птиц», загадки о птицах, кормушки для птиц, геометрические фигуры из оракала для украшения кормушек, ветка рябины, видеописьмо.
Предварительная работа:
Прогулка в парк. Наблюдение за птицами на прогулке. Беседы о зимующих птицах. Рассматривание иллюстраций. Чтение познавательных рассказов о птицах. Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц». Изготовление вместе с родителями кормушек.
Методические приемы:
1. Упражнение «Гора дружбы».
2. Видеописьмо-обращение.
3. Вопросы к детям.
4. Рассказы детей о птицах.
5. Отгадывание загадок о птицах.
6. Этюд «Спасите птенца».
7. Рассматривание ветки рябины.
8. Дидактическая игра «Кто как кричит».
9. Украшение кормушек.
10. Видео-письмо.
11. Анализ занятия.
Ход образовательной деятельности детей:
1. Организационный момент.
В., Ребята, давайте построим «Гору Дружбы», соединив наши руки.
(Протягиваю свою руку, на неё кладёт руку другой ребёнок, и т. д.)
В. Посмотрите, какая высокая получилась гора, какая крепкая наша дружба. С такими друзьями любая работа по плечу, а это нам сегодня пригодится.
В., Какое сейчас время года?
(ответы детей)
Осень вступила в свои права. Дуют холодные ветра, почти голые деревья скрипят от ветра, идут дожди.
Дети стоят в кругу. Приходит видео сообщение. Воспитатель показывает детям.
В. Дорогие дети, к нам пришло видео сообщение. Давайте посмотрим. (Воспитатель этой же группы обращается к детям через видео-сообщение)
«Здравствуйте ребята! Сегодня я побывала в лесу и обнаружила, что там очень мала птиц. Но увидев синицу, сороку, дятла, воробья и ворону я подумала: Как же они выживут в лесу? Ведь наступили холода. Ребята, я думаю, вы поможете мне и ответите на вопросы, как зимуют птицы? И как мы с вами можем позаботиться о пернатых. Заранее огромное спасибо!
До свидания!»
В. Ребята, давайте расскажем Марине Евгеньевне про зимующих птиц нашей местности. Присаживайтесь на стульчик.
Дети садятся на стульчики.
Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают в теплые края. Но не все, есть и такие, которые не улетают, а остаются зимовать.
В. Как называются птицы, которые остаются зимовать?
(ответы детей)
В. Каких зимующих птиц вы знаете?.
(Ответы детей)
В. Молодцы! Ребята, давайте рассмотрим зимующих птиц нашей местности (с использованием видеопрезентации)
- Это синица. Грудка у неё жёлтая, черная голова и крылья. Зимой она питается ягодами рябины, семенами шишек, почками деревьев. Очень любит сырое мясо.
- Это снегирь. Снегирь чуть крупнее воробья. У него красная грудка, голубовато-серая спинка, головка и крылья черные. Он прилетает к нам с первым снегом, любит ягоды рябины.
- Это дятел. Зимой дятлы питаются семенами хвойных деревьев. Окраска оперения у дятлов разнообразна, но у большинства видов яркая — черная, зеленая или пестрая. Это одна из очень полезных птиц наших лесов: работает круглый год по уничтожению вредителей. Является лесным доктором.
- Это воробей – бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Клюёт овёс, пшено, зимой селится вблизи жилища человека, клюёт всё, что найдёт – всеядная птица.
- Это голубь. Обладает прекрасным зрением – различает цвета радуги. Окраска перьев у голубей различна. Питается растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. Голуби очень привязаны к людям.
- Это ворона. Вороны очень умны. Оперение — чёрное с зелёными отблесками. Ест ворона всё. Падаль, мыши, птички и их яйца, черви и жуки, рыба, овощи, фрукты, сыр, творог – всё ей годится. В природе ворона, безусловно, полезна, но вблизи человеческого жилья становится воровкой.
(Показывает гнездо)
В. Ребята, как вы думаете, что это? А что там внутри, мы с вами сейчас узнаем.
(в гнезде находятся загадки)
Отгадывание загадок
1) я по дереву стучу,
червячка добыть хочу.
Хоть он скрылся под корой
Все равно он будет мой.
(дятел)
2)Чернокрылый, красногрудый,
Он везде найдет приют.
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут.
(снегирь)
3)Любит прыгать и летать,
Хлеб и зернышки клевать.
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем чик-чирик.
(воробей)
4) всё хлопочет и вертится
Всё свистит и суетится,
Ей на месте не сидится
Называется…….синица.
Физкульминутка:
В. Сейчас мы с вами немножко отдохнем. Встаньте, пожалуйста, как вам удобнее и послушайте мой рассказ.
Этюд «Спасите птенца».
Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его. Медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием.
Осторожно прижмите ладони к своей груди, дайте птенцу тепло своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к нам.
В. Ребята, я приглашаю вас к столу. Посмотрите. Как вы думаете, от какого дерева эта ветка?
(ответы детей)
Мне кажется, она очень грустная. А вам, ребята, так не кажется? Как вы думаете, почему она грустит?
(ответ детей.)
В. Как мы можем помочь веточке?
(дети развешивают вырезанные изображения птиц на ветку)
Как у наших у ворот
Чудо-веточка растёт.
Не листочки на нём, (во время украшения)
Не цветочки на нём.
А птички на нём.
(Дети рассматривают дерево и птичек на нем)
-А птички на дереве не простые
Зимуют они в тех же краях, где находятся летом. Живут они в хвойных лесах. А зимой в поисках пищи собираются в стаи и прилетают в населенные пункты, где мы их и видим. Объев всю калину, рябину и прочую ягоду, которая осталась на деревьях и кустарниках, снегири возвращаются к себе в лес
«Дидактическая игра «Кто как кричит»
В. Ребята, а знаете ли вы, как кричат разные птицы?
(ответы детей)
А вот сейчас это мы сейчас проверим.
_ Присаживайтесь на стульчики и слушайте.
Воспитатель включает запись с пением птиц: синицы, снегиря, дятла, воробья, голубя, вороны.
-Ребята, как красиво поют птицы. Как по - другому можно сказать, что птицы поют? (щебечут). Какое красивое слово. Давайте его повторим: щебечут. Я знаю, что нам птички хотят сказать: «Холодно-холодно нам, голодно-голодно нам»
- Что значит голодно?
(ответы детей).
В. Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.
В. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?
Дети: Надо изготовить кормушки и подкармливать птиц.
В. Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, устраивать для них кормушки на балконе, в саду, в парке, в лесу, у нас на участке в детском саду - везде можно устроить для птиц столовую.
В. Как вы думаете, почему еще необходимо помогать птицам в зимнее время?
Дети: чтобы птицы всегда радовали нас своим пением.
В. Я знаю, что вы со своими родителями смастерили кормушки.
В. А чтобы наши кормушки были красивыми и яркими я вам предлагаю их украсить.
(дети с воспитателем украшают кормушки заранее вырезанными геометрическими фигурами)
В. Какие красивые получились кормушки. Давайте покажем их Марине Евгеньевне.
Рефлексия:
В. Давайте еще раз построим с вами «Гору Дружбы», какое у вас настроение? Как вы думаете, мы сегодня помогли нашим птицам? Что мы узнали и сделали с вами?
Включается видео сообщение воспитателя.
«Ребята! Большое вам спасибо за интересный рассказ о птицах. Теперь я не буду переживать за птиц, которые остаются зимовать в нашей местности, ведь у них есть такие замечательные друзья как вы. Спасибо вам за красивые кормушки. Мы развесим их на участке, на аллее искусств и будем кормить птиц всю зиму.
В. Как только выпадет первый снег, мы обязательно развесим наши кормушки, а пока давайте их уберем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"
Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Конспект НОД подготовительной к школе группы на тему: «Расширение и усвоение знаний о зимующих птицах» (в рамках тематической недели «Зимующие птицы»)
Цели: Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы», совершенствование грамматических категори...