Проект краткосрочный для детей старшей группы на тему: "Этикет"
проект (старшая группа)
Проект краткосрочный на тему: "Этикет" в старшей группе детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект краткосрочный для детей старшей группы на тему: "Этикет" | 49.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 17 города Крымска муниципального образования Крымский район
Краткосрочный проект «Этикет для дошколят»
в старшей группе
Разработала воспитатель
старшей логопедической группы № 05
МБДОУ
детского сада № 17
Бочкова Н. В.
Краткосрочный проект «Этикет для дошколят»
в старшей группе
Вид проекта: краткосрочный (2 недели) с 1.10.2021г.-15.10.21г, познавательный, творческий, групповой.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Актуальность проекта: дошкольный возраст, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений об умении вести себя дома, в общественных местах. В ходе наблюдений за детьми обратили внимание, что дети не всегда культурно ведут себя за столом во время приема пищи, с товарищами в играх агрессивны. Роль педагога - дать ребенку элементарные знания об этикете. Поэтому возникла потребность в необходимости повышения культуры межличностных отношений, взаимодействия детей в группе и семье, общей социальной зрелости детей, снижении агрессивности.
Цель: через разные виды деятельности формировать представления о поведении детей в социуме.
Задачи:
Образовательные: расширять и углублять знания детей о правилах поведения в социуме (знакомить с правилами этикета в общественных местах: на остановке, за столом, в гостях, в музее, в театре, в библиотеке).
Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений.
Закреплять у детей навыки правильного поведения за столом.
Развивать познавательную активность, мотивацию, интеллектуальные способности детей.
Воспитательные: воспитывать культурного и аккуратного человека.
Воспитывать уважение к окружающим людям, повышать уровень коммуникативной компетенции детей.
Задачи по работе с родителями: вместе с родителями формировать у детей правила этикета. «Самый лучший способ привить хорошие манеры – постоянно показывать пример»
Ресурсы:
Материально-технические:
-телевизор
-флешка с детскими песнями, презентациями, мультфильмами.
- библиотечный фонд;
- иллюстрации и т.д.
Образовательные области по ФГОС:
Социально – коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно – эстетическое развитие;
Физическое развитие.
План реализации проекта:
Деятельность педагога: подводит к теме, принимает участие в распределении обязанностей, помогает, проверяет, обобщает, контролирует, оценивает результаты проекта; подбирает художественную и методическую литературу, составляет картотеку игр, пословиц, поговорок, мультфильмов, песен. Поисковая работа для презентаций.
Деятельность детей: сравнивают, анализируют, изучают, рисуют, создают, оформляют, участвуют в процессе проекта.
Деятельность родителей: беседы с детьми, оформление буклетов, книжек-малышек.
Этапы.
Подготовительный этап:
Определение темы проекта;
Формирование цели и определение задач;
Подбор материала по теме;
Составление плана основного этапа проекта;
Подбор презентации по теме.
Основной этап:
Беседа: «Что такое этикет и зачем он нужен?» — дать детям понятие слова «Этикет». «Что такое доброта», «Вежливые слова», «Хвастаться-это плохо»
Словесные, дидактические, сюжетно-ролевые, игры-упражнения, игры по этикету речевого общения: «Наши имена», «Вежливый котик», «Каждой вещи свое место», «В театре», «В гостях», «У меня звонит телефон», «Доскажи словечко», «Хорошо или плохо», «И я», «Мы плывем на пароходе», «Хорошие и плохие поступки», «Оденемся на прогулку», «Эмоции», «Благородные поступки», «Вежливые слова», «Волшебные слова»
Чтение произведений: В.Осеевой «Просто старушка», «Волшебное слово», Т.А.Шорыгина. рассказ «Моя любимая игрушка»; С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы», Хрестоматия «Что такое хорошо и что такое плохо», «Заяц хваста», «Рассказ о неизвестном герое».
Чтение пословиц о дружбе. Законы дружбы.
Сюжетно-ролевые игры: «В гостях», «Магазин», «В общественном транспорте» — закрепить правила поведения в общественных местах, закрепить свои знания, умения доброжелательно общаться друг с другом.
Песни: «От улыбки станет всем светлей» прослушивание песен: «Если добрый ты», «Дорогою добра», Барбарики «Что такое доброта?».
Просматривание презентаций и видео по теме «Сервировка стола», «Правила поведения за столом», «Этикет».
Работа с родителями:
Вместе с детьми создать презентацию. Подобрать к ней иллюстрации, картинки, фото на темы: «Столовая посуда», «Я сервирую стол», «Я еду в автобусе».
Просмотр мультфильмов с детьми дома: «Чебурашка», «Серая шейка», «Леопольд», «Цветик семицветик», «Золотая антилопа», «Друзья –товарищи», «Котенок по имени Гав», «Буратино»
Ожидаемый результат:
Для детей:
Воспитание нравственных и эстетических качеств; привить детям потребность выполнять правила этикета, поведения, культуры общения; развитие личности ребенка, умения продуктивно взаимодействовать с другими людьми; овладение детьми старшего дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях.
После завершения проекта воспитанники смогут: Применять имеющие знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. Общаться с окружающими людьми в соответствии с правилами этикета. Уважать старших.
Для педагогов:
Установление партнерских взаимоотношений педагогов и родителей по вопросам нравственно патриотического воспитания.
Педагогическая копилка: картотека пословиц и поговорок о дружбе, картотека игр, сборник песен о дружбе. Презентации и видео по теме «Сервировка стола», «Правила поведения за столом», «Этикет». Сборник советских мультфильмов о дружбе: «Чебурашка», «Серая шейка», «Леопольд», «Цветик семицветик», «Золотая антилопа», «Друзья –товарищи», «Котенок по имени Гав», «Буратино»
Работа с родителями:
Консультация «Развитие культурно-гигиенических навыков у детей»
Беседа «Этикет в семье»
Беседа «Об опрятности и аккуратности»
Консультация «Какую роль играет пример родителей в воспитании детей?»
Приложение1
БЕСЕДЫ И КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Беседа на тему «Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников»
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение!
Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.
Для успешного привития навыка опрятности важно, чтобы родители в процессе общения с детьми чаще выражали положительное отношение ко всему чистому, опрятному. Но одобрительного или недоброжелательного отношения недостаточно. Важно, чтобы дома был порядок, и игрушки имели своё место. Во время еды в распоряжении детей должны быть салфетки, дети должны по мере необходимости пользоваться ими самостоятельно.
Перед каждым приёмом пищи надо обязательно мыть руки, у детей это должно войти в привычку.
Выполнять мытьё рук надо поэтапно:
- вначале закатать рукава;
- подставить руки под струю воды, попеременно охватывая ладонью тыльную сторону каждой руки;
- затем производить моющие, трущие движения, делаем «Мыльные перчатки». Надо приучать детей мыть руки самостоятельно по мере необходимости и вытирать их только своим полотенцем.
Одежда ребёнка должна быть аккуратна, каждый ребёнок должен иметь носовой платок и уметь правильно пользоваться им. Так же необходимо учить детей сразу правильно держать ложку, есть первое и второе блюдо, не брать пищу из тарелки руками, мясное блюдо есть с гарниром, суп кушать с хлебом.
Дети должны усвоить правила:
- нельзя выходить из- за стола с куском хлеба или пирога;
- нельзя выходить, если рот наполнен непрожёванной пищей;
Ребёнок должен благодарить взрослого после еды, задвигать стульчик.
Детей нужно ежедневно подмывать и менять им трусики. Бельё ребёнка должно быть выстирано и выглажено.
Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении, поэтому одним из ведущих приёмов во всех возрастных группах является повторение действий, упражнение, без этого навык не может быть сформирован. На первых порах формирования навыка следует проверить, как выполнены отдельные действия или задание в целом, например, попросить перед мытьём: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотреть, насколько чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры.
Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
Беседа «Семейный этикет»
Когда начинаешь говорить о семейном этикете, то часто сталкиваешься с откровенным непониманием, мол, какие могут быть церемонии между своими?! Тогда возникает резонный вопрос: а почему мы стараемся казаться воспитанными, вежливыми и культурными с зачастую совершенно для нас посторонними людьми, которых мы, вполне вероятно, больше никогда и не встретим в жизни, а с родными и близкими не церемонимся, хотя дороже их у нас никого нет?
В конце концов, вежливость и культурное, доброжелательное обхождение в семье – это залог стабильных и прочных семейных отношений, которые предполагают взаимоуважение, право каждого на личное пространство, терпимость к чужим привычкам и взглядам. А что, как не это, позволяет сохранить теплые чувства, не скатываясь в скандапы и разборки?
Кроме того, соблюдение известных правил семейного этикета вовсе не такое уж сложное дело, требующее немыслимых усилий. Напротив, это привычка вести себя одинаково воспитанно и на работе, и в общественных местах, и дома. И еще, не стоит забывать, что наши дети учатся всему у нас, и если они с детства получают наглядные уроки бескультурья, трудно будет ждать, что когда-то они, наконец, поймут, что культура поведения – это не только проявление уважение к окружающим, но и к самому себе тоже.
Когда-то в старину муж считался главой дома, а жена – душой семейного очага. Тогда же правила семейного этикета были незыблемы и неукоснительно соблюдались. И сейчас во многих семьях есть замечательные традиции, сохраняется уважительное отношение друг к другу, причем, это касается всех – старших членов семьи и детей тоже.
В чем суть семейного этикета? Он, как и этикет, вообще, призывает, в первую очередь, уважать привычки и вкусы и своей половины, и окружающих вас людей. В семье не принято выпячивать свое «я», требовать особого внимания и проявлять пренебрежение по отношению к своим близким. Даже, если у вас не складываются безоблачные отношения со свекровью (или с тещей), отношение к ним должно быть корректным.
Не нужно в присутствии детей обсуждать и, тем более, осуждать, своих друзей и знакомых. Понятно, что у мужа и жены могут быть серьезные проблемы, но вот такие разговоры следует проводить приватно, наедине. Дети еще не в состоянии разобраться во всех сложностях человеческих отношений, и им будет непонятно, почему родители говорят неприятные вещи в адрес тех людей, с которыми общаются. Более того, маленькие дети могут запросто озвучить услышанное, как раз при тех, о ком идет речь.
Этикет вообще, и семейный, в частности, требует соблюдения тайны переписки. Это касается не только супругов - родители также не должны читать письма детей без их согласия. Если же письмо получено от родственников или от общих знакомых, то необходимо об этом сообщить всем членам семьи.
Нельзя позволять себе рыться в карманах, сумочке, портфеле своих близких. Это же относится к личным записям – дневникам, записным книжкам и пр. Оправдать подобное вмешательство в личные дела любого члена семьи, все равно, взрослого или ребенка, недопустимо, и оправдать его лучшими намерениями, например, проконтролировать или уберечь от опрометчивого шага, нельзя.
Особенно важно уважительно относиться к личности ребенка. Если он увидит или узнает, что вы роетесь в его компьютере, дневнике, ранце, это почти наверняка вызовет его негодование и испортит ваши отношения. Более того, в таких случаях вернуть доверие и уважение детей очень сложно. Они станут скрытными, могут начать лгать, и теперь уж вы точно не сможете ни уберечь его, ни помочь в случае необходимости.
Принято постучать в закрытую дверь комнаты, если там кто-то находится, прежде, чем войти. Закрытая дверь предполагает, что человек уединился, чтобы побыть одному, или сделать что-то, что не принято делать на людях, например, переодеться и пр. Стучать нужно и, желая зайти в детскую комнату.
Во многих семьях приняты совместные семейные трапезы. И, конечно, за столом тоже стоит вспомнить об этикете. Кстати сказать, чем красивее и аккуратнее накрыт стол, тем легче соблюдать правила этикета. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш обед, завтрак или ужин прошел приятно, позаботьтесь накрыть стол, как полагается. И делать это нужно всегда, а не только для гостей. А членам семьи не стоит забывать сказать «спасибо» после еды. Кстати, если вам необходимо встать из-за стола раньше других, то по этикету полагается спросить разрешения.
Беседа «Об опрятности и аккуратности»
Никто не любит признаваться, что он неопрятен или неаккуратен. Хорошо понимая это, мы предпочитаем не говорить о некоторых не совсем свойственных нам. И даже если порой забываем убрать пыль под коврам, то уж во всяком случае, стараемся, чтобы его поверхность гости видели чистой.
А Детям совершенно безразлично всё это; и они не могут разделить наши заботы по очень простым причинам.
Во-первых, детей не особенно волнует, что скажут люди об их неряшливости: во-вторых, грязь не столь же неприятна им, как нам, в-третьих, у детей ещё не выработались многолетние привычки, и потому они не могут автоматически выполнять все необходимые действия, чтобы выглядеть опрятно.
Для того, чтобы ребёнок чистил зубы, регулярно принимал душ, мыл руки перед едой, убирал свои игрушки приходится до самой юности, а то и позже напоминать ему об этом.
Ребёнка следует побуждать к аккуратности, награждать его, вовлекать в соревнование, можно даже поругать его, но важно не поднимать эту проблему каждый день, ребёнок от неё устанет, да и нельзя рассчитывать на то, что он станет чистоте и порядку придавать такое же значение, как и взрослый. Самое главное установить с ребёнком настолько хорошие отношения, чтобы ребёнок доброжелательно воспринимал ваши указания и советы. Когда отношения с ребёнком добрые, спокойные, ребёнок проявляет добрую волю, даже если не соглашается с вами. В результате он получает важный для своего развития урок – он понимает, что можно вовсе не любить то, что делаешь, но занятие это всё-таки необходимое. Это достижение уже немаловажное. Мы подтолкнём ребёнка к самостоятельности, если будем время от времени помогать ему. Дети очень любят подражать — этим можно воспользоваться. покажите ему, как вы заботитесь о своей чистоте и опрятности, и он увидит, что вы регулярно делаете то же самое, что требуете от него.
Нужно сделать всё возможное, чтобы чистоплотность вошла у ребенка в привычку. Это значит, бесполезно объяснять малышу; что зубы нужно чистить для предотвращения кариеса. Как бы глупо не выглядела эта мысль, говорить детям: «МЫ чистим зубы потому, что чистим вот и всё». Самое простое средство со временем добиться успеха — постоянно напоминать, что некоторые вещи нужно делать не только потому, что нам хочется их делать, а потому, что это нужно. Если возникает необходимость в дополнительных объяснениях, надо сказать ребёнку, что сами вы, ваши друзья следуем правилам, которые хотим привить им.
Но не будем забывать, что потребуется время, прежде чем ребёнок осознает всё это. Поэтому лучше начинать воспитывать аккуратность как можно раньше, не в 6 лет, а в 2-3 года. Не надо ожидать, однако, что и в этом возрасте ребёнок сразу же сможет выполнить все ваши наставления. Приступать к формированию навыков чистоплотности надо непроизвольно, без какого-либо нажима. Сначала надо постараться внушить ребенку, что необходимо выглядеть опрятно, но нельзя рассчитывать на быстрый успех.
Приложение 2
БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ
Беседа: «Что такое этикет? И зачем он нужен?»
Этикет – французское слово. Оно означает свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных кругах. «Этикет – это правила поведения человека среди других людей»
Этикет помогает найти выход во многих жизненных ситуациях, способствует доброжелательности и взаимопониманию: в школе, на работе, на улице, в общественном транспорте, в магазине, в гостях
Беседа: «Что такое доброта?»
Ход беседы
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Встаньте пожалуйста в «Круг радости», послушайте стихотворение:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро – солнцу и птицам!
Доброе утро - улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро – длится до вечера!
О чем мы будем говорить сегодня?
Дети: О добре.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам присесть и послушать следующую композицию.
Дети сидят полукругом.
Слушание песни гр. Барбарики «Что такое доброта?»
Беседа по данной песне.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какому человеку легче жить на белом свете – доброму или злому? (Дети отвечают)
Воспитатель: Послушайте стихотворение:
Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких, и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И все же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда один... (Л. Полякова)
Есть ли у добрых людей друзья? Много или мало?
Воспитатель: А как вы думаете, что такое «добро», «доброта»? (Дети отвечают).
Воспитатель: Знаете, а добро бывает разное. Одно добро – это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро? (Дети отвечают)
Воспитатель: Каждый человек должен иметь доброе сердце, добрую душу, уметь говорить добрые слова, чтобы всем помогать, жалеть тех, кто попал в беду, и, конечно, всех любить
Воспитатель: Я уверена, вы тоже учитесь быть добрыми, вежливыми людьми и знаете добрые слова. Какие это слова? А как их надо произносить? (ласково, негромко, глядя в глаза человеку, которому их говоришь)
- Я с удовольствием поиграю с вами в игру «Доскажи слова». Я начну, а вы продолжайте, хором дружно отвечайте.
-Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: доброе утро!
— Растает даже ледяная глыба
От слова теплого — спасибо.
— Зазеленеет старый пень
Когда услышит — добрый день.
— Когда вас ругают за шалости
Вы говорите — простите, пожалуйста.
Воспитатель: Ребята, я сейчас предлагаю вам рассказать о своих добрых делах. Если вы совершаете добрые дела, значит у вас доброе сердце. Расскажите о своем добром деле.
Итог:
Воспитатель: Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?
Так что же такое доброта?
Вам понравилось наше занятие?
Беседа: «Вежливые слова»
Дети, давайте поздороваемся.
- Ребята, сегодня я вас приглашаю в «Школу вежливости», чтобы поговорить о чем-то волшебном. Волшебство встречается в сказках. Это и волшебные вещи, и волшебные герои, и ... волшебные слова. Но эти волшебные слова бывают не только в сказках. Мы их слышим каждый день и иногда даже не обращаем внимания. Но обойтись без них невозможно. Эти слова нам очень нужны.
Ко всем сердцам, как к двери,
Есть ключики одни.
Их каждый легко подберет,
Нужные слова найдет.
Слово это словно ключик,
Золотой и сказочный,
Словно самый светлый лучик,
Звать его «Пожалуйста».
Спасибо с улыбкой сказать так несложно,
Но нет его в мире порою дороже!
Во дворе, в семье, в саду,
Слово это трудится,
У того, кто с ним в ладу,
Все на свете сбудется.
- Почему волшебные слова называют ключиками ко всем сердцам?
- Для успешной нашей работы давайте поздороваемся, поприветствуем друг друга.
Игра - приветствие «Мяч передавай, с тем, кто рядом поздоровайся»
(Дети передают друг другу мяч, произнося слова - приветствия)
- Дети, народная мудрость гласит: От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет. Чтобы быть приятным людям, надо всегда помнить правила вежливости.
Дидактическое упражнение «Закончи предложение»
1. Придя в детский сад надо со всеми ... (поздороваться).
2. Чтобы попросить у товарища игрушку говорят ... (Дай мне, пожалуйста) (сер.)
3. Когда двое разговаривают нельзя ... (их перебивать).+
4. Когда оскорбил товарища надо ... (попросить прощения).
5. Чтобы тебя уважали люди все надо быть ... (всегда приветливым).
6. Идя домой надо сказать всем ... (до свидания).
Вежливость - очень важное качество для каждого человека. Для того, чтобы проявить вежливость, существуют специальные вежливые слова. Иногда такие слова называют даже волшебными, ведь в каждом слове заключается великая сила, они могут совершать чудеса! Как вы думаете, что такое вежливые слова?
Слова: «До свиданья!», «Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» -
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке.
В школе и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.
Какие вежливые слова вы встретили в стихотворении? А какие вежливые слова вы знаете еще?
Беседа: «Хвастаться – это плохо»
Дорогие дети! Сегодня речь пойдет о хвастовстве, или, как еще называют это плохую наклонность – заносчивость. Наверняка многие из вас уже испытывали на себе это, не совсем хорошее состояние. Например, когда вам родители подарили очень красивую куклу или машинку. И эта игрушка была намного лучше, чем у ваших сверстников по детскому садику или школе. Тогда вы начинали ей хвастать и чувствовать свое превосходство над другими ребятами. Вот это состояние и есть – самая настоящая заносчивость, которая ни к чему хорошему не приводит!
А чтобы вы еще лучше и нагляднее поняли эту дурную наклонность, давайте прочтем один интересный и поучительный рассказик 🙂
Наследство
«Родители Лизы были люди бедные, но честные и трудолюбивые. Сама Лиза была очень добренькая и ласковая девочка, и все дети в соседстве любили ее за вежливое и милое ее обращение. Всякий охотно играл с нею, несмотря на то, что она была беднее всех и не имела, таких хорошеньких платьиц, как Наташа, Настя и прочие подруги. Они же смотрели не на платье, но на сердце, которое, конечно, стоит больше какой-нибудь шелковой или бархатной тряпки.
Вдруг с Лизой произошла перемена. Родители ее получили большое наследство и разбогатели. Лиза вообразила, что она важнее своих подруг, и сделалась в высшей степени спесивой. От прежней услужливости и любезности у неё не осталось и следов.
Наташа, Настя и прочие подруги ее сначала удивились, а потом стали над нею смеяться, но наконец Настя сказала ей: «Послушай, Лизочка, ты глупенькая девочка. Если ты не переменишь своего обращения, то останешься одна: мы с тобой играть не будем. Опомнись!»
При этих словах Лиза поморщилась, отвернулась от подруг и сказала: «Теперь я богата — подруги найдутся». Она, однако же, ошиблась: дети оставили ее, Лиза, покинутая подругами, вскоре сильно соскучилась. Она только теперь увидала, как неприятно быть одной. Сидя у окна, Лиза плакала, поглядывая на веселые игры своих прежних подруг. Наконец мать ее заметила эту перемену и спросила ее: «Почему ты не играешь со своими подругами?»
Сначала Лизе стыдно было сказать причину, но по настоянию матери она созналась в своей глупой выходке, равно как в том, что уже давно раскаивается в своей заносчивости.
«Ступай сейчас же к своим подругам, извинись перед ними», — сказала мать. — И помни, что не богатство, но ласковое и сердечное обращение делает человека любимым. Какое другим дело до того, богата ты или нет? Разве они пользуются твоим богатством? Оставь навсегда глупую спесь и не допускай, чтобы зло укоренилось в твоем сердце».
Лиза тотчас же последовала совету матери, побежала к подругам, ласково попросила у них извинения за свое надменное обращение с ними и снова была с радостью принята в кружок веселых детей. Это, впрочем, весьма хорошо на нее подействовало: с тех пор она никогда не хвасталась богатством отца».
И вам, дорогие ребята, мы того же желаем! Никогда не хвастаться своими красивыми игрушками и не заноситься перед друзьями-сверстниками.
Приложение 3
Копилка пословиц и поговорок о дружбе
Без беды друга не узнаешь.
Без друга в жизни туго.
Без друга, который потерян, плохо, но плохо и с другом, который неверен.
Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.
Бедный знает и друга и недруга.
Был бы друг – будет и досуг.
Будешь работать вместе с друзьями, сердце станет сильным, как у льва.
Бойся обидеть друга и выдать тайну врагу.
Верному другу цены нет.
Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.
Всякий выбирает себе друга по своему нраву.
Врагу не кланяйся, а для друга – жизни не жалей.
Вода у друга лучше, чем у врага – мёд.
Верному другу цены нет.
Верный друг лучше сотни слуг.
Горы и камни разрушает ветер, отношения людей портят наветы.
Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
Друга узнаёшь в беде, а обжору — в еде.
Друга на деньги не купишь.
Дружба — великая сила.
Дружба дружбой, а в карман не лезь.
Дружба дружбе рознь, а иную – хоть брось.
Дружба и братство дороже богатства.
Для дружбы нет расстояния.
Друг познаётся в беде.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
Друг дороже денег.
Друг научит, а недруг проучит.
Друг в глаза скажет, враг – за спиной бурчит.
Друг — ценный клад, недругу никто не рад.
Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.
Добро потеряешь – ещё наживёшь, друга потеряешь – уже не вернёшь.
Друга в беде не вини никогда.
Дружный дом – счастье в нём, если дружбу потерял – счастье промотал.
Дружба крепнет на взаимности.
Дружить дружи, а расчёт держи в порядке.
Дружным бог даёт, недружных наказывает.
Дорожку к дружкам не изведаешь, пока сам не проведаешь.
Друг твоей души за тебя своей душой пожертвует, друг твоего богатства, и скотины не отдаст.
Дружба заботой да подмогой крепка.
Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь.
Друг в беде — друг вдвойне.
Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.
Друг не испытанный, что орех не расколотый.
Друг спорит, а недруг поддакивает.
Друзья наших друзей — наши друзья.
Друзья познаются в беде.
Друг познается на рати да при беде.
Знал дружка в радости, не оставляй в горести.
Из-за нового приятеля не теряй старого.
Над другом посмеёшься — над собой поплачешь.
Назвался другом — помогай в беде.
Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.
Недостаток доверия вредит дружбе.
Не сошлись обычаем, не бывать дружбе.
Плохой друг подобен тени: только в светлые дни его и видишь.
Расстояние дружбе не мешает.
Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга.
Кто разделяет с тобой трудную минуту — настоящий друг.
Кто друг другу помогает, тот врага одолевает.
Если враг на тебя нападёт, друг ненадёжный к нему перейдёт.
Единственный способ иметь друга — это быть другом.
Живёшь не с тем, с кем родишься, а с тем, с кем сдружишься.
Жид — что уголь: не обожжет, так замарает.
Изжил нужду – забыл и дружбу.
Ищешь друга без недостатков – останешься без друзей.
Какую дружбу заведёшь – такую и жизнь проведёшь.
Каков у тебя друг, таково к тебе и уважение.
К дому друга дорога никогда не бывает длинной.
Кто друг прямой, тот брат родной.
Ложь дружбу губит, почему дружба её не любит.
Лучше выслушать упреки друзей, чем потерять последних.
Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
Лучший друг – старый, лучший халат – новый.
Маленькая дружба лучше большой ссоры.
Назвался другом — помогай в беде.
Не годы сближают людей, а минуты.
Не поспоришь — не подружишь.
Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Не мил и свет, коли друга нет.
Дружба не служба; а кому дружить, на того служить.
Нет друга — ищи, а нашел — береги.
Не приестся хороший кусок, не наскучит хороший дружок.
Не открывай тайны другу – знай, у него тоже есть друг.
Над другом посмеёшься – над собой поплачешь.
Обида от одного друга, как от тысячи врагов.
Одёжа хороша новая, а друг — старый.
Плохой друг — что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в ненастный не найдешь.
Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который неверен.
Расстояние дружбе не мешает.
Сам пропадай, а товарища выручай.
Старый друг лучше новых двух.
Умный враг лучше глупого друга.
У кого в доме нет угощёнья, у того на улице нет друзей.
Умный — винит себя, глупый – товарища.
Хороший друг лучше умного брата.
Этикет надо соблюдать даже в дружбе.
Бой красен мужеством, а приятель — дружеством.
Будешь дружить со змеёй – ужалит.
Вода у друга лучше, чем у врага мёд.
Гусь свинье не товарищ.
Друга на деньги не купишь.
Друга не теряй, взаймы не давай.
Друг — твоё зеркало.
Дружные сороки и гуся съедят, дружные чайки и ястреба забьют.
Друзья — до чёрного дня.
Дружба, как вино, чем дольше, тем крепче.
Дружба прочна, там хорошо идут дела.
Для друга, что тебе по сердцу, не грех оторвать и от сердца.
Дружба — как стекло, разобьёшь – не склеишь.
Другу платишь злом, чем заплатишь врагу?
Дружба на время – рабство навечно.
Двое умных друг друга найдут – до смерти дружбу берегут, два дурака сойдутся – до смерти грызутся.
Для дорогого друга – ворота настежь.
Дружное стадо волков не боится.
Если товарищ слепой, и ты один глаз свой прикрой.
Если друг даст тебе песок, и его зажми в кулак.
За дружбу дружбой платят.
На вкус и цвет товарищей нет.
Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.
Они такие дружные – водой не разольёшь.
Одной рукой узел не завяжешь.
Порох и огонь дружить не могут.
Последний чай наливай другу.
Ради друга терпи и пургу и снег.
Скатерть со стола — и дружба сплыла.
С кем хлеб – соль водишь, на того и походишь.
С иным водиться — что в крапиву садиться.
С медведем дружись, а за топор держись.
Собаки, повидавшие волков, дружны.
Солдатская дружба помогает службе.
С хорошим другом — горы свернёшь, а с плохим – горя хлебнёшь.
Такие друзья, что схватятся – и колом не разворотишь!
У дружных соседей и сохи свились вместе.
Человек без друга, что земля без воды.
Человек без друзей, что сокол без крыльев.
Что за тем гоняться, кто не хочет знаться.
Законы дружбы
Помогай другу в беде.
Не смейся над недостатками друга.
Не обманывай друга.
Будь вежлив.
Будь аккуратен.
Останови друга, если он совершает дурной поступок.
Будь отзывчивым не только в горе, но и в радости.
Не будь жадным.
Не будь предателем.
Относись к людям так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
Умей признавать свои ошибки и не обижайся на справедливую критику.
Не завидуй.
Умей хранить секреты.
Береги друзей.
Умей прощать.
Старайся быть искренним.
Будь терпимым к людям не похожим на тебя.
Приложение 4
Картотека словесных игр по этикету речевого общения
«Наши имена»
Цель: помочь детям и воспитателю запомнить имена детей группы, способствовать развитию внимания, координации движений.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Каждый участник должен хлопнуть один (три) раз, повернуть голову к сидящему рядом, улыбнуться ему и громко, чётко назвать своё имя.
Обратить внимание и отметить, кто произнёс своё имя чётко, с гордостью; кто – тихо, словно оно ему неприятно.
Словесная игра по речевому этикету
«Вежливый котик»
Цель: Дети проговаривают различные вежливые слова, учатся говорить их, помогают тому, кто забыл слово.
Ход игры: Взявшись за руки, ребята водят хоровод вокруг мягкой игрушки, проговаривая:
Все хорошие ребята
Знают добрые слова.
Приходите к нам (котята, медвежата и т. д.)
Рады видеть вас всегда.
Остановившийся на последнем слове напротив игрушки ребёнок, говорит приветливое слово, не повторяя уже сказанного.
Дидактическая игра по этикету внешнего вида
«Каждой вещи своё место»
Цель: Обогащать представления детей о многообразии предметного мира. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать бережное отношение к вещам, предметам, стремление содержать их в порядке и на своих местах.
Материал: Кукла Маша – растеряша; демонстрационные картинки: шкаф для одежды, шкаф для посуды, шкаф для игрушек; раздаточные картинки: посуда, одежда, игрушки.
Ход игры: К ребятам приходит Маша – растеряша и рассказывает о своей беде: все вещи у неё растерялись, перепутались. Маша просит ребят помочь найти каждой вещи своё место
Дидактическая игра по правилам этикета в общественных местах:
«В театре»
Цель: Объяснить детям элементарные правила поведения в театре; обучить детей правилам приобретения билета в театр и одновременно ввести в словарь детей этикетные выражения, необходимые при приобретении билета в театр.
материал: Билеты в театр, афиша к театру, знаки – символы что нельзя делать во время просмотра представления.
Ход игры: Воспитатель громко объявляет детям, что приехал театр (звучит весёлая музыка). Предлагает детям приобрести билеты в волшебной кассе (касса работает исключительно на волшебных словах). Дети «покупают» билеты, благодарят кассира и занимают места на стульях (заранее расставленных). Мальчикам предлагается пропустить девочек, девочки благодарят мальчиков.
Воспитатель вместе с детьми рассматривают знаки – символы: «Что нельзя делать во время просмотра представления». Хлопками дети приглашают артистов. После просмотра благодарят их.
Предварительная работа: Заранее, в секрете от других детей, «артисты» - активные дети готовят представление.
Сюжетно – ролевая игра по гостевому этикету:
«В гостях»
Цель: Учить эмоционально выражать чувство радости и весёлого настроения от общения с окружающими людьми. Закрепить знания детей о гостевом этикете, формировать способность приобретения уверенности в себе, особенно навыков доброжелательного общения, обучать правилам поведения в гостях и при приёме гостей дома. Воспитывать умение быть радушным и приветливым.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям о том, что все они сегодня пойдут в гости. День сегодня особенный. У зайчика, который живёт у них в группе в кукольном уголке, день рождения. Он пригласил всех ребят к себе в гости.
Педагог предлагает детям приготовить подарки для зайчика. Зайчик любит морковку, капусту. Педагог подсказывает, что на день рождения можно подарить и цветы, и разноцветные шарики, и прочее. Все подарки дети складывают в корзинку.
Воспитатель предлагает детям посмотреть со стороны, как заинька готовится к приёму гостей. Он берёт в руки игрушку зайца и, читая стихотворение, готовит праздничный стол.
Всё сумею, всё успею,
Всё смогу я сделать.
Прежде чем на стол поставить
Чашки и конфетки,
Хорошо бы постелить
Чистые салфетки.
Чашки, ложки ставлю в ряд,
Чай готовлю для ребят.
Чтобы понял каждый гость
Очень ему рады.
Я поставлю здесь цветы –
Будет стол нарядным.
Зайчик приглашает гостей к себе в избушку. Дети заходят, здороваются, а затем вместе с педагогом вручают заиньке подарки с поздравлением:
День рожденья – день веселья,
Всюду шутки, песни, смех,
И конечно любят гости
В этот день поздравить всех.
Зайка благодарит гостей за подарки и поздравления, приглашает их за стол, угощает чаем с пирогом и конфетами.
После угощения зайка предлагает гостям поиграть.
В конце занятия педагог напоминает ребятам о том, чтобы они не забыли поблагодарить зайчика за угощение и попрощаться с ним.
Дидактическая игра по этикету телефонного разговора:
«У меня зазвонил телефон»
Цель: дать понятие, что такое телефон: - это важное средство короткого общения, благодаря которому мы наводим справки, узнаём о здоровье близких и друзей, договариваемся о месте и времени встречи. Знакомить детей с правилами телефонного разговора. Объяснить, что первым заканчивает разговор старший по возрасту и положению, девочка в разговоре с мальчиком. Упражнять детей в умении соблюдать этикет телефонного разговора в различных ситуациях.
Словарная работа: Вежливость, доброжелательность, средство связи, телефон, телефонный аппарат, гудки, звонок, номер, рычажки, трубка.
Пособия: Два телефонных аппарата.
Ход игры: выбираем два участника, которые сменяются другими детьми, жюри из 3 – 4 детей, которое определяет, кто выполнил все условия игры лучше всех.
Раздаётся телефонный звонок, надо как можно скорее взять трубку, но для этого приходится пройти через всю комнату, не задевая столы, стулья; аккуратно поднять трубку с рычажков и сказать «алло» так, чтобы позвонившему человеку стало ясно, что его звонка ждали и ему рады.
Словесная игра
«Доскажи словечко»
- Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (Спасибо)
- Зазеленеет старый пень, когда услышит…(Добрый день).
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).
- Друг другу на прощание мы скажем…(до свидания)
- Друг друга не стоит винить, лучше скорее…(извинить).
- До чего ж оно красиво слово доброе…(спасибо).
- Когда виноваты, сказать спешите, прошу вас, пожалуйста… (извините).
- Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(здравствуйте).
- Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)
- Если друг попал в беду,…(помоги ему)
- Решай споры словами, … (а не кулаками)
Дидактические игры по формированию культуры поведения.
«Хорошо или плохо?»
Цель: формировать умения правильно вести себя в обществе, выполнять культурно-гигиенические нормы; учить оценивать сложившуюся ситуацию, анализировать действия других; воспитывать понятие о культурном поведении.
Ход игры. Воспитатель демонстрирует детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку подняться по лестнице и т. д. Детям следует определить и аргументировать ответ о том, какая ситуация является положительной, а какая отрицательной.
«Каждой вещи свое место». Игра-упражнение.
Цель. Закрепить правило «Каждой вещи - свое место». Выяснить знают ли дети расположение игрушек и вещей, необходимых для самостоятельной деятельности.
Методические приемы. Чтение стихотворения «Маша-растеряша», вопросы к детям:
- Дети, как вы думаете, почему девочку называют растеряшей?
- Что нужно сделать, чтобы ее не называли растеряшей? Маша не могла ничего найти, потому что не знала хорошего правила.
- Какого, дети?
- А теперь посмотрим, знаете ли вы место каждой вещи.
- Алешенька, принеси мне, пожалуйста, книгу. Спасибо. Олечка, будь добра, подай мне, пожалуйста, куклу Таню. Спасибо. Аленушка, сделай доброе дело, положи Андрюшку-малыша в коляску. Молодец.
- Дети, почему вы ничего не искали и быстро выполнили мои просьбы?
- Мы знаем, где они лежат.
- Да, дети, у каждой вещи должно быть свое место. Есть еще правило «Где взял, туда положи». Оно поможет поддержать порядок в группе.
Игра «И я».
Цель: Развивать у детей сообразительность, чувство юмора, закреплять правила поведения в общественных местах.
Ход игры: Воспитатель начинает рассказ в том месте, где он остановился, дети говорят: «И я…если эти слова подходят по смыслу.
Я пришла в магазин…Там очень много товара, я решила купить себе кофточку, а платить не стала…
Игра-упражнение. «Мы плывем на пароходе».
Цель. Закрепить правила поведения в транспорте.
Материал для игры: ширма-пароход, касса, стулья, билеты, куклы-дети.
Ход игры. Предложить детям плыть на пароходе. Дети перечисляют правила поведения в транспорте. Воспитатель дополняет. «Капитан» занимает место у штурвала. Дети с билетами спокойно занимают места. Когда все места заняты, заходит воспитатель с куклой Незнайкой. Один из детей уступает место воспитателю. Воспитатель благодарит ребенка. Незнайка начинает громко разговаривать, пытается стать ногами на сиденье, разбрасывает конфетные обертки. Воспитатель просит детей напомнить Незнайке, как надо вести себя в транспорте, как поступать в разных случаях. Дети охотно указывают Незнайке на его ошибки. Незнайка благодарит.
Игра продолжается, но уже в измененной форме. Предоставив детям самостоятельность, воспитатель наблюдает за взаимоотношениями между детьми и за действиями каждого.
Освоению правил способствуют игры упражнения, когда воспитатель одной фразой описывает ситуацию, а дети характеризуют ее и отвечают, как надо при этом себя вести. Например,
- Если ты станешь прыгать в автобусе, громко разговаривать, то… (ответ детей)
- Если ты залезешь на сиденье с ногами, то…
- Если девочка шла, споткнулась о камень и уронила куклу, то…
- Если бабушка зашла в автобус, а свободных мест нет, то... и т. д.
«Хорошие, плохие поступки».
Задачи: Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувство самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам. Обогащать нравственные представления детей на положительных примерах из жизни.
Ход игры. Воспитатель:
- Много славных дел ждет нас в жизни, но прежде всего мы должны вырасти настоящими людьми: какими? (Добрыми, смелыми, отзывчивыми, воспитанными, умными и т. д.)
- Еще какими? (Вежливыми.)
-Вежливый человек всегда внимателен к людям. Но иногда ребята ведут себя грубо не только со сверстниками и чужими людьми. Грубость, неуважительное отношение – признак плохого воспитания.
-Посмотрите, на этой страничке, разноцветные карточки, на которых нарисованы вопросительные знаки. Эти карточки закрывают картинки, на которых изображены дети в разных ситуациях, вам надо будет рассказать, где дети ведут себя хорошо, а где поступают плохо.
-Открыть карточки, нам поможет волчок. Палочку нужно вставить в колёсико, какой цвет на волчке выпадает, карточку с таким цветом мы и будем открывать. (Воспитатель крутит волчок, открывает карточки, дети рассказывают о том, что изображено на картинках.)
Игра-упражнение. «Оденемся на прогулку».
Игра проходит в раздевальной комнате.
Цель. Воспитывать потребность в бережном отношении к одежде. Формировать навык последовательных действий одевания. Активизировать вежливые слова: пожалуйста, спасибо, будь добра.
Предварительная работа. Дети учились употреблять вежливые слова.
Методические приемы. Предложить ребенку (который усвоил последовательность действий) правильно одеться, обращаться с просьбой помочь. Спросить детей, все ли Оля делала правильно, какие вежливые слова употребляла. Сказать: «Теперь вы одевайтесь, а мы с Олей посмотрим, какие вы молодцы».
Игра «Эмоции».
Задачи: Формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка - умение определять и различать человеческие эмоции и чувства. Развивать воображение
Ход игры. Воспитатель:
Бывают чувства у зверей,
У рыб, цветов и у людей
Влияет без сомнения
На нас всех настроение!
-У всех у нас случается так, что нам бывает весело, или мы наоборот мы грустим или злимся, это называется настроение или эмоции. Как вы думаете, от чего меняется наше настроение?
-Настроение меняется от ситуаций, в которых мы с вами можем оказаться. Например, вас похвалили, и у вас стало хорошее настроение, а если вдруг вы плохо поступили и вас за это наказали, то и настроение, скорее всего у вас испортится.
-Посмотрите, на этой страничке стоят человечки, которые повернулись к нам спиной, у них у всех разное настроение. Чтобы узнать какое, кто- то из вас аккуратно достанет человечка, посмотрит на него, никому не показывая, и постарается изобразить ту эмоцию, которую выражает человечек, а нам с вами ребята надо будет её отгадать. (Ребёнок достаёт человечка, изображает эмоцию, остальные дети отгадывают.)
Воспитатель: Мы открыли с вами всех человечков, давайте, теперь изобразим все вместе эти эмоции.
Дети изображают:
-Радость
-Злость
-Веселье
-Грусть
-Удивление
-Застенчивость
«Благородные поступки»
Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.
Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.
«Вежливые слова»
Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.
Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.
Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.
«Волшебные слова»
Цель: вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, объективно оценивать поведение, воспитывать доброжелательное и толерантное отношение к людям, умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи,
Материал: картины и изображения людей
Ход игры: злые - добрые, больные – здоровые….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие по реке Ахтубе". Совместный проект воспитателя и детей старшей группы.
Проект направлен на обогащение знаний детей о родном городе, о значении рек , воды в жизни человека, животного и растительного мира....
Проект "Море" для детей старшей группы №2 с ОНР
Цели: Расширять знания детей о жителях моря;систематизировать имеющееся знания;расширять активный словарь детей;пополнять и расширять развивающую среду ...
Проект по знакомству детей старшей группы с коми народной сказкой "Гундыр"
Проект может быть реализован в рамках тематических недель "Сказка", "Мой дом, мой поселок, моя республика". В проект включен сценарий развлечения физкультурно-оздоровительной направленности по мотивам...
Краткосрочный познавательный проект "Космос" для детей старшей группы
Краткосрочный познавательный проект "Космос" для детей старшей группы...
Краткосрочный проект "Безопасные дороги детям" старшая группа
У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто стави...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ для детей подготовительной группы на тему: «Этикет и его история»
Цель: становление осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения.Задачи:— уточнять первоначальные представления о нормах и правилах взаимоотношений, приемлемых в российской коммуника...
Краткосрочный для детей старшей группы Тема «День матери»
Мать считается хранительницей семьи. И, конечно, же, именно мама играет важную роль в жизни каждого человека. Развитие отношений между ребенком дошкольного возраста и матерью имеет большое значение дл...