Проект для детей подготовительной группы на тему «Этикет для дошколят».
проект (подготовительная группа)

М.В. РОДИНА

 

 Проект

для детей подготовительной группы на тему

«Этикет для дошколят».

Краткосрочный проект

для детей подготовительной группы на тему

«Этикет для дошколят».

Тип проекта: познавательный, творческий, краткосрочный ( с 5.02.-27.02),

групповой.

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, родители

воспитанников, воспитатель группы.

Актуальность проблемы:

В современном обществе, происходит переоценка многих явлений, среди которых не последнее место занимает этикет Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка успешным, уверенным в себе человеком,  адаптированным в обществе, любимым близкими и друзьями, понимаемым  коллегами по работе. Вот поэтому, взрослым необходимо терпеливо обучать его правилам культурного поведения, объяснять необходимость их соблюдения.

Этикет – это правила, которые человек должен выполнять в данном обществе при определенных обстоятельствах и по которым складывается  первое впечатление о нём.

В детском саду соблюдение правил необходимо для нормального существование детского коллектива, и воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, помогая ребёнку ориентироваться в общественной жизни.

В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических качеств. Поэтому было принято решение  разработать и внедрить  проект «Этикет для дошколят».

 

 

Форма занятий: совместная игровая познавательная деятельность взрослого и детей.

Цель проекта:

Способствовать формированию культуры поведения у детей

подготовительной к школе группе, помочь в познании основ человеческих

взаимоотношений, расширять уже имеющиеся знания об этикете.

Задачи:

— формировать навыки культурного поведения;

— привлекать родителей к культурному воспитанию детей в семье;

— изучать понятия «этикет» и «культурный человек»;

—формировать культурное поведение в разнообразных жизненных ситуациях;

— активизировать творческие способности, воображение, любознательность, мышление, коммуникативные навыки, познавательный интерес к этическим правилам и нормам;

— закреплять знания детей о речевом этикете в определенных бытовых ситуациях;

— формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания, расширять словарный запас, развивать связную речь.

воспитывать у детей нравственные качества, необходимые в обществе;

— проводить работу с родителями по вопросам культурно-нравственного воспитания своей семьи;

— создавать развивающую среду.

Предполагаемые результаты реализации проекта

1. Сформированность у детей:

— понятий «этикет» и «культурный человек»;

— умений правильно употреблять слова приветствий, благодарности, вести разговор с партнерами, не обижая и не унижая собеседников;

— знаний о правилах хорошего тона, выразительных средствах родного языка, культуре поведения, умения применять их в различных жизненных ситуациях;

— знаний о речевом этикете в определенных бытовых ситуациях;

— умений анализировать свои поступки и вырабатывать формы желаемого общения с людьми;

2. Активизация участия родителей в совместной с детьми жизнедеятельности группы, игровой и творческой деятельности.

Первый этап — целеполагание.

В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдать правила поведения, принятые в определенных социальных кругах. В настоящее время наблюдается недостаток нравственности среди детей, подростков и взрослых. Поэтому ,изучение этикета, как правил поведения, принятых в определенных социальных кругах, является своевременным и актуальным..

Ознакомление с основами этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку

Вежливость не рождается сама собой, ее воспитывают с раннего возраста в семье, детском саду. И кому как не воспитателям, педагогическому коллективу в целом решать эту повседневную, образно говоря, ювелирную работу. В ДОУ педагоги формируют представления о нормах и правилах поведения, дают понятия о том, что культурный, воспитанный человек обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость. Немаловажную роль в культуре общения играет хорошо развитая речь — средство человеческого общения. Знание правил этикета позволит ребенку владеть хорошими манерами, выдержкой, быть тактичным и галантным.

Учить детей правилам поведения увлекательно, если делать это с любовью и фантазией. Задачи педагогов — расширять и корректировать знания детей, приводить их в систему. Начинать эту работу необходимо уже с раннего возраста.  Считаю, что проект «Этикет для дошколят», поможет достичь успешных результатов по формированию навыков культурного поведения у дошкольников

Во время выполнения проектной работы создаются педагогические условия воспитания культуры поведения и общения у детей старшего дошкольного возраста.

Вся работа по проекту выстроена в соответствии с ФГОС ДО и направлена на формирование общей культуры интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность детей дошкольного возраста.

Первый  этап — разработка проекта

1. Доведение до понимания участников проекта важности проблемы.

2. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала.

3. Подготовка творческих работ для выставки.

4. Составление плана работы по реализации проекта.

Второй  этап — реализация проекта

1. Занятие «Его величество Этикет» Беседа «Что такое этикет?»

3. Решение проблемных ситуаций по темам.

4. Чтение художественной литературы:

— стихотворений Е. Алябьевой «Пожелайте людям добра», «Добрым быть приятно»; чтение рассказа В. Осеевой: «Волшебное слово», «Просто старушка»

— циклов стихов А. Барто «Вовка-добрая душа», «Шла вчера я по Садовой», М. Дружининой «Кто знает волшебное слово», А. Кондратьева «Добрый день», В. Кривошеева «Доброе утро»;

— нравственно-этических сказок для детей: русская народная «Два жадных медвежонка», К. Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр», В. Драгунский «Тайное всегда становится явным». Милн «Винни – Пух и все-все-все»(отрывок). . Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». В. Сухомлинского «Как белочка дятла спасла». А. Кушнир «Кто разбил большую вазу». С.Маршак. «Урок вежливости».

 

5. Рассматривание картинок и беседы по ним.

6. Разучивание пословиц, поговорок на тему «Вежливость, доброта».

7. Театрализованные игры:

— драматизация по рассказу В. Осеевой «Просто старушка»;

8. Дидактические игры: «Кто знает больше вежливых слов», «Поведение за столом, «Накрой стол к  обеду, к чаю».

9. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «В гостях», «Магазин», «Принимаем гостей», «Диалог по телефону».

10. Изобразительная деятельность:

—  Рисование «Мои хорошие поступки».

Цель: развивать творчество, воображение. Закреплять умение отражать в

рисунке свои задумки, впечатления.

11.  Развивающая среда:

—  Атрибуты к сюжетно-ролевым играм,. изготовление дидактических игр.

12. Работа с родителями:

— анкетирование родителей по теме проекта;

Четвертый этап — заключительный

Презентация проекта.

. Анализ результативности.

Познакомив детей с теми или иными правилами , закрепляла  через занятие, дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры, в повседневной жизни.

Так в совместной деятельности проводила занятие, игры-импровизации, игры-упражнения. Например, в игре-импровизации “Встреча гостей” учились с детьми, как можно поблагодарить хозяина за проведённый вечер. В другой игре учились здороваться, прощаться, благодарить.

Разучивали пословицы и поговорки о культуре поведения

Дидактические игры помогали детям закрепить знания о посуде, что она бывает столовая, чайная. Учились накрывать на стол.

Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления правил этикета. Потому что, во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научиться и в процессе игры я показывала, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Так играя в “Семью” вместе с детьми учились, как нужно обращаться с близкими людьми, как накрывать на стол, как принимать гостей, как себя вести в гостях.

Формирование культуры общения и этикета невозможно себе представить без использования художественной литературы. Ведь при чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности.

После чтения сказок, рассказов, стихов обсуждали с детьми поступки героев. Задавала вопросы, позволяющие думать и делать выводы. Кто из героев поступил правильно, а кто нет.

В результате целенаправленной работы можно сказать о некоторых достижениях. дети  здороваются, прощаются, говорят “Спасибо” выходя из-за стола. Дети с удовольствием предлагают свою помощь (развязать шарф, застегнуть сандалии), излагая просьбу, говорят “пожалуйста”.

На протяжении действия проекта велась работа по взаимодействию с семьей.

Родителям была объявлена тема проекта, обозначена проблема и проведено анкетирование родителей по теме проекта.

В родительском уголке размещались консультации «Уроки хороших манер», где родители могли познакомиться правилами этикета и в доступной форме поговорить об этом с ребенком дома.

 

Вывод. Проделанная работа позволила привлечь внимание детей к умению деликатно и предупредительно относиться к окружающим людям, вести себя в зависимости от требований и конкретной обстановки. Дети стали более внимательными на занятиях и во время бесед с ними, более общительными в играх, улучшилось их эмоциональное состояние.

С помощью  индивидуальных бесед удалось донести до родителей, убеждение в том, что именно они являются главным примером для своих детей.  Задачи по формированию культуры общения этикета должны проходить через все разделы общеобразовательной программы ДОУ и работу по данному направлению нужно продолжать в будущем учебном году. Детям нужно ещё многому научиться, чтобы стать воспитанными и культурными людьми.

 

2.Оформление материалов проекта.

Занятие «Его величество этикет»

Беседа «Приветствие и прощание».

Цель: ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия и прощания.

Беседа «В транспорте».

Цель: продолжать формировать положительные моральные качества. Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам. Закреплять умение соотносить игровые действия с выполняемой ролью.

Игровая ситуация «В театре», В магазине», «Говорим по телефону»

Беседа «Поведение за столом» (теория и практика).

Цель: Учить детей накрывать стол, расширять знания детей о правилах хорошего тона за столом. Воспитывать хорошие манеры.

Закреплять умение сохранять правильную позу во время еды.

Совершенствовать умение пользоваться столовыми приборами ( ложки, вилки, ножи, тарелки разного назначения и др.).

Учить различным видам сервировки, стола, приемам складывания тканевой салфетки. Продолжать знакомить с тем, что как и чем едят.

 

Игровая ситуации.

«Кто опрятен – тот приятен».

Цель:  Учить детей быть опрятными, чистыми, уметь замечать красоту костюма, его оригинальность, стиль, моду. Аккуратно и бережно складывать и хранить одежду, соблюдать чистоту места пользования вещами (шкаф, полки). Следить за внешним обликом, не забывать причесываться.

«Наша дружная семья».

Цель: Воспитывать у детей доброжелательность к родным и близким, способность замечать благородные поступки окружающих, культуру общения со взрослыми и сверстниками: спокойно играть, не мешая другим, быть общительными, делиться игрушками, помочь маме убрать вещи, братишке принести игрушки, бабушке подать тарелку и т.д.

 «Ходим в гости», «Принимаем гостей»

Цель: Продолжать знакомство детей с понятием "этикет", приобретать навыки общения, поведения дома, на улице, в транспорте и т.д. Закреплять умение дарить и получать подарки. Развивать связную речь, способность к самостоятельным суждениям, умение вести диалог. Воспитывать умение вести себя в обществе, стремление проявлять заботу о других, создавать радостно—эмоциональное настроение.

Чтение художественной литературы.

Драматизация по рассказу В. Осеевой «Просто старушка»

Коммуникативные игры: «Только вместе!», «Все вместе!»

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной и рекомендуемой литературы

 

1.Алябьева Е.А. Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи. М., 2013.

2.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М., 2004.

3.Баринова Е.В. Уроки вежливости и доброты: Пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. Ростов н/Д., 2013.

 

4. Буре Р. С., Островская Л. Ф. «Воспитатель и дети» М. Просвещение 1985 г.

5.Демидова О.Н. Будьте вежливы всегда. Конспекты занятий по этической грамматике с детьми 6—7 лет. Практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж, 2009

 

6.Мулько И.Ф. Этика для детей 5—7 лет: Метод, пособие. М., 2012. Шорыгина Т. А. Беседы о этике с детьми 5—8 лет. М., 2009.

 

7. Курочкина О. Н. Этикет для дошкольников. – Просвещение, 2006г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета для родителей  «Воспитание культуры поведения у детей»

 

         Уважаемые родители! Просим Вас ответить на наши вопросы. Это поможет в  выборе более эффективных средств и способов в формировании у детей культуры поведения.

Цель: выявить уровень коммуникативных умений родителей.

1.Есть ли в Вашей речи слова – паразиты?_____________________________

2. Наблюдаете ли Вы эти слова в речи детей?___________________________

3. Как Вы чаще всего обращаетесь к другим членам семьи в присутствии 

 Вашего ребенка:

   - по фамилии,

  - в уменьшительно – ласкательной форме?

4. Как часто Вы разговариваете с другими членами семьи, располагаясь при           

 этом в разных комнатах, спинной друг к другу?_______________________

5.  Когда Вы разговариваете, то стараетесь смотреть в глаза говорящему 

 человеку или отводите глаза?_______________________________________

6.  В Вашей семье чаще принято разговаривать:

 -  громким голосом,

 - тихим голосом,

- нормальным голосом.

7.  Делаете ли Вы замечания членам семьи, если они разговаривают очень 

   громко?_________________________________________________________

8. Как часто Вы и другие члены семьи торопитесь говорить, не выслушав

 друг друга до конца?______________________________________________

9. Часто ли Вы, общаясь, используете улыбку?__________________________

10. Разговаривая с окружающими, Вы сопровождаете выражения 

 - жестикуляцией:

  - чрезмерной,

 - в норме.

11. Как часто Ваш ребенок становится свидетелем сцен выяснения Ваших семейных сцен?

 

Спасибо за участие, Вы нам очень помогли!

 

 

 

 

 

 

Анкета для родителей «Уровень   культуры поведения Вашего ребенка »

     Уважаемые родители! Просим Вас ответить на наши вопросы. Это поможет в  выборе более эффективных средств и способов в формировании у детей культуры поведения.

Цель: выяснить особенности общения ребенка в семье.

1.Применяет ли  Ваш ребенок слова вежливости (приветствия, прощания, 

   благодарности и т.д.) в общении с родными, знакомыми, друзьями?_______

2. Говорит ли Ваш ребенок ласковые, нежные  слова, когда Вы устали? 

 Назовите их._____________________________________________________

3. Умеет ли Ваш ребенок слушать, не перебивая собеседника?_____________

4. Знаете ли Вы, как ведет себя ребенок по отношению к другу, знакомому

 ребенку, если тот чем-то опечален, плачет?___________________________

5. Вспомните, пожалуйста,  какие утешительные слова он при этом 

 употребляет?_____________________________________________________

6. Может ли Ваш ребенок выражать свое настроение словами (мне грустно,

 весело, страшно и т.д.)?____________________________________________

7. Решая конфликтные ситуации, Ваш ребенок:

 - вступает в переговоры, мотивируя свое поведение,

 - применяет силу,

 - избегает прямых конфликтных ситуаций путем ухода,

- жалуется вам.

8. Реагирует ли Ваш ребенок на нетипичные слова, произносимые в адрес

  кого-то:

 - промолчит,

 - отреагирует как?

9. Умеет ли Ваш ребенок ответить на телефонный звонок?________________

10. Умеет ли Ваш ребенок обращаться к взрослым с просьбой? Какие слова 

он при этом использует?___________________________________________

11. Владеет ли Ваш ребенок способами вежливого обращения к знакомым и 

близким? Какие обороты он при этом использует?_____________________

12.Может ли Ваш ребенок подражать повадкам животных или поведению, 

 речи других людей?_______________________________________________

13. Обращаетесь ли Вы к ребенку, употребляя вежливые слова и обороты? 

Укажите какие.__________________________________________________

14. Беседуете ли Вы с ребенком по содержанию прочитанного произведения, анализируя  поступки героев?_____________________________________

15. Организуете ли Вы дома игры и драматизации сказок?_________________

 

16.  Считаете ли Вы своего ребенка достаточно вежливым или  работу над

   этим необходимо продолжать?____________________________________

17. Скажите, пожалуйста, какие, по Вашему мнению, способы воспитания

вежливости наиболее эффективны?

 

 

 

 

Признательны Вам за ответы!

Занятие  «Его величество Этикет» в подготовительной группе,

беседа об этикете

 

Цель: Сформировать у воспитанников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость. Уважение и чуткость по отношению к другим людям.

 

Задачи:

1. Учить детей нормам поведения, которые помогают им взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях.

2. Развивать ранее усвоенные социальные нормы и правила поведения.

3. Воспитывать уважение и тактичное отношение к личности другого человека.

Форма проведения: познавательная игра

 

НОД:

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим об этикете. Этикет это французское слово. Этикет состоит из правил, которые охватывают поведение в общественных местах. Формы общения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Правила этикета дожили и до наших времён. Каждый из нас стремиться вести себя прилично. Что бы, мы не делали, как бы, не поступали, должны всегда помнить, что живём на свете не одни, нас окружают другие люди. Поэтому в любой ситуации должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с нами. Воспитанный человек проявляет уважение и заботу ко всем людям во всём.

 

Сегодня занятие проведём в игре, узнаем, какие вы воспитанные, как проявляете свои знания о правилах этикета.

(Без стука входит Баба – Яга)

Баба-Яга: А вот и я, вы меня узнали, кто же я?

Дети: Баба – Яга

Воспитатель: Мы собрались с ребятами, чтобы побеседовать о правилах этикета, для чего он нам нужен.

Баба-Яга: О, это я знаю, сейчас вам скажу. Что такое этикетка.

 

Воспитатель: Подожди Баба – Яга. Ты не успела зайти и уже нарушила много правил этикета.

Баба-Яга: И какие это такие правила…

Воспитатель: Ребята, давайте выясним, какие ошибки допустила наша гостья.

Дети: исправляют ошибки (не постучала, не спросила разрешения войти, не поздоровалась, тон не правильный)

Баба-Яга: Подумаешь, нашли тут ошибки я их, и знать не знаю.

Воспитатель: Баба – Яга, ты не огорчайся, оставайся с нами и много узнаешь интересного, а мы начинаем нашу игру.

Ребята, за каждый ответ правильный, вы получите фишку и в конце нашей игры подведём итог, где мы узнаем, кто из вас достоин награды «Его Величество – Этикета».

 

Итак, начнём: «Этикет улицы»

 

Баба-Яга: Ох, как я люблю гулять…. А, что там тоже есть правила….

Воспитатель: Везде есть свои правила. Ведь большую часть своего времени, человек проводит «на людях» - это на улице, в транспорте, в общественных местах, в детском саду, и т. д. Поэтому соблюдать правила хорошего тона в обществе необходимо. Как соблюдение правил дорожного движения.

Не зря русский народ сложил пословицы и поговорки о многих правилах поведения.

 

- Кто знает такие пословицы и поговорки?

Дети:

 

1. Худое дело обидеть соседа.

 

2. От учтивых слов язык не отсохнет

 

3. Не груби малому, не вспомянет старый.

 

4. Каков привет, таков и ответ.

 

5. Поклониться - голова не отвалиться

 

Воспитатель: Начинаем первый тур.

 

Вопрос №1.- Как вы поведёте себя при встрече на улице со своими знакомыми? (ответ детей)

№2. – Вы стоите перед входом в магазин, учреждения, люди входят и выходят, кого вы должны пропускать? (ответ детей)

№3. – В переполненный транспорт входит пожилой человек, что вы должны сделать? (ответ детей)

№4. – Вам навстречу идут дети, которые жуют жвачки, грызут семечки и плюют на землю, что вы о их поведении думаете? (ответ детей)

№5. - Если рядом поскользнулся прохожий, ваша реакция? (ответ детей)

№6. – Если вы увидите, что-то красивое, как вы обратить внимания на это рядом идущего друга? (ответ детей)

№7. – Попав в музей или на выставку, можно ли трогать экспонаты? Почему?

(ответ детей)

№8. – Вы встретили на улице неряшливого одетого человека: в помятой и грязной рубашке, с оторванными пуговицами, непричесанного, грязного. Что вы о нём подумаете? (ответ детей)

 

Первый тур показал, что вы знаете «этикет улицы» и в дальнейшем должны продолжать соблюдения правил хорошего тона в обществе.

 

Следующая тур «Этикет в гостях»

 

Баба-Яга: А мы, что в гости пойдём? Я люблю ходить в гости. Вот, например…. (описывает, как ходила в гости)

Воспитатель: Подожди, подожди, Баба-Яга, здесь тоже действуют определённые правила этикета. И на «этикет в гостях» тоже есть свои пословицы. Назовите дети их.

- Потчевать потчуй, а неволить не неволь.

 

- К обедне ходят по звону, а к обеду по зову.

 

- Где рады, там не учащай, а где не рады, век не бывай!

 

- В гости ходить – надо и к себе водить.

 

- Умей в гости звать, умей и встречать.

 

- Приехал – не здоровался, уехал – не простился (невежливый гость).

 

- У него гостят четыре угла, он сам себе рад (негостеприимный человек).

 

Воспитатель: Что же милее всего для человека? Жизнь - потому что, с нею только связаны все наши радости, всё наше счастье, все наши надежды. А лучшее, что есть в жизни человека – это его дружба с другими людьми, которые нас окружают: родственники, друзья, знакомые, одноклассники. Поэтому из покон веков считается: «украшение твоего дома – друзья, его посещение.

 

Начинаем тур «Этикет в гостях»

Разыгрывание ситуаций: как бы вы поступили.

№1. Вы пришли к приятелю в гости, а он празднует день рождение.

№2. В гости пришёл человек, который не очень – то вам нравиться.

№3. Твой друг пришёл к тебе в гости, сел на стул и сломал его.

№4. Ты пришёл в гости на день рождения и нечаянно сел на торт.

 

Баба-Яга: Какие вы умные, всё знаете, ситуации разыгрываете, а вот я сомневаюсь, что вы умеете принимать гостей и стол накрывать, как там говориться-то по этикету?

Воспитатель: Баба – Яга, зря ты сомневаешься, умеют ребята принимать гостей, а сервировать стол и тем более. Мы часто отмечаем праздники и дни рождения, проводим посиделки. Ребята сами сервируют столы.

Баба-Яга: Я люблю готовить разную вкуснятину, и гости ко мне приходят. Эх и пируем…., а можно я покажу, как надо сервировать правильно стол? Здесь, то я знаю ваши правила.

Воспитатель: Да, пожалуйста, Баба-Яга продемонстрируй своё мастерство, а мы посмотрим.

(Баба-Яга сервирует стол неправильно)

Воспитатель: Ой-ой, Баба-Яга, что ты наделала? Сервировка стола делается не так.

Баба-Яга: Как это не так? (объясняет, как сервировала)

Воспитатель: Ребята, давайте, исправим ошибки? (дети исправляют) Поняла баба-Яга свои ошибки?

Баба-Яга: А как же, поняла, оказывается это так красиво, аккуратно. Мне нравиться приятно сесть за такой стол. Давайте устроим соревнование, кто быстрее и лучше накроет стол на обед.

 

Игра – соревнование «Сервировка стола на обед»

 

Баба-Яга: Ух, уморилась, тяжеловато с вами тягаться, а как стол-то накрыла, эстетично, красиво, ах самой нравиться, какая я умница. Теперь все правила знаю.

Воспитатель: Подожди, Баба-Яга, это ещё не всё. Вот подошёл момент встречать гостей, как должна вести себя хозяйка и какие правила она должна соблюдать?

Баба-Яга: Чего тут знать-то? И тем более, соблюдать? (рассказывает, как встречать гостей)

Воспитатель: Ты не права, послушай, дети тебе расскажут: (дети отвечают, высказывают своё мнение)

- Хозяйка всегда должна быть приветливой.

-Радушно встречать гостей, помочь им раздеться, пригласить в комнату, чем-нибудь занять и развлечь.

- Всегда должна быть внимательной, видеть всех гостей, не жалеть для своих гостей книг, игрушек, угощения и особенно времени.

Баба-Яга: Вот это да, везде одни правила. Куда не сунься, всё правила, этикет! Пойду я лучше пообедаю. Где там моя ложка?

Воспитатель: Баба-Яга, а ты умеешь пользоваться столовыми приборами?

Баба-Яга: Какими приборами? Что это такое? А, наверное, это кастрюля, половник!

Воспитатель: Столовые приборы это – вилка, ложка, нож. Эти предметы необходимы при еде. Поэтому мы не зря при сервировке стола их используем. Умеем ли мы ими пользоваться? (да) Сейчас проверим. У вас есть на столах столовые приборы, я буду называть блюда, а вы поднимать тот или иной прибор, который необходим при еде этого блюда, будьте внимательными:

- омлет, каша молочная, ветчина, салат, борщ, макароны с котлетой, пельмени, суп, перец фаршированный, голубцы, картофельное пюре, жаренный картофель с сосиской.

Молодцы ребята вы справились с заданиями и удачно прошли тур.

(Баба-Яга разговаривает по телефону)

Воспитатель: Баба-Яга, что это ты делаешь? С кем общаешься?

Баба-Яга: Да это я с другом Лешим по телефону разговаривала. Хороший у меня дружок, частенько мы с ним созваниваемся и болтаем, болтаем, часа по два, а то и три.

Воспитатель: Это хорошо, что ты Баба-Яга любишь общаться по телефону, но так, как делаешь ты нельзя. Это грубое нарушение правил этикета. А умение вести разговор по телефону – это талант. Взаимную беседу надо вести тактично. Вежливо. Вот послушай ребята, они расскажут правила общения по телефону.

Итак, третий тур «Позвони мне, позвони».

Каждый из участников рассказывает о том. Как он общается по телефону.

Дети:

- Обязательно здороваюсь и прощаюсь при разговоре по телефону.

- Когда звоню по телефону, всегда представляюсь, называю своё имя.

- Звоню подруге или другу, а берут родители, то прошу позвать друга к телефону и говорю «пожалуйста».

- Позвонив в праздничный день своему другу, я всегда сначала поздравляю, а потом разговариваю.

-Никогда не кричу в трубку, разговариваю вежливо.

- Если мне позвонили по телефону, а у меня гости, то обязательно извинюсь и отложу разговор на другое время.

- Разговор заканчивает тот, кто начинал его.

- Если я звоню старшим по возрасту, не тороплюсь класть трубку, пока не окончен разговор.

 

Воспитатель: Молодцы ребята, умеете общаться по телефону. Вот и закончился третий тур. Подошла к концу наша познавательная игра. Давайте подведём итог, подсчитаем фишки у кого сколько. Победителю вручается награда медаль его Величества Этикета. Так что такое этикет?

 

Баба-Яга: Можно я скажу, теперь я знаю много правил этикета, и всегда буду пользоваться ими. Этикет - это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

 

Воспитатель: Правильно усвоила уроки этикета Баба-Яга, многое поняла.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_etiket.docx38.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

детский сад №20 «Росинка»

Проект

для детей подготовительной группы на тему

«Этикет для дошколят».

Подготовила:

воспитатель Родина М.В.

Моршанск,2024

Краткосрочный проект

для детей подготовительной группы на тему

«Этикет для дошколят».

Тип проекта: познавательный, творческий, краткосрочный ( с ),

групповой.

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, родители

воспитанников, воспитатель группы.

Актуальность проблемы:

В современном обществе, происходит переоценка многих явлений, среди которых не последнее место занимает этикет Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка успешным, уверенным в себе человеком, адаптированным в обществе, любимым близкими и друзьями, понимаемым коллегами по работе. Вот поэтому, взрослым необходимо терпеливо обучать его правилам культурного поведения, объяснять необходимость их соблюдения.

Этикет – это правила, которые человек должен выполнять в данном обществе при определенных обстоятельствах и по которым складывается первое впечатление о нём.

В детском саду соблюдение правил необходимо для нормального существование детского коллектива, и воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, помогая ребёнку ориентироваться в общественной жизни.

В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических качеств. Поэтому было принято решение разработать и внедрить проект «Этикет для дошколят».

Форма занятий: совместная игровая познавательная деятельность взрослого и детей.

Цель проекта:

Способствовать формированию культуры поведения у детей

подготовительной к школе группе, помочь в познании основ человеческих

взаимоотношений, расширять уже имеющиеся знания об этикете.

Задачи:

— формировать навыки культурного поведения;

— привлекать родителей к культурному воспитанию детей в семье;

— изучать понятия «этикет» и «культурный человек»;

—формировать культурное поведение в разнообразных жизненных ситуациях;

— активизировать творческие способности, воображение, любознательность, мышление, коммуникативные навыки, познавательный интерес к этическим правилам и нормам;

— закреплять знания детей о речевом этикете в определенных бытовых ситуациях;

— формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания, расширять словарный запас, развивать связную речь.

воспитывать у детей нравственные качества, необходимые в обществе;

— проводить работу с родителями по вопросам культурно-нравственного воспитания своей семьи;

— создавать развивающую среду.

Предполагаемые результаты реализации проекта

1. Сформированность у детей:

— понятий «этикет» и «культурный человек»;

— умений правильно употреблять слова приветствий, благодарности, вести разговор с партнерами, не обижая и не унижая собеседников;

— знаний о правилах хорошего тона, выразительных средствах родного языка, культуре поведения, умения применять их в различных жизненных ситуациях;

— знаний о речевом этикете в определенных бытовых ситуациях;

— умений анализировать свои поступки и вырабатывать формы желаемого общения с людьми;

2. Активизация участия родителей в совместной с детьми жизнедеятельности группы, игровой и творческой деятельности.

Первый этап — целеполагание.

В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдать правила поведения, принятые в определенных социальных кругах. В настоящее время наблюдается недостаток нравственности среди детей, подростков и взрослых. Поэтому ,изучение этикета, как правил поведения, принятых в определенных социальных кругах, является своевременным и актуальным..

Ознакомление с основами этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку

Вежливость не рождается сама собой, ее воспитывают с раннего возраста в семье, детском саду. И кому как не воспитателям, педагогическому коллективу в целом решать эту повседневную, образно говоря, ювелирную работу. В ДОУ педагоги формируют представления о нормах и правилах поведения, дают понятия о том, что культурный, воспитанный человек обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость. Немаловажную роль в культуре общения играет хорошо развитая речь — средство человеческого общения. Знание правил этикета позволит ребенку владеть хорошими манерами, выдержкой, быть тактичным и галантным.

Учить детей правилам поведения увлекательно, если делать это с любовью и фантазией. Задачи педагогов — расширять и корректировать знания детей, приводить их в систему. Начинать эту работу необходимо уже с раннего возраста. Считаю, что проект «Этикет для дошколят», поможет достичь успешных результатов по формированию навыков культурного поведения у дошкольников

Во время выполнения проектной работы создаются педагогические условия воспитания культуры поведения и общения у детей старшего дошкольного возраста.

Вся работа по проекту выстроена в соответствии с ФГОС ДО и направлена на формирование общей культуры интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность детей дошкольного возраста.

Первый этап — разработка проекта

1. Доведение до понимания участников проекта важности проблемы.

2. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала.

3. Подготовка творческих работ для выставки.

4. Составление плана работы по реализации проекта.

Второй этап — реализация проекта

1. Занятие «Его величество Этикет» Беседа «Что такое этикет?»

3. Решение проблемных ситуаций по темам.

4. Чтение художественной литературы:

— стихотворений Е. Алябьевой «Пожелайте людям добра», «Добрым быть приятно»; чтение рассказа В. Осеевой: «Волшебное слово», «Просто старушка»

— циклов стихов А. Барто «Вовка-добрая душа», «Шла вчера я по Садовой», М. Дружининой «Кто знает волшебное слово», А. Кондратьева «Добрый день», В. Кривошеева «Доброе утро»;

— нравственно-этических сказок для детей: русская народная «Два жадных медвежонка», К. Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр», В. Драгунский «Тайное всегда становится явным». Милн «Винни – Пух и все-все-все»(отрывок). . Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». В. Сухомлинского «Как белочка дятла спасла». А. Кушнир «Кто разбил большую вазу». С.Маршак. «Урок вежливости».

5. Рассматривание картинок и беседы по ним.

6. Разучивание пословиц, поговорок на тему «Вежливость, доброта».

7. Театрализованные игры:

— драматизация по рассказу В. Осеевой «Просто старушка»;

8. Дидактические игры: «Кто знает больше вежливых слов», «Поведение за столом, «Накрой стол к обеду, к чаю».

9. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «В гостях», «Магазин», «Принимаем гостей», «Диалог по телефону».

10. Изобразительная деятельность:

— Рисование «Мои хорошие поступки».

Цель: развивать творчество, воображение. Закреплять умение отражать в

рисунке свои задумки, впечатления.

11. Развивающая среда:

— Атрибуты к сюжетно-ролевым играм,. изготовление дидактических игр.

12. Работа с родителями:

— анкетирование родителей по теме проекта;

Четвертый этап — заключительный

Презентация проекта.

. Анализ результативности.

Познакомив детей с теми или иными правилами , закрепляла через занятие, дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры, в повседневной жизни.

Так в совместной деятельности проводила занятие, игры-импровизации, игры-упражнения. Например, в игре-импровизации “Встреча гостей” учились с детьми, как можно поблагодарить хозяина за проведённый вечер. В другой игре учились здороваться, прощаться, благодарить.

Разучивали пословицы и поговорки о культуре поведения

Дидактические игры помогали детям закрепить знания о посуде, что она бывает столовая, чайная. Учились накрывать на стол.

Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления правил этикета. Потому что, во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научиться и в процессе игры я показывала, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Так играя в “Семью” вместе с детьми учились, как нужно обращаться с близкими людьми, как накрывать на стол, как принимать гостей, как себя вести в гостях.

Формирование культуры общения и этикета невозможно себе представить без использования художественной литературы. Ведь при чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности.

После чтения сказок, рассказов, стихов обсуждали с детьми поступки героев. Задавала вопросы, позволяющие думать и делать выводы. Кто из героев поступил правильно, а кто нет.

В результате целенаправленной работы можно сказать о некоторых достижениях. дети здороваются, прощаются, говорят “Спасибо” выходя из-за стола. Дети с удовольствием предлагают свою помощь (развязать шарф, застегнуть сандалии), излагая просьбу, говорят “пожалуйста”.

На протяжении действия проекта велась работа по взаимодействию с семьей.

Родителям была объявлена тема проекта, обозначена проблема и проведено анкетирование родителей по теме проекта.

В родительском уголке размещались консультации «Уроки хороших манер», где родители могли познакомиться правилами этикета и в доступной форме поговорить об этом с ребенком дома.

Вывод. Проделанная работа позволила привлечь внимание детей к умению деликатно и предупредительно относиться к окружающим людям, вести себя в зависимости от требований и конкретной обстановки. Дети стали более внимательными на занятиях и во время бесед с ними, более общительными в играх, улучшилось их эмоциональное состояние.

С помощью индивидуальных бесед удалось донести до родителей, убеждение в том, что именно они являются главным примером для своих детей. Задачи по формированию культуры общения этикета должны проходить через все разделы общеобразовательной программы ДОУ и работу по данному направлению нужно продолжать в будущем учебном году. Детям нужно ещё многому научиться, чтобы стать воспитанными и культурными людьми.

#1054;формление материалов проекта.

Занятие «Его величество этикет»

Беседа «Приветствие и прощание».

Цель: ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия и прощания.

Беседа «В транспорте».

Цель: продолжать формировать положительные моральные качества. Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам. Закреплять умение соотносить игровые действия с выполняемой ролью.

Игровая ситуация «В театре», В магазине», «Говорим по телефону»

Беседа «Поведение за столом» (теория и практика).

Цель: Учить детей накрывать стол, расширять знания детей о правилах хорошего тона за столом. Воспитывать хорошие манеры.

Закреплять умение сохранять правильную позу во время еды.

Совершенствовать умение пользоваться столовыми приборами ( ложки, вилки, ножи, тарелки разного назначения и др.).

Учить различным видам сервировки, стола, приемам складывания тканевой салфетки. Продолжать знакомить с тем, что как и чем едят.

Игровая ситуации.

«Кто опрятен – тот приятен».

Цель: Учить детей быть опрятными, чистыми, уметь замечать красоту костюма, его оригинальность, стиль, моду. Аккуратно и бережно складывать и хранить одежду, соблюдать чистоту места пользования вещами (шкаф, полки). Следить за внешним обликом, не забывать причесываться.

«Наша дружная семья».

Цель: Воспитывать у детей доброжелательность к родным и близким, способность замечать благородные поступки окружающих, культуру общения со взрослыми и сверстниками: спокойно играть, не мешая другим, быть общительными, делиться игрушками, помочь маме убрать вещи, братишке принести игрушки, бабушке подать тарелку и т.д.

«Ходим в гости», «Принимаем гостей»

Цель: Продолжать знакомство детей с понятием "этикет", приобретать навыки общения, поведения дома, на улице, в транспорте и т.д. Закреплять умение дарить и получать подарки. Развивать связную речь, способность к самостоятельным суждениям, умение вести диалог. Воспитывать умение вести себя в обществе, стремление проявлять заботу о других, создавать радостно—эмоциональное настроение.

Чтение художественной литературы.

Драматизация по рассказу В. Осеевой «Просто старушка»

Коммуникативные игры: «Только вместе!», «Все вместе!»

Список использованной и рекомендуемой литературы

#1040;лябьева Е.А. Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи. М., 2013.

#1040;лябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М., 2004.

#1041;аринова Е.В. Уроки вежливости и доброты: Пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. Ростов н/Д., 2013.

4. Буре Р. С., Островская Л. Ф. «Воспитатель и дети» М. Просвещение 1985 г.

#1044;емидова О.Н. Будьте вежливы всегда. Конспекты занятий по этической грамматике с детьми 6—7 лет. Практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж, 2009

#1052;улько И.Ф. Этика для детей 5—7 лет: Метод, пособие. М., 2012. Шорыгина Т. А. Беседы о этике с детьми 5—8 лет. М., 2009.

7. Курочкина О. Н. Этикет для дошкольников. – Просвещение, 2006г.

Анкета для родителей «Воспитание культуры поведения у детей»

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на наши вопросы. Это поможет в выборе более эффективных средств и способов в формировании у детей культуры поведения.

Цель: выявить уровень коммуникативных умений родителей.

#1045;сть ли в Вашей речи слова – паразиты?_____________________________

2. Наблюдаете ли Вы эти слова в речи детей?___________________________

3. Как Вы чаще всего обращаетесь к другим членам семьи в присутствии

Вашего ребенка:

- по фамилии,

- в уменьшительно – ласкательной форме?

4. Как часто Вы разговариваете с другими членами семьи, располагаясь при

этом в разных комнатах, спинной друг к другу?_______________________

5. Когда Вы разговариваете, то стараетесь смотреть в глаза говорящему

человеку или отводите глаза?_______________________________________

6. В Вашей семье чаще принято разговаривать:

- громким голосом,

- тихим голосом,

- нормальным голосом.

7. Делаете ли Вы замечания членам семьи, если они разговаривают очень

громко?_________________________________________________________

8. Как часто Вы и другие члены семьи торопитесь говорить, не выслушав

друг друга до конца?______________________________________________

9. Часто ли Вы, общаясь, используете улыбку?__________________________

10. Разговаривая с окружающими, Вы сопровождаете выражения

- жестикуляцией:

- чрезмерной,

- в норме.

11. Как часто Ваш ребенок становится свидетелем сцен выяснения Ваших семейных сцен?

Спасибо за участие, Вы нам очень помогли!

Анкета для родителей «Уровень культуры поведения Вашего ребенка »

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на наши вопросы. Это поможет в выборе более эффективных средств и способов в формировании у детей культуры поведения.

Цель: выяснить особенности общения ребенка в семье.

#1055;рименяет ли Ваш ребенок слова вежливости (приветствия, прощания,

благодарности и т.д.) в общении с родными, знакомыми, друзьями?_______

2. Говорит ли Ваш ребенок ласковые, нежные слова, когда Вы устали?

Назовите их._____________________________________________________

3. Умеет ли Ваш ребенок слушать, не перебивая собеседника?_____________

4. Знаете ли Вы, как ведет себя ребенок по отношению к другу, знакомому

ребенку, если тот чем-то опечален, плачет?___________________________

5. Вспомните, пожалуйста, какие утешительные слова он при этом

употребляет?_____________________________________________________

6. Может ли Ваш ребенок выражать свое настроение словами (мне грустно,

весело, страшно и т.д.)?____________________________________________

7. Решая конфликтные ситуации, Ваш ребенок:

- вступает в переговоры, мотивируя свое поведение,

- применяет силу,

- избегает прямых конфликтных ситуаций путем ухода,

- жалуется вам.

8. Реагирует ли Ваш ребенок на нетипичные слова, произносимые в адрес

кого-то:

- промолчит,

- отреагирует как?

9. Умеет ли Ваш ребенок ответить на телефонный звонок?________________

10. Умеет ли Ваш ребенок обращаться к взрослым с просьбой? Какие слова

он при этом использует?___________________________________________

11. Владеет ли Ваш ребенок способами вежливого обращения к знакомым и

близким? Какие обороты он при этом использует?_____________________

#1052;ожет ли Ваш ребенок подражать повадкам животных или поведению,

речи других людей?_______________________________________________

13. Обращаетесь ли Вы к ребенку, употребляя вежливые слова и обороты?

Укажите какие.__________________________________________________

14. Беседуете ли Вы с ребенком по содержанию прочитанного произведения, анализируя поступки героев?_____________________________________

15. Организуете ли Вы дома игры и драматизации сказок?_________________

16. Считаете ли Вы своего ребенка достаточно вежливым или работу над

этим необходимо продолжать?____________________________________

17. Скажите, пожалуйста, какие, по Вашему мнению, способы воспитания

вежливости наиболее эффективны?

Признательны Вам за ответы!

Занятие «Его величество Этикет» в подготовительной группе,

беседа об этикете

Цель: Сформировать у воспитанников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость. Уважение и чуткость по отношению к другим людям.

Задачи:

1. Учить детей нормам поведения, которые помогают им взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях.

2. Развивать ранее усвоенные социальные нормы и правила поведения.

3. Воспитывать уважение и тактичное отношение к личности другого человека.

Форма проведения: познавательная игра

НОД:

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим об этикете. Этикет это французское слово. Этикет состоит из правил, которые охватывают поведение в общественных местах. Формы общения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Правила этикета дожили и до наших времён. Каждый из нас стремиться вести себя прилично. Что бы, мы не делали, как бы, не поступали, должны всегда помнить, что живём на свете не одни, нас окружают другие люди. Поэтому в любой ситуации должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с нами. Воспитанный человек проявляет уважение и заботу ко всем людям во всём.

Сегодня занятие проведём в игре, узнаем, какие вы воспитанные, как проявляете свои знания о правилах этикета.

(Без стука входит Баба – Яга)

Баба-Яга: А вот и я, вы меня узнали, кто же я?

Дети: Баба – Яга

Воспитатель: Мы собрались с ребятами, чтобы побеседовать о правилах этикета, для чего он нам нужен.

Баба-Яга: О, это я знаю, сейчас вам скажу. Что такое этикетка.

Воспитатель: Подожди Баба – Яга. Ты не успела зайти и уже нарушила много правил этикета.

Баба-Яга: И какие это такие правила…

Воспитатель: Ребята, давайте выясним, какие ошибки допустила наша гостья.

Дети: исправляют ошибки (не постучала, не спросила разрешения войти, не поздоровалась, тон не правильный)

Баба-Яга: Подумаешь, нашли тут ошибки я их, и знать не знаю.

Воспитатель: Баба – Яга, ты не огорчайся, оставайся с нами и много узнаешь интересного, а мы начинаем нашу игру.

Ребята, за каждый ответ правильный, вы получите фишку и в конце нашей игры подведём итог, где мы узнаем, кто из вас достоин награды «Его Величество – Этикета».

Итак, начнём: «Этикет улицы»

Баба-Яга: Ох, как я люблю гулять…. А, что там тоже есть правила….

Воспитатель: Везде есть свои правила. Ведь большую часть своего времени, человек проводит «на людях» - это на улице, в транспорте, в общественных местах, в детском саду, и т. д. Поэтому соблюдать правила хорошего тона в обществе необходимо. Как соблюдение правил дорожного движения.

Не зря русский народ сложил пословицы и поговорки о многих правилах поведения.

- Кто знает такие пословицы и поговорки?

Дети:

1. Худое дело обидеть соседа.

2. От учтивых слов язык не отсохнет

3. Не груби малому, не вспомянет старый.

4. Каков привет, таков и ответ.

5. Поклониться - голова не отвалиться

Воспитатель: Начинаем первый тур.

Вопрос № Как вы поведёте себя при встрече на улице со своими знакомыми? (ответ детей)

№2. – Вы стоите перед входом в магазин, учреждения, люди входят и выходят, кого вы должны пропускать? (ответ детей)

№3. – В переполненный транспорт входит пожилой человек, что вы должны сделать? (ответ детей)

№4. – Вам навстречу идут дети, которые жуют жвачки, грызут семечки и плюют на землю, что вы о их поведении думаете? (ответ детей)

№5. - Если рядом поскользнулся прохожий, ваша реакция? (ответ детей)

№6. – Если вы увидите, что-то красивое, как вы обратить внимания на это рядом идущего друга? (ответ детей)

№7. – Попав в музей или на выставку, можно ли трогать экспонаты? Почему?

(ответ детей)

№8. – Вы встретили на улице неряшливого одетого человека: в помятой и грязной рубашке, с оторванными пуговицами, непричесанного, грязного. Что вы о нём подумаете? (ответ детей)

Первый тур показал, что вы знаете «этикет улицы» и в дальнейшем должны продолжать соблюдения правил хорошего тона в обществе.

Следующая тур «Этикет в гостях»

Баба-Яга: А мы, что в гости пойдём? Я люблю ходить в гости. Вот, например…. (описывает, как ходила в гости)

Воспитатель: Подожди, подожди, Баба-Яга, здесь тоже действуют определённые правила этикета. И на «этикет в гостях» тоже есть свои пословицы. Назовите дети их.

- Потчевать потчуй, а неволить не неволь.

- К обедне ходят по звону, а к обеду по зову.

- Где рады, там не учащай, а где не рады, век не бывай!

- В гости ходить – надо и к себе водить.

- Умей в гости звать, умей и встречать.

- Приехал – не здоровался, уехал – не простился (невежливый гость).

- У него гостят четыре угла, он сам себе рад (негостеприимный человек).

Воспитатель: Что же милее всего для человека? Жизнь - потому что, с нею только связаны все наши радости, всё наше счастье, все наши надежды. А лучшее, что есть в жизни человека – это его дружба с другими людьми, которые нас окружают: родственники, друзья, знакомые, одноклассники. Поэтому из покон веков считается: «украшение твоего дома – друзья, его посещение.

Начинаем тур «Этикет в гостях»

Разыгрывание ситуаций: как бы вы поступили.

№1. Вы пришли к приятелю в гости, а он празднует день рождение.

№2. В гости пришёл человек, который не очень – то вам нравиться.

№3. Твой друг пришёл к тебе в гости, сел на стул и сломал его.

№4. Ты пришёл в гости на день рождения и нечаянно сел на торт.

Баба-Яга: Какие вы умные, всё знаете, ситуации разыгрываете, а вот я сомневаюсь, что вы умеете принимать гостей и стол накрывать, как там говориться-то по этикету?

Воспитатель: Баба – Яга, зря ты сомневаешься, умеют ребята принимать гостей, а сервировать стол и тем более. Мы часто отмечаем праздники и дни рождения, проводим посиделки. Ребята сами сервируют столы.

Баба-Яга: Я люблю готовить разную вкуснятину, и гости ко мне приходят. Эх и пируем…., а можно я покажу, как надо сервировать правильно стол? Здесь, то я знаю ваши правила.

Воспитатель: Да, пожалуйста, Баба-Яга продемонстрируй своё мастерство, а мы посмотрим.

(Баба-Яга сервирует стол неправильно)

Воспитатель: Ой-ой, Баба-Яга, что ты наделала? Сервировка стола делается не так.

Баба-Яга: Как это не так? (объясняет, как сервировала)

Воспитатель: Ребята, давайте, исправим ошибки? (дети исправляют) Поняла баба-Яга свои ошибки?

Баба-Яга: А как же, поняла, оказывается это так красиво, аккуратно. Мне нравиться приятно сесть за такой стол. Давайте устроим соревнование, кто быстрее и лучше накроет стол на обед.

Игра – соревнование «Сервировка стола на обед»

Баба-Яга: Ух, уморилась, тяжеловато с вами тягаться, а как стол-то накрыла, эстетично, красиво, ах самой нравиться, какая я умница. Теперь все правила знаю.

Воспитатель: Подожди, Баба-Яга, это ещё не всё. Вот подошёл момент встречать гостей, как должна вести себя хозяйка и какие правила она должна соблюдать?

Баба-Яга: Чего тут знать-то? И тем более, соблюдать? (рассказывает, как встречать гостей)

Воспитатель: Ты не права, послушай, дети тебе расскажут: (дети отвечают, высказывают своё мнение)

- Хозяйка всегда должна быть приветливой.

-Радушно встречать гостей, помочь им раздеться, пригласить в комнату, чем-нибудь занять и развлечь.

- Всегда должна быть внимательной, видеть всех гостей, не жалеть для своих гостей книг, игрушек, угощения и особенно времени.

Баба-Яга: Вот это да, везде одни правила. Куда не сунься, всё правила, этикет! Пойду я лучше пообедаю. Где там моя ложка?

Воспитатель: Баба-Яга, а ты умеешь пользоваться столовыми приборами?

Баба-Яга: Какими приборами? Что это такое? А, наверное, это кастрюля, половник!

Воспитатель: Столовые приборы это – вилка, ложка, нож. Эти предметы необходимы при еде. Поэтому мы не зря при сервировке стола их используем. Умеем ли мы ими пользоваться? (да) Сейчас проверим. У вас есть на столах столовые приборы, я буду называть блюда, а вы поднимать тот или иной прибор, который необходим при еде этого блюда, будьте внимательными:

- омлет, каша молочная, ветчина, салат, борщ, макароны с котлетой, пельмени, суп, перец фаршированный, голубцы, картофельное пюре, жаренный картофель с сосиской.

Молодцы ребята вы справились с заданиями и удачно прошли тур.

(Баба-Яга разговаривает по телефону)

Воспитатель: Баба-Яга, что это ты делаешь? С кем общаешься?

Баба-Яга: Да это я с другом Лешим по телефону разговаривала. Хороший у меня дружок, частенько мы с ним созваниваемся и болтаем, болтаем, часа по два, а то и три.

Воспитатель: Это хорошо, что ты Баба-Яга любишь общаться по телефону, но так, как делаешь ты нельзя. Это грубое нарушение правил этикета. А умение вести разговор по телефону – это талант. Взаимную беседу надо вести тактично. Вежливо. Вот послушай ребята, они расскажут правила общения по телефону.

Итак, третий тур «Позвони мне, позвони».

Каждый из участников рассказывает о том. Как он общается по телефону.

Дети:

- Обязательно здороваюсь и прощаюсь при разговоре по телефону.

- Когда звоню по телефону, всегда представляюсь, называю своё имя.

- Звоню подруге или другу, а берут родители, то прошу позвать друга к телефону и говорю «пожалуйста».

- Позвонив в праздничный день своему другу, я всегда сначала поздравляю, а потом разговариваю.

-Никогда не кричу в трубку, разговариваю вежливо.

- Если мне позвонили по телефону, а у меня гости, то обязательно извинюсь и отложу разговор на другое время.

- Разговор заканчивает тот, кто начинал его.

- Если я звоню старшим по возрасту, не тороплюсь класть трубку, пока не окончен разговор.

Воспитатель: Молодцы ребята, умеете общаться по телефону. Вот и закончился третий тур. Подошла к концу наша познавательная игра. Давайте подведём итог, подсчитаем фишки у кого сколько. Победителю вручается награда медаль его Величества Этикета. Так что такое этикет?

Баба-Яга: Можно я скажу, теперь я знаю много правил этикета, и всегда буду пользоваться ими. Этикет - это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Воспитатель: Правильно усвоила уроки этикета Баба-Яга, многое поняла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотоотчёт по работам детей подготовительной группы по теме «Народные росписи» в подготовительной группе.

По программе образовательной деятельности нашего сада мы регулярно в нашей группе демонстрируем для родителей наши творческие успехи. Работы выполненны детьми и индивидуально и коллективно. Работы вып...

Логопедическое развлечение для детей подготовительной группы на тему: «Занимательный экзамен для дошколят».

Логопедическое развлечение для детей  подготовительной группы  на тему: «Занимательный экзамен для дошколят»....

Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе по теме "Этикет"

Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе по теме "Этикет"...

Проект краткосрочный для детей старшей группы на тему: "Этикет"

Проект краткосрочный на тему: "Этикет" в старшей группе детского сада...

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Волшебная книга Здоровья для дошколят» (форма организации – игра-путешествие с использованием ИКТ)

Цель: продолжать развивать у детей позитивное, ценностное отношения к собственному здоровью, мотивацию на здоровый образ жизни.Задачи:формировать представление о том, как и для чего нужно заботиться о...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ для детей подготовительной группы на тему: «Этикет и его история»

Цель: становление осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения.Задачи:— уточнять первоначальные представления о нормах и правилах взаимоотношений, приемлемых в российской коммуника...