Экологический проект "Наши друзья - комнатные растения"
проект (старшая группа)

Голикова Ольга Николаевна МАДОУ "ЦРР д/с №10"

           Комнатные цветы и растения в интерьере детских учреждений играют особую роль: они являются не только украшением помещения, но и действенным средством воспитания и образования детей. Правильно организованная с комнатными растениями работа расширяет представления детей о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего мира. Важна и гигиеническая роль растений, так как дети много времени проводят в закрытом помещении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_komnatnye_rasteniyadokument_microsoft_office_word.docx34.22 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

            Зимой, когда земля покрыта снегом, а деревья гнутся от порывов холодного ветра, радуют глаз нежная зеленая веточка или цветок распустившийся в комнате.
Человек издавна разводит комнатные растения для эстетического наслаждения и красоты.
Композиции из растений благотворно влияют на здоровье и эмоции людей, снимают стрессы, вызывают радость. Комнатные растения улучшают жизненную среду человека тем, что положительно влияют на состав воздуха в помещении: смягчают его сухость, что особенно важно в отопительный сезон, создают свежесть и приятную прохладу, очищают воздух от пыли. Но самое большое оздоравливающее значение комнатных растений состоит в том, что они обогащают воздух кислородом.
      Особая роль принадлежит растениям, поглощающим вредные вещества и газы из воздуха, которые выделяют разнообразные синтетические материалы: пластмассовые изделия, ковровые покрытия, мебель из ДСП, линолеум и пр. Известно, что вещества, из которых сделаны предметы быта, вредны для здоровья, могут вызвать не только аллергию, но и другие заболевания.
Таким образом, комнатные растения выполняют важную средообразующую функцию в экологии человека.

             Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет особое значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. С помощью растений можно улучшить психологический климат и гигиеническую среду в группе. В этом случае необходимы правильный подбор, расстановка и распределение их в пространстве помещения.   
Важнейшим положительным психологическим фактором является красота растений: насыщенная окраска листьев, яркий рисунок на них, сочность и упругость стеблей и других частей растения, хорошая кустистость, облиственность, отсутствие голых участков, сухих листьев. Это одновременно является показателем хорошего состояния растений. Их самочувствие и красота находятся в прямой зависимости от условий, в которых они произрастают.

Трудно переоценить значение комнатных растений в решении основной задачи воспитания: формирование культурно-экологического сознания дошкольника, как базиса личностной культуры.
Комнатные растения – обязательные обитатели уголков природы детсадовских групп. Разнообразие оттенков, цвета и форм листьев, цветов, стеблей растений, почти не прекращающийся рост в течение года, делает их ценным дидактическим материалом.
              Теоретические исследования М.М.Марковской, С.А.Веретенниковой, М.В.Лучич, А.М.Федотовой и др. доказывают, что активное, систематическое знакомство с растениями под руководством взрослого развивает у детей деятельность наблюдения и наблюдательность, умственные способности и познавательные интересы, закладывает основы реалистического понимания явлений природы, помогает формировать трудовые навыки и трудолюбие, бережное отношение ко всему живому.

Ознакомление детей с комнатными растениями входит в содержание всех комплексных программ. Объем рекомендуемых программами знаний включает следующие знания:

  • Строение растения – стебель, корень, листья, цветок
  • Внешний вид растения
  • Условия, необходимые для роста и развития растения – тепло, свет, влага
  • Название некоторых растений
  • Правила ухода за растениями – полив, опрыскивание, пересадка, рыхление
  • Бережное отношение к растениям.

           Комнатные цветы и растения в интерьере детских учреждений играют особую роль: они являются не только украшением помещения, но и действенным средством воспитания и образования детей. Правильно организованная с комнатными растениями работа расширяет представления детей о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего мира. Важна и гигиеническая роль растений, так как дети много времени проводят в закрытом помещении.

                                                                                    Воспитатель  

                                                                                   МАДОУ  «ЦРР – детский сад №10»

Голикова О.Н.

Актуальность: (проблема.) Проблема  заключается  в  том,  что  у  детей  не  формируются  элементарные  представления  о  взаимосвязях  и  взаимодействии  живых  организмов  со  средой  обитания,  бережном  отношении  к  природе, умению  ответственно  ухаживать  за   растениями  и  животными. 

Цель проекта:

Формировать основы экологической культуры всех участников  образовательного процесса, пополнение знаний о комнатных растениях у детей.

Задачи (для детей среднего возврата)

  • Учить последовательно и полно рассказывать о комнатном растении. Закреплять умение  видеть признаки общего в растении, отражать это в рассказе. Развивать связную речь.
  • Учить сравнивать листья по признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности. Количеству.
  • Формировать навык пользования моделями в практической деятельности
  • Упражнять в обследовательских действиях
  • Закрепить знание структуры трудового процесса (поливка). Обучить практическим навыкам поливки
  • Формировать знания о процессе посадки. Совершенствовать навыки посадки растений.
  • Учить дружескому отношению детей друг к другу в процессе труда
  • Воспитывать бережное отношение  к растениям как к живым существам

Задачи  (для детей старшего дошкольного возраста)

  • Познакомить с новыми комнатными растениями (родина произрастания, правила содержания)
  • Закрепить знания о способах ухода за комнатным растением, их размещением (светолюбивые, теневыносливые) с опорой на модели
  • Воспитывать интерес к наблюдению за жизнью комнатных растений
  • Совершенствовать навыки ухода за растениями (полив. Удаление пыли, умение при уходе пользоваться картотекой потребностей растений)
  • Продолжать воспитывать бережное отношение к растениям.

Ожидаемые результаты  (средний дошкольный возраст)

  • Дети будут проявлять интерес к растениям уголка природы, испытывать радость от общения с растением, проявлять любознательность
  • Дети сумеют различить и правильно назвать растения своего уголка природы
  • Дети будут откликаться на предложения воспитателя поухаживать за растениями в уголке природы, выражать эмоции, глядя на красоту комнатных растений, стремится оказать им помощь.

Ожидаемые результаты (старший дошкольный возраст)

  • Дети будут, имеет представления о многообразии комнатных растений, их потребностях как живых существ.
  • Владеть представлениями об уходе за растениями, стремиться применять представления в собственной деятельности
  • Качественно, с незначительной помощью взрослого, дети осуществят уход за растениями

1 ЭТАП,

 Подготовительный этап :

  • составление перспективного плана работы по проведению проекта; подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов о комнатных растениях, загадок;
  • приобретение методической литературы;
  • создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды; привлечение родителей для помощи педагогу:
  • поиск материала в сети Интернет, оказание разнообразной помощи.

2 ЭТАП

Основной этап : Реализация проекта

План мероприятий по реализации проекта

Средний возраст.

Формы работы с детьми

Содержание работы с детьми

Обучающая ситуация

Комнатные растения в нашем уголке природы «Поможем Незнайке»

Экскурсии

Уголок природы старшей группы,

Экологическая комната

Наблюдения

Рассматривание комнатных растений (название, строение)

Умение различать 2-3 комнатных растения. Уточнение названия и строения

Наблюдения за пересадкой комнатных растений, уточнение приемов ухода за ними

Наблюдение за детьми старшей группы во время дежурства в уголке природы

Чтение

Е.Благинина «Огонек»

Л.Пилипенко «Кактус»

Г.Ракова «Фиалка»

Изобразительная деятельность

Рисование «У нас расцвели красивые фиалки»

Трудовая деятельность

Поручения: полив растений, опрыскивание листьев, протирание листьев влажной тряпкой, рыхление

Дидактические игры и упражнения

«Покажи такой же цветок», «Найди растение, которое я назову», «Найди, что покажу», «Найди, о чем расскажу», «Покажи лист. Цветок, стебель»,  «Расскажем новой девочке, как надо поливать растение», «Угадай. Что за растение». «Назови растение», лото «Комнатные растения», «Узнай и назови растение», «Парные картинки», «Какого растения не стало?», «Где спряталась матрешка?»,»Найди пару»

Сюжетно-ролевые игры

Магазин «Цветы»

Моделирование

Условия необходимые для роста и развития растений.

Алгоритм ухода за комнатным растением.

Строение комнатного растения.

Физическая культура

Подвижные игры «Собери цветок из лепестков», «Живая клумба»

Музыка

Музыкальное оформление всех мероприятий

Слушание «Вальс цветов» и «Времена года» Чайковского

План мероприятий по реализации проекта (старший возраст)

Формы работы с детьми

Содержание работы с детьми

Обучающие ситуации

«Как мы будем дежурить по уголку природы»

«Растения нашего уголка природы»

«Знакомство с новыми комнатными растениями»

Придумывание рассказа «Как растение попало в наш детский сад»

Описание комнатных растений

Экскурсии

Уголок природы параллельной группы

Экологическая комната детского сада

Экологическая тропа по детскому саду

Наблюдения

Сравнение комнатных и грунтовых растений осенью. Весной и летом

Рассматривание комнатных растений (название, строение, правила ухода»

Умение различать несколько комнатных растений, уточнение названия, ухода, способа размножения

Беседа

«Растения на участке и в группе»

«Что растет на окошке»

«Как выращивают цветы зимой в теплицах»

«Что мы знаем о комнатных растениях»

«Как мы ухаживаем за комнатными растениями»

«Лекарства на окошке»

«Такие разные комнатные растения»

Художественная литература

  • Заучивание и чтение стихотворений  о растениях. Чтение научно-популярной и художественной литературы по теме. Обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок.
  • А.Мусатов  «Изумрудные города»

В.Верзилин»Путешествие с комнатными растениями»

Художественное творчество

Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением комнатных растений

Рисование «Комнатное растение», «Фуксия в горшочке»

Труд

Дежурство по уголку природы (полив, удаление сухих листьев, рыхление, пересадка)

Посадка луковиц тюльпанов. Посадка черенков комнатных растений

Дидактические игры и упражнения

«Назови растение», «Опиши. А мы угадаем», «Узнай по описанию», «Какого растения не стало», «Что лишнее», «Что изменилось», «Собери части растения»

Сюжетно – ролевые игры

«День рождения в семье»

«Цветовод»

Работа в лаборатории природы

Опыт «Как увидеть движение воды через корешки», «Растение-насос». «Живой кусочек», «Испарение влаги с листьев растений», «За светом»

Музыка

Музыкальное оформление всех мероприятий; Песенное творчество.

Развитие положительных эмоций. Театрализованная деятельность.

 Слушание «Вальс цветов» и «Времена года» П.И.Чайковского

Танец «Любимый цветок».

Физическая культура

Подвижные игры «Укрась цветами ковер»,

«живая клумба», «Волшебная палочка», «Собери цветок из лепестков», «Мы – цветы»

План мероприятий по работе с воспитателями:

  • Консультация «Комнатные растения в уголке природы разных возрастных групп»
  • Практикум «Организация фито-модулей в группах»
  • Фото-выставка «Внимание! Ядовитые комнатные растения»

План мероприятий по работе с родителями

  • Изготовление альбома «Мои домашние любимцы»
  • Консультация «

3 ЭТАП – заключительный

Средний возраст – АКЦИЯ «Посадим для мамы красивый цветок»

Старший возраст – Выставка «Садик в плошке на окошке», создание коллекции «Узамбарская фиалка» или  «Кактусятник»

Изготовление экологической книги «Комнатные растения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в младшей группе « Наши друзья - комнатные растения».

. Закреплять знания детей о комнатных растениях (бальзамине, китайском розане) и их существенных признаках ( корнях, листьях, стеблях, цветках). Учить сравнивать растения по их признакам, выделяя сход...

конспект "Наши друзья - комнатные растения"

Создать здоровьесберегающую среду, которая способствует здоровью и развитию наших детей....

Экологический проект Наши друзья – комнатные растения.

Тип проекта:   краткосрочный (3 недели), групповой.  Проблема:Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими ...

Познавательный практико-ориентированный проект "Наши друзья-комнатные растения"

«Чтобы жить, нужны  солнце, свобода и маленький цветок».Г. – Х. Андерсен.Большую часть года дошкольники проводят  в детском саду, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растения...

Экологический проект «Наши друзья – комнатные растения»

Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точного названия того или иного комнатно...

Экологический проект "Наши друзья - комнатные растения"

Экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы её преобразования, усвоение природных закономерностей и нормативов поведения, при которых во...

«Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников» «Комнатные растения – наши друзья»

Краткосрочный проект по экологическому воспитанию «Комнатные растения – наши друзья »Участники проекта: дети  средней группы, педагоги, родители.Вид проекта: образоват...