Методическая разработка на тему: "Дидактическая игра, как средство обучения дошкольников"
методическая разработка
Место и роль дидактической игры в воспитательно- образовательном процессе. Использование дидактических игр в обучении дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_22.odt | 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
на тему: « Дидактическая игра, как средство обучения дошкольников»
Разработала воспитатель: Лобазова Т.В.
Введение:
1. Актуальность и значимость данной проблемы.
2. Цель.
3. Задачи.
Основная часть
Место и роль дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе.
1. Общая характеристика дидактических игр.
2. Использование дидактической игры в обучении дошкольников.
Введение
1. Актуальность и значимость данной проблемы.
Игра — это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений. В игре ярко проявляются мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решать более трудную задачу, чем на занятии. Игра — это только один из методов , и она дает хороший результат только в сочетании с другими: наблюдением, беседами, чтением и т. д.
Играя дети, учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.
Игра — это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель совместные усилия к достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Дети учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного. Пользоваться своими знаниями, выражать их словами.
Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора.
С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям.
Игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения.
2. Цель данной проблемы:
Определить роль д/и в обучении детей дошкольного возраста.
3. Задачи:
Изучить психологические основы и особенности игры;
Выявить сущность понятия дидактическая игра;
Проанализировать свой опыт по использованию д/и в воспитательно-образовательном процессе ДОУ;
систематизировать д/и для детей разного дошкольного возраста.
Место и роль дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе
1. Общая характеристика дидактической игры.
Основная особенность д/игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение д/игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Как отмечал А.Н. Леонтьев, д/игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную к той не игровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для д/игр характерно наличие задачи учебного характера — обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную д/игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена. А возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата.
Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в д/игре зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, д/игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непреднамеренное обучение получило название авто
дидиктизма.
Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную особенность маленьких детей — восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои д/игры, были созданы своеобразные дидактические игрушки, ставшие частью его культуры. В содержании д/игр и игрушек отразились особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа.
Народные д/игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учетом возрастных психофизиологических особенностей ребенка. Для народных д/игр характерно четко выраженное обучающие эмоционально-познавательное содержание, воплощенное в игровой форме, образности, динамичности игровых действий. Содержание игры событийно, т. е. Отражает какой-либо случай, происшествие, вызывающие определенный эмоциональный отклик у ребенка и обогащающее его социальный опыт.
В русской народной педагогике имеются д/игры и игрушки, предназначенные для детей разных возрастов: от раннего возраста до школьного. Они входят в жизнь ребенка очень рано — на первом году жизни. Для детей постарше русская народная педагогика предназначает д/игры, в которых заложена возможность развития активности, сноровки, инициативы, смекалки. Здесь находят выражение присущая дошкольникам потребность в движении, в общении со сверстниками, заключается обильна пища для работы ума, воображения.
С течением времени народные игры подвергаются изменениям, которые вносят сами дети (обновляют содержание, усложняют правила, используют иной игровой материал). Варианты игр творят педагоги-практики. Опираясь на идеи, заложенные в народных играх, ученые создают новые д/игры, предлагают целые системы таких игр.
Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть пронизана уроком. Ф.Фребель разработал систему д/игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду.
В эту систему вошли д/игры с разными игрушками, материалами, расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства д/игр бвли стихи, песни, рифмованные присказки, написанные Ф.Фребелем и его учениками с целью усилия обучающего воздействия игр.
Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система д/игр, автором которой является Мария Монтессори близка к позиции Ф.Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитие ребенка. Для обучающих игр-занятий она создала структуру, включающую несколько компонентов.
Рассмотрим эти компоненты:
- Обучающая (дидактическая ) задача — основной элемент д/игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формируется как игровая. Например, в игре «Узнай предмет по звуку» обучающая задача такова: развивать слуховые восприятия, учить детей соотносить звук с предметом. А детям предлагают следующую игровую задачу: прислушиваться к звукам, которые издают разные предметы, и отгадать эти предметы по звуку. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программа» игровых действий. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры.
-Игровые действия — это способы проявления активности ребенка в игровых целях: опустить руку в «чудесный мешочек»,нащупать игрушку, описать ее.
Для детей раннего и младшего дошкольного возраста в д/игре увлекает процесс игры, а результат их пока не интересует. Поэтому игровые действия просты и однотипны.
Для детей среднего и старшего дошкольного возраста предусматриваются более сложные игровые действия, как правило, состоящие из нескольких игровых элементов. Дети 5-6 лет, участвуя в сюжетной д/игре, выполняют комплекс игровых действий, связанных с реализацией определенной роли.
В играх старших дошкольников предлагают игровые действия умственного характера: проявить наблюдательность, сравнить, припомнить ранее усвоенное, классифицировать предметы по тем или иным признакам и т.д.
Итак, в зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия в д/игре. Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры.
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решать задачу.
В дошкольной педагогике все д/игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами
В этих играх используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различие предметов. Ценность игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
В д/играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например, отобрать все игрушки сделанные из пластмассы.
Используя д/игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.
Настольно-печатные игры
Настольно-печатные игры — интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.
Словесные игры
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом.
2. Использование дидактической игры в обучении дошкольников.
В педагогическом процессе дошкольного учреждения д/игра выступает прежде всего как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею.
В д/играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний.
Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
Успешное руководство д/играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, четкое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.
Развитие интереса к д/играм, формирование игровой деятельности у детей достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющие задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деятельность дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Но руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринужденность, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.
В каждой группе воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Отдельные, изолированные игры. Могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата. Поэтому следует четко определять взаимодействие обучения непосредственно-образовательной деятельности и в д/игре.
При помощи словесных пояснений, указаний воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представление, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, способствует совершенствованию игровых действий. Недопустимы подробныеи многословные объяснения, частые замечания и указания на ошибки, даже если они вызваны стремлением выправить игру. Такого рода объяснения и замечания разрывают живую ткань игровой деятельности, и дети теряют интерес к ней.
Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает и радуется.
Иногда воспитатель рассказывает о каком-либо событии, создает соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включиться в игру, но как умелый и чуткий режиссер, сохраняя и оберегая ее самостоятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведет их к определенному результату. Поддерживая и побуждая деятельность воспитанников, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: удивление, шутки, игровые сюрпризы.
Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения ими игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлеченности. В период усвоения нового содержания игровых действий, правил темп ее , естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развертывается и дети увлекаются, темп ее убыстряется. К концу игры эмоциональный подъем немного спадает и темп игры вновь замедляется. Не следует допускать слишком замедленного темпа и ненужно обострения темпа игры. Убыстренный темп иногда вызывает растерянность детей, неуверенность, несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение правил. Дошкольники не успевают втянуться в игру, перевозбуждаются. Замедленный темп игры возникает тогда, когда даются через чур подробные объяснения. Это приводит к тому, что игровые действия как бы отдаляются, правила вводятся несвоевременно, и дети не могут руководствоваться ими, допускают нарушения, ошибаются.
Руководя д/игрой, воспитатель использует разные формы организации детей. Если необходим близкий контакт, то дошкольников усаживают на стулья, поставленные в круг или полукруг, а педагог садится в центре. Умение удерживать игру в пределах установленного времени — большое искусство. Воспитатель уплотняет время прежде всего за счет сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описания, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.
Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к ее продолжению.
Дидактическа игра как одна из форм обучения проводится во время, которое отводится в режиме непосредственно-образовательной деятельности. Игра может чередоваться с непосредственно-образовательной деятельностью, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность, организовать применение усвоенного в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный материал.
Дидактическая игра прододится в групповой комнате, в музыкальном зале, на площадке и т. д.
Этим обеспечивается более широкая двигательная активность детей.
Дети старшего дошкольного возраста уже способны к самостоятельным выводам, заключениям, обобщениям. Неоценимую помощь оказывают для развития зтих способностей д/ игры.
Заключение
Игра вырабатывает у ребенка умение выделять в окружающем характерное, помогает ему глубже и полнее осознать явления действительности. Игра способствует развитию творческого воображения, которое необходимо для последующей учебной и трудовой деятельности ребенка.
Игра формирует у детей волевые качества: умение подчинять свои действия определенным правилам, согласовывать свое поведение с задачами целого коллектива. В игре ребенок овладевает нравственными нормами поведения, играющими решающую роль в формировании его личности.
Игра — важное средство умственного воспитания. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и рассказывали. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей а разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Правильное руководство играми имеет решающее значение в развитии психики ребенка, в формировании его личности.
Список литературы:
Пидкосистый П.И. « Технологичя игры в обучении и развитии»- М.,2005
Сорокина А.И. « Дидактические игры в детском саду» - М.,2010
Артемова Л.В. « Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» - М.,2007
Васильева М.А. « Руководство играми детей в дошкольных учреждениях» - М.,2009
Усова А.П. « Роль игры в воспитании детей» - М., 2007
Гербова В.В. « Воспитание детей» - М., 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: "Дидактическая игра как средство обучения дошкольников"
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческо...
Методическая разработка на тему "Дидактические игры, игры-упражнения, тренинги по обучению грамоте и подготовке детей к школе"
Данная методическая разработка ориентирована на учителей-логопедов, работающих с детьми с ОНР старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемые игры составлены на основе игр, уже описан...
Методическая разработка на тему " Дидактический материал как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста"
Методическая разработка...
Методическая разработка. Консультация для воспитателей. «Дидактическая игра как средство обучения дошкольников»
Дидактические игры – это вид игр с правилами, которые специально созданы для обучения. Хотя они предназначены для обучения детей, в то же время, в них реализуется воспитательное и развивающее вл...
Разработка проекта «Дидактическая игра, как средство обучения дошкольников»
Проект «Дидактическая игра, как средство обученияЦель данной проблемы:Определить роль дидактической игры в обучении детей дошкольного возраста.Задачи:- Изучить психологические основы и особеннос...
Методическая разработка по теме "Дидактическая игра как средство развития ребенка раннего возраста"
Методическая разработка...